Файл: Формирование здорового образа жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и образования Российской Федерации

Сочинский государственный университет

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра социальной педагогики и педагогики начального образования
Допустить к защите

Зав. кафедрой СПиПНО

«_____»______________2012 г.

__________к.п.н., доц. И.А. Мушкина

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:
Формирование ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Студентки VI курса, специальность 050708 «Педагогика и методика начального образования»

Фадеевой Ольги Валентиновны
Научный руководитель

Воробьева Светлана Викторовна,

доктор педагогических наук,

профессор, Заслуженный учитель РФ

Сочи - 2012

Введение.

Среди проблем, оказавшихся в центре внимания современного общества, в числе первых стоит проблема здоровья, глобальность которой не требует обширных доказательств. Как следствие - проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Изучение феномена здоровья человека открывает поразительные противоречия человеческой природы: 1) люди хотят быть здоровыми и мало что для этого делают; 2) знают, что следует делать для улучшения здоровья и не делают; 3) знают, чего не следует делать для сохранения здоровья и продолжают это делать; 4) дают другим советы, как быть здоровыми, которым сами не следуют; 5) идут лечиться к врачам и часто им не доверяют; 6) желают друг другу здоровья и совершают действия, разрушающие здоровье тех, кому они его недавно желали; 7) просят совета, но, получив его, ему не следуют; 8) чаще всего имеют представление о здоровом образе жизни, а «здоровую» жизнь не ведут. Наряду с обозначенными антиномиями можно наблюдать и противоречия другого порядка: 1) XX и начало XXI века характеризуются, с одной стороны, значительным прогрессом медицинской науки и практики, а с другой стороны, резким ухудшением здоровья населения цивилизованных стран; 2) медицина «побеждает» одни болезни, однако на смену им тут же «приходят» другие, более грозные, причинная обусловленность которых зачастую выходит далеко за рамки биологической природы человека. Все это, по-видимому, можно считать причиной недостаточно полной разработки в XX веке понятия «здоровый образ жизни», которое в настоящее время получило широкое распространение и активно употребляется как в науке, так и в обыденной жизни.


В России особенно острой является проблема детского и подросткового здоровья. По статистике, за последние пять лет в первый класс российской школы приходит все меньше и меньше здоровых детей. Наш первоклассник - это маленький человек с массой заболеваний : на первом месте - нарушение зрения, на втором - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало детей практически здоровые. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни. Причины такой тенденции заложены в образе жизни семьи, в которой воспитываются младшие школьники, в образе жизни самих детей. Здоровый семейный досуг – это достаточно редкое явление в современной российской семье. Здоровье, здоровый образ жизни не являются сегодня приоритетами в ней. Очевидно социальное противоречие между общественной значимостью индивидуального здоровья каждого человека, как определяющего условия развития общества и недостаточной деятельностной активностью личности в укреплении своего здоровья, что является фактором, тормозящим это развитие.

Следовательно, для разрешения данного противоречия необходимы действия, направленные на формирование положительного отношения личности к своему здоровью как условию его полноценной, то есть счастливой и успешной жизни, а также важна целесообразная система обучения человека, и в первую очередь растущего, здоровому образу жизни. В современных условиях такая система обучения может быть обеспечена в рамках общеобразовательной школы, через которую проходит сегодня преобладающее большинство детей. Кроме того, со школой связан практически и каждый взрослый, если он является родителем (или прародителем). Причем длительность этой связи определяется временем обучения в школе его детей и внуков. Данный факт позволяет школе ставить и решать задачи аналогичного обучения и по отношению к родителям, дети которых являются ее учащимися.

Изложенное выше и обуславливает актуальность темы дипломной работы.

Об актуальности заявленной темы свидетельствуют также следующие положения: 1) пункт 1 статьи 2 Закона Российской Федерации об образовании, в котором излагается ряд принципов, утверждающих гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития человека, что, естественно, должно быть обязательным для любой системы образования; 2) положение из раздела 1.3. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031200.00 «Педагогика и методика начального образования» «Квалификационная характеристика выпускника», согласно которому «выпускник, получивший квалификацию учитель начальных классов… должен быть готовым… обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе»; 3) одно из фундаментальных положений Программы развития среднего педагогического образования, сформулированное на основе анализа тенденций развития России в последние десятилетия XX века, в соответствии с которым одной из четырех стратегических задач, намеченных к реализации в ближайшие годы системой образования, является «сохранение и укрепление здоровья детей и подростков».


Таким образом, можно сделать вывод, что проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в настоящее время осознается как педагогическая. В связи с этим в последние два-три десятилетия появились исследования, направленные на поиски путей и способов сохранения, сбережения здоровья учащихся в условиях педагогического процесса и педагогическими средствами. Среди них можно назвать работы Н. П. Абаскаловой, В. Ф. Базарного, Т. М. Балбековой, Т. А. Берсеневой, В. Н. Волкова, С. П. Гайдуковой, А. А. Грошевой, Г. К. Зайцева, В. В. Ильющенкова, В. П. Казначеева, В. В. Колбанова, Л. Г. Татарниковой, 3. И. Тюмасевой, Н. Н. Шаровой и др.

