Файл: Вариант 1 Установка стабилизации нефтей на промысле.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание металлов (никеля и ванадия) в деас- фальтизате значительно меньше, чем в сырье; глубокого же обессеривания не наблюдается.
Установка включает следующие основные секции: деасфальтизации, регенерации пропана при высоком давлении (от 2,5 до 1,8 МПа), регенерации пропана при низком давлении (несколько превышающем атмосферное). Технологическая схема установки представлена на рис. VII-1.
Остаточное сырье (гудрон или концентрат) насосом 1 подается через паровой подогреватель 3 в среднюю часть деасфальтизационной колонны 4. На некоторых установках в сырье перед входом его в подогреватель 3 вводят пропан (умеренное количество), причем во избежание гидравлического удара используют смеситель.
Сжиженный пропан, забираемый из приемника 11 насосом 10, направляется через паровой подогреватель 2 в нижнюю зону колонны 4. В средней части колонны пропан в восходящем потоке контактирует с опускающимися более нагретым сырьем и внутренним рециркулятом. В зоне контактирования расположены тарелки жалюзийного или насадочиого типа. Для равномерного распределения по поперечному сечению колонны сырье и пропан вводятся в нее через распределители трубчатой конструкции с большим числом отверстий, обращенных вниз — для сырья и вверх — для пропана.
Раствор деасфальтизата до выхода из колонны 4 нагревается в верхнем встроенном подогревателе 5 и далее отстаивается в самой верхней зоне колонны 4 от выделившихся при нагреве тяжелых фракций, так называемых «смол». Пройдя регулятор давления 6, раствор деасфальтизата поступает в испаритель 14, обогреваемый водяным паром низкого давления, а затем в испаритель 16, обогреваемый паром повышенного давления.
Водяной пар вводится в трубные пучки испарителей 14 и 16. Температура кипящего раствора в первом из них менее высокая, чем во втором. По пути из колонны 4 в испаритель 14 часть пропана переходит в парообразное состояние вследствие вскипания при снижении давления примерно с 4,0 до 2,4 МПа.
Выходящий из испарителя 16 раствор деасфальтизата, содержащий относительно небольшое количество пропана (обычно не более 6 %
масс.), обрабатывается в отпарной колонне 23 открытым водяным паром. С верха этой колонны уходит смесь пропановых и водяных паров, а с низа — готовый деасфальтизат, направляемый насосом 21 через холодильник 22 в резервуар. Полноту удаления пропана контролируют по температуре вспышки деасфальтизата.
Битумный раствор, выходящий из деасфальтизационной колонны снизу, непрерывно поступает через регулятор расхода 9 в змеевик печи 19. На выходе из этого змеевика значительная часть пропана находится в парообразном состоянии. Пары отделяются от жидкости в горизонтальном сепараторе 20, работающем под тем же давлением, что и испаритель 16. Остатки пропана отпариваются открытым водяным паром в битумной отпарной колонне 26. Битум деасфальтизации откачивается с низа этой колонны поршневым насосом 26, за которым следует холодильник 27.
Пары пропана высокого давления по выходе из аппаратов 14, 16 и 20 поступают через каплеотбойник 15 в конденсаторы-холодильники 13 и 12. Сжиженный пропан собирается в приемнике И. В конденсаторах-холодильниках 13 и 12 пары пропана конденсируются под давлением, близком к рабочему давлению в аппаратах 16 и 20, т. е. при 1,7—1,8 МПа. Этим достигается необходимый температурный перепад между теплоотдающей и охлаждающей средами без применения компрессора. На некоторых установках пары пропана, выходящие из сепаратора 20 и освобожденные от увлекаемых капель битума, являются теплоносителем для одного из испарителей.
Пары пропана низкого давления, выходящие в смеси с водяным паром из отпарных колонн 23 и 25, освобождаются от водяного пара в конденсаторе смешения 28 и затем, пройдя каплеуловитель 18, сжимаются компрессором 17 и направляются в конденсатор-холодильник 12а. Потери пропана восполняются подачей его извне в приемник 11. Если пропан вводится в деасфальтизационную колонну через два внутренних распределителя, то пропан, направляемый в расположенный выше распределитель, предварительно нагревают до более высокой температуры (например, до 70 °С) по сравнению с пропаном, подаваемым через нижний распределитель (на схеме показан только один распределитель пропана).
