Файл: Б ответьте письменно на вопросы Что изображено на данной схеме.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1.
а) Изучите схему «Разделы языкознания»:
б) ответьте письменно на вопросы:
Что изображено на данной схеме?
На данной схеме изображены разделы языкознания которые занимаются изучением языка, законов его строения и функционирования
Почему в данной схеме три строки?
Эта схема показывает важное свойство языка – системность. Одной из характеристик любой системы является многоуровневое строение. Т.е. каждый из элементов системы состоит из элементов и представляет собой подсистему. В третьей строке схемы мы видим науки, которые изучают законы построения языковых единиц. Эти науки объединяют в более крупный раздел – грамматика.
в) Дайте определение каждому понятию, показанному на данной схеме.
Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка. Фонетика изучает звуки, фонемы, слоги, ударения и интонацию.
Лексикология – раздел лингвистики, изучающий слово как единицу языка и словарный состав языка в целом.
Грамматика – раздел лингвистики, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке. Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил. Грамматика включает в себя науки – фонетику, синтаксис и словообразование.
Словообразование – раздел лингвистики, изучающий производные слова и их системные связи; средства, участвующие в процессе образования новых слов; самостоятельный уровень языковой системы.
Морфология – раздел грамматики, основным объектом которого являются слова естественных языков, их значимые части и морфологические признаки.
Синтаксис – раздел лингвистики, изучающий строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в предложениях, словосочетаниях и прочих языковых единицах.
Задание 2.
Сравните понятия «парадигматические отношения в языкознании» и «синтагматические отношения в языкознании».
Ответьте письменно, чем данные понятия похожи и чем отличаются?
Приведите пример реализации парадигматических отношений в языкознании.
Приведите пример реализации синтагматических отношений в языкознании.
Парадигматические отношения возникают между единицами языка, объединенными в памяти носителя языка и связанными отношением противопоставления. Такие отношения, связывающие данную языковую единицу с единицами, которые могли бы выступать на ее месте, можно назвать «вертикальными» отношениями. Примером парадигматических отношений является совокупность форм слова.
Синтагматические отношения возникают между последовательно расположенными элементами языка, при их сочетании друг с другом. Это так называемые «горизонтальные» отношения, т.е. отношения между данной языковой единицей и единицами, находящимися справа и слева от нее. Примерами могут служить порядок слов в предложении, состав слова, буквенный порядок слов.
Задание 3.
Запишите синонимы к прилагательным в словосочетаниях:
Свежий ветер – прохладный втерок
свежий воздух- холодный воздух
свежий хлеб- горячий хлеб
свежие новости-утренние вести
свежее решение- новое решение
свежая газета- свежая пресса
чистые намерения-бескорыстный поступок
чистый спирт-концентрированный спирт
чистое белье-свежее бельё
чистое небо-ясный день
чистое стекло- прозрачное стекло
Задание 4.
Подберите и запишите подходящие по смыслу антонимы:
Мягкий климат-суровый климат
мягкий хлеб-черствый хлеб
старая женщина-молодая девушка
старая история- новая история
живые цветы- искусственные цветы
живой человек- мёртвый человек,
интересное лицо- обычное лицо,
интересный фильм- скучный фильм,
тяжелый день-легкий день,
тяжелый чемодан-легкий чемодан
Задание 5.
Письменно объясните, какие значения будут приобретать словосочетания:
Крепкий (орех, организм, сон, чай, мороз); мягкий (хлеб, голос, движения, характер, вода, звук); сухой (воздух, хлеб, человек, дорога, ветка, кашель, закон); брать (лопату, такси, обязательства, хитростью, штраф, влево, в плен).
Ответ: Крепкий орех – твердый орех, который сложно расколоть; крепкий организм – закаленный организм, не подверженный болезням; крепкий сон – спокойный сон, без мучительных сновидений; крепкий чай – высококонцентрированный чай; крепкий мороз – сильный холод, очень низкая температура воздуха.
Мягкий хлеб – хлеб, который легко сминается при надавливании; мягкий голос – голос, обладающий нежными, теплыми интонациями, выражающий любовь, заботу; мягкие движения – плавные, не резкие движения; мягкий характер – добрый, не раздражительный, терпеливый, уступчивый характер человека; мягкая вода – вода, имеющая в своем составе малое количество солей щелочноземельных металлов; мягкий звук – определенный тембр звука, характеризующийся нежной, струящейся окраской.
Сухой воздух – воздух с низкой влажностью; сухой хлеб – черствый хлеб, засохший, твердый хлеб; сухой человек – неразговорчивый, бездушный, не проявляющий эмоций человек; сухая дорога – дорога, не содержащая влаги, не мокрая; сухая ветка – безжизненная ветка; сухой кашель – непродуктивный кашель, при котором не происходит отхождение мокроты; «сухой закон» – частичный, или полный, запрет на производство, транспортировку и продажу алкоголя.
