Файл: Формирование здорового образа жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, либо однодневный поход выходного дня, совместные туристские мероприятия с родителями учащихся. Один раз в месяц (в теплое время года: сентябрь-октябрь, апрель-май) нами были организованы 2-х-3-х дневные походы выходного дня, практические занятия на местности, участие в соревнованиях, конкурсах, выезды на детские туристские базы.

Приведем пример календарно-тематического планирования Программы «Юный турист» 1-го года обучения на сентябрь-октябрь 1-го полугодия (таблица 8):

п/п

темы

Тема занятия

Сроки

Кол-во часов

Примечание

Теория

Практика



1.1

Оздоровительная роль туризма.

15.09

1









1.1

Оздоровительная роль туризма.

16.09

1









1.2

8.2

Правила поведения юных туристов.

Экскурсия в тисо-самшитовую рощу

17.09




5

Экскурсионный выход в тисо-самшитовую рощу



1.2

Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках.

20.09

1









1.2

Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках.

21.09

1









1.2

Порядок хранения снаряжения, оборудо­вания, инвентаря и материалов.

22.09

1









1.2

Порядок хранения снаряжения, оборудо¬вания, инвентаря и материалов.

23.09

1









8.1

ОФП. Спортивные игры.

24.09-25.09




5

Занятие проводится во время выезда на детскую туристскую базу «Ореховая»



2.1

Гигиена юных туристов

27.09

1









2.1

Гигиена юных туристов в походе.

28.09

1









2.1

Необходимость выполнения требований руководителя туристской группы.

29.09

1









2.1

Основы безопасности в природной среде. Основы безопасности дома и в школе.

30.09

1









2.8

Туристская прогулка (экскурсия).

01.10




6

Часы, отведенные на 29.10 (1ч) использовались 01.10 на экскурсию в каньоны реки Псахо.



2.3

Требования к упаковке продуктов для перекуса.

04.10

1









2.3

Требования к продуктам для перекуса (здоровая пища).

05.10

1









2.2

Прави­ла обращения с колюще-режущими предметами, медикаментами.

06.10

1









2.5

Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями.

07.10

1









2.8

Построение в походную колонну, отработка движения группы во время похода выходного дня.

08.10




5

Поход выходного дня на Белые скалы



2.4

Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии.

11.10

1









2.4

Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии.

12.10

1









2.5

Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним.

13.10

1









2.5

Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним.

14.10

1









2.4
2.5

Рациональное расходование воды во время ту­ристской прогулки.

Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения.

15.10




5

Поход выходного дня на Змейковские водопады



2.3

Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки.

18.10

1









2.3

Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки.

19.10

1









2.5

Палатки и тенты, их виды и назначение.

20.10

1









2.5

Палатки и тенты, их виды и назначение.

21.10

1









2.3

2.5

Игра «Собери рюкзачок к туристской прогулке»

Овладение навыками пользования групповым снаряжением.

22.10-23.10




5

Занятие проводится во время 2-х дневного похода выходного дня (Хостинский район, река малая Хоста)



5.1

Личная гигиена юного туриста при занятиях физическими упражнениями и оздоровительно-познавательным туризмом.

25.10




1

Игра «В гости к Мойдодыру»



5.2

Зарядка. Утренний и вечерний туалет.

26.10




1






5.3

Закаливание организма, необходимость принятия душа после выполнения физических упражнений.

27.10

1









5.4
5.5

Соблюдение гигиенических требований личного снаряжения.

Выполнение правил личной гигиены на привале, при организации перекуса.

29.10

1

4

Занятие проводится во время похода выходного дня



Таблица 8. Календарно-тематического планирования Программы «Юный турист» 1-го года обучения на сентябрь-октябрь 1-го полугодия.

В рамках работы с родителями нами были проведены тематические собрания (конспект собрания на тему: «Семья и здоровый образ жизни» в Приложениях). Приведем фрагмент нашей беседы с родителями на собрании по теме «Семья и здоровый образ жизни»:

Как Вы уже поняли речь сегодня пойдет о здоровье, и конечно же о здоровье наших с вами детей.

Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений – детские неврозы.

Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране.

Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.

Ну, а каков он, здоровый ребенок? Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям – взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично. Нормальный. Здоровый ребенок (это самое главное!) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Поэтому. Как правило. Он не нуждается в каких либо лекарствах.


Конечно, это “портрет” идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная. Это наша с вами задача. Обратим особое внимание на самые распространенные нарушения здоровья наших детей. Из 100% всех учащихся нашего класса у 30 % - нарушение осанки, у 15% учащихся – плоскостопие, у 10% учащихся – сколиоз…

Хотелось бы дать вам, уважаемые родители некоторые рекомендации по формированию здорового образа жизни у ваших детей:

1. Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.

2. ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.

3. Не считайте своего ребенка слишком маленьким для того, чтобы употреблять алкоголь и наркотики: беду легче предотвратить, чем бороться с нею.

4. Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

5. Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.

6. Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.

7. Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка.

8. В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров, музыкантов, спортсменов, политиков.

Мы провели беседы с родителями по формированию здорового образа жизни. Родители охотно участвовали во внеклассной работе, с удовольствием принимали участие в организованных нами мероприятиях, в семейные конкурсах, таких как «Мама, папа, я – туристская семья» (см. Приложения), разработанные и реализованные мероприятия семейного досуга стали традиционными в классе. Все классные воспитательные мероприятия: день Знаний, Новый год, 8 марта, 23 февраля и многие другие мы проводили на природе.

Итоговая диагностика формирования здорового образа жизни младших школьников.

На этапе формирующего эксперимента продолжалось осуществление мониторинга как у детей экспериментального, так и контрольного классов. Это позволило оценить промежуточные результаты объективными методами, прогнозировать наметившиеся негативные тенденции, откорректировать их. После реализации разработанной нами Системы в марте 2012 года были проведены повторные анкетирование и тестирования. Больше половины детей показали высокий уровень знаний о ЗОЖ (55%) и знаний о строении и функциях организма человека (60%). Средний и удовлетворительный уровень показали соответственно 45% и 40% детей :





Уровень знаний о ЗОЖ




Уровень знаний о строении и функциях организма человека

кол-во человек

%

кол-во человек %




Высокий

11

55

Высокий

12

60

Средний

9

45

Удовлет.

8

40

Низкий

0

0

Неудовл.

0

0

Таблица 9. Уровни знаний о ЗОЖ, строении и функциях организма человека (2012 год).

Для сравнения и первого и второго эксперимента результаты были представлены в виде диаграмм. На первой диаграмме (диаграмма №7) отражен рост высокого уровня знаний о ЗОЖ с 25 до 55%, среднего уровня с 20 до 45% и падение низкого уровня до нулевой отметки.

Диаграмма 7. Уровни знаний о ЗОЖ

Вторая диаграмма( диаграмма № 8) показала, что уровень знаний о строении и функциях организма человека существенно повысился.



Диаграмма 8. Уровни знаний о строении и функциях организма человека.

Если в 2009 году высокий уровень знаний показали лишь 30%, то в марте 2012 года таких детей стало в два раза больше (60%). Удовлетворительный уровень знаний в 2012 году 40%, отметка неудовлетворительный уровень понизилась до 0. Это говорит о том, что у детей сформированы начальные знания о строении человеческого организма. 87% детей безошибочно отвечают на вопрос о том, какой орган отвечает за выполнение тех или иных функций, в начале эксперимента 23%. Дети понимают зависимость самочувствия человека от соблюдения правил ЗОЖ.