Файл: Формирование здорового образа жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 3. Составляющие здорового образа жизни (анкета).

Часть «А» анкеты показала, что у родителей учащихся есть обеспокоенность за ведение своего образа жизни и желание вести здоровый образ жизни. Многие (более 61%) считают, что здоровый образ жизни закладывается в семье, семейных традициях, около 40% считают, что школа должна помогать формировать у детей представления о ЗОЖ и желание вести здоровый образ жизни.

Часть «Б» нашей анкеты занесена в диаграмму 2 в процентном соотношении:



Диаграмма2. . Составляющие здорового образа жизни (результаты анкеты).

Из нее видно, что самый высокий ранг у составляющих здоровый образ родители учащихся поставили отказу от вредных привычек, правильное питание получило лишь третье место, а вот, к сожалению, занятия спортом на три ранга выше, чем общение с природой и активный отдых, что очень немаловажно для активной деятельности, а так же практически не имеет медицинских противопоказаний, как изнурительные спортивные тренировки.

Исследование уровня представлений и понятий младших школьников о здоровом образе жизни, проведенное в рамках эксперимента, позволило установить следующее :

  1. Представления младших школьников о строении и функциях организма недостаточны для создания целостной картины своего тела и основаны только на чувственном опыте, собственных наблюдениях и ощущениях; разрозненной информации, полученной от взрослых и из средств массовой информации; замечаниях, наставлениях близких и других значимых взрослых.

  2. Уровень имеющихся у детей представлений о своём организме не может способствовать формированию начал охранительного само-сознания в сфере здоровья и здорового образа жизни;

  3. Учителя осознают необходимость решения поставленной проблемы, но испытывают трудности в программно–методическом обеспечении и правилах организации педагогического процесса;

  4. Уже в начальной школе необходимо проводить специальную работу по воспитанию у учащихся активного отношения к здоровью; разнообразить формы и методы освоения детьми здорового образа жизни путем организации внеклассной туристкой деятельности.



1.2. Здоровый образ жизни как предмет формирования здорового образа жизни младших школьников.

Здоровье человека зависит от многих факторов — внутренних и внешних, природных и социальных. Для человека любой из них может являться определяющим, но влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом:.

- Наследственность (биологические факторы) — определяет здоровье на 10%

- Условия внешней среды (природные и социальные) — на 20%

- Деятельность системы здравоохранения — на 10%

- Образ жизни человека — на 60% .


Рисунок 1. Влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья.

Так или иначе, но наиболее значимым фактором, определяющим здоровье человека, является его образ жизни, т.е. режим труда и отдыха, культура движения, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений и общения, нездоровые привычки и т.п. Образ жизни закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума, к которым ребенок принадлежит. Образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка (в этом случае говорят о здоровом образе жизни), а может не только провоцировать снижение потенциала здоровья человека, но и быть причиной сокращения генетически предопределенной продолжительности его жизни.

Мы сделали обзор литературы о здоровом образе жизни (ЗОЖ) и выяснили, что существует много различных подходов к определению ЗОЖ. Если обратиться к историческому аспекту зарождения представлений о здоровом образе жизни, то впервые они начинают формироваться на Востоке. Уже в древней Индии 6 веков до н.э. в Ведах сформулированы основные принципы ведения здорового образа жизни. 1

Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате “О здоровом образе жизни” рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в
большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой “благое состояние духа”, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями. В этот период появляются первые концепции здорового образа жизни: “познай самого себя”, “заботься о самом себе”. Согласно последней концепции у каждого человека должен быть определенный образ действий, осуществляемый по отношению к самому себе и включающий заботу о самом себе, изменение, преображение себя.2

В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев.

