Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, либо однодневный поход выходного дня, совместные туристские мероприятия с родителями учащихся. Один раз в месяц (в теплое время года: сентябрь-октябрь, апрель-май) нами были организованы 2-х-3-х дневные походы выходного дня, практические занятия на местности, участие в соревнованиях, конкурсах, выезды на детские туристские базы.
Приведем пример календарно-тематического планирования Программы «Юный турист» 1-го года обучения на сентябрь-октябрь 1-го полугодия (таблица 8):
Таблица 8. Календарно-тематического планирования Программы «Юный турист» 1-го года обучения на сентябрь-октябрь 1-го полугодия.
В рамках работы с родителями нами были проведены тематические собрания (конспект собрания на тему: «Семья и здоровый образ жизни» в Приложениях). Приведем фрагмент нашей беседы с родителями на собрании по теме «Семья и здоровый образ жизни»:
Как Вы уже поняли речь сегодня пойдет о здоровье, и конечно же о здоровье наших с вами детей.
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений – детские неврозы.
Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране.
Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.
Ну, а каков он, здоровый ребенок? Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям – взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично. Нормальный. Здоровый ребенок (это самое главное!) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Поэтому. Как правило. Он не нуждается в каких либо лекарствах.
Конечно, это “портрет” идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная. Это наша с вами задача. Обратим особое внимание на самые распространенные нарушения здоровья наших детей. Из 100% всех учащихся нашего класса у 30 % - нарушение осанки, у 15% учащихся – плоскостопие, у 10% учащихся – сколиоз…
Хотелось бы дать вам, уважаемые родители некоторые рекомендации по формированию здорового образа жизни у ваших детей:
1. Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.
2. ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.
3. Не считайте своего ребенка слишком маленьким для того, чтобы употреблять алкоголь и наркотики: беду легче предотвратить, чем бороться с нею.
4. Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.
5. Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.
6. Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.
7. Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка.
8. В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров, музыкантов, спортсменов, политиков.
Мы провели беседы с родителями по формированию здорового образа жизни. Родители охотно участвовали во внеклассной работе, с удовольствием принимали участие в организованных нами мероприятиях, в семейные конкурсах, таких как «Мама, папа, я – туристская семья» (см. Приложения), разработанные и реализованные мероприятия семейного досуга стали традиционными в классе. Все классные воспитательные мероприятия: день Знаний, Новый год, 8 марта, 23 февраля и многие другие мы проводили на природе.
Итоговая диагностика формирования здорового образа жизни младших школьников.
На этапе формирующего эксперимента продолжалось осуществление мониторинга как у детей экспериментального, так и контрольного классов. Это позволило оценить промежуточные результаты объективными методами, прогнозировать наметившиеся негативные тенденции, откорректировать их. После реализации разработанной нами Системы в марте 2012 года были проведены повторные анкетирование и тестирования. Больше половины детей показали высокий уровень знаний о ЗОЖ (55%) и знаний о строении и функциях организма человека (60%). Средний и удовлетворительный уровень показали соответственно 45% и 40% детей :
Таблица 9. Уровни знаний о ЗОЖ, строении и функциях организма человека (2012 год).
Для сравнения и первого и второго эксперимента результаты были представлены в виде диаграмм. На первой диаграмме (диаграмма №7) отражен рост высокого уровня знаний о ЗОЖ с 25 до 55%, среднего уровня с 20 до 45% и падение низкого уровня до нулевой отметки.
Диаграмма 7. Уровни знаний о ЗОЖ
Вторая диаграмма( диаграмма № 8) показала, что уровень знаний о строении и функциях организма человека существенно повысился.
Диаграмма 8. Уровни знаний о строении и функциях организма человека.
Если в 2009 году высокий уровень знаний показали лишь 30%, то в марте 2012 года таких детей стало в два раза больше (60%). Удовлетворительный уровень знаний в 2012 году 40%, отметка неудовлетворительный уровень понизилась до 0. Это говорит о том, что у детей сформированы начальные знания о строении человеческого организма. 87% детей безошибочно отвечают на вопрос о том, какой орган отвечает за выполнение тех или иных функций, в начале эксперимента 23%. Дети понимают зависимость самочувствия человека от соблюдения правил ЗОЖ.