На некоторых установках битумный раствор до входа в змеевик печи 19 подогревают в теплообменнике. Трубчатая печь ограждена противопожарной стеной. Во избежание прогара труб змеевиков печи очень важно обеспечить непрерывное поступление в них достаточного количества раствора или смеси его с экстрактом, добавленным для уменьшения вязкости битума деасфальтизации. Расход топлива зависит от его теплотворной способности, качества подаваемого сырья, глубины его деасфальтизации и других факторов и составляет в среднем 15—30 кг на 1 т гудрона.
Для уменьшения уноса парами мелких капель жидкости в верхних частях аппаратов 23, 25 и 28 расположены отбойные тарелки 24 насадочного типа (слой из колец Рашига).
На установках деасфальтизации довольно большой расход водяного пара, причем предусмотрена проверка чистоты его конденсата, поскольку при недостаточной плотности соединений в испарителях или подогревателях растворы, находясь под более высоким давлением, могут проникать в зоны конденсации водяного пара. На многих установках имеется колонна щелочной очистки от сероводорода паров технического пропана, выходящих из конденсатора смешения 28.
Технологический режим установки при переработке сернистого смолистого гудрона:
Температура, °С | |
вверху колонны 4 | 75-85 |
внизу колонны 4 | 50-65 |
в испарителе 14 | 60-85 |
в испарителе 16 | 160-170 |
битумного раствора при выходе из печи | 210-250 |
паров пропана на выходе из аппарата 28 | |
Давление избыточное, МПа | |
в приемнике 11 | 1,7-1,8 |
в колонне 4 | 3,7-4,4 |
в испарителе 14 | 2,2-2,4 |
в испарителе 16 | 1,7-2,0 |
паров пропана на выходе из компрессора 17 | 1,8-2,0 |
Кратность пропана к сырью (по объему) | (5—8) : 1 |
Удельный расход технического пропана на установках одноступенчатой деасфальтизации равен 2— 4 кг на 1 т перерабатываемого гудрона.
Ниже в таблицах приведены характеристики и выходы деасфальтизатов, полученных одноступенчатой деасфальтизацией концентратов и гудронов разного качества.
Вариант № 29
Установка двухступенчатой деасфальтизации гудронов жидким пропаном
РИС. VII-2. Технологическая схема установки двухступенчатой деасфальтизации гудронов жидким пропаном: 1,2, 12, 13, 27, 30, 35 — насосы; 3, 6, 14, 25, 26, 36 — холодильники; 4, 15 — подогреватели; 5, 16 — приемники; 7, 17 — аппараты воздушного охлаждения; 8 — редукционный клапан; 9 — паровой встроенный подогреватель; 10, 18 — колонны; 11 — регулятор расхода; 19 —трубчатая печь; 20—23 — испарители; 24 — сепаратор; 28 — компрессор; 29, 31, 34 — отпарные колонны1, 32 — каплеотделнтель1, 33 —конденсатор смешения.
Двухступенчатая деасфальтизации гудронов жидким пропаном предназначена для получения из остаточного сырья двух деасфальтизатов разной вязкости. Получаемые в первой и второй ступенях деасфальтизаты I и II далее перерабатывают раздельно или в смеси в остаточные масла.
В результате перехода от одноступенчатой деасфальтизации к двухступенчатой выход деасфальтизата при переработке гудронов увеличивается на 13—30 %, (относительных). Прирост зависит главным образом от качества сырья и предъявляемых к продуктам требований.
На двухступенчатой установке битумный раствор из первой колонны деасфальтизации поступает через подогреватель во вторую колонну, в которую подается дополнительно жидкий пропан. Растворы деасфальтизата II и битума II выводятся соответственно из второй колонны сверху и снизу.
Деасфальтизаты I ступени являются сырьем для производства остаточных масел обычно вязкостью 18—23 мм2/с (при 100 °С), а деасфальтизаты II ступени — значительно более вязких масел, например вязкостью 30—45 мм