Файл: Б ответьте письменно на вопросы Что изображено на данной схеме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1.

а) Изучите схему «Разделы языкознания»:

б) ответьте письменно на вопросы:


Что изображено на данной схеме?

На данной схеме изображены разделы языкознания которые занимаются изучением языка, законов его строения и функционирования


Почему в данной схеме три строки?

  Эта схема показывает важное свойство языка – системность. Одной из характеристик любой системы является многоуровневое строение. Т.е. каждый из элементов системы состоит из элементов и представляет собой подсистему. В третьей строке схемы мы видим науки, которые изучают законы построения языковых единиц. Эти науки объединяют в более крупный раздел – грамматика.

в) Дайте определение каждому понятию, показанному на данной схеме.

Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка. Фонетика изучает звуки, фонемы, слоги, ударения и интонацию.

Лексикология – раздел лингвистики, изучающий слово как единицу языка и словарный состав языка в целом.

Грамматика – раздел лингвистики, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке. Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил. Грамматика включает в себя науки – фонетику, синтаксис и словообразование.

Словообразование – раздел лингвистики, изучающий производные слова и их системные связи; средства, участвующие в процессе образования новых слов; самостоятельный уровень языковой системы.

Морфология – раздел грамматики, основным объектом которого являются слова естественных языков, их значимые части и морфологические признаки.

Синтаксис – раздел лингвистики, изучающий строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в предложениях, словосочетаниях и прочих языковых единицах.

Задание 2.

Сравните понятия «парадигматические отношения в языкознании» и «синтагматические отношения в языкознании».


Ответьте письменно, чем данные понятия похожи и чем отличаются?


Приведите пример реализации парадигматических отношений в языкознании.

Приведите пример реализации синтагматических отношений в языкознании.

Парадигматические отношения возникают между единицами языка, объединенными в памяти носителя языка и связанными отношением противопоставления. Такие отношения, связывающие данную языковую единицу с единицами, которые могли бы выступать на ее месте, можно назвать «вертикальными» отношениями. Примером парадигматических отношений является совокупность форм слова.

Синтагматические отношения возникают между последовательно расположенными элементами языка, при их сочетании друг с другом. Это так называемые «горизонтальные» отношения, т.е. отношения между данной языковой единицей и единицами, находящимися справа и слева от нее. Примерами могут служить порядок слов в предложении, состав слова, буквенный порядок слов.

Задание 3.

Запишите синонимы к прилагательным в словосочетаниях:

Свежий ветер – прохладный втерок

свежий воздух- холодный воздух

свежий хлеб- горячий хлеб

свежие новости-утренние вести

свежее решение- новое решение

свежая газета- свежая пресса

чистые намерения-бескорыстный поступок

чистый спирт-концентрированный спирт

чистое белье-свежее бельё

чистое небо-ясный день

чистое стекло- прозрачное стекло

Задание 4.

Подберите и запишите подходящие по смыслу антонимы:

Мягкий климат-суровый климат

мягкий хлеб-черствый хлеб

старая женщина-молодая девушка

старая история- новая история

живые цветы- искусственные цветы

живой человек- мёртвый человек,

интересное лицо- обычное лицо,

интересный фильм- скучный фильм,

тяжелый день-легкий день,

тяжелый чемодан-легкий чемодан

Задание 5.

Письменно объясните, какие значения будут приобретать словосочетания:

Крепкий (орех, организм, сон, чай, мороз); мягкий (хлеб, голос, движения, характер, вода, звук); сухой (воздух, хлеб, человек, дорога, ветка, кашель, закон); брать (лопату, такси, обязательства, хитростью, штраф, влево, в плен).

Ответ: Крепкий орех – твердый орех, который сложно расколоть; крепкий организм – закаленный организм, не подверженный болезням; крепкий сон – спокойный сон, без мучительных сновидений; крепкий чай – высококонцентрированный чай; крепкий мороз – сильный холод, очень низкая температура воздуха.


Мягкий хлеб – хлеб, который легко сминается при надавливании; мягкий голос – голос, обладающий нежными, теплыми интонациями, выражающий любовь, заботу; мягкие движения – плавные, не резкие движения; мягкий характер – добрый, не раздражительный, терпеливый, уступчивый характер человека; мягкая вода – вода, имеющая в своем составе малое количество солей щелочноземельных металлов; мягкий звук – определенный тембр звука, характеризующийся нежной, струящейся окраской.

Сухой воздух – воздух с низкой влажностью; сухой хлеб – черствый хлеб, засохший, твердый хлеб; сухой человек – неразговорчивый, бездушный, не проявляющий эмоций человек; сухая дорога – дорога, не содержащая влаги, не мокрая; сухая ветка – безжизненная ветка; сухой кашель – непродуктивный кашель, при котором не происходит отхождение мокроты; «сухой закон» – частичный, или полный, запрет на производство, транспортировку и продажу алкоголя.

