Файл: Вариант 1 Установка стабилизации нефтей на промысле.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание металлов (никеля и ванадия) в деас- фальтизате значительно меньше, чем в сырье; глу­бокого же обессеривания не наблюдается.

Установка включает следующие основные сек­ции: деасфальтизации, регенерации пропана при высоком давлении (от 2,5 до 1,8 МПа), регенерации пропана при низком давлении (несколько превыша­ющем атмосферное). Технологическая схема уста­новки представлена на рис. VII-1.

Остаточное сырье (гудрон или концентрат) насо­сом 1 подается через паровой подогреватель 3 в сред­нюю часть деасфальтизационной колонны 4. На не­которых установках в сырье перед входом его в подо­греватель 3 вводят пропан (умеренное количество), причем во избежание гидравлического удара исполь­зуют смеситель.

Сжиженный пропан, забираемый из приемника 11 насосом 10, направляется через паровой подогрева­тель 2 в нижнюю зону колонны 4. В средней части колонны пропан в восходящем потоке контактирует с опускающимися более нагретым сырьем и внутрен­ним рециркулятом. В зоне контактирования рас­положены тарелки жалюзийного или насадочиого типа. Для равномерного распределения по попереч­ному сечению колонны сырье и пропан вводятся в нее через распределители трубчатой конструкции с большим числом отверстий, обращенных вниз — для сырья и вверх — для пропана.

Раствор деасфальтизата до выхода из колонны 4 нагревается в верхнем встроенном подогревателе 5 и далее отстаивается в самой верхней зоне колонны 4 от выделившихся при нагреве тяжелых фракций, так называемых «смол». Пройдя регулятор давления 6, раствор деасфаль­тизата поступает в испаритель 14, обогреваемый водяным паром низкого давления, а затем в испари­тель 16, обогреваемый паром повышенного давления.

Водяной пар вводится в трубные пучки испарителей 14 и 16. Температура кипящего раствора в первом из них менее высокая, чем во втором. По пути из колонны 4 в испаритель 14 часть пропана переходит в парообразное состояние вследствие вскипания при снижении давления примерно с 4,0 до 2,4 МПа.

Выходящий из испарителя 16 раствор деасфальтизата, содержащий относительно небольшое коли­чество пропана (обычно не более 6 %
масс.), обра­батывается в отпарной колонне 23 открытым водяным паром. С верха этой колонны уходит смесь пропановых и водяных паров, а с низа — готовый деасфальтизат, направляемый насосом 21 через холодильник 22 в резервуар. Полноту удаления пропана кон­тролируют по температуре вспышки деасфальтизата.

Битумный раствор, выходящий из деасфальтизационной колонны снизу, непрерывно поступает через регулятор расхода 9 в змеевик печи 19. На выходе из этого змеевика значительная часть про­пана находится в парообразном состоянии. Пары отделяются от жидкости в горизонтальном сепара­торе 20, работающем под тем же давлением, что и испаритель 16. Остатки пропана отпариваются открытым водяным паром в битумной отпарной ко­лонне 26. Битум деасфальтизации откачивается с низа этой колонны поршневым насосом 26, за кото­рым следует холодильник 27.

Пары пропана высокого давления по выходе из аппаратов 14, 16 и 20 поступают через каплеотбой­ник 15 в конденсаторы-холодильники 13 и 12. Сжи­женный пропан собирается в приемнике И. В кон­денсаторах-холодильниках 13 и 12 пары пропана конденсируются под давлением, близком к рабочему давлению в аппаратах 16 и 20, т. е. при 1,7—1,8 МПа. Этим достигается необходимый темпера­турный перепад между теплоотдающей и охлажда­ющей средами без применения компрессора. На не­которых установках пары пропана, выходящие из сепаратора 20 и освобожденные от увлекаемых ка­пель битума, являются теплоносителем для одного из испарителей.

Пары пропана низкого давления, выходящие в смеси с водяным паром из отпарных колонн 23 и 25, освобождаются от водяного пара в конденсаторе смешения 28 и затем, пройдя каплеуловитель 18, сжимаются компрессором 17 и направляются в кон­денсатор-холодильник 12а. Потери пропана вос­полняются подачей его извне в приемник 11. Если пропан вводится в деасфальтизационную колонну через два внутренних распределителя, то пропан, направляемый в расположенный выше распредели­тель, предварительно нагревают до более высокой температуры (например, до 70 °С) по сравнению с пропаном, подаваемым через нижний распредели­тель (на схеме показан только один распределитель пропана).


