Файл: Понятие и сущность термина корпоративные отношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Единство руководства в чём-то вторит единоначалию, но толкуется более широко: каждая подсистема, объединяемая некими подзадачами, должна иметь одного предводителя, контролирующего выполнение плана.

6. Личные интересы не должны надстоять над общими. Работа каждого должна быть подчинена одной общей цели, независимо от личных амбиций, личной заинтересованности.

7. Вознаграждение за работу должно быть справедливым.

8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Вопрос о централизации и децентрализации является простым вопросом меры, которая обеспечивает лучшие возможные результаты.

9. Иерархия – иными словами, структурирование и выстраивание прямых и косвенных подчиненных связей от высшего уровня организации к низшему. Этот путь диктуется одновременно необходимостью «обеспеченной передачи» и единоначалием.

10. Порядок. Место - для всего и все на своем месте.

11. Справедливость. Справедливость -это сочетание благожелательности с правосудием, позволяющее умерять строгость порядка, не исключая твердости, и стимулирующее преданность персонала, и добрую волю функционеров.

12. Устойчивость персонала. Опыт доказал, что высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительнее, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух. Союз - это сила. А она является результатом гармонии персонала. Среди многих средств, пригодных для создания корпоративного духа в организации, можно отметить один принцип, который следует соблюдать, и две опасности, которые надо избегать16.

Поведенческие науки (с 1950 г. настоящее время). Школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Многие в начале XX века серьезно ставили под сомнение тогда новую фрейдовскую концепцию подсознательного. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Следовательно, хотя авторы научного управления и классического подхода
признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой.


2.5 Сущность современных подходов к управлению


Эффективность и качество управленческого труда определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т. е. подходов, принципов, методов, а это значит — без хорошей теории практика слепа. Однако к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 13 научных подходов.

Комплексный подход. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.

Интеграционный подход. Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между:

  • отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;

  • стадиями жизненного цикла объекта управления;

  •  уровнями управления по вертикали;

  • уровнями управления по горизонтали.

Интеграция – это углубление сотрудничества субъектов, управление взаимодействием и взаимосвязями между компонентами системы управления.

Маркетинговый подход. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя:

  • повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя;

  • экономия ресурсов у потребителя за счет повышения качества;

  • экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического прогресса (НТП);

  • применение системы менеджмента17.

Функциональный подход. Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций, и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.

Динамический подход. При динамическом подходе объект управления рассматривается в динамическом развитии, причинно-следственных связях и соподчиненности, производится ретроспективный анализ за пять и более лет и перспективный анализ (прогноз).


Воспроизводственный подход. Это подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара/услуги для удовлетворения потребностей рынка с меньшими, по сравнению с лучшим технологичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

Процессный подход. Этот подход рассматривает функции управления как взаимосвязанный процесс управления. Он является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

Нормативный подход. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:

  • целевой подсистеме;

  • функциональной подсистеме;

  • обеспечивающей подсистемы.

Количественный подход. Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и других. Управлять можно цифрами, а не только словами.

Административный подход. Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.

Поведенческий подход. Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознании собственных возможностей. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения роли человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.

Ситуационный подход. Пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует множество факторов, как в самой организации, так и во внешней среде, не существует лучшего единого подхода управлять объектом. Самый эффективный метод, который соответствует конкретной ситуации, максимально адаптирован к ней.

3. Особенности управления корпоративными отношениями в российских компаниях


Корпоративные отношения как принятое бизнес-сообществом и узаконенное государством явление являются частью структуры современной системы управления В этой связи возникает необходимость в управлении корпоративными отношениями с целью их упорядочения и исключения либо разрешения конфликтов. Другими словами, необходим механизм контроля соблюдения правил взаимосвязей в рамках корпоративных отношений.


Исследование природы корпоративных отношений в отечественном бизнесе и анализ особенностей их формирования в различных компаниях имеет особую значимость для научного обоснования и обобщения этого явления как научной категории. Ведь именно национальные особенности ведения бизнеса накладывают особый отпечаток на характер и особенность корпоративных отношений и систему их управления.

Менеджмент организации давно стал учебной дисциплиной во многих вузах РФ. Учебные программы по этому направлению предполагают комплекс учебных теоретико-практических мероприятий, направленных на подготовку профессиональных управленческих кадров. Задача системы высшего образования – выпустить дипломированных специалистов, готовых не просто к руководящей должности, а к системному подходу в поиске эффективных методов управления и контроля любой экономической, организационной, социальной системы18.

В перечне управленческих должностей стоит отдельно упомянуть о всё чаще встречающейся в штатных расписаниях должности GR-менеджера (от англ. «government relations»). Эта позиция предполагает выстраивание и укрепление корпоративных отношений бизнеса и власти. И если до недавнего времени эта должность была прерогативой крупного, зачастую иностранного бизнеса, то сегодня она становится актуальна и для среднего бизнеса. Появление такой HR-позиции стало шагом к цивилизованному способу решения вопросов, связанных с интересами корпораций, в государственных органах в противовес прежним взяточничеству и открытому лоббизму19.

Ситуация, в которой благополучие крупного бизнеса было поставлено в прямую зависимость от государственной политики и решений отдельных обличённых властью государственных чиновников, постепенно начинает меняться.

Однако для крупных гигантов с государственным участием роль государства в их экономической деятельности продолжает оставаться актуальной. Государственные корпорации полностью зависимы от бюджетных и административных преференций, объёмов финансирования и налоговых режимов. Такой союз государственности и частно-правовых отношений требует грамотно выстроенной вертикали взаимодействий бизнеса с государством. Особенно остро такая необходимость ощущается в национальных гигантах топливно-энергетического комплекса, телекоммуникационной сфере, металлургической, вино-водочной и табачной отраслях.