Файл: Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине оп 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

по учебной дисциплИНЕ

ОП 03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

преподаватель: вадюхина Светлана Леонидовна
Самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий студентов. Самостоятельная работа проводится с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубления и расширения теоретических знаний; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности студентов; формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развития исследовательских умений.
Раздел 1. «Предмет и содержание дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Тема 1.1. Введение в предмет и его роль на современном этапе.

Задание: заполнить таблицу «Краткие исторические данные о развитии анатомии, физиологии, гигиене»

Таблица 5

Годы жизни

Фамилия имя ученого

открытия в области анатомии, физиологии, гигиены

1842-1889

Доброславин А.П.

Русский врач, основоположник экспериментальной и военной гигиены в России:

- организатор первой русской лаборатории экспериментальной гигиены;

- разработал гигиенические требования к школьным зданиям, выбору участков для школы и т.д.












Форма и методы контроля: проверка конспектов, экзамен.
Раздел 2. Строение, функции и гигиена нервной и двигательной системы.
Тема 2.1. Опорно-двигательный аппарат.

Задание 1.: заполнить таблицу «Соединения костей верхних и нижних конечностей и мышцы, обеспечивающие движения в них»

Таблица 6


сустав

Кости образующие сустав

Характеристика сустава

Мышцы, обеспечивающие движение

Плечевой










Локтевой










Лучезапястный










Тазобедренный










Коленный










голеностопный











Форма и методы контроля: наличие конспекта, тестирование, экзамен
Задание 2.: Провести исследование осанки у детей дошкольного возраста, дать рекомендации по профилактике нарушений.

План исследования

Цель: провести исследование осанки у детей дошкольного возраста, дать рекомендации по профилактике нарушений.

Методы: соматометрия, соматоскопия

Оснащение: сантиметровая лента, линейка

Ход работы

  1. Определить ширину плеч (ШП) и плечевую дугу(ПД). Рассчитать плечевой показатель по формуле ШП/ПД×100%

  2. Нарисовать ромб Машкова в пропорции 1:3

  3. Определить выносливость мышц спины – время удержания лодочки.

  4. Провести плантографию.

  5. Составить комплекс упражнений ( 6-8) для формирования правильной осанки и коррекции нарушений.


Форма и методы контроля: предоставление отчета исследования осанки
Тема 2.2. Нервная система
Задание 1. Заполнить таблицу «Строение и функции спинного и головного мозга.

Таблица 7

Отдел мозга

строение

функции

Спинной

Серое вещество

Белое вещество

сегмент

Проводниковая:

Рефлекторная:

Головной

продолговатый

Оливы

Пирамиды

Проводниковая:

Рефлекторная:

Задний (мост и мозжечек)

Кора мозжечка

Подкорковые ядра

Проводниковая:

Рефлекторная:

Средний

Черное вещество

Четверохолмия

Красные ядра

Ножки мозга

Проводниковая:

Рефлекторная:

Промежуточный

Таламус

Гипоталамус

Метаталамус

Эпиталамус

Проводниковая:

Рефлекторная:

Конечный

Кора

Подкорковые ядра

Доли

Проводниковая:

Рефлекторная:



Форма и методы контроля: наличие конспекта, тестирование, экзамен
Задание 2.Исследовать простейшие рефлексы у человека.

План исследования

Цель: Исследовать простейшие рефлексы у человека.

Оснащение: молоточек невропатолога

Ход работы

Таблица 8

Название рефлекса

Центры рефлекса

Ответная реакция

Ахиллов







Коленный







Брюшные







Эффект белого пятна







Зрачковый







Защитный (моргание)








Форма и методы контроля: предоставление отчета исследования рефлексов, схема рефлекторной дуги, тестирование, экзамен.
Тема 2.3. Основы учения о ВНД
Задание 1. Провести сравнительную характеристику безусловных и условных рефлексов, результаты занести в таблицу.
Таблица 9

показатель

Безусловный рефлекс

Условный рефлекс

значение







особенности







вид раздражителя







рефлекторные дуги







центры рефлексов







Примеры (виды) рефлексов








Форма и методы контроля: наличие конспекта, экзамен.
Задание 2.: составить опорный план-конспект вопроса «Рефлекторная теория поведения. Речь у детей, ее развитие. Школьная зрелость. Нарушения ВНД.»
Форма и методы контроля: наличие конспекта, экзамен.
Тема 2.4. Сенсорные системы.
Задание 1.: заполнить таблицу «Строение и функции анализаторов»


Таблица 10

анализатор

значение

периферический отдел

проводниковый

отдел

центральный

отдел

Зрительный













Слуховой













Вестибулярный













Двигательный













Тактильный













Температурный













болевой













вкусовой













обонятельный














Форма и методы контроля: наличие конспекта, экзамен.
Раздел 3 Вегетативная физиология

Тема 3.2. Обмен веществ и энергии.

Задание 1. Заполнить таблицу « Обмен веществ и их значение»

Таблица 11




Функции (биологическая роль)

суточная потребность

продукты с большим содержанием

Белки










Жиры










Углеводы










Вода










Минеральные соли










Водорастворимые

Витамины (2 любых)










Жирорастворимые витамины (2 любых)












Форма и методы контроля: наличие конспекта, экзамен.
Задание 2. : составить опорный план-конспект вопросов:

  1. «Обмен энергии. Понятие об основном обмене. Методы исследования»

  2. «Особенности энергетического обмена детей и подростков. Гигиенические требования к рациональному питанию детей и подростков»


Форма и методы контроля: наличие конспекта, экзамен.

Тема 3.3. Кровь.
Задание 1. Заполнить таблицу «Характеристика клеток крови, их функции»

Таблица 12




эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

Функции










где образуются/разрушаются










Продолжительность

жизнедеятельности










Количество у взрослого










Количество у детей 5-6 лет










Особенности строения, виды











Форма и методы контроля: наличие конспекта, экзамен.
Тема 3.6. Пищеварение.

Задание 1. Заполнить таблицу «Строение и функции органов пищеварительной системы»

Таблица 13

Орган и его проекция (расположение)

Особенности строения

функции

Ротовая полость







Глотка







Пищевод







Желудок







Тонкий кишечник







Толстый кишечник








Форма и методы контроля: наличие конспекта, экзамен.

Задание 2. Заполнить таблицу «Строение и функции желез пищеварительной системы»

Таблица 14