Файл: Лидерство и эффективность совместной деятельности в подростковом возрасте.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 1.

Показатели самоотношения в группах с высоким и низким социометрическим статусом



Наименование шкалы

Высокий социом. статус в %

Низкий социом. статус в %

1

Глобальное самоотношение

15

0

2

Самоуважение

26

0

3

Аутосимпатия

42

22

4

Ожидаемое отношение от других

31

55

5

Самоинтресы

36

55

6

Самоуверенность

52

55

7

Отношение других

21

44

8

Самопринятие

31

11

9

Самороуководство

5

33

10

Самообвинение

36

55

11

Самоинтерес

31

22

12

Самопонимание

26

22

Далее с помощью Критерий φ* – углового преобразования Фишера (критерий Фишера) можем подтвердить или отклонить гипотезу о наличии статистически достоверных различий между параметрами самоотношения в выборках высокостатусных (лидеры и предпочитаемые) и низкостатусных (пренебрегаемые и изолированные) испытуемых (рисунок 6).

Рисунок 6. Показатели самоотношения в группах подростков с высоким и низким социометрическим статусом
Рассмотрим результаты статистического анализа. Статистически достоверные различия выявлены по шкале «глобальное самоотношение» в группах высокостатусных и низкостатусных подростков. У высокостатусных подростков оно более позитивно (φ*=2,432; р=0,01).

Между высокостатусными и низкостатусными подростками обнаружены различия также по шкале «самоуважение» (φ*=4,377; р=0,01) – высокостатусные подростки проявляют более высокое самоуважение, чем низкостатусные.


Также выявлены различия по шкале «аутосимпатия» (φ*=3,069; р=0,01) в сторону выраженности аутосимпатии у высокостатусных подростков.

Низкостатусные подростки ожидают позитивное отношении других больше, чем высокостатусные (φ*=3,465; р=0,01).

Низкостатусные подростки проявляют больше самоинтерес, чем высокостатусные (φ*=3,465; р=0,01).

Статистически достоверных различий по шкале «самоуверенность» не выявлено (φ*эмп = 0.424).

У низкостатусных подростков показатель по шкале «отношение других» выше, чем у высокостатусных (φ*=3,528; р=0,01).

Отметим, что самопринятие у высокостатусных подростков выше, чем у низкостатусных (φ*=3,571; р=0,01).

Показатель саморуководства у низкостатусных подростков выше, чем у высокостатусных (φ*=5,466; р=0,01).

По шкале «самообвинение» выше показатели у низкостатусных подростков чем у высоко статусных (φ*=2,715; р=0,01).

По шкале «самоинтерес» статистически достоверных различий не выявлено (φ*эмп = 1.45).

Высокостатусные подростков обладают более высоким самопониманием, чем низкостатусне (φ*=2,199; р=0,01).

Таким образом, можно утверждать о наличии статистически достоверных различий между показателями самоотношения у подростков с высоким и низким социальным статусом в группе сверстников. У высокостатусных подростков выше показатели по шкалам: глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, самопринятие, самопонимание. У низкостатусных подростков выше показатели по шкалам: ожидаемое отношение других, отношение других, самоинтерес, саморуководство, самообвинение.

Согласно результатам анализа, выявлено, что у низкостатусных подростков снижены значимые показатели самоотношения, а именно, глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, самопринятие, самопонимание, которые влияют на формирование благоприятного социометрического статуса в группе.

На следующем этапе мы провели исследование лидерских качеств у высокостатусных подростков, используя методику «Лидер» для оценки способности человека быть лидером. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Уровни развития лидерских качеств в группе

Уровень развития лидерских качеств

Испытуемые

Чел.

в %

Низкий

0

-

Средний

4

44,4

Высокий

3

33,3

Склонность к диктату

2

22,3



Согласно данным таблицы 2, в группе подростков с высоким социометрическим статусом преобладают испытуемые со средним и высоким уровнем развития лидерских качеств (77,7%). Выявлены испытуемые (22,3%) со склонностью к диктату. Результаты исследования графически представлены на рисунке 7.



Рисунок 7. Распределение испытуемых по уровням развития лидерских качеств
Наличие испытуемых со средним уровнем развития лидерских качеств свидетельствует о недостаточной проявленности данного вида качеств у этих подростков. Это указывает на необходимость психолого-педагогической поддержки подростков (20%), склонных к лидерству. Также необходимо развивать лидерские качества и у других испытуемых.

