Файл: Лидерство и эффективность совместной деятельности в подростковом возрасте.doc
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСТВА ПОДРОСТКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Проблема лидерства в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Психологические особенности подросткового возраста
1.3 Психолого-педагогические условия развития лидерских качеств подростков в совместной деятельности
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСОКЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Анализ результатов исследования
2.2 Рекомендации по развитию лидерских качеств у подростков в совместной деятельности
4. Формирование команды воспитанников. Ученический коллектив высокого уровня развития обладает огромной воспитательной силой. Позволяет видеть в каждом ребенке личность и позволяет ей раскрыться.
5. Личность педагога помогает обучающимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих перед группами и перед каждым учеником в отдельности. Она является источником ценного опыта;
6. Развитие уровня эмпатии;
7. Демонстрация подросткам примеров эффективности лидерского поведения.
Таким образом, социальное взаимодействие в системе «педагог – актив» в рамках ученического самоуправления дает положительные результаты:
- обучающиеся принимают осознанное участие в организации своей жизнедеятельности, планировать и анализировать свои действия, проявляя социальную активность;
- педагоги получают «обратную связь», обсуждают с подростками организацию предстоящих мероприятий в системе партнерских взаимоотношений;
- активное участие подростков в соревнованиях и конкурсах различных уровней и направлений будет более успешным. Подростки учатся взаимодействовать в команде, правильно формировать актив и распределять роли;
- формирование положительной «Я-концепции» подростков, входящих в Совет класса (школы) дает залог их успешной социализации.
Таким образом, предложенные рекомендации могут стать действенным инструментом оптимизации взаимоотношений в ученического коллективе, психолого-педагогической коррекция межличностных отношений обучающихся подросткового возраста.
Регулярное психолого-педагогическое сопровождение ученического самоуправления в условиях ГБОУ «Школа № 1208 имени Героя Советского Союза М.С. Шумилова» города Москвы, развитие отдельных целевых групп и творческих коллективов позволит повысить самооценку обучающихся, поверить и найти себя, почувствовать удовлетворение от результатов межгруппового и межличностного взаимодействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Лидерство в психологической науке понимается как процесс, включающий влияние на выбор целей и стратегий группы или организации, их реализацию, поведение и идентификацию с группой. В современных исследованиях рассматривается концепция лидера как «ведущий, руководитель». Лидерство формируется в группе в процессе взаимодействия и проявляется в межличностных и деловых отношениях. В современной науке существуют разные направления в изучении сущности лидерства и лидерских качеств: «теория черт», «ситуационная теория лидерства», системная теория лидерства. Характер лидерства проявляется в том, что группа признает позицию лидера у индивида и начинает следовать за ним.
2. Подростковый возраст в отечественной и зарубежной психологии считается периодом, восприимчивым к формированию определенных черт характера, сильной воли, ответственности, необходимых для воспитания лидера. Подростку, для того чтобы стать эффективным неформальным лидером, важно иметь высокий уровень развития интуиции, гибкость в изменяющихся условиях, умение наладить эффективную коммуникацию в ученическом коллективе, дать возможность команде участвовать в принятии решений.
3. Психолого-педагогических условиями развития лидерства у подростков следует рассматривать личностно-развивающую ситуацию, включающую обучающихся в поиск нового знания посредством его эмоционального переживания с опорой на личностный опыт. Кейс-технологии и проектная деятельность способствуют повышению познавательной мотивации, приобретению новых знаний, развитию социальной активности и формированию социально-коммуникативных универсальных действий.
4. В результате проведенного эмпирического исследования выявлено, что в группе подростков примерно равномерно распределены испытуемые с высоким (45%) и низким (55%) социометрическим статусом. У 50% испытуемых выявлен низкий уровень коммуникативных способностей, 30% подростков имеют средний уровень коммуникативных способностей, 20% имеют высокий уровень. По результатам оценки организаторских способностей выявлено, что 45% испытуемых имеют низкий уровень, 30% - средний уровень, 25% - высокий уровень. У высокостатусных подростков преобладает средний и высокий уровень развития коммуникативно-организаторских способностей.
