Файл: Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине оп 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
по учебной дисциплИНЕ
ОП 03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
преподаватель: вадюхина Светлана Леонидовна
Самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий студентов. Самостоятельная работа проводится с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубления и расширения теоретических знаний; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности студентов; формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развития исследовательских умений.
Раздел 1. «Предмет и содержание дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Тема 1.1. Введение в предмет и его роль на современном этапе.
Задание: заполнить таблицу «Краткие исторические данные о развитии анатомии, физиологии, гигиене»
Таблица 5
Годы жизни | Фамилия имя ученого | открытия в области анатомии, физиологии, гигиены |
1842-1889 | Доброславин А.П. | Русский врач, основоположник экспериментальной и военной гигиены в России: - организатор первой русской лаборатории экспериментальной гигиены; - разработал гигиенические требования к школьным зданиям, выбору участков для школы и т.д. |
| | |
Форма и методы контроля: проверка конспектов, экзамен.
Раздел 2. Строение, функции и гигиена нервной и двигательной системы.
Тема 2.1. Опорно-двигательный аппарат.
Задание 1.: заполнить таблицу «Соединения костей верхних и нижних конечностей и мышцы, обеспечивающие движения в них»
Таблица 6
сустав | Кости образующие сустав | Характеристика сустава | Мышцы, обеспечивающие движение |
Плечевой | | | |
Локтевой | | | |
Лучезапястный | | | |
Тазобедренный | | | |
Коленный | | | |
голеностопный | | | |
Форма и методы контроля: наличие конспекта, тестирование, экзамен
Задание 2.: Провести исследование осанки у детей дошкольного возраста, дать рекомендации по профилактике нарушений.
План исследования
Цель: провести исследование осанки у детей дошкольного возраста, дать рекомендации по профилактике нарушений.
Методы: соматометрия, соматоскопия
Оснащение: сантиметровая лента, линейка
Ход работы
-
Определить ширину плеч (ШП) и плечевую дугу(ПД). Рассчитать плечевой показатель по формуле ШП/ПД×100% -
Нарисовать ромб Машкова в пропорции 1:3 -
Определить выносливость мышц спины – время удержания лодочки. -
Провести плантографию. -
Составить комплекс упражнений ( 6-8) для формирования правильной осанки и коррекции нарушений.
Форма и методы контроля: предоставление отчета исследования осанки
Тема 2.2. Нервная система
Задание 1. Заполнить таблицу «Строение и функции спинного и головного мозга.
Таблица 7
Отдел мозга | строение | функции |
Спинной | Серое вещество Белое вещество сегмент | Проводниковая: Рефлекторная: |
Головной | ||
продолговатый | Оливы Пирамиды | Проводниковая: Рефлекторная: |
Задний (мост и мозжечек) | Кора мозжечка Подкорковые ядра | Проводниковая: Рефлекторная: |
Средний | Черное вещество Четверохолмия Красные ядра Ножки мозга | Проводниковая: Рефлекторная: |
Промежуточный | Таламус Гипоталамус Метаталамус Эпиталамус | Проводниковая: Рефлекторная: |
Конечный | Кора Подкорковые ядра Доли | Проводниковая: Рефлекторная: |
Форма и методы контроля: наличие конспекта, тестирование, экзамен
Задание 2.Исследовать простейшие рефлексы у человека.
План исследования
Цель: Исследовать простейшие рефлексы у человека.
Оснащение: молоточек невропатолога
Ход работы
Таблица 8
Название рефлекса | Центры рефлекса | Ответная реакция |
Ахиллов | | |
Коленный | | |
Брюшные | | |
Эффект белого пятна | | |
Зрачковый | | |
Защитный (моргание) | | |
Форма и методы контроля: предоставление отчета исследования рефлексов, схема рефлекторной дуги, тестирование, экзамен.
Тема 2.3. Основы учения о ВНД
Задание 1. Провести сравнительную характеристику безусловных и условных рефлексов, результаты занести в таблицу.
Таблица 9
показатель | Безусловный рефлекс | Условный рефлекс |
значение | | |
особенности | | |
вид раздражителя | | |
рефлекторные дуги | | |
центры рефлексов | | |
Примеры (виды) рефлексов | | |
Форма и методы контроля: наличие конспекта, экзамен.
Задание 2.: составить опорный план-конспект вопроса «Рефлекторная теория поведения. Речь у детей, ее развитие. Школьная зрелость. Нарушения ВНД.»
Форма и методы контроля: наличие конспекта, экзамен.
Тема 2.4. Сенсорные системы.
Задание 1.: заполнить таблицу «Строение и функции анализаторов»
Таблица 10
анализатор | значение | периферический отдел | проводниковый отдел | центральный отдел |
Зрительный | | | | |
Слуховой | | | | |
Вестибулярный | | | | |
Двигательный | | | | |
Тактильный | | | | |
Температурный | | | | |
болевой | | | | |
вкусовой | | | | |
обонятельный | | | | |
Форма и методы контроля: наличие конспекта, экзамен.
Раздел 3 Вегетативная физиология
Тема 3.2. Обмен веществ и энергии.
Задание 1. Заполнить таблицу « Обмен веществ и их значение»
Таблица 11
| Функции (биологическая роль) | суточная потребность | продукты с большим содержанием |
Белки | | | |
Жиры | | | |
Углеводы | | | |
Вода | | | |
Минеральные соли | | | |
Водорастворимые Витамины (2 любых) | | | |
Жирорастворимые витамины (2 любых) | | | |
Форма и методы контроля: наличие конспекта, экзамен.
Задание 2. : составить опорный план-конспект вопросов:
-
«Обмен энергии. Понятие об основном обмене. Методы исследования» -
«Особенности энергетического обмена детей и подростков. Гигиенические требования к рациональному питанию детей и подростков»
Форма и методы контроля: наличие конспекта, экзамен.
Тема 3.3. Кровь.
Задание 1. Заполнить таблицу «Характеристика клеток крови, их функции»
Таблица 12
| эритроциты | лейкоциты | тромбоциты |
Функции | | | |
где образуются/разрушаются | | | |
Продолжительность жизнедеятельности | | | |
Количество у взрослого | | | |
Количество у детей 5-6 лет | | | |
Особенности строения, виды | | | |
Форма и методы контроля: наличие конспекта, экзамен.
Тема 3.6. Пищеварение.
Задание 1. Заполнить таблицу «Строение и функции органов пищеварительной системы»
Таблица 13
Орган и его проекция (расположение) | Особенности строения | функции |
Ротовая полость | | |
Глотка | | |
Пищевод | | |
Желудок | | |
Тонкий кишечник | | |
Толстый кишечник | | |
Форма и методы контроля: наличие конспекта, экзамен.
Задание 2. Заполнить таблицу «Строение и функции желез пищеварительной системы»
Таблица 14