Файл: Контрольная работа по дисциплине Стратегия социальноэкономического развития и государственного регулирования экономики на тему Инструменты государственного регулирования экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что касается действия регулирования учетной ставки рефинансирования, то в условиях намечающегося экономического спада или депрессии учетная ставка сокращается, тем самым коммерческие банки поощряются государством к приобретению дополнительных кредитов, наращиванию денежного предложения в стране и, таким образом, стимулированию совокупных расходов.

Учетная ставка рефинансирования – это инструмент, связанный с непосредственной выдачей кредитов коммерческим банкам. И это относится не только к крупным кредитам, которые Банк России предоставляет по ключевой ставке, но и к кратчайшим — сроком до одного дня: например, существуют внутридневные кредиты без процентов и кредиты овернайт — на один рабочий день. Они поддерживают ликвидность банковских процессов и помогают увеличить объем выданных кредитов, так как банкам нужно замораживать меньше наличных для расчетов с клиентами.

Грубо говоря, если коммерческий банк хочет выдать сегодня еще один кредит, а денег у него не осталось, он ничего не выдаст. Но можно попросить деньги у Банка России на короткий срок.

По овернайту нужно платить проценты — их устанавливает Банк России. Поэтому чем выше процентная ставка, тем выгоднее коммерческому банку не брать кредит в Банке России, а держать некоторую часть своих денег для покрытия дефицита текущих обязательств. И тем меньше эффект мультипликации, то есть ниже кредитная активность банков и, как следствие, ниже деловая активность в экономике.

В целом такие кредиты отличаются от крупных по ключевой ставке тем, что у них упрощенный вид регистрации: банки используют их, чтобы увеличить ликвидность и покрыть временный дефицит наличных.

Ставка рефинансирования определяет инвестиционный климат в стране. На май 2021 года Центробанк установил ставку рефинансирования в размере 5%, а уже в октябре 2021 года она составляла 7,5%. При этом минимальная кредитная ставка в Сбербанке составляет 11,9%. При такой ставке кредит недоступен для большинства предпринимателей России, из-за чего бизнес не может развиваться, доходы предприятия не растут, соответственно и сумма налога не увеличивается. Поэтому экономика государства развивается медленнее по сравнению с тем, как это может быть, при адекватных, с точки зрения пользы для государства и бизнеса, ставках рефинансирования и кредитных ставках. Для сравнения, в США при ставке рефинансирования – 0,25% бизнес получает банковские кредиты под 2–3% годовых.


Изменение ставки рефинансирования оказывает ощутимое влияние на финансовое положение населения. В ситуации, когда понижается ставка Центробанка, с одной стороны, выигрывают заемщики, а с другой стороны проигрывают вкладчики, лишаясь части прибыли от своих вложений. Каждое изменение ставки рефинансирования – это вестник того, что в ближайшем будущем возможны изменения, пересмотры коммерческими банками процентных ставок по депозитам и кредитам.

Предложения по улучшению инструментов государственного регулирования экономики

Предложение в части фискальной политики в отношении улучшения такого инструмента государственного регулирования экономики как налоговая ставка является: более подробно рассчитывать и анализировать, перед вводом, налоговую ставку затем, чтобы это не сильно влияло на доход и в целом экономику предприятия, но и не сильно уменьшало доходы казны государства. Также можно разработать специальную налоговую систему специально для крупных предприятий, так как для малого и среднего бизнеса с оборотом до 219,2 млн рублей и численностью сотрудников до 130 человек есть УНС (упрощенная налоговая система). Нужно отметить, что существует ПНС (патентная налоговая система), но она также не распространяется на крупный бизнес.

Предложение в части кредитной политики в отношении улучшения такого инструмента государственного регулирования экономики как денежная эмиссия является: вводить в оборот денежные средства после проведения предварительного анализа, а также выпускать оптимальное количество денежной массы, чтобы был положительный эффект. Нужно не забывать о предприятиях, чтобы достичь развитие бизнеса хорошими темпами, необходимо исключить посредников в виде коммерческих банков и выдавать займы напрямую из государственных фондов.

На данный момент существует несколько мнений ведущих финансистов и экономистов страны по поводу ставки рефинансирования:

  • Необходимо понизить ставку рефинансирования для того, чтобы кредиты коммерческих банков были более «дешевыми». Это даст возможность к развитию и насыщению экономики «дешевыми» деньгами в следствии, чего произойдет рост предприятий промышленного, перерабатывающего, производственного комплексов. Что в последствии позволит увеличить рабочие места, повысить заработную плату сотрудников, и это в свою очередь может понизить уровень инфляции.

  • Понижение ставки рефинансирования может повлечь рост инфляции и обесценивание денег из-за избытка и «дешевых» денег.

  • Держать ставку рефинансирования на уровне чуть ниже инфляции, что делается на данный момент Центральным Банком.


По моему мнению, оптимальным вариантом применения ставки рефинансирования является первый вариант, потому что в свете последних событий, происходящих в нашей стране, предприятия не кредитуются в коммерческих банках из-за высокого процента по кредиту. Поэтому они пользуются государственными деньгами, при помощи специальных льгот и субсидий. Необходимо отметить, что льготы и субсидии не выдаются всем предприятиям, государство предоставляет определённый перечень направлений и они направлены на малый и средний бизнес. Из-за того, что не могут или не хотят кредитоваться в банках и их деятельность не подходит к перечню субсидирования, компании чувствуют большое давление по причине нехватки финансовых средств и не имеют возможность развиваться.

Если применить первый вариант развития, то можно предположить, что после длительного обращения, деньги, которые выдаст банк, вернуться в казну государства через систему налогообложения, а также другими различными способами. Государство при такой модели будет при большом плюсе, потому что будут созданы новые рабочие места, будут закрыты бреши в различных сферах бизнеса, которые в свою очередь были выявлены из-за ситуации в мире. Благодаря этому будут решаться проблемы безработицы, занятости, низкого ВВП и роста инфляции.