Файл: 2 последовательность изучения букв, чем она определяется 3 структура и содержание типовой букварной страницы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.1. Проанализируйте в сопоставительном плане два букваря (допущенных к преподаванию согласно ФГОС). Результаты анализа представьте в табличной форме:
1) структура букваря (части, соответствующие этапам обучения грамоте, их основное содержание);
2) последовательность изучения букв, чем она определяется;
3) структура и содержание типовой букварной страницы
(разворота);
4) виды материала для обучения звуковому анализу (используемые в букваре звуковые модели);
5) виды материала для обучения слоговому чтению (дополнительные графические пометы, слоговые таблицы и др.);
6) литературный материал (какой и как представлен);
7) возможности материала букваря для организации дифференцированного обучения чтению.
УМК | УМК «Школа России» | УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова |
1) структура букваря (части, соответствующие этапам обучения грамоте, их основное содержание) | 1.Подготовительный этап (I четверть) - в данный период используются сюжетные и предметные иллюстрации, схемы слов и предложений. - вводится представления о предложении, об устной речи. - формируется умения слушать, говорить на обсуждаемую тему. - дети учатся составлять рассказ по картинке, связывать отдельные сюжетные иллюстрации в текст. - у детей формируется общее представление о предложении, слове, слоге, ударении, гласных и согласных звуках. 2.Основной (букварный) этап (II, III четверть): - знакомство с алфавитом. - изучение всех букв и звуков алфавита. - формирование умения читать звуки, слова и предложения. - разделение слова на слоги, постановка ударения в слове. - изучение рисуночного письма. - изучение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких, глухих и звонких. - постоянная работа над чистотой и правильностью произношения, над правильным использованием силы голоса, скорости говорения. 3. Заключительный (послебукварный) этап (IV четверть): - изучение истории букваря. - знакомство с тесками великих русских писателей, знакомство с краткой биографией писателей. - cовершенствование основных навыков чтения на литературных текстах. | 1.Подготовительный этап (I четверть) : - введение основных для обучения грамоте понятий: слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука, квадрат, кружок или буква. - формирование представления о предложении, об устной и письменной речи. - формирование умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему. 2.Основной (букварный) этап (II, III четверть): - вся система упражнений формирует у учащегося правильную технологию озвучивания слов, нацелена на фонетический и звуко - буквенный анализ. - формирование знаний о буквах, обозначающих гласные звуки. - формирование понятий о маленьких и больших буквах. - знакомство с понятием позиционной смены согласных звуков: твердые-мягкие согласные. -формирование знаний о единственном, множественном числе. - знакомство с рифмой, прозой и стихами. - дети учатся понимать прочитанное. - знакомство с художественными жанрами: стихами, сказками, песенками, считалками. - введение понятия гласные-согласные звуки и буквы, которые их обозначают; ударные-безударные гласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки. - систематизация букв по обозначению ими разных звуков и по их начертанию. - первичное осознание детьми смысла местоимений, союзов, фонем, предложений разных по цели и интонации. - изучение слогов. 3. Заключительный (послебукварный) этап (IV четверть): - дети фантазируют и придумывают новые варианты сказок с сохранением особенностей героев. - продолжают придумывать и инсценировать речевые ситуации. - дополняют стихотворения и придумывают свои стихи, загадки, чистоговорки. |
2) последовательность изучения букв | Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука». Методическая основа обучения грамоте по букварю «Русская азбука» раскрывается в следующем: - построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков; - одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков; - непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением; - использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков. В учебник «Русская азбука» впервые вводятся тексты, которые предназначены для учеников, которые умеют читать или знают все буквы алфавита. | Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), а с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ). |
3) структура и содержание типовой букварной страницы | В данном букваре не дано примерное планирование распределения материалов учебника по отдельным урокам. Каждый вариант построения урока, который даётся в пособии, является одним из возможных. Учитель может его принять целиком, использовать частично, может составить свои варианты урока, объединить несколько вариантов в один. | Каждый разворот в учебнике «Букварь» содержит материал одного урока. На уроке знакомства с новой буквой (буквами) на левой странице дается ее (их) печатное и письменное изображение, схема-«человечек», которая показывает, какие звуки обозначает данная буква; слоги и слова для чтения, другой тренировочный материал. |
