Файл: Формирование здорового образа жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так же нас заинтересовали ценностные ориентации школьников на ЗОЖ. Учащимся 2 «А», 4 «А» и 4 «Б» класса (2012год) был предложен ряд ценностей (на отдельных полосках бумаги напечатаны 10 наименований ценностных ориентиров: учеба в школе, здоровье, много денег, семья, дружба, красота, счастье, любовь, развлечения, походы, ), который дети должны были собрать в таблицу (приклеить полоски бумаги сверху вниз по важности). Результаты исследования занесены в таблицу № 10.

п/н

ценность

2а класс

4б класс

4а класс (туристский)

Место по важности

1

Учеба в школе

3

2

1

2

Много денег

2

1

7

3

Здоровье

5

3

2

4

Семья

7

4

3

5

Дружба

4

6

5

6

Красота

6

10

9

7

счастье

8

5

6

8

Любовь

9

7

8

9

Развлечения

1

8

10

10

Походы

10

9

4

Таблица 10. Ценностные ориентации школьников на ЗОЖ.

Как показывает нам таблица 10 у всех испытуемых учеба занимает главенствующее место в системе ценностей. Вместе с тем, анализ результатов анкеты позволяет сделать заключение о том, что несмотря на то, что ранг здоровья во всех классах входит в 5-ку ценностей, место в таблице ценностей у всех классов различно. Это дает основание судить об отличиях отношения к собственному здоровью у учащихся второго класса, четвертого и четвертого туристского класса. Рассмотрим полученные данные вынесенные в диаграмму №9 (показатели переведены в баллы:100-самый высокий показатель, далее по убывающей- за каждый нижний «-10», 10 баллов-самый низкий показатель):




Диаграмма 9. Ценностные ориентации школьников на ЗОЖ.

Таким образом, можно заключить, что учащиеся четвертого туристского класса придают большее значение здоровью, нежели их сверстники из 4 «Б» класса, а у учащихся 2 «А» класса представления о необходимости вести здоровый образ жизни еще не сформировались.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: реализация разработанной нами системы учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни младших школьников посредством туристской деятельности принесла положительные результаты по формированию у детей ЗОЖ, привела к переоценке детьми и их родителями своего образа жизни в связи с изменением их представлений о ЗОЖ, о значении ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления их здоровья.

Это говорит о том, что использование нами различных форм и методов туристской деятельности по формированию ЗОЖ были эффективными. Гипотеза нашего дипломного исследования подтвердилась.

Заключение.

В XXI веке особую актуальность и значимость приобретает образование, воспитание нового здорового поколения, способного жить и работать в новом веке, веке образования, культуры, духовности, новых технологий. Для того, чтобы жить и работать достойно, добиться в жизни определённых высот, человек должен быть здоровым. Здоровье - самое главная ценность человека. Эту истину знали ещё древние греки. Сегодня как никогда остро стоит вопрос о «здоровье народа». В корне изменилось и само это понятие. В настоящее время понятия «здоровый человек», «здоровая нация», «здоровый образ жизни» расширили своё значение, охватывают и духовное, и физическое развитие человека.

Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 “Закона об образовании”. Особую значимость эта проблема приобретает на этапе начального школьного образования, что обусловливается возрастными особенностями младших школьников и их восприимчивостью к воспитательным воздействиям.

В нашем дипломном исследовании здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной деятельности. Одним словом, в само понятие здоровый образ жизни входит: оптимальный и благоприятный двигательный режим, правильное и полезное питание, закаливание, отличная гигиена, плодотворная трудовая деятельность, отказ от любых вредных привычек.



При реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов, введенных в 2010-2011 учебном году, к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены так называемые личностные результаты, в число позиций которых включена установка на здоровый образ жизни.

Наличие этой установки определяется сформированностью у младших школьников компетенций здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни.

Требования федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной образовательной программы начального общего образования обусловливают включение в ее состав Программы формирования у младших школьников здорового и безопасного образа жизни.

В рамках дипломного исследования мы разработали систему учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни младших школьников посредством туристской деятельности.

В результате данного исследования нами был изучен и проанализирован теоретический материал по формированию знаний о здоровом образе жизни у обучающихся. В ходе нашего исследования мы определили, что знания о здоровом образе жизни нужно формировать в младшем школьном возрасте, от этого зависит здоровье человека в последующие годы.

Также мы выяснили, что необходимо соблюдать двигательный режим, режим дня, режим сна, режим питания. Немаловажны физические упражнения, которые помогают организму ребенка полноценно работать и не чувствовать преждевременной усталости. Рациональный, удовлетворяющий биологические потребности организма двигательный режим повышает устойчивость организма к воздействиям внешней среды, в том числе различных неблагоприятных и критических факторов, способствует повышению общей и специфической работоспособности.

Нами было выявлено, что наиболее эффективный способ формирования здорового образа жизни – туристская деятельность. Средства туризма имеют позитивное влияние на формирование здоровья детей и подростков не только на региональном уровне. Это влияние имеет глобальный характер. Активные виды туризма отличаются от других видов спорта своей двигательной техникой.


Во второй главе нашей работы мы доказали, что туризм является самой массовой формой активного отдыха и оздоровления, одним из самых важных средств воспитания. Мы выделили ряд положительных аспектов туризма.

В процессе констатирующего эксперимента мы осуществили теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, сформулировали гипотезу исследования, разработали систему учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни младших школьников посредством туристской деятельности.

При завершении констатирующего эксперимента нами были проведены беседы с учениками 4 «А» (экспериментального) и 4 «Б» (контрольного) классов по выявлению у них представлений, связанных со здоровым образом жизни. Нас интересовали какие составляющие ЗОЖ выделяют младшие школьники, каковы ценностные ориентации младших школьников на ЗОЖ, каков уровень сформированности знаний о ЗОЖ и уровень активности детей начальных классов, какова ориентированность учащихся на здоровую пищу, а также наличие элементов здорового образа в повседневной жизни детей и их родителей.

Результаты стартовой диагностики позволили нам сделать следующие выводы:

1. У большинства учеников экспериментального 4 «А» класса не сформированы представления о здоровом образе жизни и умения его осуществления.

2. В большинстве семей учащихся родители в воспитании своих детей не опираются на позиции и традиции здорового образа жизни.

На втором этапе - этапе формирующего эксперимента - мы апробировали разработанную нами Систему. Экспериментальная работа осуществлялась на протяжении 2009-2012 годов и велась по следующим направлениям:

1. Соблюдение требований СанПиНа к организации воспитательного процесса.

2. Использование возможностей процесса обучения.

3. Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

4. Внеклассная туристская деятельность с детьми и их родителями.

5. Диагностика формирования здорового образа жизни младших школьников.

Итоговая диагностика касалась анализа следующих показателей сформированности у детей компонентов здорового образа жизни: наличие знаний: норм здорового образа жизни, опасности курения, алкоголизма, наркомании; правил личной гигиены; соблюдение: норм здорового образа жизни; правил личной гигиены; наличие ценностей, ориентированных на здоровьесбережение; динамика антропометрических данных (по результатам школьной диспансеризации); отсутствие вредных привычек; включенность родителей и детей в туристскую деятельность.


По результатам тестирования и анкетирования учащихся мы выяснили, что дети в экспериментальном туристском классе понимают ценность здоровья, 81% процент из них поставил это условие на первое место как самое важное для своей счастливой жизни, в 2009 году количество таких же ответов составляло 42%. В исследуемом классе многие учащиеся (76 %) делают зарядку по утрам, занимаются спортом, тогда как в начале нашего исследования таких учащихся было 35 %. Это говорит о том, что большинство учащихся класса прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье.

Школьники понимают необходимость соблюдения режимных моментов, 69% детей стараются соблюдать режим дня, в начале исследования – 37%. Соблюдение навыков гигиены считают важными и их правильно выполняют 84%, в начале исследования 46%.

В целом это хорошие показатели, показывающие, что младшие школьники хорошо представляют себе, какие предпринять шаги к сохранению своего здоровья. В этом вопросе многие ребята показали, что способны самостоятельно «без подсказок взрослых» понимать, что с детских лет необходимо заботиться о здоровье.

По данным школьной диспансеризации: в экспериментальном классе наметилась положительная тенденция увеличения количества детей со средними показателями веса и объема грудной клетки, в то время как у школьников контрольного класса эти показатели по весу и росту снизились. В обоих классах увеличилось количество детей с пропорциональным физическим развитием. Возможно, изменения антропометрических показателей связано с биологическими процессами роста и развития младших школьников.

В контрольном 4 «Б» классе результаты стартовой диагностики, практически не изменились.

Гипотеза нашего дипломного исследования подтвердилась.

Учитывая диагностических данные, были сформулированы следующие рекомендации по использованию результатов исследования в начальной школе:

1. Необходимо программно – методическое обеспечение педагогического процесса, направленное на формирование здорового образа жизни младших школьников с включением блока туристкой деятельности детей;

2. При организации туристкой деятельности продуктивно использовать педагогические приёмы, помогающие сформировать у младших школьников ЗОЖ: «погружение» ребёнка в конкретную познавательную проблему