Файл: Курсовая работа по философии Психоаналитические предпосылки сюрреализма Исполнитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Лечебный факультет

Кафедра философии

Курсовая работа по философии

Психоаналитические предпосылки сюрреализма


Исполнитель:

В.М. Соколянский — 29 группа 2 курса лечебного факультета
Научный руководитель:

канд. филос. н., доц. В.Ю. Крамаренко

Дата сдачи курсовой работы:________

Оценка: _______

Подпись руководителя: _______


Курск

2017–2018 учебный год
Оглавление

Ведение 3

Глава I. З. Фрейд и его теория психоанализа 8

§ 1. История теории психоанализа 8

§ 2. Концепции бессознательного 11

§ 3. Толкование сновидений 13

Глава II. Сюрреализм как феномен современного искусства на основе теории

З. Фрейда 16

§ 1. История сюрреализма 16

§ 2. Сюрреализм и фрейдизм 19

§ 3. С. Дали и его творческий путь 21

§ 4. Встреча С. Дали и З. Фрейда 25

Глава III. Психологический тест: «Несуществующее животное» 27

§ 1. Значение и инструкция 27

§ 2. Анализ полученных данных 29

Заключение 33

Список литературы 35

Приложения 37
Введение
Актуальность темы исследования. Зигмунд Фрейд занимает одно из ключевых мест среди психологов XX века. Его теория психоанализа продемонстрировала абсолютно новую систему в психологии, которую зачастую именуют психоаналитической революцией. Труды австрийского психоаналитика осветили вопросы внутреннего мира человека, его побуждений и переживаний, конфликтов между его желаниями и необходимостью следовать общественной морали. Психоанализ дал основу для постижения множества процессов в социальном разуме, массовом поведении, предпочтениях индивидов в области политики, культуры и т.д.

Значение психоанализа было оценено многими художниками современных направлений и теми, кто изучал гуманитарные дисциплины и науки об обществе. Учение о бессознательном все же привлекало невербальные искусства, которые могли погружать в бессознательное, не рационализируя его. В этом случае психоаналитическое исследование как бы не доводилось до логического завершения, останавливаясь на стадии раскрепощения бессознательного, которое репрезентировалось, но не анализировалось.


Эта возможность была в полной мере использована сюрреализмом как особым направлением в искусстве, сформировавшимся также под влиянием психоанализа. В отличие от «психоаналитической художественной литературы» сюрреализм изначально ставил себе несколько иную задачу: он желал создания произведений, в которых бы бессознательное ощущалось, а не описывалось, оставляя задачу «научному психоанализу». При этом некая общность целей с психоанализом сохранялась, поскольку контакт с бессознательным должен был способствовать его познанию, пусть и в невербальных формах, и дальнейшей внутренней гармонизации человека.

Также стоит отметить, что Эрос и Танатос, сексуальное желание и жажда смерти, дали основу для кинофильмов, особенно в таких жанрах, как боевик, фильм-катастрофа или фильм ужасов. Два последних выполняют еще одну функцию, подробно описанную уже за пределами фрейдизма: они выводят наружу подсознательные страхи, вытесненные, но влекущие к себе человека,

Проблема влияния психоанализа на искусство достаточно актуальна в наше время. Взаимодействие психоанализа и современного искусства играет немалую роль в развитии медицины В течение нескольких лет многие психоаналитики используют художественное творчество для диагностики людей. Живопись дает пациентам повторить старые переживания через действие, а не через воспоминание, заставляет остановиться его в самой глубине сознания.

Объект исследования — сюрреализм на примере живописи.

Субъект исследования — возможности воздействия теории психоанализа на примере живописи в направлении сюрреализма.

Цель исследования — выяснить, каким образом теория психоанализа повлияла на развитие современного искусства на примере развития сюрреализма.

В контексте поставленной цели, реализуются следующие задачи:

– проследить историю становления психоанализа З. Фрейда

– установить основные положения теории бессознательного и концепции теории сновидений

– определить, что способствовало становлению современного искусства на базе теории психоанализа

–просмотреть картины и необходимую литературу, посвященные направлению сюрреализма.


– провести психологический тест на основе ассоциаций и бессознательного

Степень изученности темы. Тема влияния психоанализа на появление искусства XX века недостаточно хорошо изучена в наше время. Однако она нашла свое отражение в некоторых научных публикациях и исследованиях.

Трудность исследования состоит в том, что психоаналитические предпосылки сюрреализма достаточно тяжело определить, смотря на ту или иную картину, для этого нужна определенная подготовка.

Н.Д Пискун в статье: «Психоанализ искусства: Теоретико-методологические основы дисциплинарного искусствоведческого курса» определяет   границы и полномочия применения психоаналитической теории в области искусства. Автор пишет: «Принимая во внимание тот факт, что искусство XX века неоднозначное, эклектичное и противоречивое, отстояло плюралистическое право на индивидуальное авторское восприятие, истолкование и художественное воплощение всего многообразия идей, сюжетов и образов, видится закономерным наличие методов его изучения (историко – культурный, семиотический, компаративный и др.). Помимо данных методов следует изучить творчество самого художника»1. Также акцентируется внимание на методике психоанализа, которая является одной из важнейших составляющих рецептивного восприятия и осмысления произведения искусства.

