Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент здорового образа жизни будущего взрослого человека.
Для создания портрета младшего школьника с позиции здорового образа жизни нами были исследованы учащиеся 2 «А» класса (2009 год) МОБУ СОШ № 3 Хостинского района города Сочи.
Начиная данную исследовательскую в первую очередь нам необходимо было:
-
Выявить начальный уровень представлений и понятий младших школьников об организме человека и о здоровьесберегающих факторах; -
Установить степень интереса детей к строению своего организма, желания сберечь его здоровым; -
Выявить умение детей выполнять санитарно – гигиенические требования на практике; -
Выявить уровень знаний нравственных норм по теме исследования; -
Определить отношение родителей к проблеме формирования у школьников элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Основными критериями сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ выступили:
1. Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.
2. Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.
3. Овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.
4. Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно – популярной литературы для детей, радио, телевидения, Интернета.
5. Проявление потребности в выполнении санитарно - гигиенических норм.
На основании полученных результатов нами выделены три уровня знаний о ЗОЖ у школьников третьих классов:
65-77 баллов: у ребенка сформирован высокий уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы уверенно, чётко, полно. Называет все части тела и основные органы, пытается объединить их в системы. Осознаёт ценность здоровья, имеет представление о системности здорового образа жизни.
46-64 балла: Средний уровень - ребёнок отвечает на вопросы не уверенно, не полно. Путает названия частей тела и внутренних органов. В системы органы объединяет только с помощью подсказки или наводящего вопроса. Представления о здоровом образе жизни ограничены, не конкретны. Ценность здоровья понимает, но с трудом формулирует, что надо делать, чтобы не болеть.
21- 45 баллов: Низкий уровень – ребёнок называет отдельные части тела, знания о названиях внутренних органов расплывчаты, фрагментарны. Здоровье определяет как противоположное состояние болезни. Не может объяснить, привести пример заботы человека о своём здоровье.
Результаты анкетирования и тестирования сведены в таблицу 1.
| Уровень знаний о ЗОЖ | | Уровень знаний о строении и функциях организма человека | ||
кол-во человек | % | кол-во человек | % | ||
Высокий | 5 | 25 | Высокий | 6 | 30 |
Средний | 4 | 20 | Удовлет. | 4 | 20 |
Низкий | 11 | 55 | Неудовл. | 10 | 50 |
Таблица 1. Уровень знаний о ЗОЖ, строении и функциях организма.
Выводы: анкетирование показало, что у 25% детей сформирован высокий и у 20% средний уровень представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни. Низкий уровень показали 55% школьников.
Результаты тестирования обнаружили, что у половины детей удовлетворительные знания о строении и функциях организма человека, 30% детей показали высокий и 50% низкий уровень.
Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ и строении человеческого организма путем использования различных форм и методов развития этих знаний.
Следующие исследование (2009год) мы провели с учащимися 2 «А» класса и их родителями. Нами была поставлена задача: выявить уровень значимости здорового образа жизни для каждой категории испытуемых.
Детям была предложена ситуация: «мы оказались с вами на необитаемом острове! Вдруг на помощь нам пришел добрый волшебник и предложил каждому из вас волшебный мешочек с необходимыми вещами. Ваша задача выбрать из этого мешочка только десять самых необходимых вещей для себя, чтобы можно было как-то существовать на острове, пока подойдет помощь!» Всего 30 наименований предметов:
ноутбук | спички | рюкзак |
компьютерные игры | зеркало | спальный мешок |
диски с фильмами и мультфильмами | веревка | фонарик |
деньги | нож | Мясные консервы |
Пепси-кола | купальник | Картофель свежий |
расческа | Спортивный костюм | котелок |
конфеты | плащ | тент |
чипсы | Кроссовки | Питьевая вода |
Таблица 2. Перечень ценностей для игры по выявлению уровня значимости ЗОЖ.
Мы выделили самые популярные ответы детей, и результаты исследования занесли в диаграмму 1 (показатели переведены в баллы:100-самый высокий показатель, далее по убывающей- за каждый нижний «-10», 10 баллов-самый низкий показатель):
Диаграмма1. Выявление уровня значимости ЗОЖ для младшего школьника.
Как видно из диаграммы дети предпочли питьевой воде «Кока-колу» и ранг у нее самый высокий, так как учащиеся понимают, что необходимо на необитаемом острове пить, но как они объясняют «вкусную воду»; важные предметы, такие как спички и фонарик вошли в пятерку самых необходимых вещей, но и сюда же вошли чипсы и ноутбук. Как объяснили дети, « чипсами можно наесться и не надо ничего готовить, а с ноутбуком будет интересно проводить время». В следующую пятерку вошли нож, спальный мешок, купальник, так как «захочется искупаться», конфеты- «чтобы не проголодаться» и компьютерные игры- «для развлечения».
Итак, можно сделать вывод, что уровень значимости здорового образа жизни для учащихся второго класса довольно-таки низкий. Это позволяет еще раз сказать о том, что формирования у младших школьников элементарных представлений о здоровом образе жизни- проблема и проблема педагогическая, которую необходимо решать путем создания новой, адаптированной для младшего школьника системы учебно-воспитательного процесса.
Для определения отношения родителей к проблеме формирования у младших школьников элементарных представлений о здоровом образе жизни нами была предложена анкета следующего содержания:
Ф.И.О..................... ДАТА
ПОЛ....................... “.....”.................... 201… г.
Часть А
1. Я считаю, что здоровый образ жизни - это . . .
|
|
|
|
|
2. Главный признак здорового образа жизни - это . . .
|
|
|
3. Здоровье для меня является:
а) целью
б) средством
Объясните, почему?
|
|
|
|
4. Считаете ли Вы, что здоровый образ жизни необходим ?
а) да б) затрудняюсь ответить в) нет
Почему Вы так считаете ?
|
|
|
|
|
5. Я считаю, что соблюдаю здоровый образ жизни на............. %, потому
что я
|
|
|
|
6. Я хотел бы вести:
a) более здоровый образ жизни
б) такой же образ жизни, как в данный момент
7.Я считаю, что в семье формируется здоровье ребенка:
а) да б) затрудняюсь ответить в) нет
8. Ребенку может помочь в формировании здорового образа жизни:
|
|
|
|
|
Часть Б
Выберите для себя составляющие здорового образа жизни из предоставленных вам 10 наименований только 5 и расставьте их по рангу важности (1 место – у самого важного составляющего, 5 место- у менее важного составляющего):
Занятия спортом | 1 | |
Отсутствие вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики) | ||
Отсутствие беспорядочной половой жизни | 2 | |
Здоровая семья | ||
Любовь | 3 | |
Гигиена | ||
Общение с природой (активный отдых) | 4 | |
Правильное питание | ||
Саморазвитие | 5 | |
Закаливание |