Файл: Практических заданий по дисциплине история, культура и география стран первого иностранного языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Безусловным достоинством романа стало то, что повествование ведется от первого лица. «Голос» Гека-рассказчика удивительно точно передает дух и особый колорит целого региона США, делает произведение Твена подлинно национальной книгой.

Первоначальный замысел романа «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889) предполагал юмористическую фантазию, пародию на книги Мэлори и многочисленных «певцов» рыцарской эпохи, встречавшихся и в XIX в. В процессе создания книги легкомысленная пародия уступила место серьезным размышлениям, спровоцированным кризисной социально-политической ситуацией конца 1880-х гг. в США и в мире. Роман превратился в беспощадную сатиру, вскрывающую и обличающую не столько определенные недостатки феодализма далеких рыцарских времен, сколько пороки общечеловеческие, характерные для XIX в. в той же степени, что и для VI в.

Да и «VI век», в котором оказывается герой произведения — Хэнк Морган, отнюдь не является конкретным временным отрезком, э го скорее некое «мифическое время», для которого в художественном пространстве романа характерны наиболее типичные черты и нравы эпохи феодализма в целом.

Эго означало избавление от остатков «историчности». Писатель собрал и художественно переработал многочисленные легенды и факты истории лишь для того, чтобы придать внешнее правдоподобие своему представлению о Средневековье.

Образ Хэнка Моргана — один из самых ярких в творчестве Твена. Писателю удалось, существенно переработав традиции юмористической литературы «фронтира», создать героя — типичного представителя своего времени и своей страны, воплощающего достоинства и недостатки нации.

Размышляя над возможными путями совершенствования общества, Твен основной акцент делает на политической и правовой реформах, что указывает на просветительские «корни» его концепции. Однако во второй половине XIX в. идеи просветителей, безусловно, переосмыслялись и получали новый смысл в соединении с мыслью, что совершенствование человечества может быть достигнуто не столько с помощью трансформации социальных институтов, сколько путем ускорения процессов индустриализации и развития новейших технологий, а также посредством распространения новых научных знаний. Это и пытается сделать с Англией короля Артура бравый Янки, по терпит сокрушительное поражение. Роман можно расценивать не только как удар по просветительским идеалам, но и как критику современного писателю практицизма и прогресса.


Вера Твена в прогресс была сильно поколеблена в 1890-е гг. Критически относясь к событиям современности, Марк Твен преисполняется все большей уверенности в том, что человеческая природа практически не поддается нравственному совершенствованию. Отсюда был уже один шаг до заключения о том, что прогресс цивилизации был в лучшем случае явлением временным, мимолетным, а в худшем — отсутствовал вовсе. Писатель радикально и вполне сознательно пересматривает свою интерпретацию теории исторического развития общества, приведя ее в соответствие со своим мироощущением, глубоко пессимистическим по характеру.

Новые настроения все явственнее звучат в художественных произведениях позднего периода. Так, например, образ идиллически мирной провинциальной Америки, начавший угасать еще в 1880-е гг., растаял окончательно в нравственно гнилой атмосфере городка, где проживают герои повести «Простофиля Вильсон» (1894).

Напротив, роман «Личные воспоминания о Жанне д’Арк сьера Луи де Конта, ее пажа и секретаря» (1896) стал последней отчаянной попыткой Марка Твена найти в полном греха и страдания существовании человека на земле хоть какие-то ощутимые ценности, хоть какие-то смысл и значение. Жанна д’Арк у Твена отнюдь не является порождением своего времени, своей эпохи, напротив, она этой эпохе противопоставлена. Как следствие, повествование о ней выглядит историческим только на поверхности: на самом деле главная героиня Марка Твена исторически невозможна. Более того, она не имеет исторического смысла, так как существует вне исторического контекста, вне причинно-следственной обусловленности, а сам исторический контекст сведен к минимуму.

Марк Твен прошел путь от исторического оптимизма — веры в просветительские идеи — до исторического пессимизма, источником которого было, несомненно, его убеждение в том, что человеческая природа всегда остается неизменной. Именно человеческая природа, в представлении Твена, не оставляет никаких надежд на прогресс, ибо история человека «во всех частях света, во все эпохи и при всех обстоятельствах дает целые океаны и континенты доказательств, что из всех земных созданий он — самое омерзительное. Из всего выводка только он один наделен злобой», — писал Твен.

Памфлеты и философские повести последнего десятилетия его жизни — сатирические, обличительные, беспощадные — открыли «нового Твена», Твена, преобладающим настроением которого становится мизантропия. Вот почему «Письма с Земли», сборники эссе и памфлетов «Дневник Адама» и «Дары цивилизации» даже не увидели свет при жизни писателя. А «Автобиография» и насыщенный сложнейшей идейно-философской проблематикой «Таинственный незнакомец» были опубликованы не полностью и со значительными изменениями. Даже юмор его становится совсем иным: мрачным и горьким. Вершиной философско-этических размышлений писателя стал трактат «Что такое человек?» (1905). В этой книге автор дает оценку всему людскому роду с детерминистских позиций, доказывая, что человек, с одной стороны, механизм, зависимый от внешних влияний, с другой — раб своей ничтожной, лицемерной и трусливой природы. Нельзя не оценить мужества, с каким писатель признал беспочвенность собственных иллюзий, сформулировав в своих последних произведениях идеи, уже ничего общего не имеющие с верой в то, что Америка являет миру пример демократии, уважающей естественное право личности.