Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Факультет клинической психологии, социальной работы и адаптивной
физической культуры (отделение социальной работы)
Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы
Курсовая работа
По дисциплине Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций
Технология привлечения внебюджетных средств для финансирования учреждений социального обслуживания населения
Выполнила: Кузнецова Екатерина Викторовна
студентка 4 курса
направление подготовки: 39.03.02
«Социальная работа»
подпись_______________________
Руководитель: Шалаурова Елена Викторовна., доц.
подпись______________
оценка_______________
Архангельск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МНОГОКАНАЛЬНОСТЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………………………………………….5
-
Виды и формы финансирования социальных учреждений…………5 -
Технологии привлечения внебюджетных средств…………………..9
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………16
2.1. Методы исследования…………………………………………………..16
2.2. Анализ технологий привлечения внебюджетных средств на примере Приморского комплексного центра социального обслуживания………..17
2.3. Методические рекомендации………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..…………………………………………...……….26
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………...27
ИСТОЧНИКИ………………………………………………………...……..28
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы – в условиях реформирования социального обеспечения и неустойчивости экономической ситуации в России важное значение приобретает стабильность финансового обеспечения в социальных учреждениях.
Система социальных учреждений все больше включает в себя рыночные формы организации работы. Бюджетные средства крайне ограничены и не всегда доступны, поэтому социальные учреждения осваивают новую для себя задачу - удовлетворение потребностей общества в дополнительных образовательных услугах. Правильно подобранная технология привлечения внебюджетных средств, а также выявление и учет запросов различных категорий заказчиков становится обязательным условием деятельности учреждений социального обслуживания населения.
Цель исследования – анализ технологий привлечения внебюджетных средств на примере Приморского комплексного центра социального обслуживания и предложение рекомендаций по их совершенствованию.
Задачи исследования:
Дать научно-аналитическое обоснование термина: многоканальность финансирования, внебюджетное финансирование;
проанализировать практику технологий привлечения внебюджетных средств, на примере Приморского комплексного центра социального обслуживания (КЦСО);
на основе проведённого анализа дать рекомендации по улучшению технологий привлечения внебюджетных средств.
Объект исследования – Приморского комплексного центра социального обслуживания (КЦСО);
Предмет исследования – технологии привлечения внебюджетных средств Приморском КЦСО.
Методы исследования: аналитическое исследование научной литературы и иной публичной информации, освещающими проблемы и недостатки в сфере технологий привлечения внебюджетных средств, совокупности со сбором и анализом эмпирических (основанных на практике) данных (Конституции России, федерального и регионального законодательства, иных нормативно-правовых актов), публикуемых в открытом доступе, в отчётах государственных органов, осуществляющих привлечение внебюджетных средств на практике.
Практическая ценность данной работы заключается в возможности использования её результатов в практической деятельности, как Приморского комплексного центра социального обслуживания, так и иных учреждения социального обслуживания Архангельской области
ГЛАВА 1. МНОГОКАНАЛЬНОСТЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
-
Виды и формы финансирования социальных учреждений.
За последние годы в российском обществе были проведены радикальные преобразования, которые привели к основательным изменениям в экономическом, политическом, социальном и культурном планах. Все более значительное место занимают рыночные отношения.
Особенности функционирования социальной сферы требуют специфических механизмов финансирования, ценообразования, и т.п.
Финансирование - это процесс передачи денежных средств от одного хозяйственного субъекта другому с целью экономической поддержки его деятельности, снабжение предприятий и учреждений денежными средствами из определенных источников на конкретные цели.
В современной социальной сфере существует многоканальная система финансирования:
- прямое финансирование, когда денежные средства направляются целевым назначением на финансирование социальной работы;
- косвенное финансирование в виде уменьшения изъятия денежных средств посредством льготного налогообложения, льготного кредитования, льготного ценообразования на социально значимые виды товаров и услуг. [14]
На Финансирование мероприятий по социальной защите населения используются бюджетные и внебюджетные средства.
1. Государственный бюджет.
В рамках государственного бюджета финансирование социальной работы ведется из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов. В 1994 г. в составе федерального бюджета создан Фонд финансовой поддержки регионов. Перечисления этого фонда могут идти по двум каналам: в виде трансфертов (денежной помощи из федерального бюджета) на оказание текущей финансовой помощи и в виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. Трансферты не имеют целевого назначения и расходуются по усмотрению администрации субъекта федерации. Субвенции имеют целевое назначение. При формировании трансфертов используется принцип выравнивания, предполагающий, в частности, подтягивание текущих доходов бюджетов субъектов федерации до 95% среднедушевых доходов по РФ. При распределении финансовых потоков сохраняются привилегии и льготы некоторым регионам.
2. Государственные внебюджетные фонды:
-
пенсионный фонд; -
фонд социального страхования; -
фонд обязательного медицинского страхования; -
фонд занятости; -
республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.
Внебюджетные фонды - это не чисто финансовые учреждения, а финансово-кредитные, поскольку использование части средств этих фондов осуществляется на коммерческой основе.
3. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.)
Частные и общественные благотворительные фонды становятся все более важным источником финансирования. Их средства формируются за счет следующих источников:
- взносов учредителей благотворительных организаций;
- членских взносов (в благотворительных организациях, основанных на членстве);
- благотворительных пожертвований граждан и юридических лиц в денежной и натуральной формах;
- поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований и др.);
- доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
- поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;
- доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
- труда добровольцев и др.
Благотворительные организации входят в «третий сектор» экономики. Большая часть из них оказывает помощь инвалидам, многодетным и неполным семьям. [17]
4. Предпринимательская деятельность социальных служб.
Предприятия системы социальной защиты являются некоммерческими организациями. Их основная деятельность не может быть направлена на извлечение прибыли. Но они имеют право заниматься деятельностью, прино-сящей доход, если такая деятельность способствует достижению уставных целей. Центры платных услуг могут оказывать следующие услуги: ежедневное приготовление пищи на дому, обработка приусадебного участка, посадка овощей и картофеля, уборка урожая, стирка и глажение белья, уборка поме-щения, ремонт квартир, врезка замков, ремонт одежды, чистка печных труб и дымоходов, доставка топлива и т.д.
Возможны два типа предпринимательской деятельности учреждений социальной защиты:
- операции по производству и реализации товаров и оказанию услуг;
- внереализационные мероприятия (сдача в аренду недвижимости и имущества, открытие депозитных счетов, участие в совместной деятельности и др.) [19]
Поступление в государственные и муниципальные учреждения внебюджетных средств и их расходование регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами. Основными из них являются:
-
Федеральный закон об основах социального обслуживания граждан в российской федерации N 442-ФЗ от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ. -
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 № 145ФЗ (далее – БК РФ); -
Налоговый кодекс РФ от 05.08.00 № 117ФЗ (часть вторая) (далее – НК РФ); -
Закон РФ от 07.02.92 № 23001 “О защите прав потребителей”; -
Федеральный закон от 13.03.06 № 38ФЗ “О рекламе”; -
Федеральный закон от 11.08.95 № 135ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”;
-
Постановление Правительства РФ от 15.08.13 № 706 “Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг”. [10] -
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ предприятия системы социальной защиты населения являются некоммерческими организациями. Их основная деятельность не может быть направлена на извлечение прибыли. Однако они имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход (прибыль), поскольку она способствует достижению уставных целей. [2] -
12 января 1996 г. вступил в силу Федеральный закон «О некоммерческих организациях», в котором определены основные нормы деятельности некоммерческих организаций, в том числе и в социальной сфере. -
В федеральных законах от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» отражен порядок оказания платных и частично оплачиваемых социальных услуг государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты населения. [7] -
Согласно законодательству, многие виды деятельности в России подлежат обязательному лицензированию. Перечень лицензируемых видов деятельности и общий порядок их лицензирования определен Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности». [11]
Таким образом мы видим, что социальные учреждения имеют возможность получать различные ресурсы из многих источников, что существенно может повысить эффективность социальной работы.
1.2 Технологии привлечения внебюджетных средств
-
Бюджетные средства
Сегодня законодательством предусмотрены следующие виды финансирования КЦСО:
-
сметное финансирование; -
предоставление субсидий учреждениям, выполняющим государственное задание; -
предоставление субсидий на реализацию проектной деятельности; -
заключение государственных контрактов; -
компенсация расходов на предоставление социальных услуг центрам, включенным в реестр поставщиков услуг РФ.