Брать лопату – взять в руки лопату; брать такси – вызвать такси; брать обязательства – обязаться принять на себя ответственность перед кем-либо за выполнение каких-либо действий; брать хитростью – добиться своей цели, используя уловки, изворотливость; брать штраф – наложить на нарушителя денежное взыскание; брать влево – повернуть влево; брать в плен – ограничить свободу лица, принимавшего участие в военных действиях.

Задание 6.

Письменно объясните значения следующих слов:

Бережный – заботливый, внимательный; бережливый – бережно относящийся к имуществу;

боязливо – несмело, со страхом; боязно – страшно;

масленый – покрытый маслом, а так же льстивый; масляный – из масла, с использованием масла, работающий на масле;

встать – принять стоячее положение, подняться на ноги, занять место; стать – употребляется как вспомогательный глагол «быть», а будущем времени в значении «начать», а также как вспомогательный глагол в значении сделаться, принять вертикальное положение, остановиться, расположиться;

нетерпимый – лишенный терпимости человек, недопустимое действие; нестерпимый – такой, что не возможно стерпеть, невыносимый; убежденно – будучи твердо уверенным в чем-то;

убедительно – доказательно, заставляющий убедиться в чем-то; невежа – грубый, невоспитанный человек;


невежда – малообразованный человек; почтительный – относящийся к кому-либо с почтением; почтенный – заслуживающий уважения;

командированный – находящийся в командировке; командировочный – относящийся к командировке (командировочные деньги);

горделивый – исполненный гордости, сознания собственного превосходства; гордый – обладающий чувством собственного достоинства, считающий себя лучше других;

значимый – обладающий значением, смыслом; значительный – большой по размерам, силе;

финал – завершение, конец, заключительная часть чего-либо; финиш – конечный пункт в дистанции в спортивных состязаниях.

Задание 7.

Объясните различия в значении следующих паронимов:

Абонемент – абонент, восприятие – восприимчивость, дельный – деловой, демонстративный – демонстрационный, единичный – единый, лирический – лиричный, обосновать – основать, факт – фактор, логический – логичный.

Ответ: Абонемент – документ, предоставляющий право на пользование чем-либо; абонент – тот, кто пользуется абонементом; восприятие – психический процесс, позволяющий получить информацию об явлениях и предметах; восприимчивость – способность воспринимать, усваивать что-либо; дельный – способный к работе, серьезный, заслуживающий внимания; деловой – связанный со служебной деятельностью, занятый делом, выражающий озабоченность каким-либо делом; демонстративный – совершаемый с целью демонстрации чего-либо, нарочитый; демонстрационный – предназначенный для демонстрации; единичный – существующий в одном экземпляре; единый – общий, объединенный; лирический – свойственный лирике, чувствительный; лиричный – проникнутый лирикой, лирическим настроением; обосновать – подкрепить доказательствами; основать – положить начало чему-либо, сделать на основе чего-либо; факт – событие, которое действительно произошло; фактор – причина какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты; логический – установленный на законах логики, логичный – закономерный, последовательный поступок.

Задание 8.

Составьте словосочетания, подбирая к существительным подходящие определения из слов-паронимов:

молоко, … день, …назначение (целевой, цельный, целый);Цельное молоко, целый день, целевое назначение


завеса, … воздух, … цвет (дымный, дымовой, дымчатый);дымовая завеса, дымный воздух, дымчатый цвет

привет, … улыбка, … работа (дружеский, дружный);дружеский привет, дружеская улюбка, дружная работа

браслет, … бой, … дерево (гранатный, гранатовый); гранатовый браслет, гранатный бой, гранатовое дерево

принадлежности, … бумага, … работа (писчая, письменная);письменные принадлежности, писчая бумага, письменная работа

собрание, … бои, … произведение (классовый, классический, классный); классное собрание, классовый бой, классическое произведение

гордость, … отношение (фамильный, фамильярный);фамильная гордость, фамильярные отношения

район, мальчонка (соседский, соседний);соседний район, соседский мальчонка

вид, … метод (эффектный, эффективный).эффектный вид, эффективный метод

Задание 9.

Выполните лексический анализ предложенного текста по плану.

План лексического анализа текста:

1. Найти многозначные слова (2-3), определить их значение в данном тексте, привести (для доказательства) другие значения

2. Найти слова в переносном значении, определить характер переноса и его роль в тексте.

3. Найти (если есть) слова с контекстуально обусловленным значением (с ограничением лексической или грамматической сочетаемости), определить его тип

4. Найти (если есть) слова одной лексико-семантической группы и/или тематической группы, выявить интегральные и дифференциальные семы.

5. Найти (или подобрать к 2-3 словам) синонимы и антонимы, определить их тип и роль в тексте.

6. Найти заимствованные слова (в т.ч. старославянизмы), определить степень их освоенности.

7. Найти необщеупотребительную лексику, определить ее тип и роль в тексте.

8. Найти слова пассивного запаса, определить их тип и роль в тексте.

9. Найти стилистически окрашенную лексику, определить ее тип и роль в тексте.

10. Найти (если есть) фразеологизмы, определить их ЛЗ и тип.

Текст для анализа:

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,