Файл: Цель формирование психологической готовности студента к педагогической деятельности, получение первичного практического опыта профессиональной деятельности .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель: формирование психологической готовности студента к педагогической деятельности, получение первичного практического опыта профессиональной деятельности в качестве педагога-наблюдателя через участие в образовательном процессе и культурно-досуговых мероприятиях в условиях образовательной организации.
Задачи:
-
Развить включение и адаптацию будущего педагога в воспитательно-образовательную среду учебного учреждения; -
Формирование у студента положительной установки на педагогическую деятельность. -
Актуализацию и активизацию личностного потенциала студента; -
Приобретение ценностно-смысловых ориентаций педагогической деятельности; -
Применение полученных теоретических знаний на практике; -
Освоение нового опыта практической деятельности; -
Овладение навыками наблюдения и ведения беседы; -
Освоение приемов рефлексивного анализа и систематизации результатов практики.
Дорожная карта студента
№ п/п | Наименование работ и индивидуальных заданий | Период выполнения работ и заданий (даты) | Отметка о выполнении работы |
1 | Знакомство с учащимися | | |
2 | Беседа с учениками+ физические упражнения | | |
3 | Помощь в организации урока физ.культуры + физ.минутка | | |
4 | Поведение тестирований | | |
5 | Проведение подвижных игр | | |
6 | Подготовка и отчет и представление отчета о прохождении практики | | |
Карта включенного наблюдения
«Личностные особенности подростка»
Дата проведения ________________________
Имя ребенка Андрей 12 лет _____мес.
№ п/п | Задачи | Компетенции / варианты действий | Результаты наблюдения | |||||||||||||||||||||||||||||
Определение типа темперамента методом наблюдения (модификация методики Б.С. Волкова и Н.В. Волковой) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Изучение темперамента школьника | Инструкция: Понаблюдайте за подростком и в каждой предлагаемой ниже ситуации укажите тот ответ, который отражает особенности его поведения на уроках | Выберите один вариант ответа (укажите букву: а, б, в или г) | |||||||||||||||||||||||||||||
а) легко включается в работу; б) действует со страстью; в) действует спокойно, без лишних слов; г) действует робко, неуверенно | а | |||||||||||||||||||||||||||||||
а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое; б) возмущается тем, что ему делают замечания; в) выслушивает и реагирует спокойно; г) молчит, но обижен | б | |||||||||||||||||||||||||||||||
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других; б) быстро, со страстью, но других не слушает; в) медленно, спокойно, но уверенно; г) с большим волнением и сомнением | а | |||||||||||||||||||||||||||||||
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию; б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок; в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало; г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения | б | |||||||||||||||||||||||||||||||
а) бросает, потом опять продолжает попытку; б) выполняет упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение; в) делает спокойно; г) проявляет неуверенность, растерянность | а | |||||||||||||||||||||||||||||||
а) быстро соглашается; б) возмущается; в) остается, не говорит ни слова; г) проявляет неуверенность | б | |||||||||||||||||||||||||||||||
а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения; б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро; в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит; г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно | а | |||||||||||||||||||||||||||||||
| | Обработка данных: подсчитывается количество ответов, соответствующих буквам: А - 1, б - , в - 4, г - 2. Если преобладают ответы «а», вы имеете дело с сангвиническим типом; если «б» - с холерическим; если «в» - с флегматическим; если «г» - с меланхолическим типом темперамента. При определении типа темперамента учитывайте, что чистых темпераментов практически не бывает | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тип темперамента школьника : Сангвиник | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение базовых черт характера методом наблюдения | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| | Инструкция: Понаблюдайте за школьником и отметьте те качества, которые у него явно выражены «++», которые незначительно выражены «+», остальные примеры качеств можете никак не отмечать. По окончании заполнения этого раздела, подсчитайте количество «+» и сделайте вывод о степени выраженности базовых черт личности, опишите характерологический профиль подростка | Отмечается, насколько эти качества проявляются у ученика: «++» или «+» | |||||||||||||||||||||||||||||
2 | Изучение характера школьника |