На некоторых установках битумный раствор до входа в змеевик печи 19 подогревают в теплообмен­нике. Трубчатая печь ограждена противопожарной стеной. Во избежание прогара труб змеевиков печи очень важно обеспечить непрерывное поступление в них достаточного количества раствора или смеси его с экстрактом, добавленным для уменьшения вяз­кости битума деасфальтизации. Расход топлива зависит от его теплотворной способности, качества подаваемого сырья, глубины его деасфальтизации и других факторов и составляет в среднем 15—30 кг на 1 т гудрона.

Для уменьшения уноса парами мелких капель жидкости в верхних частях аппаратов 23, 25 и 28 расположены отбойные тарелки 24 насадочного типа (слой из колец Рашига).

На установках деасфальтизации довольно боль­шой расход водяного пара, причем предусмотрена проверка чистоты его конденсата, поскольку при недостаточной плотности соединений в испарителях или подогревателях растворы, находясь под более высоким давлением, могут проникать в зоны кон­денсации водяного пара. На многих установках имеется колонна щелочной очистки от сероводорода паров технического пропана, выходящих из конден­сатора смешения 28.

Технологический режим установки при пере­работке сернистого смолистого гудрона:

Температура, °С




вверху колонны 4

75-85

внизу колонны 4

50-65

в испарителе 14

60-85

в испарителе 16

160-170

битумного раствора при выходе из печи

210-250

паров пропана на выходе из аппарата 28




Давление избыточное, МПа




в приемнике 11

1,7-1,8

в колонне 4

3,7-4,4

в испарителе 14

2,2-2,4

в испарителе 16

1,7-2,0

паров пропана на выходе из компрессора 17

1,8-2,0

Кратность пропана к сырью (по объему)

(5—8) : 1


Удельный расход технического пропана на уста­новках одноступенчатой деасфальтизации равен 2— 4 кг на 1 т перерабатываемого гудрона.

Ниже в таблицах приведены характеристики и выходы деасфальтизатов, полученных одноступен­чатой деасфальтизацией концентратов и гудронов разного качества.


Вариант № 29

Установка двухступенчатой деасфальтизации гудронов жидким пропаном




РИС. VII-2. Технологическая схема установки двухступенчатой деасфальтизации гудронов жидким пропаном: 1,2, 12, 13, 27, 30, 35 — насосы; 3, 6, 14, 25, 26, 36 — холодильники; 4, 15 — подогреватели; 5, 16 — приемники; 7, 17 — аппараты воздушного охлаждения; 8 — редукционный клапан; 9 — паровой встроенный подогреватель; 10, 18 — колонны; 11 — регулятор расхода; 19 —трубчатая печь; 20—23 — испарители; 24 — сепаратор; 28 — компрессор; 29, 31, 34 — отпарные колонны1, 32 — каплеотделнтель1, 33 —конденсатор смешения.

Двухступенчатая деасфальтизации гудронов жидким пропаном предназначена для получения из остаточного сырья двух деасфальтизатов разной вязкости. Получаемые в первой и второй ступенях деасфальтизаты I и II далее перерабатывают раз­дельно или в смеси в остаточные масла.

В результате перехода от одноступенчатой де­асфальтизации к двухступенчатой выход деасфаль­тизата при переработке гудронов увеличивается на 13—30 %, (относительных). Прирост зависит глав­ным образом от качества сырья и предъявляемых к продуктам требований.

На двухступенчатой установке битумный раствор из первой колонны деасфальтизации поступает через подогреватель во вторую колонну, в которую по­дается дополнительно жидкий пропан. Растворы деасфальтизата II и битума II выводятся соответ­ственно из второй колонны сверху и снизу.

Деасфальтизаты I ступени являются сырьем для производства остаточных масел обычно вязкостью 18—23 мм2/с (при 100 °С), а деасфальтизаты II сту­пени — значительно более вязких масел, например вязкостью 30—45 мм