Файл: 2 последовательность изучения букв, чем она определяется 3 структура и содержание типовой букварной страницы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Какие звуки мы слышим в начале этого слова? ([йʼ], [у])
- Что мы узнали о звуках [йʼ], [у] в начале слова? (если слышим [йʼу], то пишем с буквы Ю)
(Выставляю под картинкой букву Ю)
- Отгадайте загадку:
Ночью серенький зайчишка
Не пропустит свой домишко:
Путь дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.- (Ландыш.)
- Тогда еще одна загадка об этом предмете.
Белые горошки на зеленой ножке.- (Ландыш.)
- Какой первый звук? -([л])
- Какой буквой его обозначаем? -(буквой «Л»)
Еще одна загадка. Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.- (Яблоко.)
- Какие звуки мы слышим в начале слова? -([йʼа])
- Какой буквой их обозначим? -(Я)
Получилось слово: «Юля»- (Вставляю картинку)
- Что вы можете сказать об этом слове? -(имя)
- С какой буквы пишем имена людей?- (с заглавной) (Выставляю заглавную букву Ю)
7. Физкультминутка.
Мы читали и устали,
А теперь все вместе встали.
Ручками похлопали: «Раз, два, три!»
Ножками потопали: «Раз, два, три!»
Дружно вытянули шеи,
И, как гуси, зашипели: «Ш-ш-ш».
Пошипели, помолчали,
И, как зайки, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
Посидели, помолчали
И опять за парты встали.
8. Чтение слогов с буквой- «Ю».
Девочка Юля так завертела свою юлу, что та помчалась по проселочной дороге. А навстречу ей встречаются согласные буквы. Вспомним их имена. ( Р, Д, Т, Л, С, Н).
Подбегает буква- «ю» к согласным – получается слог.
Читаем слоги: РЮ ЛЮ, ДЮ СЮ, ТЮ НЮ
- Какова роль буквы –«Ю» в этих слогах? (смягчает предыдущий согласный звук)
- Пришло время поселить букву –«Ю» в свою квартиру в доме букв (выставляю букву на ленту).
9. Чтение слов с буквой Ю.
Крутилась, вертелась юла и попала в большой город. В городе стоит необычный дом. В нем живут слова. Они спрятались за ставнями. Откроем их и прочитаем слова: рисую – рисуют, пою – поют, играю - играют
- Сколько звуков мы слышим после гласных звуков [а], [о], [у]? (2)
- Какие? ([йʼу])
- Какой буквой обозначены эти два звука? (ю)
- Чего в этих словах больше: звуков или букв? (звуков)
- Почему ?
- Обратите внимание на место буквы Ю в этих словах. Где она находится? (в середине слова и на конце слова после гласной).
Вывод: Буква Ю обозначает 2 звука, если она стоит в начале слова или в середине слова после гласной буквы.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Рассматривание рисунка в букваре.

- Кого вы видите на рисунке?
- Чем занят ежик?
- Назовите слова по рисунку с буквой Ю. (брюки, утюг)

2. Чтение текста.