Приведем пример календарно-тематического планирования Программы «Юный турист» 1-го года обучения на сентябрь-октябрь 1-го полугодия (таблица 8):
№ п/п | № темы | Тема занятия | Сроки | Кол-во часов | Примечание | ||
Теория | Практика | ||||||
| 1.1 | Оздоровительная роль туризма. | 15.09 | 1 | | | |
| 1.1 | Оздоровительная роль туризма. | 16.09 | 1 | | | |
| 1.2 8.2 | Правила поведения юных туристов. Экскурсия в тисо-самшитовую рощу | 17.09 | | 5 | Экскурсионный выход в тисо-самшитовую рощу | |
| 1.2 | Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках. | 20.09 | 1 | | | |
| 1.2 | Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках. | 21.09 | 1 | | | |
| 1.2 | Порядок хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов. | 22.09 | 1 | | | |
| 1.2 | Порядок хранения снаряжения, оборудо¬вания, инвентаря и материалов. | 23.09 | 1 | | | |
| 8.1 | ОФП. Спортивные игры. | 24.09-25.09 | | 5 | Занятие проводится во время выезда на детскую туристскую базу «Ореховая» | |
| 2.1 | Гигиена юных туристов | 27.09 | 1 | | | |
| 2.1 | Гигиена юных туристов в походе. | 28.09 | 1 | | | |
| 2.1 | Необходимость выполнения требований руководителя туристской группы. | 29.09 | 1 | | | |
| 2.1 | Основы безопасности в природной среде. Основы безопасности дома и в школе. | 30.09 | 1 | | | |
| 2.8 | Туристская прогулка (экскурсия). | 01.10 | | 6 | Часы, отведенные на 29.10 (1ч) использовались 01.10 на экскурсию в каньоны реки Псахо. | |
| 2.3 | Требования к упаковке продуктов для перекуса. | 04.10 | 1 | | | |
| 2.3 | Требования к продуктам для перекуса (здоровая пища). | 05.10 | 1 | | | |
| 2.2 | Правила обращения с колюще-режущими предметами, медикаментами. | 06.10 | 1 | | | |
| 2.5 | Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями. | 07.10 | 1 | | | |
| 2.8 | Построение в походную колонну, отработка движения группы во время похода выходного дня. | 08.10 | | 5 | Поход выходного дня на Белые скалы | |
| 2.4 | Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. | 11.10 | 1 | | | |
| 2.4 | Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. | 12.10 | 1 | | | |
| 2.5 | Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. | 13.10 | 1 | | | |
| 2.5 | Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. | 14.10 | 1 | | | |
| 2.4 2.5 | Рациональное расходование воды во время туристской прогулки. Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения. | 15.10 | | 5 | Поход выходного дня на Змейковские водопады | |
| 2.3 | Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки. | 18.10 | 1 | | | |
| 2.3 | Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки. | 19.10 | 1 | | | |
| 2.5 | Палатки и тенты, их виды и назначение. | 20.10 | 1 | | | |
| 2.5 | Палатки и тенты, их виды и назначение. | 21.10 | 1 | | | |
| 2.3 2.5 | Игра «Собери рюкзачок к туристской прогулке» Овладение навыками пользования групповым снаряжением. | 22.10-23.10 | | 5 | Занятие проводится во время 2-х дневного похода выходного дня (Хостинский район, река малая Хоста) | |
| 5.1 | Личная гигиена юного туриста при занятиях физическими упражнениями и оздоровительно-познавательным туризмом. | 25.10 | | 1 | Игра «В гости к Мойдодыру» | |
| 5.2 | Зарядка. Утренний и вечерний туалет. | 26.10 | | 1 | | |
| 5.3 | Закаливание организма, необходимость принятия душа после выполнения физических упражнений. | 27.10 | 1 | | | |
| 5.4 5.5 | Соблюдение гигиенических требований личного снаряжения. Выполнение правил личной гигиены на привале, при организации перекуса. | 29.10 | 1 | 4 | Занятие проводится во время похода выходного дня |
Таблица 8. Календарно-тематического планирования Программы «Юный турист» 1-го года обучения на сентябрь-октябрь 1-го полугодия.
