Файл: Лидерство и эффективность совместной деятельности в подростковом возрасте.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Рисунок 1. Типы подходов к изучению понятия лидерства в зависимости от динамики поведения и уровня ситуационности
Зарубежный исследователь У. Беннис выделил четыре группы лидерских качеств: управление вниманием; управление ценностями; доверительное управление; самоуправление [19, с. 113].

Ситуационный подход в исследованиях классика американской психологии К. Левина обратил внимание на ситуацию, в которой имела место реализация «лидерских качеств». Она рассматривалась как взаимосвязь между личными качествами и поведением лидера.

Концепция атрибутивного лидерства основана на том факте, что определенные характеристики лидера приписываются последователями, если их деятельность дает основу для этого [18, с. 23].

Харизматическое лидерство основано на психологических свойствах и личностных качествах лидера, которые вызывают восхищение его последователей и заставляют его следовать его инструкциям. Лидер должен уметь представить видение проблемы, побуждая членов группы действовать, внушая им веру в силу лидера и в свои собственные способности [5, с. 201].

Современный этап в развитии харизматического подхода характеризуется управлением опытом и построением имиджа. Модель харизматического лидерства на уровне исполнительного директора видится как лидерство на основе харизмы, реализуемое топ-менеджерами. Понятие эффективного лидерства можно определить как составную часть двух слов «эффективный» - приносящий положительный результат, успешный, и «лидер» - менеджер. Эффективное лидерство строится из нескольких элементов, которые графически представлены на рисунке 2 [1, с. 227].



Рисунок 2. Основные элементы эффективного лидерства

Эффективное лидерство характеризуется способностью прогнозировать, чего можно достичь, объединив усилия своих сотрудников. Еще одно различие между эффективным и неэффективным лидерством заключается в целях лидера. В случае эффективного лидерства цель - это то, что могут иметь последователи. Еще одна отличительная черта эффективного лидерства – это постоянное обучение и саморазвитие, поскольку цель может быть достигнута только путем постоянного развития сильных сторон и исправления слабых.


Таким образом, эффективное лидерство означает, что лидер оперативно реагирует на потребности своих последователей. Эта отзывчивость проявляется в объединении сотрудников в команду, помогая им в достижении личных целей, а также в развитии и обучении сотрудников. Эффективность лидерства проявляется в стремлении лидера максимально результативно использовать различные варианты источников влияния.

1.2 Психологические особенности подросткового возраста



Подростковый возраст, как замечают психологи, считается особо значимым этапом в человеческой жизни, периодом колоссальных изменений в физиологии, психологии, социальном статусе и поведенческих формах. Этот возрастной период (с 11-12 до 15 лет) рассматривается как переход от детства к юности, совпадает с учебой в основной школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.

Впервые в подростковом возрасте у ребят возникает реальный интерес к своей личности, подросток оценивает, как он выглядит в глазах других. Он становится особенно чувствительным даже к мягким и невинным замечаниям о его внешности. Подростки могут страдать от низкой самооценки (феномен «гадкого утенка»), чтобы придать чрезмерный вес недостаткам их внешнего вида, становится застенчивым. Многие проблемы подростков объясняются главным контрапунктом их развития - стремлением к изоляции и социализации. Эти взаимосвязанные процессы непросты: они обычно драматичны для подростка и для окружающих людей. Отношение подростка к взрослому противоречиво: подросток пытается быть независимым от мнений взрослых, от его воли и власти, от контроля и заботы, и в то же время взрослый нужен подростку [6, с. 59].

А.В. Мудрик отмечал, что потребность общаться со сверстниками появляется у детей очень рано и увеличивается с возрастом. Поведение подростков, как он определяет, по своей специфике коллективно. Позиция принципа равенства между сверстниками делает сферу межличностных отношений особенно привлекательной для подростков: эта позиция соответствует моральному содержанию чувства подростков в их собственной взрослой жизни [13, с. 87].

Впервые в подростковом возрасте у ребят есть реальный интерес к своей личности, подросток оценивает, как он выглядит в глазах других. Он становится особенно чувствительным даже к мягким и невинным замечаниям о его внешности. Подростки могут страдать от низкой самооценки (феномен «гадкого утенка», чтобы придать чрезмерный вес недостаткам их внешнего вида, становится застенчивым) их чувствам (основным ядром юношеского опыта является поиск нравственных ценностей, смысл жизни).


Многие проблемы подростков объясняются главным контрапунктом их развития - стремлением к изоляции и социализации. Эти взаимосвязанные процессы непросты: они обычно драматичны для подростка и для окружающих людей. Отношение подростка к взрослому противоречиво: подросток пытается быть независимым от мнений взрослых, от его воли и власти, от контроля и заботы, и в то же время взрослый нужен подростку [24, с. 26].

Несмотря на борьбу со взрослым, подросток чувствует необходимость поддержки. Ситуация особенно благоприятна, когда взрослый ведет себя как друг. В этом случае взрослый человек может значительно облегчить поиск подростка своего места в системе новых, возникающих взаимодействий, чтобы лучше узнать себя. Совместная деятельность помогает подросткам найти новый способ сотрудничества со взрослыми. Это создает глубокий эмоциональный и духовный контакт, поддерживающий подростка в жизни.

Одной из наиболее актуальных проблем современного образования является проблема преодоления и предупреждения педагогической запущенности обучающихся. Развитие этого процесса связано со сложными сочетаниями возрастных кризисов развития личности школьника и его родительской семьи, а также кризисов развития учебной деятельности. Остро необходима как непосредственная практическая психолого-педагогическая помощь категории обучающихся «группы риска». Также требуется помощь педагогам в преодолении проблем, связанных с пониманием и принятием школьников «группы риска», и помощь семье в вопросах воспитания.

В литературе под «трудным» поведением понимают наличие у подростков отклоняющегося от нормы поведения. Отклонения в поведении подростка - это результат педагогической запущенности и неблагоприятной окружающей среды. Под «трудными» школьниками понимаются подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корригируются [25, с. 106].

Таким образом, социально-психологические характеристики «трудных» подростков как особой социальной группы могут включать в себя: повышенную тревогу, агрессию, конфликт и другие, складывающиеся во время спонтанного группового общения. Эта система отношений между подростковыми группами появляется в большинстве случаев только как замещение при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых. Социально-психологический микроклимат группы оказывает решающее влияние на
формирование стратегий поведения подростков, ассимиляции субкультуры, возникновение смысловых барьеров в отношениях со взрослыми.

Предупреждение и коррекция дезадаптивного поведения подростков невозможны без системного изучения факторов риска и причин его возникновения. Для улучшения психического состояния и социальной адаптации обучающихся необходима психологическая и педагогическая поддержка: ознакомление с методами саморегуляции и устранение чрезмерного психоэмоционального стресса и тревожности, обучение навыкам межличностного общения, деловое сотрудничество со взрослыми.

Критериями результативности такой работы являются: улучшение психического здоровья обучающихся, снижение тревожности и нормализация самооценки (положительные изменения в адаптации) в переходные периоды; правильный выбор образовательных маршрутов; повышение авторитета школы [29, с. 283].

Таким образом, бережное отношение к подросткам «группы риска», учет их интересов и особенностей, вовлечение их в школьную полноценную жизнь, создание в классных коллективах, в школе в целом эмоционального положительного микроклимата являются основными составляющими психолого-педагогического сопровождения взросления. Психокоррекционная работа способствует снижению тревоги и повышению самооценки подростков в группе сверстников, удовлетворению фрустрированной потребности в принятии значимых взрослых, улучшении самочувствия и настроения.