Установлены статистически достоверные различия между показателями самоотношения у подростков с высоким и низким социометрическим статусом в группе сверстников. У высокостатусных подростков выше показатели по шкалам: глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, самопринятие, самопонимание. У низкостатусных подростков выше показатели по шкалам: ожидаемое отношение других, отношение других, самоинтересы, саморуководство, самообвинение.
Подросткам с высоким социометрическим статусом характерен высокий и средний уровень развития лидерских качеств. Также выявлено, что некоторым подросткам характерна склонность к диктату (20%).
5. Были выявлены связи социометрического статуса и самоотношения в группе подростков; различия уровней развития коммуникативно-организаторских способностей в зависимости от личностных особенностей и положения в группе. Педагоги считают, что необходимо больше уделять внимания развитию личностных качеств обучающихся, выявлять подростков, имеющих потенциал лидера, ярко выраженные организаторские способности. Дальнейшая организационная и психолого-педагогическая поддержка ученического самоуправления способствуют развитию лидерских качеств и позитивных межличностных отношений подростков в процессе совместной деятельности.
СПИОСК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г.М.Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2017. – 376с. -
Айгунова, Б.К. Взаимосвязь личностных особенностей подростка группы риска и их статуса в классе. Автореферат дисс. канд.психол.наук/ Б.К. Айгунова - М, 2014.- 23 с. -
Анн, Л.М. Психологический тренинг с подростками/ Л.М. Анн. – Спб: Питер, 2015.- 226с. -
Беляцкий, Н. П. Основы лидерства: учеб. / Н. П. Беляцкий. – Минск: БГЭУ, 2017. – 268 с. -
Бендас, Т. Психология лидерства: Учебное пособие / Т. Бендас. – Санкт-Петербу рг: Питер Пресс, 2019. – 448 с. -
Божович, Л.И. Психологические особенности развития личности подростка/ Л.И. Божович. - М.: Знание, 2016. - 240 с. -
Великжанина, Е.С., Куликова, Т.И. Формирование лидерских качеств у подростков/ Е.С. Великжанина, Т.И. Куликова // Научно-образовательный потенциал в решении актуальных проблем XXI века, 2017. №7. - С. 482-484 -
Вержибок, Г.В. Лидерство в социальном и образовательном пространстве: учебно-методическое пособие / Г. В. Вержибок, В. И. Шупляк. – Минск: РИВШ, 2018. – 360 с. -
Вергилес, Э.В. Теория лидерства / Э.В. Вергилес - М.: Издательство Моск. гос. ун-та экономики, статистики и информатики, 2016.- 382с. -
Дианин-Хавард, А. Нравственное лидерство / А. Дианин-Хавард. – Litres, 2017. – 76 с. -
Дроздов, С.В. Личностные качества как дерминанта лидерства в подростковом возрасте/ С. В. Дроздов, Т.И. Логвинова //Вестник Курского государственного университета. 2015. - № 2 (34).- С. 21-30 -
Кривцова, С.В. Тренинг конструктивного взаимодействия с подростками/ С.В. Кривцова. - СПБ: Речь, 2017.- 235с. -
Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах/ Я.Л. Коломинский. – Минск: Изд-во БГУ. 2018. –284с. -
Колризер, Дж. Надежная база: лидерство для руководителей высшего звена: пер. с англ. / Д. Колризер, С. Голсуорси, Д. Кьюмби. - М: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 332 с. -
Котляров, И.В. Социология лидерства / И.В.Котляров. – Минск: Издательский дом «Белорусская наука», 2017. – 481 с. -
Кричевский, Р.Л. Психология лидерства: учеб. пособие / Р.Л.Кричевский. – М.: Статут, 2016. – 542 с. -
Кулакевич, А.Н. Основы лидерства: учеб. пособие / А. Н. Кулакович. – Минск: ЧИУиП, 2018. – 80 с. -
Ларионов, В.Г. Подходы к изучению лидерства и лидерских качеств / В.Г.Ларионов, О.Н. Мельников // Российское предпринимательство. 2016.- № 5.- С. 21-27 -
Лидерство и управление командой: учебное пособие / сост. В.Н. Фадеева; Томский политехнический университет. – Томск: изд-во Томского политехнического университета, 2017. – 188 с. -
Логвинов, И.Н. Гендерные особенности социальной установки молодежных лидеров студенческого возраста на поведение в конфликте/ И.Н.Логвинов, С.В. Сарычев // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2013. - № 1.- С. 75-78. -