Представители философско-социологического направления (П.А. Виноградов, Б.С. Ерасов, О.А. Мильштейн, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров и др.) рассматривают ЗОЖ как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г.П. Аксенов, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Р. Дитлс, И.О. Мартынюк, Л.С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья.3

Ведь для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело. Человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном направлении. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для здоровья или оно в значительной степени утрачено, вследствие чего возникает мотивация вылечить болезнь, вернуть здоровье. А вот положительной мотивации к совершенствованию здоровья у здоровых людей явно недостаточно. И. И. Брехман выделяет две возможные причины этого: человек не осознает своего здоровья, не знает величины его резервов и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни.4 Вместе с тем, здоровый человек может и должен ориентироваться в своем образе жизни на положительный опыт старшего поколения и на отрицательный - больных людей. Однако, такой подход действует далеко не на всех и с недостаточной силой. Очень многие люди своим образом и поведением не то, что способствуют здоровью, а разрушают его.


Ю. П. Лисицын отмечает, что здоровый образ жизни - это не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей. В данном случае речь идет обо всех компонентах разных видов деятельности, направленных на охрану и улучшение здоровья 5. Автор указывает на то, что понятие здорового образа жизни не сводится к отдельным формам медико-социальной активности (искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам, санитарному просвещению, обращению за лечением или советом в медицинские учреждения, соблюдению режима труда, отдыха, питания и многим другим, хотя все они отражают те или иные стороны здорового образа жизни. 6“Здоровый образ жизни - это прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека” 7. Ю. П. Лисицыным и И. В. Полуниной выделяются также ряд критериев здорового образа жизни, к числу которых относятся, например, гармоничное сочетание биологического и социального в человеке, гигиеническое обоснование форм поведения, неспецифические и активные способы адаптации организма и психики человека к неблагоприятным условиям природы и социальной среды.8 Б. Н. Чумаков отмечает, что здоровый образ жизни включает типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности людей, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма.9 В то же время, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности.10

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что понятие здорового образа жизни является многогранным и пока недостаточно разработанным.

Нас заинтересовало, какие составляющие здорового образа жизни выделяют младшие школьники. Для исследования данной проблемы нами была предложена таблица с рядом перечисленных составляющих. Напротив каждой составляющей дети 2 «Б» (контрольного) и 2 «А» (экспериментального) классов МОБУ СОШ № 3должны были поставить порядковый номер от 1 до 10 по порядку важности. Итоги исследования мы занесли в диаграмму № 3 в процентном соотношении раздельно по двум классам.




Как показывает диаграмма у учащихся и 2 «Б» и 2 «А» классов составляющие здорового образа жизни образуют следующую последовательность:1) отказ от вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики); 2) занятия спортом и правильное питание; 3)режим дня и закаливание; 4)походы и экскурсии; 5)хорошая семья; 6)ощущение счастья и гигиена.

Вместе с тем на уровне обыденного сознания представления о здоровом образе жизни существуют многие столетия, что здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, не стоит в первую очередь иметь в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты.

Формирование здорового образа жизни – сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.

Существуют несколько базовых составляющих здорового образа жизни, которые являются физиологическими механизмами адаптации индивидуума к воздействиям окружающей среды и изменению душевного состояния организма.

Основными компонентами здорового образа жизни являются:

  1. Рациональное питание;

  2. Регулярные физические нагрузки;

  3. Личная гигиена;

  4. Закаливание организма;

  5. Отказ от вредных привычек.

Рациональное питание – важное слагаемое здорового образа жизни. Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжелый труд, но также и растет, развивается, и для всего этого он должен получать правильное и рациональное питание. Необходимо приучать ребёнка обязательно завтракать. Завтрак всегда должен быть полноценным. Следует приучить ребёнка принимать пищу в определённое время, небольшими порциями, 4 – 5 раз в день. Соблюдение режима питания, приём пищи в одно и то же установленное время благоприятно сказываются на состоянии организма. Повседневная пища должна содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества. Ребёнок получает их в том случае, если он питается разнообразно, ему необходимы белки, жиры и углеводы. Не менее важно для поддержания нормальной работы детского организма потребление достаточного количества витаминов. Овощи и фрукты –