4) виды материала для обучения звуковому анализу | Звуковые модели в «Русской Азбуке» – прямоугольники. Используются цветовые сигналы для обозначения звуков при изучении их главных свойств и признаков. | Слова для слого -звукового анализа предусмотрены на каждой левой странице. Для этого даны специальные картинки, под которыми нарисована черная линия - схематическое изображение слова. Дети слушают слово и определяют из каких звуков оно состоит, обозначают внизу красной точкой гласный звук, синей - твердый согласный, зеленой - мягкий (или раскрашивают печатные кружочки), делят слова на слоги, ставят ударение. Если дети еще не могут записать слово, тогда проводится его слого-звуковой анализ, если слово напечатано или дети сами могут написать его - звуко- буквенный анализ. |
5) виды материала для обучения слоговому чтению | С точки зрения развития речи учебник составлен прекрасно: огромное множество текстов (как русских авторов, так и зарубежных), обилие стихотворений, реальных фактов о природе, искусстве и истории, загадки, скороговорки и пр., а также вопросов для устного рассуждения, построения диалога, устных зарисовок. | Моделирование представлено только моделями целых предложений и текстов, и то довольно редко. Звуковые и слоговые модели отсутствуют. Букварь дает широкий спектр возможностей для развития речи, активного словарного запаса и техники чтения учащихся, предлагает большой выбор текстового материала и значительное количество материала из синтаксиса. Однако такой учебник не подходит учащимся, изначально не умеющим читать. Моделирование представлено слабо, текст преобладает над иллюстрациями и другим наглядным материалом. |
6) литературный материал | Каждая тема букваря сопровождается моделированием, иллюстрациями, текстами и заданиями для развития речи, заданиями для развития логики и мышления, уроки опираются на поисково-исследовательский метод. На данном этапе анализа этот учебник кажется нам наиболее актуальным для обучения в общеобразовательной школе, так как он ориентирован на всех учащихся и подразумевают работу сразу над всеми сторонами усвоения языка. | Каждая тема букваря сопровождается моделированием, иллюстрациями, текстами и заданиями для развития речи, заданиями для развития логики и мышления, уроки опираются на поисково-исследовательский метод. На данном этапе анализа этот учебник кажется нам наиболее актуальным для обучения в общеобразовательной школе, так как он ориентирован на всех учащихся и подразумевают работу сразу над всеми сторонами усвоения языка. |
7) возможности материала букваря для организации дифференцированного обучения чтению | Да | Да |
1.2. Установите соответствие между структурой урока изучения новой буквы и материалом страницы букваря (любого): какой материал будет использоваться на каждом из этапов урока?
Фрагмент урока по изучению новой буквы в 1 классе
Тема урока: Гласный звук [а], буквы А, а.
Цель урока: Познакомить обучающихся со звуком [а] и буквами А, а.
Задачи урока: I. Предметные:
- познакомить обучающегося со звуком [ а ] и буквами А, а;
- учить выделять звук [ а ] в начале слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком в начале слова;
- корригировать фонематический слух и зрительное восприятие обучающегося;
II. Метапредметные:
- умение слушать и вступать в диалог (планирование учебного сотрудничества с учителем);
- формировать умение выделять, сравнивать и классифицировать звуки; сравнивать буквы, составлять буквы из элементов, слова, соотносить их со звуковыми схемами;
III. Личностные:
- формировать положительную мотивацию к обучению;
- формировать ответственность в работе, бережное отношение к учебным принадлежностям.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемый результат: Создание условий для открытия обучающегося нового звука и буквы.
Основные понятия: Звук, буква, звуковой анализ слова, звуковая схема, группы звуков, слово, предложение.
Ресурсы:
- основные:Азбука, авторы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина;
- дополнительные: Методические рекомендации, наглядный и раздаточный материал; компьютер, мультимедийнный проектор, экран.
Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, парная.
Фрагмент урока
I этап. Мотивация к учебной деятельности
II этап. Определение темы и задачи урока
- Чудеса начинаются. Я открою вам тайну сегодняшнего урока. Посмотрите на экран. (Фрагмент мультфильма «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
- Как называется сказка? Кто герои этой сказки?
- Кого вы видите на экране? Как зовут девочку?
- Произнесите это слово. С какого звука мы начинаем произносить слово Алёнушка?
- Какой первый звук вы произнесли? Какая буква обозначает звук [а]? Так, значит какая тема нашего урока? Что мы будем делать сегодня?
III этап. Актуализация знаний
IV этап. Открытие нового знания
Работа в парах
- Повернитесь к соседу по парте. - Понаблюдайте друг за другом, что происходит с ротиком, когда вы произносите этот звук. - Обратите внимание на форму открытого рта.
- Какой сделаем вывод? (Звук произносится свободно, воздух выходящий изо рта, не встречает преград)
- Мы можем этот звук спеть. - Значит, этот звук гласный.
- А как же выглядит буква «А»?
Вот два столба наискосок, А между ними – поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А.(Показ изображения буквы А)
- Звук [а] обозначается буквой Аа.
Работа с лентой букв: приклеиваем букву на ленту.
