Файл: Темы для индивидуального проекта для специальности Право и организация социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В связи с этими возражениями возникает вопрос: если даже везучий вор и террорист, как экстремальные случаи, не может изменить природу связей с общественностью, верен ли тезис о том, что он вообще является объектом правонарушения, а значит, и объектом консолидации, регулирования и защиты? Более того, не опровергают ли эти факты обоснованность самого социологического подхода, потому что для него общественное отношение является отправной точкой всех дальнейших теоретических построений?

Человек является незаменимым участником, субъектом всех социальных процессов. И никто не спорит с тем, что в конечном итоге люди, население является необходимой предпосылкой для общественных отношений. А поскольку правовые нормы не являются продуктом научной мысли, а законодатель скорее практический, чем теоретик, то в социальной реальности получается, что закон фиксирует и защищает в первую очередь то, что имеет практическое значение - эмпирические предпосылки существования общественных отношений. К ним относятся люди, их окружающая среда (экология), общие условия их существования.

Второй элемент преступления формирует его объективную сторону. Он охватывает деяние, т.е. -отдельный поведенческий акт, находящийся под контролем сознания и воли субъекта, причиненный ему вред, который делает этот акт социально опасным, и причинно-следственную связь между этим актом и произошедшим социальным ущербом.

Понятно, что движение мышц человека не является актом в том смысле, в каком на него ссылаются в юриспруденции. В частности, оно может состоять из нескольких движений. Одно действие, образующее элементы преступления, иногда состоит из движений и действий многих субъектов. Безусловно, смысл того или иного понимания того или иного деяния проявляется в практике применения норм уголовного права: преступления как наиболее опасный вид преступлений уже давно привлекают к себе наибольшее внимание теоретиков права. В частности, -эта проблема связана с толкованием простых, длительных, непрекращающихся и сложных преступлений, проблемой их реальной и идеальной тотальности, вопросом соучастия и т.д.

Различия в этапах разработки мероприятия, в степени его интенсивности как критерия социальной опасности привели к появлению таких институтов уголовного права, как подготовка к преступлению и покушение на него. Естественно, что в подавляющем большинстве случаев -общественная опасность подготовки и покушения на преступление меньше общественной опасности совершенного преступления.


Тот факт, что субъектом преступления по определению является изолированное лицо, как правило, влечет за собой повышенную ответственность за общественно опасное деяние, совершенное совместно двумя или более лицами. В то же время стабильные объединения (например, банда) представляют собой большую общественную опасность. Однако и здесь речь идет не о том, что коллектив становится субъектом правонарушения (субъектом уголовного преступления может быть только физическое лицо), а только о возросшей общественной опасности коллективной противоправной деятельности.

Что касается уголовного права, то социологическое и правовое значение института соучастия заключается также в обосновании ответственности лиц, которые непосредственно не совершили преступления, но в то же время своими действиями умышленно способствовали совершению преступления другим лицом или иными лицами. Степень сопричастности и соучастия в преступлении определяется различной интенсивностью каждого из соучастников как мера их индивидуальной социальной опасности (исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник - виды соучастия; недоказанное сокрытие и несообщение о готовящемся или совершенном с уверенностью преступлении - виды соприкосновения, установленные уголовным законодательством).

Наконец, само собой разумеется, что совершенное преступление будет тогда, когда его объекту - связям с общественностью - будет нанесен какой-либо вред. Действия, не посягающие на общественные отношения, с теоретической точки зрения, не являются правонарушениями.

Объективной стороной является та, в которой правонарушение получает свое внешнее выражение. Это объективная сторона судьи и его автора. Как отметил Гегель, "ряд действий -субъекта, это он сам".

Третьим элементом преступления является его предмет. Его социально-правовая природа была раскрыта нами ранее, когда была дана характеристика правосубъектности, в частности, -деликатности как ее составной части. Здесь достаточно подчеркнуть, что, поскольку правонарушение является посягательством на порядок общественных отношений, его субъектом может быть личность - коллективная или индивидуальная, способная понять природу своих действий. Насколько реальное достижение будет соответствовать желаемому - другому вопросу, ответ на который определяется многими аспектами субъективного (уровень организации коллективного субъекта права, уровень развития индивида, если он является субъектом права, характер его средств и орудий и т. д.) и объективного (характеристика физического и социального окружения, в котором преступнику приходится действовать, в частности, уровень правосознания -общества) порядка.


Из этого следует, что в уголовном праве лицо, которое на момент совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии безумия, то есть, по определению советского уголовного права, "не могло осознавать своих действий или руководить ими вследствие хронического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного -состояния" (ст. 11 УК РСФСР).

Аналогичные принципы применимы и во всех других отраслях права. Закон предполагает, что человек несет полную ответственность за свои действия только в том случае, если он совершил их с полной свободой воли, и поэтому, последовательно проводя такую черту, закон исключает -возможность оценки как незаконных действий, которые, хотя и являются общественно опасными, но совершаются в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны, а также лицом, не достигшим возраста дееспособности.