- Прочитаем текст внизу.
- Что шьет еж?
- Кого он одевает?
-Прочитаем текст еще раз.
- В каких словах встретилась буква Ю?
- А теперь вспомните, как называют человека, который придумывает одежду для людей? (модельер или дизайнер)
- Дизайнеры одежды, опираясь на историю костюма, традиции разных стран, следят за появлением новых тканей, материалов, из которых создают потом модную одежду и аксессуары к ней (сумочки, брошки).
3. Рассматривание рисунок.
- Какой момент изображен на рисунке
- Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша? (колыбельную)
- Как поются колыбельные песни? (тихо, ласково, спокойно).
- Послушайте отрывок из колыбельной песни
- Ребята, может быть кто-нибудь знает, к какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке»).
- Кто автор этой сказки? (С.Я. Маршак) (Выставляю портрет С.Я. Маршака)
- Почему на картинке изображена кошка? (Мама-мышка пригласила её в няньки.)
- Хотите послушать отрывок из этой сказки?
4. Инсценировка отрывка сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
- Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?
- Что случилось в конце этой сказки с мышонком?
- Если вам захочется узнать дальнейшую судьбу мышонка, то прочитайте «Сказку об умном мышонке» С. Я. Маршака.
Итог урока.
- О какой букве узнали на уроке?
- Чем она вам запомнилась?
Домашнее задание:
Читать слова из текста, колыбельную песенку выучить наизусть.
Самуил МАРШАК СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОКЕ
Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок,
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
- приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка:
- Га-га-га, усни, малютка!
После дождичка в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Побежала мышка-мать
Стала жабу в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.
Стала жаба громко квакать:
- Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Тетю лошадь в няньки звать:
Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
И-го-го! — поет лошадка.
Спи, мышонок, сладко-сладко. Повернись на правый бок
,
Дам овса тебе мешок.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
- Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Закудахтала наседка:
- Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло!
Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука
- Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет...
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поёшь!
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
- мяу, мяу, спи, мой крошка,
Мяу, мяу, ляжем спать.
Мяу, мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать.

3.1. Изучив программы и учебники по русскому языку разных авторов (два учебно-методических пособия на выбор), определите круг формируемых грамматических понятий. Заполните таблицу.

 

Тема

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Состав слова

 Чтобы составить схему слова, нужно уметь определять твёрдые и мягкие согласные звуки. Определять гласные звуки. Существуют такие слияния обозначаются прямоугольник-ом с диагональю.
Нижняя часть закрашивается синим цветом, если согласный звук твёрдый, и зелёным цветом, если согласный звук мягкий. Верхняя часть закрашивается красным цветом, обозначая гласный звук. Остальные звуки обозначаются просто квадратами. Которые закрашиваются тоже исходя из того какой звук обозначают.

 Корень-главная часть любого слова, в котором заключено общее для все однокоренных слов значение.
Приставка-часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.
Суффикс-часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов.
Окончание-изменяющаяся часть слова, служащая для связи слов в предложении.
Основа-часть слова без окончания, в котором заключено его лексическое значение.

 Предложения состоят из слов, но и у слов есть свои составные части. Если разобрать слово по составу, можно многое понять о его происхождении и значении. Изучение состава слова – тема 3 класса русского языка – помогает лучше понять правила правописания и родной язык в целом.
В русском языке есть слово, у которого нет… корня – вынуть. Когда-то оно звучало как вынять, и корень в слове был – ня. Но языковые процессы привели к тому, что он трансформировался в суффикс -ну-.
В русском языке есть слова с нулевым окончанием, когда в начальной форме после основы нет никаких букв, а проявляется окончание только при склонении: мяч – мяча – мячом и т.д.
Любое слово в русском языке можно разобрать по составу. Это корень, окончание, приставка и суффикс. Основная часть слова – корень, к ней “пристраивается” все остальное, слова с общим корнем называются однокоренными. Есть слова, состоящие только из корня и окончания, причем последнее может быть и нулевым. Окончание выполняет важную функцию, оно изменяется, делая устную и письменную речь связной. С помощью приставок и суффиксов образуются новые слова. Приставка ставится перед корнем, а суффикс – после него. Та часть слова, которая идет до окончания, называется его основой.

 Морфемный разбор – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы. Морфема является значимой частью слова, потому что она выражает какое – то значение. Всего в русском языке выделяют 4 морфемы – это корень, приставка, суффикс и окончание.

Части речи

 Имена существительные обозначают предметы и отвечают на вопросы
Кто? Что? Имена прилагательные обозначают
признаки предметов
и отвечают на вопросы
Какой? Какая? Какое? Какие?
Глаголы обозначают
действия предметов
и отвечают на вопросы
Что делать?
Что сделать?
Предлоги - это
отдельные слова.
Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить
другое слово.