Брать лопату – взять в руки лопату; брать такси – вызвать такси; брать обязательства – обязаться принять на себя ответственность перед кем-либо за выполнение каких-либо действий; брать хитростью – добиться своей цели, используя уловки, изворотливость; брать штраф – наложить на нарушителя денежное взыскание; брать влево – повернуть влево; брать в плен – ограничить свободу лица, принимавшего участие в военных действиях.
Задание 6.
Письменно объясните значения следующих слов:
Бережный – заботливый, внимательный; бережливый – бережно относящийся к имуществу;
боязливо – несмело, со страхом; боязно – страшно;
масленый – покрытый маслом, а так же льстивый; масляный – из масла, с использованием масла, работающий на масле;
встать – принять стоячее положение, подняться на ноги, занять место; стать – употребляется как вспомогательный глагол «быть», а будущем времени в значении «начать», а также как вспомогательный глагол в значении сделаться, принять вертикальное положение, остановиться, расположиться;
нетерпимый – лишенный терпимости человек, недопустимое действие; нестерпимый – такой, что не возможно стерпеть, невыносимый; убежденно – будучи твердо уверенным в чем-то;
убедительно – доказательно, заставляющий убедиться в чем-то; невежа – грубый, невоспитанный человек;
невежда – малообразованный человек; почтительный – относящийся к кому-либо с почтением; почтенный – заслуживающий уважения;
командированный – находящийся в командировке; командировочный – относящийся к командировке (командировочные деньги);
горделивый – исполненный гордости, сознания собственного превосходства; гордый – обладающий чувством собственного достоинства, считающий себя лучше других;
значимый – обладающий значением, смыслом; значительный – большой по размерам, силе;
финал – завершение, конец, заключительная часть чего-либо; финиш – конечный пункт в дистанции в спортивных состязаниях.
Задание 7.
Объясните различия в значении следующих паронимов:
Абонемент – абонент, восприятие – восприимчивость, дельный – деловой, демонстративный – демонстрационный, единичный – единый, лирический – лиричный, обосновать – основать, факт – фактор, логический – логичный.
Ответ: Абонемент – документ, предоставляющий право на пользование чем-либо; абонент – тот, кто пользуется абонементом; восприятие – психический процесс, позволяющий получить информацию об явлениях и предметах; восприимчивость – способность воспринимать, усваивать что-либо; дельный – способный к работе, серьезный, заслуживающий внимания; деловой – связанный со служебной деятельностью, занятый делом, выражающий озабоченность каким-либо делом; демонстративный – совершаемый с целью демонстрации чего-либо, нарочитый; демонстрационный – предназначенный для демонстрации; единичный – существующий в одном экземпляре; единый – общий, объединенный; лирический – свойственный лирике, чувствительный; лиричный – проникнутый лирикой, лирическим настроением; обосновать – подкрепить доказательствами; основать – положить начало чему-либо, сделать на основе чего-либо; факт – событие, которое действительно произошло; фактор – причина какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты; логический – установленный на законах логики, логичный – закономерный, последовательный поступок.
Задание 8.
Составьте словосочетания, подбирая к существительным подходящие определения из слов-паронимов:
… молоко, … день, …назначение (целевой, цельный, целый);Цельное молоко, целый день, целевое назначение
… завеса, … воздух, … цвет (дымный, дымовой, дымчатый);дымовая завеса, дымный воздух, дымчатый цвет
… привет, … улыбка, … работа (дружеский, дружный);дружеский привет, дружеская улюбка, дружная работа
… браслет, … бой, … дерево (гранатный, гранатовый); гранатовый браслет, гранатный бой, гранатовое дерево
… принадлежности, … бумага, … работа (писчая, письменная);письменные принадлежности, писчая бумага, письменная работа
… собрание, … бои, … произведение (классовый, классический, классный); классное собрание, классовый бой, классическое произведение
… гордость, … отношение (фамильный, фамильярный);фамильная гордость, фамильярные отношения
… район, мальчонка (соседский, соседний);соседний район, соседский мальчонка
… вид, … метод (эффектный, эффективный).эффектный вид, эффективный метод
Задание 9.
Выполните лексический анализ предложенного текста по плану.
План лексического анализа текста:
1. Найти многозначные слова (2-3), определить их значение в данном тексте, привести (для доказательства) другие значения
2. Найти слова в переносном значении, определить характер переноса и его роль в тексте.
3. Найти (если есть) слова с контекстуально обусловленным значением (с ограничением лексической или грамматической сочетаемости), определить его тип
4. Найти (если есть) слова одной лексико-семантической группы и/или тематической группы, выявить интегральные и дифференциальные семы.
5. Найти (или подобрать к 2-3 словам) синонимы и антонимы, определить их тип и роль в тексте.
6. Найти заимствованные слова (в т.ч. старославянизмы), определить степень их освоенности.
7. Найти необщеупотребительную лексику, определить ее тип и роль в тексте.
8. Найти слова пассивного запаса, определить их тип и роль в тексте.
9. Найти стилистически окрашенную лексику, определить ее тип и роль в тексте.
10. Найти (если есть) фразеологизмы, определить их ЛЗ и тип.
Текст для анализа:
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,