Файл: Цель формирование психологической готовности студента к педагогической деятельности, получение первичного практического опыта профессиональной деятельности .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цель: формирование психологической готовности студента к педагогической деятельности, получение первичного практического опыта профессиональной деятельности в качестве педагога-наблюдателя через участие в образовательном процессе и культурно-досуговых мероприятиях в условиях образовательной организации. 

Задачи:

  • Развить включение и адаптацию будущего педагога в воспитательно-образовательную среду учебного учреждения;

  • Формирование у студента положительной установки на педагогическую деятельность.

  • Актуализацию и активизацию личностного потенциала студента;

  • Приобретение ценностно-смысловых ориентаций педагогической деятельности;

  • Применение полученных теоретических знаний на практике;

  • Освоение нового опыта практической деятельности;

  • Овладение навыками наблюдения и ведения беседы;

  • Освоение приемов рефлексивного анализа и систематизации результатов практики.


Дорожная карта студента


п/п

Наименование работ

и индивидуальных заданий

Период выполнения работ и заданий (даты)

Отметка

о выполнении работы

1

Знакомство с учащимися







2

Беседа с учениками+ физические упражнения







3

Помощь в организации урока физ.культуры + физ.минутка







4

Поведение тестирований







5

Проведение подвижных игр







6

Подготовка и отчет и представление отчета о прохождении практики









Карта включенного наблюдения

«Личностные особенности подростка»

Дата проведения ________________________

Имя ребенка Андрей 12 лет _____мес.


п/п

Задачи

Компетенции / варианты действий

Результаты наблюдения

Определение типа темперамента методом наблюдения

(модификация методики Б.С. Волкова и Н.В. Волковой)


1

Изучение темперамента школьника

Инструкция: Понаблюдайте за подростком и в каждой предлагаемой ниже ситуации укажите тот ответ, который отражает особенности его поведения на уроках

Выберите один вариант ответа (укажите букву: а, б, в или г)

  1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо действовать быстро:

а) легко включается в работу;

б) действует со страстью;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) действует робко, неуверенно

а

  1. Как реагирует на замечания учителя:

а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

б) возмущается тем, что ему делают замечания;

в) выслушивает и реагирует спокойно;

г) молчит, но обижен

б

  1. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большим волнением и сомнением

а

  1. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена, или контрольная сдана, но выясняется, что в ней допущена ошибка

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения

б

  1. Как ведет себя при выполнении трудного задания (упражнения), если оно не получается сразу:

а) бросает, потом опять продолжает попытку;

б) выполняет упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

в) делает спокойно;

г) проявляет неуверенность, растерянность

а

  1. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или одноклассники предлагают ему остаться для выполнения какого-либо задания:

а) быстро соглашается;

б) возмущается;

в) остается, не говорит ни слова;

г) проявляет неуверенность

б

  1. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно

а







Обработка данных: подсчитывается количество ответов, соответствующих буквам:

А - 1, б - , в - 4, г - 2.

Если преобладают ответы «а», вы имеете дело с сангвиническим типом; если «б» - с холерическим; если «в» - с флегматическим; если «г» - с меланхолическим типом темперамента. При определении типа темперамента учитывайте, что чистых темпераментов практически не бывает

Тип темперамента школьника : Сангвиник





Определение базовых черт характера методом наблюдения







Инструкция: Понаблюдайте за школьником и отметьте те качества, которые у него явно выражены «++», которые незначительно выражены «+», остальные примеры качеств можете никак не отмечать. По окончании заполнения этого раздела, подсчитайте количество «+» и сделайте вывод о степени выраженности базовых черт личности, опишите характерологический профиль подростка

Отмечается, насколько эти качества проявляются у ученика:

«++» или «+»


2

Изучение характера школьника

  1. Отношение к деятельности:

1- активность;

2- трудолюбие;

3- ответственность;

4- инициативность;

5- организованность;