Установление уголовной ответственности за совершение преступления по неосторожности (т.е., как указано в ст. 9 УК РСФСР, в случаях, когда "лицо, совершившее преступление, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение или не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло предвидеть их") является относительно запоздалым явлением и связано с необходимостью совершенствования индивидуальной дисциплины поведения в условиях осложнения вызова. Являясь промежуточным звеном между ответственностью за умышленные действия, совершенные при "полной свободе воли", и освобождением от ответственности за действия, совершенные безумцем или в состоянии необходимой обороны или чрезвычайного положения, ответственность за преступления по неосторожности лишь проясняет, но не отменяет общее правило.

Наконец, четвертый элемент композиции - это субъективная сторона правонарушения. В теории права она называется виной, понимая ее как реальное интеллектуальное и волевое отношение человека к совершенному им противоправному деянию и его результатам. В вине субъекта права -конкретизируется принцип свободы воли - краеугольный камень понятий закона, правонарушения и ответственности Нового времени. Через сознание и волю субъекта права преломляются все элементы состава преступления, так что оно предстает перед нами как воплощение свободного намерения способного человека, воплощение, превратившее его в преступника. "Хотя все изменения (в денежном существе) как таковые, поскольку они обусловлены деятельностью субъекта, являются его делом, но в силу одного он еще не признает их своим поступком, а признает своей виной только денежное существо в действии, которое состояло в его знании и воле, только то, что было его намерением, было его собственным", - пишет Гегель.


Вино действует в форме умысла и небрежности. В свою очередь, намерение может быть прямым и непрямым, или даже окончательным. Прямое намерение возникает тогда, когда субъект предвидит результат своих действий и желает, чтобы они произошли. Мы сталкиваемся с косвенным умыслом, когда преступник, предвидя результаты своих действий, не хочет, чтобы они имели место, но сознательно допускает их.

В случае халатности в форме халатности лицо не предвидело вредных последствий своих действий, хотя обстоятельства дела должны были их предвидеть. В случае небрежности в форме -высокомерий преступник предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но небрежно надеется их предотвратить.

Если человек не предвидел и не мог предвидеть общественно опасные последствия своих действий, имеет место случай или неудача, которая исключает его квалификацию как -преступления.

Только наличие в акте всех четырех элементов состава делает этот акт преступлением.

Юридический состав правонарушения

Понятия "правонарушение" и "состав преступления" тесно взаимосвязаны, но не идентичны. Понятие охватывает признаки, индивидуальные свойства преступления. Категория "состав преступления" необходима для его конкретизации и индивидуализации, она отражает реальность, а именно - совокупность правовых фактов, служащих основанием для юридической ответственности, определяет способ индивидуализации наказания.

Обязательными элементами любого состава преступления являются: объект преступления, объективная сторона преступления, предмет преступления, субъективная сторона преступления.

Объект правонарушения 

Объектом преступления являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые законом. Безобъективных правонарушений не бывает. Правонарушитель своим действием или бездействием разрушает правовой порядок, установленный и обеспеченный правовыми нормами.


Социальные отношения - это сложное явление социальной реальности, состоящее из различных элементов. К ним относятся субъекты, выступающие сторонами отношений, объекты, в отношении которых устанавливаются отношения, регулируемые законом, а также акты сторон и сама правовая норма как форма реальных отношений. Именно на них и направлена конкретная атака.

В этой связи наряду с общим можно выделить и непосредственный объект преступления. Что касается разнообразных отношений, то прямым объектом преступления является столь разнообразный объект. Это могут быть имущественные, трудовые, политические и другие права и интересы субъектов права, государственного и общественного строя, состояния окружающей среды, жизни, чести, достоинства, здоровья человека.

Предмет преступления 

Субъектом преступления является правонарушитель, здравомыслящий человек, достигший -определенного возраста, а также общественная организация.

Человек, совершающий противоправное деяние, становится субъектом правонарушения, а затем субъектом ответственности, при условии, что он способен правильно понять социальный смысл своего поступка.

Границы социальной зрелости правонарушителя, установленные российским законодательством, являются достаточно условными и различаются в очень широком диапазоне. Считается, что социальная значимость объектов, охраняемых уголовным правом, адекватно понимается лицами с 16 лет, а некоторые из них связаны с их особой ценностью и очевидностью с 14 лет.

В гражданском праве признаются как индивидуальные (физические лица), так и коллективные (юридические лица) правонарушители. В уголовном и административном праве, ввиду необходимости индивидуализации ответственности и наказания, признается только индивидуальный правонарушитель. Однако косвенно коллективные субъекты (банды, мафиозные группировки) также изучаются в рамках института соучастия.

Объективная сторона правонарушения 

Объективная сторона правонарушения характеризует его с внешней стороны, как акт внешнего проявления. К обязательным элементам, составляющим содержание объективной стороны, относятся: противоправные деяния, их общественно вредные последствия - противоправный результат