В рамках работы с родителями нами были проведены тематические собрания (конспект собрания на тему: «Семья и здоровый образ жизни» в Приложениях). Приведем фрагмент нашей беседы с родителями на собрании по теме «Семья и здоровый образ жизни»:
Как Вы уже поняли речь сегодня пойдет о здоровье, и конечно же о здоровье наших с вами детей.
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений – детские неврозы.
Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране.
Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.
Ну, а каков он, здоровый ребенок? Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям – взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично. Нормальный. Здоровый ребенок (это самое главное!) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Поэтому. Как правило. Он не нуждается в каких либо лекарствах.
Конечно, это “портрет” идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная. Это наша с вами задача. Обратим особое внимание на самые распространенные нарушения здоровья наших детей. Из 100% всех учащихся нашего класса у 30 % - нарушение осанки, у 15% учащихся – плоскостопие, у 10% учащихся – сколиоз…
Хотелось бы дать вам, уважаемые родители некоторые рекомендации по формированию здорового образа жизни у ваших детей:
1. Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.
2. ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.
3. Не считайте своего ребенка слишком маленьким для того, чтобы употреблять алкоголь и наркотики: беду легче предотвратить, чем бороться с нею.
4. Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.
5. Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.
6. Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.
7. Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка.
8. В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров, музыкантов, спортсменов, политиков.
Мы провели беседы с родителями по формированию здорового образа жизни. Родители охотно участвовали во внеклассной работе, с удовольствием принимали участие в организованных нами мероприятиях, в семейные конкурсах, таких как «Мама, папа, я – туристская семья» (см. Приложения), разработанные и реализованные мероприятия семейного досуга стали традиционными в классе. Все классные воспитательные мероприятия: день Знаний, Новый год, 8 марта, 23 февраля и многие другие мы проводили на природе.
Итоговая диагностика формирования здорового образа жизни младших школьников.
На этапе формирующего эксперимента продолжалось осуществление мониторинга как у детей экспериментального, так и контрольного классов. Это позволило оценить промежуточные результаты объективными методами, прогнозировать наметившиеся негативные тенденции, откорректировать их. После реализации разработанной нами Системы в марте 2012 года были проведены повторные анкетирование и тестирования. Больше половины детей показали высокий уровень знаний о ЗОЖ (55%) и знаний о строении и функциях организма человека (60%). Средний и удовлетворительный уровень показали соответственно 45% и 40% детей :
| Уровень знаний о ЗОЖ | | Уровень знаний о строении и функциях организма человека | ||||
кол-во человек | % | кол-во человек % | | ||||
Высокий | 11 | 55 | Высокий | 12 | 60 | ||
Средний | 9 | 45 | Удовлет. | 8 | 40 | ||
Низкий | 0 | 0 | Неудовл. | 0 | 0 |
Таблица 9. Уровни знаний о ЗОЖ, строении и функциях организма человека (2012 год).
Для сравнения и первого и второго эксперимента результаты были представлены в виде диаграмм. На первой диаграмме (диаграмма №7) отражен рост высокого уровня знаний о ЗОЖ с 25 до 55%, среднего уровня с 20 до 45% и падение низкого уровня до нулевой отметки.
Диаграмма 7. Уровни знаний о ЗОЖ
Вторая диаграмма( диаграмма № 8) показала, что уровень знаний о строении и функциях организма человека существенно повысился.
Диаграмма 8. Уровни знаний о строении и функциях организма человека.
Если в 2009 году высокий уровень знаний показали лишь 30%, то в марте 2012 года таких детей стало в два раза больше (60%). Удовлетворительный уровень знаний в 2012 году 40%, отметка неудовлетворительный уровень понизилась до 0. Это говорит о том, что у детей сформированы начальные знания о строении человеческого организма. 87% детей безошибочно отвечают на вопрос о том, какой орган отвечает за выполнение тех или иных функций, в начале эксперимента 23%. Дети понимают зависимость самочувствия человека от соблюдения правил ЗОЖ.