Файл: Лидерство и эффективность совместной деятельности в подростковом возрасте.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Факультет Управления

Кафедра Психологии и педагогики

Направление подготовки Психолого-педагогическое образование

КУРСОВАЯ РАБОТА



по дисциплине

Психология учебной деятельности


Тема:

Лидерство и эффективность совместной деятельности в подростковом возрасте




(тема работы)


Выполнил студент







(курс, группа, фамилия, имя, отчество)



Количество слов в работе







Руководитель работы







(ученая степень, звание, фамилия и инициалы)







К защите __________________________

(дата, подпись руководителя)





Работа защищена с оценкой____________


Москва 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСТВА ПОДРОСТКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

1.1 Проблема лидерства в отечественной и зарубежной психологии 5

1.2 Психологические особенности подросткового возраста 9

1.3 Психолого-педагогические условия развития лидерских качеств подростков в совместной деятельности 12

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСОКЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17

2.1 Анализ результатов исследования 17

2.2 Рекомендации по развитию лидерских качеств у подростков в совместной деятельности 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИОСК ЛИТЕРАТУРЫ 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 34



ВВЕДЕНИЕ


Развитие лидерства в настоящее время очень популярно в связи с тем, что характеристики лидера по своей сути уникальны и специфичны, а самое главное, они жизненно необходимы для осуществления эффективного управления. Для современной России эта тема особенно важна, потому что необходимость построения лидерства связана с процессом глобализации. Положение нашей страны в глобальном пространстве заставляет искать новые способы эффективного управления и улучшения наших лидерских качеств.

Лидерство объективно возникает только на реальной почве деятельности в различных сферах групповой жизни. С другой стороны, в большинстве случаев разные люди могут сочетать разные типы лидерства. Исходя из этого понимания, следует признать, что настоящий лидер группы всегда является лидером, но лидер не всегда является организатором. Лидер является членом группы, для которой признается право принимать ответственные решения в ситуациях, которые важны для нее, то есть, он - самый авторитетный человек, который играет важную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Лидерство - это естественный социальный и психологический процесс в группе, основанной на влиянии личной власти человека на поведение членов группы.

Теоретической основой исследования является работы по руководству и лидерству Т.В. Бендас, Д.В. Беспалова, Р.Л. Кричевского, А.Н. Лутошкина, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, Л.И. Уманского, и др. Анализ научной литературы показал, что проблема изучения психологических особенностей лидерства в группе подростков в современной образовательной среде остается мало изученной. «Ситуация успеха» в развитии лидерства подростков включает целенаправленное сочетание психологических и педагогических методов, которые способствуют сознательному включению любого подростка в конкретную деятельность с целью приобретения опыта в лидерском поведении в зависимости от индивидуальных навыков. Знание психолого-педагогических основ формирования лидерских качеств современных подростков помогает педагогам повысить эффективность воспитательной и развивающей работы с ними.


Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы изучить проявления лидерских качеств подростков в совместной деятельности.

Объект исследования: лидерские качества подростков.

Предмет исследования: психологические особенности формирования лидерских качеств подростков в процессе совместной деятельности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что отдельные индивидуально-личностные особенности подростков предрасполагают к формированию лидерских качеств в совместной деятельности.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить феномен лидерства и личности лидера;

2. Раскрыть психологические особенности подросткового возраста;

3. Изучить психолого-педагогические условия развития лидерских качеств подростков в совместной деятельности;

4. Провести эмпирическое исследование лидерских качеств подростков;

5. Предложить рекомендации по развитию лидерских качеств у подростков в совместной деятельности.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, наблюдение, тестирование, методы математической и статистической обработки данных.