-Открыли книгу на с.21
- Посмотрите на букву А, а вверху страницы «Азбуки».
Сколько букв используется для обозначения этого звука? Запомните: большая буква используется в начале слов, которые являются именами, кличками животных. Маленькая буква пишется в начале других слов, а также в середине и на конце всех слов.
VI этап. Чтение и письмо слогов с буквой А
V этап. Физкультминутка
VI этап. Чтение и письмо слов с буквой А
VII этап. Рефлексия
VIII этап. Итог урока
1.3. Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разных букварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощью схем-моделей? Составьте методические рекомендации по разным приемам работы со звуковыми моделями букваря.
При проведении анализа звучащей речи модели – схемы помогают учащимся наглядно представить себе структуру предложения, т.е. количество и порядок слов в предложении, слого-звуковую структуру слова.
Схема, представляющая собой модель предложения, с которой учащиеся знакомятся уже на первых уроках обучения грамоте, в обобщённом виде отражает следующие его признаки:
1) предложение выделяется из речи (с помощью схемы фиксируется, сколько было сказано или услышано всего предложений в предложенном тексте);
2) предложение обладает протяжённостью во времени (оно обозначается удлинённым прямоугольником в виде ленты);
3) предложение имеет начало и конец (начало обозначается вертикальной чертой, выступающей вверх слева от прямоугольника; конец предложения обозначен точкой справа от прямоугольника).
На следующем уроке обучения грамоте дети учатся определять количество слов в предложении. Схема-модель предложения, поделённого на слова, отражает следующие его признаки:
1) предложение состоит из слов;
2) в каждом предложении определённое количество слов.
Схема-модель слова, поделенного на слоги, отражает следующие его признаки:
1) слово делится на части (слоги), прямоугольник делят вертикальной чертой;
2) в слове может быть различное количество слогов (один, два, и т.д.);
3) один из слогов, который произносится более протяжно, – ударный (обозначен знаком ударения над прямоугольником, соответствующим ударному слогу).
Схема-модель слого-звуковой структуры содержит следующую информацию:
1) звуки бывают гласными и согласными, последние - твёрдыми и мягкими;
2) в слоге может быть различное количество звуков;
3) в слоге обязательно есть гласный звук;
4) звуки в слоге по-разному связаны между собой: согласный за согласным, гласный стоит перед согласным (обозначаются в схеме последовательно расположенными квадратиками), согласный с последующим гласным образует слог-слияние, произносятся неразрывно (в схеме обозначены прямоугольником, поделённым диагональю).
Данные схемы-модели используются на протяжении всего курса обучения грамоте. Овладение учениками умением пользоваться схемами-моделями происходит постепенно. Их разновидности вводятся не сразу, они постепенно дополняются, становятся всё более развёрнутыми, содержательными, отражая те новые речевые и языковые представления, которые формируются у детей.
Аналитическая работа со схемами-моделями может проводиться по двум направлениям: осуществляться как соотнесение звучащей речи с готовой схемой-моделью, так и моделирование предложения, слова, его слого-звукового состава, самостоятельное составление схемы.
Схемы-модели можно вычерчивать на доске, выкладывать на фланелеграфе или магнитной доске в виде картонных карточек. (Карточки-прямоугольники для обозначения слогов-слияний и квадраты красного цвета для гласных, голубого – для твёрдых согласных, зеленого – для мягких согласных). Комбинируя эти карточки можно сконструировать модель любого разноструктурного слова.
Методика применения схем разработана так, чтобы дети учились осуществлять слого-звуковой и звуко-буквенный анализ на разнообразном, постоянно усложняющемся материале.
Использование схем на разных этапах урока основной период обучения грамоте является важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слого-звуковой анализ звучащего слова и звуко-буквенный анализ при овладении продуктивными способами чтения и письма.
1.4. Составьте несколько фрагментов уроков письма (учитывая существующие нормы обеспечения охраны жизни и здоровья детей), посвященных списыванию слова, предложения из прописи или букваря, на разных этапах обучения: в начале основного периода обучения грамоте (когда изучаются первые 5-6 согласных букв), в конце обучения грамоте (когда почти все буквы уже изучены).
Обучение письму – это, прежде всего, выработка графического навыка. Особенности графического навыка состоят в том, что данный навык, с одной стороны, является двигательным (механическим), а с другой – сознательным.
Сознательный характер письма состоит в следующем:
а) в правильном соотнесении звука и буквы; б) соблюдении ряда графических и орфографических правил; в) в использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей и чувств.
Основная цель – формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;
ориентировка на странице прописей и тетради;
ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;
письмо слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;
обучение безотрывному (по возможности), ритмичному и скорому письму;
предупреждение искажения при написании букв;
исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников.