Файл: 2 последовательность изучения букв, чем она определяется 3 структура и содержание типовой букварной страницы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


·         Орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования.

·         Обнаруживать недочёты и ошибки в своём сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное.

Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирование коммуникативно-речевых умений учащихся.
Сочинения различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку.

Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.
Таким образом, занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания. Предложения, связную речь. В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.
4.2. Перед Вами несколько текстов. Целесообразно ли их использование для изложений? Какого вида? В каком классе? Сформулируйте задачи, которые Вы будете решать при проведении изложения по каждому из подходящих для этого текстов. Спланируйте урок обучающего изложения по одному из них.

 

Осенняя елочка

Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.

Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.


И стоит елочка растерянная, счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся нарядная и разноцветная. (По Н.Сладкову)

 

Дятел

Хорошо в лесу, когда только что выпадет первый снег. Все кругом: и земля, и ветки кустов, деревьев – все белое, пушистое.

Шел я как-то по лесу в эту пору. Воздух был удивительно чист. Иду, прислушиваюсь, каждый звук далеко слышен. Вот застучал где-то впереди меня дятел. Я пошел осторожнее, чтобы не спугнуть птицу. Пусть себе кормится. Вышел на старую гарь.

Засохшие деревья повсюду торчат.

Вижу, на одном из них дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке ярко-красное пятно, а на черных крыльях белые пятнышки и полоски. Весь пестрый, потому его пестрым дятлом и прозвали.

Уселся дятел прямо на ствол, зацепился за него острыми коготками, оперся на жесткий хвост и давай колотить по трухлявому стволу дерева своим крепким клювом.

Недаром старается, значит, выискал в гнилой древесине личинку или жука, которые деревья точат, лес портят. Раздолбит дятел дерево, достанет вредителя и съест.

Поглядел я да и подумал: не зря дятла лесным доктором называют, ведь он больные деревья лечит, обстукивает, ослушивает, а потом вредителей из-под коры достает.  (Г.Скребицкий)

 

Фигурка из воздушных шариков

Из воздушных шариков можно сделать надувного человечка. Для этого нужно приготовить шарики для головы, туловища, рук и ног, цветную бумагу и клей. Привяжи к верхушке шарика длинную нитку. После этого надувай шарик. Завяжи дырочку. Получился шарик с нитками на двух концах. Подготовь и другие шарики. Теперь свяжи их между собой в фигурку человечка. Глаза, уши и нос вырежь из цветной бумаги. Наклей их. Придумай наряд для своего человечка.  (По Т.Киселевой)

 

Все три текста, представленные в задании, целесообразно использовать в качестве изложений для учащихся начальной школы.
Проанализируем первый текст «Осенняя елочка». Оно относится к типу: подробное обучающее изложение и может быть написано ребятами 3-го класса. Задачи, которые будут решены в ходе написания этого изложения будут следующими: вдумчивое чтение текста; анализ художественного текста, открывая секреты писательского мастерства; написание подробного изложения, употребляя интересные слова и выражения авторского текста. То есть будут реализованы такие задачи, как: предметные, метапредметные, личностные.

Следующий текст под названием «Дятел» я считаю целесообразно применить в качестве изложения в 4-м классе. В данном случае текст представляет собой обучающий, подробный , полный тип изложения. Ученики к 4-му году обучения обладают навыками формирования основной, главной мысли произведения и способны изложить текст данного объема , в результате чего будут решены следующие задачи: воспроизведение содержания текста полно, подробно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором.
И в заключении анализ текста «Фигурка из воздушных шариков». В данном случае текст относится к типу выборочного изложения и может быть написан учащимися 3-4 классов. При выборочном изложении требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть, то есть отобрать материал, связанный с определённым персонажем, темой, явлением. При выборочном изложении нужно выделить в тексте отдельные темы, вычленить материал, относящийся к той или иной теме, построить высказывание на основе собранного материала и передать его подробно. При изложении такого текста у детей реализовывается задача научиться работать не только с художественным, но и деловым видом текста. В них решается задача: точно, по-деловому, не передавая своего отношения, сообщить необходимые сведения, объяснить что-то, научить чему-то. Для письменных изложений целесообразно использовать тексты инструктивного характера (как играть во что-то, как приготовить что-то, как изготовить поделку). Изложение данного текста как раз таки реализует эти задачи.
Тема урока: Изложение «Осенняя елочка».