1- активность; 2- трудолюбие; 3- ответственность; 4- инициативность; 5- организованность; 6- любознательность; 7- аккуратность | 1. ++ 4. + 6.+ + | |||||||||||||||||||||||||||||
1- коллективизм, чувство товарищества; 2- честность; 3- справедливость; 4- бескорыстие; 5- общительность; 6- доброта; 7- отзывчивость; 8- вежливость | 1.+ 5.++ 6.+ 7.+ | |||||||||||||||||||||||||||||||
1- скромность; 2- уверенность в себе; 3- самокритичность; 4- умение рассчитывать свои силы; 5- стремление к успеху; 6- самоконтроль | 2.++ | |||||||||||||||||||||||||||||||
1- опрятность; 2- неряшливость; 3- прилежность; 4- бережливость; 5- щедрость; 6- завистливость | 2.+ 5.+ | |||||||||||||||||||||||||||||||
1- готовность преодолевать препятствия; 2- настойчивость; 3- самостоятельность; 4- решительность; 5- дисциплинированность | 1.+ 3.++ | |||||||||||||||||||||||||||||||
Обработка данных: выделите базовые черты характера (++) Андрей активный ученик, всегда много энергии и действий .При этом, довольно щедрый и всегда готов помочь. Андрей всегда готов играть и быть в центре внимания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение вида самооценки с помощью беседы (методика Г.Н. Казанцевой) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Изучение самооценки школьника | Подростку предлагается следующая инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением – ваш ответ «да», если вы с утверждением не согласны – ваш ответ «нет». Отвечать нужно быстро, не задумываясь». Инструкция студенту: Если подросток согласен с утверждением и его ответ «да», то в листе ответов рядом с номером утверждения поставьте знак «+»; если подросток с утверждением не согласен и его ответ «нет» - поставьте в листе ответов знак «-» | «+» или «-» | |||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
| - | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
| - | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
| - | |||||||||||||||||||||||||||||||
| - | |||||||||||||||||||||||||||||||
| - | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
| - | |||||||||||||||||||||||||||||||
| - | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
| - | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
| - | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
| - | |||||||||||||||||||||||||||||||
| + | |||||||||||||||||||||||||||||||
| - | |||||||||||||||||||||||||||||||
Обработка результатов У каждого школьника подсчитывают:
Конечный результат может быть в интервале от -10 до +10 баллов | | |||||||||||||||||||||||||||||||
При определении уровня самооценки необходимо исходить из следующих параметров: - от -10 до -4 баллов – человек имеет низкую самооценку; - от -3 до +3 - среднюю самооценку; - от +4 до +10 – высокую самооценку | | |||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень самооценки школьника 9 баллов | | |||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение уровня школьной и межличностной тревожности с помощью беседы (модификация методики «Шкала социально-ситуационной тревоги Щ. Кондаша) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Изучение тревожности школьника | Подростку предлагается следующая инструкция: «Вашему вниманию предлагаются ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Оцените каждую из ситуаций по 4-балльной шкале. Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, поставьте цифру 0. Если она немного волнует, беспокоит вас – 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее – 2. Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх – 3. Если ситуация для вас крайне неприятна и вызывает очень сильное беспокойство, очень сильный страх – 4. Инструкция студенту: «Поставьте в листе ответов рядом с номером утверждения выбранный подростком вариант ответа: цифру 1, 2, 3 или 4». | Вариант ответа (укажите цифру: 1, 2, 3 или 4) | |||||||||||||||||||||||||||||
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 0 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Обработка результатов Школьная тревожность: 1, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 15, 18, 20. Межличностная тревожность: 2, 5, 6, 9, 11, 13, 14, 16, 17, 19.
|
Для письменного отчета
Краткая характеристика мотивации ученика
-
Как подросток относится к школе (положительно, отрицательно, безразлично)? Обоснуйте свой ответ. Сопоставьте полученные данные с успеваемостью ученика по основным предметам. Какой вывод можно сделать?
Ученик относится к школе нейтрально. Какие-то предметы его интересуют, к каким-то он не проявляет большого интереса, потому, что не получается взаимодействовать с предметом, скорее всего, из-за не достатка знаний по определенным урокам. Ему нравится проводить время в школе, отвечать по готовности и участвовать в кружках.
-
Оцените характер познавательных затруднений школьника. Опишите характер его внешних или объективных затруднений; затруднения индивидуального типа; специфику личностной направленности в преодолении тех или иных трудностей.