6- любознательность;

7- аккуратность

1. ++

4. +

6.+

+

  1. Отношение к людям:

1- коллективизм, чувство товарищества;

2- честность;

3- справедливость;

4- бескорыстие;

5- общительность;

6- доброта;

7- отзывчивость;

8- вежливость

1.+

5.++

6.+

7.+

  1. Отношение к себе:

1- скромность;

2- уверенность в себе;

3- самокритичность;

4- умение рассчитывать свои силы;

5- стремление к успеху;

6- самоконтроль

2.++


  1. Отношение к предметам (вещам):

1- опрятность;

2- неряшливость;

3- прилежность;

4- бережливость;

5- щедрость;

6- завистливость

2.+

5.+

  1. Волевые качества:

1- готовность преодолевать препятствия;

2- настойчивость;

3- самостоятельность;

4- решительность;

5- дисциплинированность

1.+

3.++


Обработка данных: выделите базовые черты характера (++)

Андрей активный ученик, всегда много энергии и действий .При этом, довольно щедрый и всегда готов помочь. Андрей всегда готов играть и быть в центре внимания.





Определение вида самооценки с помощью беседы (методика Г.Н. Казанцевой)


3

Изучение самооценки школьника

Подростку предлагается следующая инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением – ваш ответ «да», если вы с утверждением не согласны – ваш ответ «нет». Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Инструкция студенту: Если подросток согласен с утверждением и его ответ «да», то в листе ответов рядом с номером утверждения поставьте знак «+»; если подросток с утверждением не согласен и его ответ «нет» - поставьте в листе ответов знак «-»

«+» или «-»

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

+

  1. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

-

  1. Со мной большинство учащихся советуются (считаются).

+

  1. У меня отсутствует уверенность в себе.

-

  1. Я примерно так же способен и находчив, как большинство.

+

  1. Временами я чувствую себя никому не нужным.

-

  1. Я все (любое дело) делаю хорошо.

-

  1. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем.

-

  1. В любом деле я считаю себя правым.

+

  1. Я делаю много такого, о чем впоследствии не жалею.

+

  1. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

-

  1. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

-

  1. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

+

  1. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мешают различные препятствия, которые надо преодолеть.

-

  1. Я редко жалею о том, что сделал.

+

  1. Окружающие меня люди гораздо привлекательнее, чем я сам.

-

  1. Я думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

+

  1. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

-

  1. Мне чаще везет.

+

  1. В жизни я всегда чего-то боюсь.

-

Обработка результатов

У каждого школьника подсчитывают:

  1. количество согласий «+» под нечетными номерами;

  2. количество согласий «+» под четными номерами;

  3. из первого результата вычитается второй.

Конечный результат может быть в интервале от -10 до +10 баллов




При определении уровня самооценки необходимо исходить из следующих параметров:

- от -10 до -4 баллов – человек имеет низкую самооценку;

- от -3 до +3 - среднюю самооценку;

- от +4 до +10 – высокую самооценку




Уровень самооценки школьника 9 баллов







Определение уровня школьной и межличностной тревожности с помощью беседы

(модификация методики «Шкала социально-ситуационной тревоги Щ. Кондаша)


4

Изучение тревожности школьника

Подростку предлагается следующая инструкция:

«Вашему вниманию предлагаются ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Оцените каждую из ситуаций по 4-балльной шкале.

Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, поставьте цифру 0.

Если она немного волнует, беспокоит вас – 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее – 2.

Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх – 3.

Если ситуация для вас крайне неприятна и вызывает очень сильное беспокойство, очень сильный страх – 4.

Инструкция студенту: «Поставьте в листе ответов рядом с номером утверждения выбранный подростком вариант ответа: цифру 1, 2, 3 или 4».

Вариант

ответа

(укажите цифру: 1, 2, 3 или 4)

  1. Отвечать у доски.

2

  1. Пойти в дом к незнакомым людям.

1

  1. Разговаривать с директором школы.

1

  1. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить.

3

  1. Тебя критикуют, в чем-то упрекают.

1

  1. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи).

0

  1. Пишешь контрольную работу.

2

  1. После контрольной учитель называет отметки.

2

  1. На тебя не обращают внимания.

0

  1. Ждешь родителей с родительского собрания.

2

  1. Слышишь за своей спиной смех.

1

  1. Сдаешь экзамены в школе.

2

  1. На тебя сердятся (непонятно почему).

2

  1. Выступать перед большой аудиторией.

2

  1. Не понимаешь объяснений учителя.

1

  1. С тобой не согласны, противоречат тебе.

1

  1. На тебя смотрят как на маленького.

0

  1. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос.

1

  1. Замолчали, когда ты подошел (подошла).

1

  1. Не можешь справиться с домашним заданием.

2

Обработка результатов

Школьная тревожность: 1, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 15, 18, 20.

Межличностная тревожность: 2, 5, 6, 9, 11, 13, 14, 16, 17, 19.




Уровень

тревожности

Пол

Уровень различных видов тревожности,

баллы

школьная

межличностная

1.

Нормальный

ж

7-19

7-20

м

4-17

5-17

2.

Несколько повышенный

ж

20-25

21-27

м

18-23

18-24

3.

Высокий

ж

26-31

28-33

м

24-30

25-30








Для письменного отчета

Краткая характеристика мотивации ученика


  1. Как подросток относится к школе (положительно, отрицательно, безразлично)? Обоснуйте свой ответ. Сопоставьте полученные данные с успеваемостью ученика по основным предметам. Какой вывод можно сделать?

Ученик относится к школе нейтрально. Какие-то предметы его интересуют, к каким-то он не проявляет большого интереса, потому, что не получается взаимодействовать с предметом, скорее всего, из-за не достатка знаний по определенным урокам. Ему нравится проводить время в школе, отвечать по готовности и участвовать в кружках.

  1. Оцените характер познавательных затруднений школьника. Опишите характер его внешних или объективных затруднений; затруднения индивидуального типа; специфику личностной направленности в преодолении тех или иных трудностей.

Ученик быстро может переключиться на любой род занятий, самое главное- его нужно завлечь и показать предмет с положительной стороны.

  1. Проанализируйте отношение подростка к любимому школьному предмету. Чем чаще выбирается та или иная причина (мотив), тем более она определяет отношение к учению в целом и любимому предмету в частности.

Андрей очень активен, поэтому ему нравится физическая культура. На данном уроке он выплескивает свою энергию, показывает навыки и трюки, которые приобрел в процессе урока или после школы .

  1. Установите иерархию мотивов к учебе и причин, характеризующих отношение к любимому предмету, расположив показатели по мере их убывания в баллах (или процентном отношении).
    1-2 балла – Развитие по предмету

3-4 балла –Заинтересованность в предмете

5-6 баллов- Интерес к предмету

6-8 баллов- Активность и показание себя на уроке.

  1. Определите, выделяется ли в ответах ученика преобладание внешних или внутренних мотивов; познавательных или социальных.

Ученик задумывается не о будущем, а скорее живет настоящим. Ему нравится то, что происходит здесь и сейчас .На мой взгляд, он располагается своими внутренними мотивами находиться в определенном месте и делать то, что нужно и хочется ему.

  1. Укажите возможные причины сложившейся иерархии учебных мотивов и того или иного отношения к предмету.


Я считаю, что ученика нужно вовлечь в предмет, чтобы у него возник больший интерес и желание добиваться поставленных целей и быть лучше в разных сферах деятельности.

  1. При интерпретации охарактеризуйте особенности учебной мотивации. Соответствуют ли выявленные в беседе (интервью) данные о мотивации вашим наблюдениям? Обоснуйте свой ответ, используя описание особенностей поведения, общения, эмоциональных реакций, мимики, жестов.

Ребенок очень активно ведет со мной беседу, он раскрепощен и доверяет мне, делится со мной ответами и ведет открытый диалог. Ученик счастлив, что разговариваю именно с ним, это понятно по его улыбке и сверкающим глазам.
Дайте психолого-педагогические рекомендации с целью формирования

или усиления мотивации учебной деятельности школьников

Если бы я был родителем, то я бы…

Побеседовала с ним на тему восприятия уроков, которые кажутся ученику не интересными, попробовала переубедить его и рассказать о плюсах и интересе данных предметов.

Если бы я был учителем, то я бы…

Прикладывала больше усилий на то, чтобы ученик развивался в разных направлениях и полюбил каждый предмет.
Карта включенного наблюдения

«Интересы и склонности подростка»

Дата проведения ________________________

Имя ребенка Андрей 12лет _____мес.


п/п

Задачи

Компетенции / варианты действий / вопросы беседы

Вариант ответа подростка

Беседа (методика Н.В. Ковалевой)


1

Анализ интересов и склонностей

  1. Любимые занятия (интереснее всего):

  1. Что делать.

  2. Что читать.

  3. О чем говорить.




Заниматься конным спортом.

Комиксы в стиле Аниме

О жизни

  1. Что у тебя получается лучше всего?




Плавать и играть

  1. Интересы научные и технические:



  1. Какие у тебя любимые учебные предметы?



  1. Какие области науки тебе интересны?



  1. Какие области техники тебе интересны?



  1. Каких ты помнишь самых интересных ученых, изобретателей?



  1. В какой области науки и техники, ты хотел(а) бы заниматься сам(а)?

  2. Какие ты помнишь выдающиеся научные произведения?



  1. Какие ты помнишь выдающиеся изобретения?




Физ. культура

никакие

мопеды

А. Эйнштейн

В биологии

Чинить мопеды и тестировать их

Не помню

4. Эстетические интересы:

  1. Кто твой любимый художник, его произведения?



  1. Кто твой любимый композитор, его произведения?



  1. Кто твой любимый скульптор, его произведения?



  1. Кто твой любимый архитектор, его произведения?



  1. Кто твой любимый писатель, его произведения?



  1. Какой областью искусства ты интересуешься?

А.С Пушкин

Нет таких

Нет таких

Не помню

Нет таких

Пушкин, Толстой. Произведения разные.

5.Участиевкружках:

  1. В каких олимпиадах, конференциях ты принимал(а) участие?

  2. В каких конкурсах ты участвовал(а)?

  3. Какие призы и награды у тебя есть и за что?




Игры в шахматы и шашки

Конкурсы « веселые старты»

Грамоты за 2 и 3 место по Веселым стартам.

6. Интерескпрофессии:

  1. Какие профессии тебе кажутся привлекательными?



  1. Представителем какой профессии ты видишь себя в будущем?



  1. Знаешь ли ты, кто является профессионалом в этой сфере?




Президент

Полицейским или Трактористом

Родственник

7. Чем привлекает тебя этаспециальность? (нужноеподчеркнуть)

  1. Возможностью приносить пользу обществу.

  2. Умею работать по этой специальности и имею способности к ней.

  3. Перспективная специальность.

  4. Хорошо оплачивается.

  5. Интересная и увлекательная

c)Перспективная специальность.

d)Хорошо оплачивается \

8. В какой мере ты уверен(а), чтоосуществишьмечту?(нужноеподчеркнуть)

  1. Абсолютно уверен(а).

  2. Надеюсь, что удастся.

  3. Не уверен(а), что удастся.

  4. Уверен(а), что не удастся.




b) Надеюсь, что удастся




Результатыданнойбеседымогутбытьиспользованыдляопределенияпрограммыработы с подростками (в плане как воспитания интересов, так и возможностиприобщитькужесуществующимвклассе,группеинтересамновыхребят)