 В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи. Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета.
Чтобы определить, к какой части речи относится слово, действуйте по алгоритму:
Задайте вопрос к слову.
Определите, что обозначает слово:
- предмет;
- признак предмета;
- действие предмета

 Слова в русском языке делятся на большие группы-части речи. Каждая часть речи отвечает на свои вопросы, имеет свои отличительные признаки, выполняет свою роль а предложении.
Всего 10 частей речи в русском языке: Существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие. В предложении существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол являются членами предложения. Предлог, союз, частица не являются членами предложения.

 Части речи – это группы слов, имеющих общее лексическое значение, одинаковые морфологические признаки; они выполняют одинаковые синтаксические функции в предложениях.
Части речи бывают самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
Служебные части речи не могут употребляться самостоятельно (например, без имени существительного). Они не являются членами предложения.

Предложение

 выделять предложение из потока речи, из текста, отличать его от отдельных слов, соблюдать при произнесении и чтении интонацию конца предложения, интонацию перечисления (в предложениях с однородными членами), записывают его после предварительного анализа, учатся употреблять большую букву в начале предложения и точку (или другой знак препинания) в конце.

 знакомятся с употреблением на конце предложений, кроме точки, восклицательного и вопросительного знаков. Учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, соблюдать правильные интонации в соответствии со знаками препинания.

 даются понятия о видах предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное (по цели высказывания), восклицательное (по интонации), дети учатся правильному, уместному их употреблению в речевом общении, как в устной, так и письменной форме.

 школьники получают сведения о предложениях с однородными членами (с одиночными союзами и, а, но и без союзов). Они учатся произносить их с интонацией перечисления, употреблять в устной и письменной речи, отделяя при письме однородные члены (при отсутствии союза) запятой.


 

3.2. Проанализируйте одну и ту же грамматическую тему в учебниках по русскому языку разных авторов (не менее трех разных учебников). Определите, какие виды упражнений применяются для формирования языкового понятия.


Анализ учебников с 1 по 4 класс по русскому языку и основные понятия начального языкового образования в 1, 2, 3, 4 классах.

Содержание курса по любому учебному предмету, в том числе и по русскому языку, устанавливается программой. Программа - это основной государственный документ, определяющий содержание курса, его объём, последовательность изложения материала, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету.

Действующие программы по русскому языку для начальной школы ориентированы на приобретение первоначальных сведений по всем разделам науки о языке.

В I классе в центре внимания находятся понятия: «родной язык», «устная и письменная речь», «слово», «звук», «буква». В связи с работой над словом осуществляется первоначальная группировка по частям речи (без использования терминов). Например, местоимения определяются как слова-указатели (ничего не называют, но позволяют указать на кого-то или что-то). Предлоги - как слова-помощники (помогают связывать между собой другие слова). Самостоятельные части речи авторы объединяют в группу «слова-названия» - называют кого-то или что-то, действия, признаки, количество.

Термин «орфограмма» в I классе не используется - пока он заменяется выражением «опасное при письме место».

Термины «одушевленные, неодушевленные слова» в I классе не вводятся, а используются выражения «слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?» и «слова, которые называют вещи, растения, явления природы и еще многое, что мы видим, слышим, представляем, отвечают на вопрос что?».

На новом уровне ведется изучение предложения в II классе. Учащиеся знакомятся с соответствующим понятием (с основными признаками), с видами предложений по цели (повествовательными, вопросительными, побудительными) и по интонации (восклицательными и невосклицательными).
Во II классе вводится термин «орфограмма» - место в слове, где при письме нужно выбирать букву; «интонация» - работа голоса, его усиление и понижение.

Важное понятие, которое вводится во II классе, - текст. Одновременно с ним второклассники узнают и два других; тема и основная мысль. С этого момента начинается целенаправленное формирование основных текстовых умений: осознавать тему и основную мысль текста, отбирать в соответствии с ними необходимые сведения, последовательно располагать и излагать их. Дети учатся тщательно обдумывать, а потом, после записи, улучшать свои тексты.