В данном параграфе также рассмотрены результаты анкетирования классных руководителей, целью которого являлось изучение опыта развития лидерских качеств подростков во внеклассной воспитательной работе. Анкетирование было проведено на заседании школьного методического объединения классных руководителей ГБОУ «Школа № 1208 имени Героя Советского Союза М.С. Шумилова» города Москвы. Анкета представлена в Приложении. Рассмотрим результаты анкетирования.

На вопрос «Кого из обучающихся Вы могли бы поставить в пример другим?» все респонденты смогли назвать по 2-3 ученика в своем классе, как в плане учебы, так и в плане поведения.

На вопрос «Кто из обучающихся в классе является лидером («+», «-»)?» - 12 опрошенных (80%) назвали фамилии обучающихся – позитивных лидеров, только 10 опрошенных (66,7%) смогли назвать негативных лидеров в классе.

Отметим, что испытуемые смогли определить подростков, с которыми им труднее всего найти общий язык, а также нарушает дисциплину.

Все опрошенные среди лидеров в классе назвали творческих, спортивных обучающихся.

Получены следующие ответы на вопрос «Какие черты характера Вы больше всего цените в лидерах?»:

- честность – 75% опрошенных;

- активность – 60%;

- инициативность – 60%;

- организованность – 60%;

- настойчивость – 50%;

- самостоятельность – 50%;

- заботливость – 50%;

- уверенность в себе – 50%;

- надежность – 40%

- общительность – 30%.

Получены следующие ответы на вопрос: «Какие черты характера лидеров Вам больше всего не нравятся?»:

- гордыня – 100%;


- наглость – 80%;

- заносчивость – 70%;

- болтливость – 70%;

- обидчивость – 60%;

- неуважительное отношение к старшим – 50%;

- хамство – 50%;

- лицемерие - 40%;

- агрессивность – 30%.

Анализ результатов анкетирования педагогов показал, что работа с лидерами в подростковых классах является актуальной, классные руководители считают, что необходимо больше уделять внимания развитию личностных качеств обучающихся, выявлять подростков, имеющих потенциал лидера, ярко выраженные организаторские способности.

2.2 Рекомендации по развитию лидерских качеств у подростков в совместной деятельности



Мы считаем, что ресурсным полем развития лидерства среди обучающихся подросткового возраста является институт ученического самоуправления. Учителя отметили, что участие в самоуправлении позволяет ученикам реализовывать свои внутренние задатки и способности, знакомиться с социально значимыми направлениями деятельности в школе, районе. С подростками-лидерами в ГБОУ «Школа № 1208 имени Героя Советского Союза М.С. Шумилова» периодически проводят работу по обучению, стимулированию их социальной активности как в условиях детского объединения «Школа лидеров», так и в каждом классном коллективе.

Чтобы поощрять остальных обучающихся к независимости и самовоспитанию, чтобы пробудить в них чувство ответственности, готовность анализировать и планировать свои действия, чувство принадлежности к настоящему делу, необходимое для воспитания гражданской позиции, мы предлагаем использовать ресурсы ученического самоуправления. Основой идеи может служить позиция известного педагога Януша Корчака об абсолютных ценностях - уважении к личности и права ребенка и доверие к нему. Не случайно одну из важнейших задач разумной силы он видел в развитии у подростков стремления к самовоспитанию, прививая навыки самопознания, самоконтроля и независимости. Речь идет об обеспечении условий для жизни активной и независимой личности в условиях школьного самоуправления.

В ГБОУ «Школа № 1208 имени Героя Советского Союза М.С. Шумилова» города Москвы как мы считаем, необходимо реализовать следующие психолого-педагогические условия для развития лидерских качеств обучающихся подросткового возраста и развития актива в ученическом коллективе:

1. Осуществление разноплановости совместной деятельности. В любой деятельности выдвигается свой лидер. Организация жизнедеятельности ученического коллектива дает возможность воспитаннику реализовать свой лидерский потенциал.

2. Организация основ самоуправления. Рассматривается как источник различных видов деятельности. Помогает развитию ученического коллектива и личности в коллективе.

3. Обучение в различных формах деятельности. Рассматривается как источник для появления лидеров.