В статье: «Философия Зигмунда Фрейда в сюрреалистическом художественном творчестве 20 – 21 веков» кандидат наук Н.И Рокунова рассматривает сюрреализм как направление художественной культуры, прошедшее через весь ХХ век и ставшее жизненной философией нескольких поколений художников. По мнению автора, своему "долголетию" сюрреализм обязан фрейдизму2. В статье раскрывается общность интересов, точек зрения, методов и выводов фрейдизма и сюрреализма XX-XXI веков посредством анализа художественного творчества сюрреалистов разных веков

В статье Альназаровой Г.Ж «Влияние психоанализа на формирование сюрреализма» исследуется история формирования психоаналитического подхода в современной культурологии. Проводится анализ исторического контекста развития культурных парадигм западного и российского психоанализа. Рассматриваются особенности авангардной эстетики в контексте её взаимодействия с дискурсом психоанализа. Актуализируется историческая и теоретическая проблематика, связанная с современными исследованиями психоаналитического дискурса. Представлены теоретические аргументы, подтверждающие актуальность психоанализа в современном гуманитарном знании.


В статье «Влияние психоаналитических представлений о человеке на развитие на развитие искусства XX века» Попов Д.А сообщает о том, что «разнообразие воздействия психоанализа на художников объясняется его двойственностью, так как он включает рациональные и иррациональные аспекты»3. Как следствие, художники использовали в своем творчестве те его элементы, которые были им близки. Попов выделяет три основных направления влияния психоанализа на искусство: изучение бессознательного художественными средствами, его иррациональная репрезентация и удовлетворение бессознательных желаний средствами искусства. Автор отмечает, что психоанализ не только исследовал, но и создавал искусство, представляющее бессознательное как реально существующий феномен. Искусство служило способом доказательства истинности психоаналитических моделей человеческой психики.

В статье Кедровой М.О: «Возрождение чуда, или Герберт Рид о Сюрреализме, сновидениях и способах удивляться» рассматриваются вопросы возникновения и развития сюрреализма как важного и определяющего атмосферу культуры ХХ века художественно-эстетического феномена.

В работе Гиренока Ф.И «Сюрреализм это все-таки дали» рассматривается «король» сюрреализма — С. Дали, а также его творческий путь. «Выставка работ Дали помогает нам понять и даже смириться с тем, что есть искусство, а еще есть современное искусство. Искусство – это то, что создается человеком посредством свободы. Поэтому все, что делает природа, к искусству не относится. Для этого нет никаких оснований… Дали – конструктор. Его сюрреалистические объекты преграждают путь первозданным природным объектам и открывают шлюзы субъективности даже в такой работе, как «Внутриатомное равновесие пера4.

Дали – не эстет. Дали – невротик. У него не эстетическое отношение к миру, а невротическое».

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Глава I. Фрейд и его теория психоанализа

§1. История психоанализа

Психоанализ (от греч Psyche – душа, психика и analysis– разложение, расчленение, изучение, исследование) ­– новый прием психотерапии и учения о человеке и обществе. Данный метод является одним из наиболее значительных событий в интеллектуальной жизни людей начала XX века и истории человеческого самопознания. Теория психоанализа разработана австрийским невропатологом, психопатологом, психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом


История психоанализа берет свое начало в 1890 году, когда З.Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических заболеваний. Врач не мог подобрать средств для объяснения причин развития патологических изменений в психике своих пациентов. Тогда Фрейд обратился к анализу скрытых слоев психической активности личности, которые в то время не являлись предметом изучения психологии.5

Первым импульсом для достижения свой цели является создание З.Фрейдом совместно с венским врачом И.Брейером катартического метода психотерапии (метод Брейера – Фрейда), который основан на применении гипноза. В процессе занятия гипнотерапией Фрейд обнаружил, что причиной текущей болезни могут быть желания и влечения, которые, ввиду невозможности реализации, вытеснены в подсознание и индуцируют оттуда на неосознаваемом уровне болезненные симптом.6

Вскоре Фрейд осознал, что способность гипнотизировать, небезгранична, и он отказался от данного метода. Врач предполагал, что гипноз является мистическим средством, механизмом действия которого трудно понять. Это прослеживается в поведении пациентов после выведения их гипноза (при лечении Брейером в 1880 г. Берты), в результате которого они буквально «кидались на плечо к врачу».

В 1896 году Фрейду приснился сон, проанализировав который он пришел к выводу о том, что сны ­– это отражение бессознательного, то есть потаенных желаний, которые удовлетворяются в образах. Следовательно, сны можно анализировать и толковать. Стремясь проникнуть в глубины психики, З.Фрейд обратил внимание на ассоциативную природу мышления и решил использовать это явление для получения информации о причинах, механизмах и источниках психических расстройств. В результате психолог создал метод свободных ассоциаций, который является датой рождения психоанализа и стал единственным методом коммуникации пациентов в ходе психоаналитического лечения. Первая работа З.Фрейда, в которой крылись идеи психоанализа — «Толкование сновидений», вышла в свет в 1900 году.

Затем Фрейд выделил два инстинкта, которые движут поведением: инстинкт самосохранения и либидо. Психоаналитик полагал, что именно либидо является основной причиной психических расстройств пациентов.

В период первой мировой войны Фрейд вносит изменения в своей схеме инстинктов. Наряду с имеющимися он выделяет стремление к смерти­—Тонатос. Имелось в виду не только тяготение к смерти, но и уничтожение других проявление агрессии.