Осенняя елочка
Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.
Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит елочка растерянная, счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся нарядная и разноцветная. (По Н.Сладкову)
Тип урока: подробное изложение
Цель и задачи урока:
1) вдумчиво читать текст.
2) анализировать художественный текст, открывая секреты писательского мастерства.
3) написать подробное изложение, употребляя интересные слова и выражения авторского текста.

Предметные: учиться воспринимать услышанный и читаемый текст; определят тему, основную мысль текста, озаглавят текст; научатся анализировать содержание, структуру, языковые средства, составят план текста, выделяя микро-темы; перейдут от информации, представленной в свернутом виде, к ее словесному выражению с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце; осуществят самопроверку, проведут орфографическую работу с проговариванием.
Мета-предметные: обогатят словарный запас языковыми средствами языка; будут развивать речь, мышление, память, кругозор, орфографическую зоркость, каллиграфию; будут участвовать в учебном диалоге; будут развивать способности чётко формулировать свои мысли
Личностные: будут формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; будут воспитывать в себе познавательный интерес к окружающему миру.


Оборудование: текст изложения, изображения деревьев, их листьев и «подарков».


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Методическое обоснование и самоанализ


Орг. момент


Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.






Вступительная беседа


Ребята, закройте, пожалуйста, глазки и представьте себе, что мы с вами отправились в осенний лес.
- Что вы видите?
- Какие деревья вы видите?
- Как выглядят деревья?
- Как вы думаете почему?
-Верно, послушайте стихотворение
Ёлка летом просто ёлка:
Тронешь ветку - пальцам колко, паутиной ствол обвит, мухомор внизу стоит.
Вот когда зима придёт, Ёлка будто оживёт:
На морозе распушится, под ветрами распрямится,
Вовсе не колючая,
как цветок пахучая.
- Каким настроением проникнуты эти строчки?
- Какие слова помогли поэту передать это настроение?
- Сегодня мы с вами будем учиться писать сочинение.


- Деревья, опавшую листву
- Сосну, березу, елку.
- Березы скинули листву
- Сосны и ели стоят зеленые
- Потому что, это вечнозеленые растения.
- Радостное, сказочное
- ёлка оживёт, ёлка распрямиться, как цветок пахучая.




Участвуют в диалоге

формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


II. Первичное восприятие текста.

Проверка первичного восприятия текста.



- Послушайте, пожалуйста, произведение Н. Сладкова «Осенняя ёлочка». Попытайтесь представить картины, которые нарисовал словами автор.
- Какие картины вы представили, слушая это произведение?


(Слушают)
- осенью в лесу появилась елочка, каждый раз на ее день рождения, деревья дарили ей подарки.

- рассказ о том, как появилась елочка.



Научатся воспринимать услышанный текст

Будут участвовать в учебном диалоге

Будут воспитывать в себе познавательный интерес к окружающему миру



III Вторичное восприятие текста.
Анализ текста




Прочитайте еще раз текст.
- Как вы думаете, какой это тип текста. Почему вы так решили?
-Назовите тему текста
- Назовите главную мысль текста.
- Сколько частей можно выделить в тексте?
- С чего начинает автор свой текст?
- Когда появилась елочка на свет?
- Как по-другому можно заменить слово появилась?
- Как появилась ёлочка на свет?
-Что она сделала?
- Какими словами автор показал нам, что елочка живая?
- Попробуйте пересказать первую часть текста.
- Как можно озаглавить первую часть?
- Запишите, пожалуйста, число, классная работа. Обучающее изложение. План. Запишите заголовок в план.
- Какие опорные слова мы запишем?

- О чём говориться во второй части текста.


- Как вы думаете, какие это подарки?
- На что похожи листья осины?
- На что похожи листья клёна?
- На что похожи листья ивы?
- Сейчас обратите внимание на доску. Вы видите наши деревья: осину, клён, иву и их листья. А также китайские фонарики, звёзды и рыбок. Давайте подумаем, случайно ли автор сделал такие сравнения? Посмотрите внимательно на форму листьев.
- В тексте говорится о том, как три дерева дарят подарки. Но слово «дарят» употреблено только один раз. Почему?
- Как можно озаглавить вторую часть текста?
-Запишем заглавие второй части в тетради.
-Какие опорные слова мы можем записать?
Попробуйте пересказать вторую часть текста.
- Прочитайте третью часть текста.
- Приятно ли елочке получать подарки? Как автор говорит нам об этом?
- С чем автор сравнивает веточки елочки?
- От чего ёлочка счастлива?
-Озаглавьте третью часть текста
- Запишите заглавие третьей части в тетради.
-Какие опорные слова мы можем записать?
Перескажите третью часть.


