Файл: Формирование здорового образа жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комплекс 3. «Маятник» - рекомендуется для урока письма

1. И.п.: о.в., руки вперед. Одновременные движения рук вперед-назад.

2. И.п.: о.с., правую руку вперед, левую назад. Попеременная смена положения рук.

3. И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. Слегка приседая, правую руку вперед, левую назад, затем наоборот. Каждое упражнение комплекса выполнить 4 раза в медленном темпе в течение 1 мин.

Упражнения выполняются плавно, неторопливо. Следить за осанкой, выразительностью движений.

Комплекс 4. «Жук» - рекомендуется для урока письма.

На лужайке по ромашкам жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.

Упражнения

1. И.п.: сидя за партой, руки на парте ладонями вниз. 1-4 – сгибая и разгибая пальцы, медленно поднять руки вверх, развести пальцы веером; 5-8 – и.п.

2. И.п.: о.с., руки в стороны. 1 – наклон влево, переступая ногами; 2 – то же вправо.

3. И.п.: стойка ноги врозь, наклон вперед, руки вниз. 1-3 – одно-временные маятникообразные движения рук слева направо и справа налево; 4 – и.п.

Методические указания

Дети произносят последнюю фразу. Каждое упражнение 2-4 раза. Темп средний.

Имитирует полет жука. Следить за осанкой. Произнесение звуков «жу-жу-жу» способствует глубокому выдоху.

Направлено на расслабление мышц.


Такие методы и формы обучения и воспитания на уроках помогали сформировать у младших школьников осознанную добровольную мотивацию получения знаний и сохранения собственного здоровья и здоровья других.

На уроках в экспериментальном классе использовались все методы стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников (осознание ситуации успеха обучения, поощрение в обучении, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности). С учетом возрастных особенностей, предпочтение отдавалось игровой деятельности, так как игра является одним из ведущих методов обучения в начальной школе.

В преподавании учебных дисциплин в начальной школе учитель использовал валеологический материал, показывая важность понятий «здоровье» и «ЗОЖ» через весь образовательный процесс.

Рассмотрим несколько заданий, которые раскрывают возможности уроков математики в формировании у младших школьников знаний о здоровье, осознанного отношения к здоровью, первоначальных умений решать задачи, связанные с укреплением своего здоровья:

1. На тарелке лежало 10 огурцов. За обедом съели 4 огурца. Сколько огурцов осталось? Как ты думаешь, почему в жаркую погоду рекомендуют есть больше огурцов?

(Огурцы содержат много влаги, хорошо утоляют жажду)

2. Петя съел во вторник 2 морковки, в среду столько же. Сколько морковок съел Петя за эти два дня? А часто ли ты ешь морковь? Поговори с мамой, что полезнее: есть натёртую на тёрке морковь или целую?

3. Для приготовления фруктового салата мама использовала 3 яблока, 2 банана и 1 киви. Сколько штук фруктов израсходовала мама? Чем полезны фруктовые салаты? Попробуйте вместе с мамой составить рецепты разнообразных фруктовых салатов.

4.У Кати было 5 плюшевых игрушек. На день рождения гости подарили ей ещё столько же плюшевых игрушек. Сколько мягких игрушек стало у девочки? Почему мягкие игрушки надо пылесосить и обрабатывать специальной кварцевой лампой?

5.В зоомагазине Люда увидела в клетке 5 зелёных попугайчиков и 3 волнистых. Сколько всего птиц увидела Люда? Девочка хотела просунуть пальцы в клетку, но продавец сказала ей, что совать пальцы в клетку с птицами и подносить клетку к лицу нельзя. Как ты думаешь, почему?



6.Внимательно послушайте и запомните 3 задачи, а потом я скажу, какую задачу нам нужно будет решить.

1.С одной грядки собрали 10 огурцов, а с другой 9. Сколько огурцов собрали с двух грядок?

2.Хозяйка засолила несколько банок помидоров. Когда съели помидоры из 3 банок, осталось ещё 5. Сколько банок помидоров засолила хозяйка?

3.В магазин привезли 4 машины с капустой и 6 машин с картофелем. Каких машин было больше и насколько: с капустой или с картофелем?

А вот теперь решите ту задачу, в которой упоминается овощ, зашифрованный в загадке:

Чьи это на грядке

кругленькие пятки

весною зеленеют,

а осенью краснеют?

Кто из вас запомнил задачи не очень хорошо? А знаете ли вы, какие продукты могут улучшить память человека? (грецкие орехи, лимон, мёд).

На уроках чтения и русского языка применялись пословицы и поговорки о здоровье:

Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.

Баня - мать наша: кости распаришь, все тело поправишь.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Болезнь не красит человека, а старит.

Болен - лечись, а здоров - берегись.

Будь не красен, да здоров.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

В здоровом теле - здоровый дух.

Где здоровье, там и красота.

Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - всё потерял.

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Если хочешь быть здоров - закаляйся.

Здоровье - всему голова, всего дороже.

Здоровье не купишь - его разум дарит.

Таким образом, учащиеся экспериментального класса в ненавязчивой форме получали возможность узнать и закрепить знания о здоровом образе жизни.