Итак, мы можем выделить два противоречия, разрешение которых определяет актуальность темы дипломной работы. Во-первых, – это противоречие между потребностью общества в высоком уровне здоровья подрастающего поколения как условия дальнейшего развития общества и недостаточной результативностью существующих образовательных концепций и педагогических средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях педагогического процесса; во-вторых, это противоречие между определяющей значимостью для здоровья личности здорового образа жизни и недостаточной эффективностью воспитательных мер, предусматривающих формирование у растущего человека готовности к поведению в соответствии с требованиями здорового образа жизни.

Мы считаем, что эффективных результатов в решении проблемы здоровья школьников можно достичь, если направить усилия на создание в образовательном учреждении соответствующей среды, контекстно обусловливающей здоровый образ жизни субъектов педагогического процесса, который, как принято считать, и является основой для сохранения и укрепления их здоровья. Отсюда вытекает проблема исследования: при каких организационно-педагогических условиях возможно формирование здорового образа жизни учащихся как субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования?

Сформулированная данным образом проблема позволила определить тему исследования – «Формирование здорового образа жизни младших школьников посредством занятий туристско-спортивной деятельностью».

Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и практической реализации системы учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни младших школьников посредством туристско-спортивной деятельности.


Для достижения поставленной цели нами выделены следующие задачи исследования:

1) Проанализировать сложившиеся к настоящему времени в педагогической теории и практике социально-педагогические предпосылки формирования у младших школьников здорового образа жизни;

2) Обосновать совокупность теоретических положений, регулирующих организацию в современной общеобразовательной школе образования, направленного на формирование здорового образа жизни учащихся;

3) Выявить и обосновать методологические подходы, составляющие базис исследования проблемы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования;

4) Конкретизировать в педагогическом аспекте понятие «здоровый образ жизни», представив его как педагогическую категорию;

5) На основе определения понятия «здоровый образ жизни» разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить систему формирования здорового образа жизни у младших школьников путем занятий спортивно-туристской деятельностью;

Объект исследования – целостный педагогический процесс современной общеобразовательной школы, следовательно, предметом исследования является процесс формирования здорового образа жизни младших школьников как субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования.

Гипотеза дипломного исследования, способствующая достижению поставленной цели и решению вытекающих из нее задач, формулируется следующим образом: формирование здорового образа жизни младших школьников путем занятий туристско-спортивной деятельностью в системе современного общего образования будет обеспечиваться в процессе реализации педагогической концепции, основу которой составляют следующие положения: I. Соблюдение требований СанПиНа к организации воспитательного процесса. II. Использование возможностей процесса обучения. III. Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся. IV. Внеклассная оздоровительная работа с детьми. VI. Диагностика формирования здорового образа жизни младших школьников.

Теоретико-методологическая база исследования: теоретические концепции, вскрывающие механизм формирования ценностных ориентаций детей и подростков (Н. А. Асташова, И. С. Батракова, М. В. Богуславский, Е. В. Бондаревская, М. И. Бурова-Ильина, В. П. Зинченко, М. Г. Казакина, А. В. Кирьякова и др.); теоретические исследования, отражающие формирование психологических новообразований в личности младшего школьника (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, Л. В. Моисеева, Н. С. Рождественский, Л. С. Рубинштейн, Л. В. Трубайчук, Д. Б. Эльконин и др.); теоретические разработки, раскрывающие определяющую роль образа жизни человека для его здоровья (З. С. Алябьева, Л. И. Анциферова, А. Г. Асмолов, В. С. Быков, Г. К. Долинский, А. К. Зиньковский, А. М. Изуткин, Ю. П. Лисицын, В. В. Новиков, В. П. Петленко, И. И. Соковня-Семенова, Л. В. Тихомиров, Г. И. Царегородцев и др.); теории формирования здорового образа жизни (И. А. Аршавский, Н. М. Амосов, Ю. Н. Бирюкова, В. О. Бушуева, Б. М. Зысманов, Ю. П. Лисицын, Н. Н. Малярчук, В. П. Петленко, А. Д. Степанов и др.).


Нормативно-правовую основу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Приоритетный национальный проект «Образование», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года».

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы; категориальный анализ; системный анализ; наблюдения; беседы с детьми и родителями; анкетирование; тестирование; изучение медицинских карт учащихся.

Теоретическая новизна работы заключается в научном обосновании проблемы через выделение особенностей младших школьников как объекта формирования здорового образа жизни, представление здорового образа жизни как педагогического феномена.

Практическая значимость работы обусловлена собственным профессиональным осмыслением путей решения педагогической проблемы формирования у младших школьников здорового образа жизни, разработкой, теоретическим обоснованием и практической реализацией системы учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни младших школьников посредством туристско-спортивной деятельности.

Дипломная работа включает введение, две главы, заключение, библиографию и Приложения.


    1. Младший школьник как объект формирования здорового образа жизни.

Одним из ключевых направлений современного образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, разработка и внедрение здоровье сберегающих технологий и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Особую значимость эта проблема приобретает на этапе начального школьного образования, что обусловливается возрастными особенностями младших школьников и их восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Подтверждением тому является то обстоятельство, что в Примерных программах воспитания и социализации младших школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в качестве основного направления выделяется формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.