Файл: Лидерство и эффективность совместной деятельности в подростковом возрасте.doc
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСТВА ПОДРОСТКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Проблема лидерства в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Психологические особенности подросткового возраста
1.3 Психолого-педагогические условия развития лидерских качеств подростков в совместной деятельности
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСОКЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Анализ результатов исследования
2.2 Рекомендации по развитию лидерских качеств у подростков в совместной деятельности
1.3 Психолого-педагогические условия развития лидерских качеств подростков в совместной деятельности
Проблема формирования и развития личности в коллективе является одной из главных в современной педагогике и психологии. В подростковом возрасте многие подростки пытаются укрепить свою лидирующую позицию. В подростковой группе характерна особенность ее состава. Здесь, наряду с относительной однородностью образования, возрастом и другими данными, существуют значительные межличностные и социальные различия.
Активное участие детей и подростков в создании будущего гражданского сообщества является не только настоятельной потребностью, но и реальностью. До недавнего времени считалось, что будущее детей – это то, что формируется в результате целенаправленной деятельности взрослых. Однако все больше педагогов приходит к пониманию того, что молодому поколению в недалеком будущем придется столкнуться с такими проблемами, которые ни современная семья, ни традиционная школа предугадать не могут. Поэтому важно уделять внимание развитию лидерских качеств, подростки должны научиться принимать самостоятельные решения и выполнять новые задачи, убеждать, уметь отстаивать свою точку зрения, уметь координировать других, заинтересовывать их [32, с. 119].
Сегодня в молодежных группах представлены различные социальные слои современного общества. Можно разделить членов подростковой группы по статусу на три уровня - высокий, средний и низкий. Для подростков, имеющих высокий статус и низкий статус среднестатусных одноклассников и для подростков, занимает средний статус - низкий статус - они не совпадают как в формальном, так и в неформальном взаимодействии. Член группы высокого статуса является субъектом неформальной власти. Его мнение по важным вопросам группы является решающим. В то же время эмоционально индивидуальный подход к ученику более высокого уровня может быть как отрицательным, так и позитивным. Подростки с высоким статусом могут находиться в дружеских отношениях друг с другом, но могут также резко конкурировать [20, с. 76].
Средний статус подростковой группы - это в основном друзья. Иногда они примыкают к подгруппам последователей конкурирующих лидеров. Бывает, что эта категория вообще не связывается с вами. Для аутсайдеров сообщество подростков теряет свое значение. Это приводит к появлению референтных групп вне школы.
Таким образом, социальное неравенство влияет на социально-психологический климат группы подростков. Лидерство среди подростков сосредоточено в основном на этом процессе. Во время общения юноши и девушки получают подтверждение от своих сверстников и узнают о своем статусе.
Лидерские качества подростков характеризуется всеми психологическими особенностями, способностями и характеристиками взаимодействия с группой, которые обеспечивают успех его лидерства. Наличие лидера с четкими личностными ценностями и целями является ключом к успеху в учебной, в будущей профессиональной и личной жизни [22, с. 34].
Таким образом, вышеупомянутые лидерские роли в подростковом возрасте в период полового созревания предполагают дальнейшее эмпирическое исследование, с целью изучения психологических характеристик лидерства в коллективе подростков.
Обобщая сказанное, отметим, что актуальной задачей педагогов является формирование и поддержание у подростков на основании их интересов и потребностей высокого уровня социальной активности и познавательной мотивации, состояния удовлетворенности от осознания результатов совместной деятельности, желание постоянно развиваться, совершенствоваться, находить пути самореализации, открывать для себя новые горизонты.
В процессе организации и реализации проектной деятельности обучающихся формируются не только их общеучебные умения и навыки, повышается учебная мотивация и самостоятельность. Подростки получают возможность самостоятельно определять границы своих знаний, генерировать идеи, самостоятельно запрашивать любую необходимую информацию в информационном поле (всемирные сетевые ресурсы), находить несколько взаимозаменяемых вариантов решения выявленной и актуальной проблемы [12, с. 138].
Наряду с рефлексивными и поисковыми умениями формируются навыки оценочной деятельности, умения и навыки работы обучающихся в процессе учебного и делового сотрудничества, а также умения и навыки руководства группами и коллективами, различные коммуникативные умения. Совместная проектная деятельность подростков также открывает дополнительные широкие возможности для развития их социальной активности.
Создавая коллективный проект, обучающиеся открыто выдвигают идеи, спорят, доказывают свои точки зрения [21, с. 130].
Г. В. Вержибок считает, что педагогическая технология эдютейнмент (с англ. «edutainment» - обучение через развлечение) является цифровым контентом, соединяющим образовательные и развлекательные элементы, например компьютерные обучающие игры, интерактивные игровые энциклопедии». Эдютейнмент с точки зрения психологии воспитания и развития общей и социальной активности подростков предполагает нетрадиционный подход к реализации учебно-познавательного процесса: они обучаются в неформальной обстановке, оно воспринимается ими как интересное и полезное развлечение, совмещенное с приобретением знаний.
