Файл: Формирование здорового образа жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент здорового образа жизни будущего взрослого человека.

Для создания портрета младшего школьника с позиции здорового образа жизни нами были исследованы учащиеся 2 «А» класса (2009 год) МОБУ СОШ № 3 Хостинского района города Сочи.

Начиная данную исследовательскую в первую очередь нам необходимо было:

  1. Выявить начальный уровень представлений и понятий младших школьников об организме человека и о здоровьесберегающих факторах;

  2. Установить степень интереса детей к строению своего организма, желания сберечь его здоровым;

  3. Выявить умение детей выполнять санитарно – гигиенические требования на практике;

  4. Выявить уровень знаний нравственных норм по теме исследования;

  5. Определить отношение родителей к проблеме формирования у школьников элементарных представлений о здоровом образе жизни.

Основными критериями сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ выступили:

1. Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.

2. Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.

3. Овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.

4. Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно – популярной литературы для детей, радио, телевидения, Интернета.

5. Проявление потребности в выполнении санитарно - гигиенических норм.

На основании полученных результатов нами выделены три уровня знаний о ЗОЖ у школьников третьих классов:

65-77 баллов: у ребенка сформирован высокий уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы уверенно, чётко, полно. Называет все части тела и основные органы, пытается объединить их в системы. Осознаёт ценность здоровья, имеет представление о системности здорового образа жизни.


46-64 балла: Средний уровень - ребёнок отвечает на вопросы не уверенно, не полно. Путает названия частей тела и внутренних органов. В системы органы объединяет только с помощью подсказки или наводящего вопроса. Представления о здоровом образе жизни ограничены, не конкретны. Ценность здоровья понимает, но с трудом формулирует, что надо делать, чтобы не болеть.

21- 45 баллов: Низкий уровень – ребёнок называет отдельные части тела, знания о названиях внутренних органов расплывчаты, фрагментарны. Здоровье определяет как противоположное состояние болезни. Не может объяснить, привести пример заботы человека о своём здоровье.

Результаты анкетирования и тестирования сведены в таблицу 1.




Уровень знаний о ЗОЖ




Уровень знаний о строении и функциях организма человека

кол-во человек

%

кол-во человек

%

Высокий

5

25

Высокий

6

30

Средний

4

20

Удовлет.

4

20

Низкий

11

55

Неудовл.

10

50

Таблица 1. Уровень знаний о ЗОЖ, строении и функциях организма.

Выводы: анкетирование показало, что у 25% детей сформирован высокий и у 20% средний уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Низкий уровень показали 55% школьников.

Результаты тестирования обнаружили, что у половины детей удовлетворительные знания о строении и функциях организма человека, 30% детей показали высокий и 50% низкий уровень.

Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ и строении человеческого организма путем использования различных форм и методов развития этих знаний.

Следующие исследование (2009год) мы провели с учащимися 2 «А» класса и их родителями. Нами была поставлена задача: выявить уровень значимости здорового образа жизни для каждой категории испытуемых.



Детям была предложена ситуация: «мы оказались с вами на необитаемом острове! Вдруг на помощь нам пришел добрый волшебник и предложил каждому из вас волшебный мешочек с необходимыми вещами. Ваша задача выбрать из этого мешочка только десять самых необходимых вещей для себя, чтобы можно было как-то существовать на острове, пока подойдет помощь!» Всего 30 наименований предметов:

ноутбук

спички

рюкзак

компьютерные игры

зеркало

спальный мешок

диски с фильмами и мультфильмами

веревка

фонарик

деньги

нож

Мясные консервы

Пепси-кола

купальник

Картофель свежий

расческа

Спортивный костюм

котелок

конфеты

плащ

тент

чипсы

Кроссовки

Питьевая вода

Таблица 2. Перечень ценностей для игры по выявлению уровня значимости ЗОЖ.

Мы выделили самые популярные ответы детей, и результаты исследования занесли в диаграмму 1 (показатели переведены в баллы:100-самый высокий показатель, далее по убывающей- за каждый нижний «-10», 10 баллов-самый низкий показатель):



Диаграмма1. Выявление уровня значимости ЗОЖ для младшего школьника.

Как видно из диаграммы дети предпочли питьевой воде «Кока-колу» и ранг у нее самый высокий, так как учащиеся понимают, что необходимо на необитаемом острове пить, но как они объясняют «вкусную воду»; важные предметы, такие как спички и фонарик вошли в пятерку самых необходимых вещей, но и сюда же вошли чипсы и ноутбук. Как объяснили дети, « чипсами можно наесться и не надо ничего готовить, а с ноутбуком будет интересно проводить время». В следующую пятерку вошли нож, спальный мешок, купальник, так как «захочется искупаться», конфеты- «чтобы не проголодаться» и компьютерные игры- «для развлечения».

Итак, можно сделать вывод, что уровень значимости здорового образа жизни для учащихся второго класса довольно-таки низкий. Это позволяет еще раз сказать о том, что формирования у младших школьников элементарных представлений о здоровом образе жизни- проблема и проблема педагогическая, которую необходимо решать путем создания новой, адаптированной для младшего школьника системы учебно-воспитательного процесса.


Для определения отношения родителей к проблеме формирования у младших школьников элементарных представлений о здоровом образе жизни нами была предложена анкета следующего содержания:

Ф.И.О..................... ДАТА

ПОЛ....................... “.....”.................... 201… г.


Часть А

1. Я считаю, что здоровый образ жизни - это . . .
















2. Главный признак здорового образа жизни - это . . .










3. Здоровье для меня является:

а) целью

б) средством

Объясните, почему?













4. Считаете ли Вы, что здоровый образ жизни необходим ?

а) да б) затрудняюсь ответить в) нет

Почему Вы так считаете ?
















5. Я считаю, что соблюдаю здоровый образ жизни на............. %, потому

что я













6. Я хотел бы вести:

a) более здоровый образ жизни

б) такой же образ жизни, как в данный момент

7.Я считаю, что в семье формируется здоровье ребенка:

а) да б) затрудняюсь ответить в) нет

8. Ребенку может помочь в формировании здорового образа жизни:
















Часть Б

Выберите для себя составляющие здорового образа жизни из предоставленных вам 10 наименований только 5 и расставьте их по рангу важности (1 место – у самого важного составляющего, 5 место- у менее важного составляющего):

Занятия спортом

1




Отсутствие вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики)

Отсутствие беспорядочной половой жизни

2




Здоровая семья

Любовь

3




Гигиена

Общение с природой (активный отдых)

4




Правильное питание

Саморазвитие

5




Закаливание