- повествование, описываются события в определенной последовательности.
- ёлочка
- Счастливая ёлочка, у нее есть друзья, которые дарят ей подарки.
Можно выделить з части. Они выделены в тексте абзацами.
- Осенью появляется елочка и с удивлением смотрит вокруг.
-осенью
- родилась
-высунулась из земли
-раздвинула листья и травинки
- удивленно осмотрелась, раздвинула листья
(пересказ)
- появление ёлочки, рождение ёлочки.

-появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась

- во второй части говориться о том, что ёлочка каждую осень получает подарки.

- разноцветные листья


- красные китайские фонарики
- оранжевые звезды
- золотые рыбки
- не случайно, листья похожи на подарки, по форме очень напоминают.
- чтобы не было повторов
- Подарки для ёлочки
-красные фонарики, клён оранжевые звезды, золотые рыбки
- Да, приятно. Автор говорит нам, что ёлочка счастливая, разноцветная.
- Деревья осыпали листья, елочка стояла нарядная.
- с лапками
- У нее много друзей, все помнят ее и дарят подарки
- Счастливая ёлочка
- Счастливая, нарядная, разноцветная


Определят тему текста, озаглавят текст.
Научатся анализировать содержание, структуру, языковые средства
Составят план текста, выделяя микро-темы
Будут участвовать в учебном диалоге
Будут развивать способности чётко формулировать свои мысли
Обогатят словарный запас языковыми средствами языка




Физкультминутка


Ёлка в блестках ледяных,
В теплых слезках смоляных,
Свежая, зеленая,
Солнцем озарённая.
Приходит к нам с подарками,
Блестит огнями яркими,

Нарядная, забавная


И в Новый год там главная.






Выполняют действия


IV Орфографическая подготовка


- Сейчас, посмотрите на доску. Перед вами слова. Ваша задача - вставить пропущенные орфограммы и объяснить написание. Работу выполняем в тетрадях, я буду – у доски.
Вдру…,
по..вилась,
ра…двинула,
р…няет,
счас…ливая,
ёлочка станови(ться/тся),
разн…цветная.
д..ревья
р..ждение

- Молодцы!



(дети записывают слова и объясняют написание)
- Вдруг – словарное слово, пишется буква «г» на конце.
Появилась – пропущен безударный гласный в корне. Чтобы проверить, нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный стал ударным – Явка; пишем букву «я».
Раздвинула – пропущен парный согласный на конце приставки. Пишем букву «з», потому что после приставки стоит звонкий согласный.
Роняет – пропущен безударный гласный в корне. Чтобы проверить, нужно подобрать однокоренное слово, так, чтобы гласный стал ударным. Подбираем- урОнит. Пишем букву «о».
Счастливая – пропущен непроизносимый согласный в корне слова. Чтобы проверить, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы проверяемый согласный слышится отчетливо. Подбираю слово – счасТье. Слышу звук «т», пишу букву «т».
Ёлочка становится - орфограмма возвратных глаголов на тся, ться. Отвечает на вопрос что делает, глагол стоит в форме 3-го лица и в нем перед суффиксом –ся мягкий знак не пишется. Записываем становиТСЯ.
Разноцветная – пропущена орфограмма сложного слова. Вспомним правило: если первая основа оканчивается на твердый согласный звук – пишем –о-, а если на мягкий согласный звук или на шипящий, или на букву – ц -, то пишется –е-. Основа заканчивается на твердый согласный «н», значит пишется буква «о».


Проведут орфографическую работу с проговариванием


V Вторичный синтез


-А сейчас, внимательно перечитайте ещё раз текст.
- Закройте учебники. Постарайтесь написать изложение близко к тексту.


читают


Будут развивать речь, мышление, память, кругозор, каллиграфию
Перейдут от информации, представленной в свернутом виде, к ее словесному выражению с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце


Самостоятельное написание работы


Во время работы, учитель оказывает индивидуальную помощь.


Выполняют задание




Самопроверка написанных изложений


Если вы закончили написание своих работ. Предлагаю вам еще раз прочитать своё изложение. Проверьте орфографию и пунктуацию.
Кто закончил написание работы, можете сдать свою работу.