Специфичность данной технологии обусловливается наличием следующих принципиальных особенностей:
- делается акцент на увлечение и на развлечение;
- используется игровой дидактический подход;
- опора на современные информационные (мультимедийные) технологии [8, с. 95].
Одним из видов организации внеурочной деятельности обучающихся является конкурс как активная досуговая форма социальной активности. Квест-игра является широко востребованной формой повышения общей и социальной активности, а также позволяет развивать познавательный интерес в ходе выполнения творческих или проблемно-поисковых заданий. В процессе реализации квест-технологии используются следующая группа методов обучения: мозговой штурм, наглядные, словесные, практические, диалогический метод (сократовский) [7, с. 483].
Дальнейшее приобретение опыта проектирования межличностного взаимодействия подростков возможно за счет активного вовлечения обучающихся в разнообразную социально полезную деятельность (в частности, в коллективные творческие дела); использование возможностей проектного метода во внеурочной деятельности; поддержание высокого уровня интереса и учебно-познавательной мотивации в ученическом коллективе.
Проведенный обзор психолого-педагогических исследований показал, что развитие лидерских качеств у подростков в совместной деятельности является весьма актуальным направлением воспитательной работы.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСОКЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Анализ результатов исследования
Эмпирическое исследование лидерских качеств подростков в совместной деятельности было проведено на базе в ГБОУ «Школа № 1208 имени Героя Советского Союза М.С. Шумилова» города Москвы. В исследовании приняли участие 20 обучающихся в возрасте 13-14 лет.
Цель исследования: выявить психологические особенности лидерства и лидерских качеств современных подростков в совместной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить индивидуально-личностные особенности подростков;
2. Провести изучение опыта классных руководителей в развитии лидерских качеств подростков во внеклассной воспитательной работе;
3. Разработать практические рекомендации по развитию лидерских качеств у подростков в совместной деятельности.
В работе использованы следующие методики:
1. Социометрическая методика (автор Дж. Морено);
2. «Особенности коммуникативно-организаторских способностей» (КОС-1) (авторы В. В. Синявской, Б.А. Федоришин);
3. «Опросник самоотношения» (авторы В.В. Столин, С.Р. Пантелеев);
4. «Лидер» (авторы Е. С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий).
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе были определены исходные положения исследования: была изучена научно-методическая литература, определена проблема исследования, определена цель, определены объект и предмет исследования.
На втором этапе исследования был подобран диагностический инструментарий, результаты исследования были обработаны и проанализированы.
На этом этапе были рассмотрены социометрическая структура и социальный статус респондентов в группе; исследование индивидуальных и личных способностей лидеров; изучение коммуникативных и организационных навыков; изучение самоотношения; изучение лидерских позиций в группе.
На завершающем этапе исследования сформулированы выводы по результатам исследования и сформулированы рекомендации по развитию лидерских качеств у подростков в совместной деятельности.
В процессе наблюдений за общением и взаимоотношениями подростков выявлены следующие уровни сформированности навыков общения:
- средний показатель с тенденцией к высокому – 25% (5 человек);
- средний показатель с тенденцией к низкому – 50% (10 человека);
- низкий показатель – 25% (5 человек).
Испытуемых с высоким уровнем развития умений общения не выявлено. Полученные результаты представлены графически на рисунке 3.
Рисунок 3. Уровни развития коммуникативных умений у подростков по результатам наблюдения
Результаты социометрического исследования. Испытуемым предлагается ответить на вопросы: С кем из членов вашей группы вы охотно стали бы выполнять совместное задание? С кем из членов вашей группы вы могли бы поделиться своими личными переживаниями? С кем из членов вашей группы вы бы пошли в кино?
«Звезды» – 5 чел (25%); «предпочитаемые» - 4 чел (20%); «пренебрегаемые» – 9 чел (45%); «отвергнутые» – 2 чел (10%). Распределение социальных статусов в группе графически представлено на рисунке 4.
Рисунок 4. Распределение социальных статусов в группе
Согласно данным на рисунке 4, в группе выявлено примерно поровну высокостатусных и низкостатусных членов.
Результаты исследования коммуникативных и организаторских способностей подростков предоставлены на рисунке 5.
Рисунок 5. Результаты исследования коммуникативно-организаторских способностей подростков
Согласно полученным данным у 50% испытуемых выявлен низкий уровень, 30% подростков имели средний уровень развития коммуникативных способностей, 20% обучающихся - высокий уровень, а оценка организаторских способностей подростков была следующая: 45% испытуемых имели низкий уровень, 30% - средний уровень, 25% - высокий уровень.
Исследуя группу подростков по методике В.В. Столина и С.Р. Пантилеева, были получены следующие показатели компонентов самоотношения. В группах с высоким и низким социометрическим статусом вместе с высокими показателями по шкалам самоотношения, выявлены и критические показатели по следующим шкалам: глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, отношение других, самопринятие, саморуководство, самоинтерес, самопонимание. Представим полученные данные в процентном соотношении в виде таблицы и диаграммы (таблица 1, рисунок 6).