Ученик быстро может переключиться на любой род занятий, самое главное- его нужно завлечь и показать предмет с положительной стороны.
-
Проанализируйте отношение подростка к любимому школьному предмету. Чем чаще выбирается та или иная причина (мотив), тем более она определяет отношение к учению в целом и любимому предмету в частности.
Андрей очень активен, поэтому ему нравится физическая культура. На данном уроке он выплескивает свою энергию, показывает навыки и трюки, которые приобрел в процессе урока или после школы .
-
Установите иерархию мотивов к учебе и причин, характеризующих отношение к любимому предмету, расположив показатели по мере их убывания в баллах (или процентном отношении).
1-2 балла – Развитие по предмету
3-4 балла –Заинтересованность в предмете
5-6 баллов- Интерес к предмету
6-8 баллов- Активность и показание себя на уроке.
-
Определите, выделяется ли в ответах ученика преобладание внешних или внутренних мотивов; познавательных или социальных.
Ученик задумывается не о будущем, а скорее живет настоящим. Ему нравится то, что происходит здесь и сейчас .На мой взгляд, он располагается своими внутренними мотивами находиться в определенном месте и делать то, что нужно и хочется ему.
-
Укажите возможные причины сложившейся иерархии учебных мотивов и того или иного отношения к предмету.
Я считаю, что ученика нужно вовлечь в предмет, чтобы у него возник больший интерес и желание добиваться поставленных целей и быть лучше в разных сферах деятельности.
-
При интерпретации охарактеризуйте особенности учебной мотивации. Соответствуют ли выявленные в беседе (интервью) данные о мотивации вашим наблюдениям? Обоснуйте свой ответ, используя описание особенностей поведения, общения, эмоциональных реакций, мимики, жестов.
Ребенок очень активно ведет со мной беседу, он раскрепощен и доверяет мне, делится со мной ответами и ведет открытый диалог. Ученик счастлив, что разговариваю именно с ним, это понятно по его улыбке и сверкающим глазам.
Дайте психолого-педагогические рекомендации с целью формирования
или усиления мотивации учебной деятельности школьников
Если бы я был родителем, то я бы…
Побеседовала с ним на тему восприятия уроков, которые кажутся ученику не интересными, попробовала переубедить его и рассказать о плюсах и интересе данных предметов.
Если бы я был учителем, то я бы…
Прикладывала больше усилий на то, чтобы ученик развивался в разных направлениях и полюбил каждый предмет.
Карта включенного наблюдения
«Интересы и склонности подростка»
Дата проведения ________________________
Имя ребенка Андрей 12лет _____мес.
№ п/п | Задачи | Компетенции / варианты действий / вопросы беседы | Вариант ответа подростка |
Беседа (методика Н.В. Ковалевой) | |||
1 | Анализ интересов и склонностей |
| Заниматься конным спортом. |
Комиксы в стиле Аниме | |||
О жизни | |||
| Плавать и играть | ||
| Физ. культура | ||
никакие | |||
мопеды | |||
А. Эйнштейн | |||
В биологии | |||
Чинить мопеды и тестировать их | |||
Не помню | |||
4. Эстетические интересы:
| А.С Пушкин | ||
Нет таких | |||
Нет таких | |||
Не помню | |||
Нет таких | |||
Пушкин, Толстой. Произведения разные. | |||
5.Участиевкружках:
| Игры в шахматы и шашки | ||
Конкурсы « веселые старты» | |||
Грамоты за 2 и 3 место по Веселым стартам. | |||
6. Интерескпрофессии:
| Президент | ||
Полицейским или Трактористом | |||
Родственник | |||
7. Чем привлекает тебя этаспециальность? (нужноеподчеркнуть)
| c)Перспективная специальность. d)Хорошо оплачивается \ | ||
8. В какой мере ты уверен(а), чтоосуществишьмечту?(нужноеподчеркнуть)
| b) Надеюсь, что удастся | ||
| Результатыданнойбеседымогутбытьиспользованыдляопределенияпрограммыработы с подростками (в плане как воспитания интересов, так и возможностиприобщитькужесуществующимвклассе,группеинтересамновыхребят) | ||
|