Мартынова, М.Д. Развитие лидерства и социальной активности молодежи в системе высшего образования как основание для формирования управленческих качеств будущих специалистов/ М.Д.Мартынова // Университетское управление. 2014. - № 5- 6 (28).- С. 129-133 -
Морозов, А.В. Имидж современного молодежного лидера и особенности его формирования/ А.В. Морозов // Вестник МГУ. 2016. - №2. - С. 31-36 -
Максвелл, Дж. С. Лидерство: 25 ключевых принципов построения взаимоотношений с людьми: пер с англ. / Дж. С. Максвелл. – Минск: Попурри, 2018. – 366 с. -
Нижегородцева, Н.В. Тарасова, С.С. Совладающее поведение подростков с разным уровнем осознанной саморегуляции/ Н.В.Нижегородцева, С.С. Тарасова // Ярославский педагогический вестник. 2017. - №2. - С. 22-28 -
Овчарова, Р.В. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. 2017. – №8. – С. 103-108. -
Петровский, А.В. Психологическая характеристика лидерства/ А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Теоретическая психология, 2018. - 281 с. -
Психология современного подростка/ под редакцией Д.И. Фельдштейна - М.: Педагогика, 2016. - 256 с. -
Равино, А.В. Основы лидерства : тексты лекций для студентов / А. В. Равино. – Минск: БГТУ, 2018. – 85 с. -
Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/ Ф. Райс. – СПб: Питер, 2019.- 658с. -
Селезнева, Е.В. Лидерство : учебник для бакалавров / Е.В. Селезнева. - М.: Юрайт, 2016. - 429 с. -
Спивак, В.А. Лидерство : учебник / В.А. Спивак. - М.: Юрайт, 2017. - 301 с. -
Хухлаева, О.Е. Счастливый подросток/ О.Е. Хухлаева, Т.С. Кирилина, О.А.Федорова. - М.: Апрель-Пресс. ЭКСМО-Пресс, 2018.- 328с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для классного руководителя «Лидерские качества обучающихся»
Разработанная нами анкета позволяет классному руководителю четко сформулировать мнение о авторитетных и проблемных учащихся, определить свои методы работы с лидерами.
Инструкция: Просим Вас принять участие в анкетировании. Ваша помощь нам необходима в дальнейшем планировании воспитательной работы с обучающимися и формировании ученического самоуправления в школе.
1. Кого из обучающихся Вы могли бы поставить в пример другим?
в учебе_______________________________________
в поведении_____________________________________________
2.Кто из обучающихся в классе является лидером («+», «-»)?
_________________________________________________________
3. С кем из обучающихся Вам труднее всего найти общий язык?
_______________________________________________________
4. Кто из обучающихся постоянно мешает Вам вести занятия, мешает классу?
___________________________________________________________
5. Самый творческий ученик в классе?
___________________________________________________________
6. Самый спортивный ученик в классе?
________________________________________________________
7. Какие черты характера Вы больше всего цените в лидерах?
___________________________________________________________
8. К кому одноклассники чаще всего обращаются за помощью?
__________________________________________________
9. Какие черты характера лидеров Вам больше всего не нравятся?
_______________________________________________________
10. Кто из обучающихся пользуется наибольшим авторитетом у одноклассников?
__________________________________________________________
11. Кто из обучающихся, с Вашей точки зрения, испытывает трудности в отношениях с одноклассниками?
______________________________________________________________________
12. Кто из обучающихся, с Вашей точки зрения, испытывает трудности в обучении?
_______________________________________________
13. У кого из обучающихся, по Вашему мнению, проблемы с учителями?
__________________________________________________________
14. Разработана ли модель ученического самоуправления в классе?
_______________________________________________________________________
15. Кратко опишите ее
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Какие методы и формы работы с активом класса Вы считаете успешными?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за Ваши искренние ответы!