Организации двигательной активности детей экспериментального класса придавалось большое значение. Кроме организации физкультминуток, на переменах с учащимися играли в подвижные туристские игры, был организован динамический час с пребыванием на свежем воздухе.

Приведем пример нескольких подвижных туристских игр для учащихся экспериментального класса:

Переправа через «болото»

Соревнования в переходе через условное болото не только выработают у детей такие физические качества, как ловкость, чувство баланса, гибкость, но и дадут им начальное представление и некоторый навык в технике прохождения и тактике преодоления заболоченной местности.


Может проводиться как личное, так и командное первенство.

Участники делятся на команды по 3–5 человек. Их задача – быстро пройти «заболоченный» участок шириной 10–15 м, прыгая с «кочки» на «кочку» и не касаясь ногами поверхности «болота».

7–10 «кочек», образующих слегка зигзагообразную «тропу через болото», расположены одна от другой на разных расстояниях около 50–80 см. На полу, на асфальте их можно просто начертить мелом, обозначить яркими кольцами, связанными из веревок, или изготовить в виде квадратов из фанеры (плотного картона). Размер каждой «кочки» – 30–40 см, чтобы участник мог ступить на нее обеими ногами.

Команды стартуют по очереди, по жребию, по сигналу судьи «Марш!». Если сделать две-три «тропы через болото», то соревноваться могут одновременно несколько команд, что прибавит азарта. Порядок очередности движения членов каждой команды засекают по последнему участнику в момент, когда он с последней «кочки» двумя ногами ступит на «берег» – за линию границы «болота».

Соревнование можно усложнить, введя требование транспортировки груза по «тропе» через «болото»: нескольких тяжелых рюкзаков со снаряжением, котелков, наполненных водой.

Правила:

Участники не должны наступать ногой на «болото», т.е. между «кочками». За каждое такое нарушение судья начисляет команде штрафные секунды.

Запрещается двум участникам одновременно находиться на одной «кочке». За нарушение – штраф.

В случае падения в «болото» предметов снаряжения, расплескивания воды из котелков во время перехода по «тропе», команда также получает штраф.

Ловкачи (переправа маятником).

Игра тренирует ловкость, силу рук. Проводится в саду школы. На ровном месте на толстый горизонтальный сук дерева, расположенный на высоте не менее 4–5 м, забрасывается прочная веревка. Концы ее связываются. На земле под веревкой двумя уложенными параллельно планками (цветными шнурами) обозначается дистанция переправы – «берега ручья».

Играют по очереди по одному человеку. Каждому необходимо, стоя на правом берегу у планки, уцепившись руками за веревку, сгруппировавшись, маятником перенести тело через ручей и опуститься за планкой (шнуром), обозначающей «левый берег».

Когда все участники выполнят задачу, можно отодвинуть границы «берегов» на 10–12 см дальше от плоскости каната – сделать «ручей» шире и вновь начинать соревнования.


Переправа рюкзаков (маятник с упором).

Эта игра тренирует ловкость, глазомер, развивает чувство пространства.

Соревнования удобно проводить на пришкольном участке, покрытом травянистой растительностью (в саду). Эта игра способствует обучению ребят навыкам работы с веревкой.

Оборудование: заостренный шест длиной 3–5 м с рогатиной на верхнем конце (желательно, чтобы рогатина была из трех сучков, расположенных не в одной плоскости); толстая веревка длиной в пять раз больше длины шеста; рюкзак, заполненный условным туристским снаряжением; карабин или репшнур.

На площадке отмечают две параллельные линии, обозначающие «берега реки». Расстояние между ними должно быть чуть меньше удвоенной длины шеста, а посередине между «берегами» надо найти или выкопать небольшую (глубиной 15–20 см) лунку, в которую острым концом вставляется шест. К шесту у развилки сучьев узлом крепится середина веревки. С внешней стороны линий «берегов» на перпендикуляре, проходящем через лунку, вбиваются две небольшие рогульки высотой 0,5 м, на которые будет ложиться верхняя часть шеста.

Команда состоит из двух человек, которые встают на разных берегах у рогулек. У первого – рюкзак и карабин (репшнур), и в его сторону наклонен и уложен в рогульку шест – маятник. По команде судьи «Начали!» он должен закрепить рюкзак в рогатину шеста с помощью карабина или репшнура. После этого второй член команды за веревку поднимает шест с рюкзаком, а когда он займет вертикальное положение, первый с помощью своего конца веревки опускает шест в сторону второго и, притормаживая, старается точно уложить его в рогульку на противоположном «берегу».

Судья засекает время финиша в момент, когда второй участник отцепит от рогатин рюкзак и положит его на землю (или наденет себе на плечи).

Затем выступает вторая команда, за ней – остальные.

Победитель определяется по затраченному времени.

Таким образом, оздоровление школьников экспериментального класса и формирование у них здорового образа жизни мы осуществляли и через занятия туристской деятельностью. Как мы и запланировали, эти занятия проводились с детьми 4 раза в неделю в неурочное время, продолжительность занятий — 45 минут. Каждую неделю в выходной день нами были организованы экскурсия