Эмпирическую базу представили 20 испытуемых подросткового возраста, обучающихся в ГБОУ «Школа № 1208 имени Героя Советского Союза М.С. Шумилова» города Москвы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСТВА ПОДРОСТКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Проблема лидерства в отечественной и зарубежной психологии


В зарубежной психологии на протяжении ХХ века теория лидерства развивалась в нескольких направлениях, что приводило к богатству теоретического и эмпирического материала. В отечественной науке проблема лидерства стала важна почти одновременно с началом изучения этого явления за рубежом. В начале прошлого века изучали лидерство преимущественно психологи и, прежде всего, на материале детских и подростковых групп. Большинство авторов, занимающихся исследованием коллективов, в определенной степени касались проблемы «вожачества». Изучение психологии лидерства продолжилось только в 1960-х годах, было много статей, посвященных проблеме соотношения лидерства и руководства [4, с. 43].

По мнению зарубежных исследователей, как невозможно нормально управлять производством без знаний экономики и права, так и невозможно управлять людьми без знания социальной психологии и психологии управления. Однако современным руководителям часто не хватает качеств неформального лидера, который способен влиять не только через власть, но и проявлять интерес и на личном примере показывать перспективы развития. Поэтому проблема лидерства с каждым днем становится все более актуальной.

В современных условиях острой конкуренции выхода на внешние рынки без потенциала лидера компании невозможно сохранить успех и востребованность в своем секторе экономики. А менеджер, который не является лидером, не имеет за плечами развитой команды лидеров, вряд ли сможет в дальнейшем эффективно управлять своей компанией [6, с. 53].

Принимая во внимание научную работу и публикации социологов, можно выделить несколько концепций в области лидерства. Существует два основных направления: лидирующая позиция одного человека или социальной группы, обусловленная более эффективными результатами работы; процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, благодаря индивидуальной инициативе их членов [10, с. 34].

Исследователи из разных областей знаний дали разные толкования термина «лидерство». Лидерство, например, рассматривается как тип власти с ориентацией сверху вниз. В этом смысле субъектом лидерства является не большинство, а небольшая группа людей и даже один человек. Другой подход к лидерству понимает его как социальный статус,
связанный с принятием решений, лидерство как лидера. Так что, просто занимая руководящие должности в обществе и предоставляя человеку статус лидера. Л. Элингер, В.Кац, Дж. Блондел понимают руководство как влияние на других людей при определенных условиях: влияние постоянное; основное влияние лидера осуществляется на всей группе; лидер отличается приоритетным влиянием; эффект лидера опирается прежде всего на влияние, а не на власть [30, с. 141].

Самый эффективный лидер дает комбинацию инструментального и эмоционального лидерства у одного человека. Отечественный психолог Н.А. Парыгин дает следующее определение: «Лидер – член группы, который спонтанно приходит к роли неформального лидера в определенной, обычно довольно важной ситуации, чтобы обеспечить коллективную деятельность людей для достижения самых быстрых и больших целей» [26, с. 122].

Формальный лидер имеет поддержку в форме делегированных официальных полномочий и обычно работает в определенной функциональной области, назначенной ему.

Неформальный лидер приходит за счет его способности влиять на других, а также на его деловые и личные качества. На практике нет идеальной приверженности этим двум типам отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа лидеров во многих отношениях имеет лидерские качества. Тем не менее, обратная опция менее распространена в реальной жизни. Каждый неформальный лидер имеет личную привлекательность, проявляющуюся в различных формах [31, с. 63].

Можно к настоящему времени в науке можно выделить четыре подхода к развитию лидерства. Первый предполагает анализ лидерских качеств, необходимых лидеру для эффективного управления командой. Второй представляет лидерство как набор моделей поведения. Третий и четвертый выдвигают изучение лидерских качеств в зависимости от ситуации или непосредственно в конкретной ситуации.

Исследование концепции лидерства основано на использовании двух переменных - динамики поведения и уровня ситуативности. Динамика поведения отражает лидерство в области статики или динамики: анализ личных характеристик или анализ набора моделей поведения лидера соответственно. Ситуационный уровень предполагает, с одной стороны, универсальность или схожесть поведения лидеров, а с другой – зависимость от конкретной ситуации. Фактически, сочетание этих двух переменных определяет типы подходов к исследованию концепции лидерства. На рисунке 1 показаны типы подходов к исследованию концепции лидерства [14, с. 203].