Файл: Курсовая работа по философии Психоаналитические предпосылки сюрреализма Исполнитель.docx
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7
Спустя некоторое время З.Фрейд выделяет три уровня психики человека:
Теория психоанализа Фрейда, вышедшая в свет, поначалу не получила широкого признания. В классическом варианте теории стимулы, стоящие за бессознательными влечениями, практически всегда были связаны с сексом или агрессией. Однако дальнейшее развитие психоаналитического движения показало, что число сторонников психоанализа действительно продолжало расти, а психоаналитическое видение человека, его бессознательных мотивов мышления и поведения, защитных механизмов и невротических расстройств заняло важное место в культуре ХХ столетия. 8
Таким образом, в развитии теории психоанализа можно выделить несколько этапов:
Новая психология Фрейда привлекла к себе много внимания. Она представила современный взгляд на человека на его религию, историю, культуру. Обновленная психология доказала, что бурная, активная, во многом определяющая поведение жизнь является бессознательной. Она развивается по законам, не имеющим ничего общего с моралью, вечными ценностями, Фрейдизм пришел к выводу, что разум, в отличие от проповедника, который равнодушен заповедям морали, мешает лучшему мыслителю.
§ 2. Концепции бессознательного
Термин «бессознательное» имеет множество определений. С одной стороны — это автоматические рефлекторно совершаемые действия, причина которых не дошла до сознания. Такие действия могут происходить во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения и др. С другой стороны – это психические активные процессы, не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, неосознаваемые в данный момент.
Фрейд представлял бессознательное в виде могущественной силы, противоположной деятельности сознания. Он создал несколько концепций бессознательного, каждая из которых имеет свои особенности
Первой и ранней концепцией бессознательного З.Фрейд не дает физиологической теории и даже не пытается сделать это. По его словам, бессознательное – это забытые переживания, вызывающие симптомы истерии. Бессознательное представляется чужеродным телом, которое проникло в психику. В нормальной жизни к нему близко мечтание, которое тоже более свободно, чем переживания реальной жизни, от тесных ассоциациативных связей, пронизывающих психику человека.9
Следующая концепция связана со вторым периодом развития классической теории психоанализа. Бессознательное на данном этапе превращается в источник психических сил и энергии для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. Согласно данной концепции, процесс образования бессознательного, названный З.Фрейдом вытеснением, совершается от момента рождения и идет до конца жизни. На данном периоде бессознательное представляет собой группу переживаний, основу которых составляют влечения. Фрейд делит влечения на две группы:
«Оно» - слой бессознательных влечений, основанный на принципе
удовольствия вопреки социальной реальности.
И наконец, третья концепция, согласно которой бессознательное расширяется в своем составе. Теория влечений подверглась существенным изменениям. Появилось новое деление влечений на сексуальные влечения – эрос и влечения смерти – танатос, задачей которого является возврат живых организмов в безжизненное состояние неорганической материи, стремление прочь от беспокойства жизни и эроса.10
Фрейд приходит к заключению, что значительная область «Я» также оказывается бессознательной. Высшую бессознательную область в «Я» Фрейд называет «Super ego» или «Идеал – Я». Super ego – внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности".11
Таким образом, бессознательное изменялось и совершенствовалось на протяжении нескольких периодов путем перехода от одной концепции к другой.
§ 3. Толкование сновидений
«Толкование сновидений» – первая крупная монографическая работа Зигмунда Фрейда. В книге Фрейд описал, каким образом сновидения помогают психике защищать себя и достигать чувства удовлетворения. «Сновидение – это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания без пробуждения физического тела». Данная книга, по сравнению с другими работами, которые Фрейд постоянно углублял, является законченной. По мнению психоаналитика, в сновидениях содержатся зачатки всей психологии неврозов. «Ключ к пониманию истерии действительно находится в сновидениях»12, – говорил З.Фрейд. Главный принцип исследования сновидений – видеть за очевидной бессмысленностью скрытый смысл.
Основные положения теории сновидений гласят:
не связаны между собой на первый взгляд. Сон как внутреннее явление,
не поддается рациональному толкованию. Великому психологу и врачу удалось вернуть сновидения с помощью рационалистических методов, которые до сих пор служат для обесценивания и принижения роли снов. Сновидение, акцентирует Фрейд – это наложение друг на друга форм, которые не имеют ни начала, ни конца. Значимой ошибкой является попытка интерпретировать сон как рисунок. Фрейд использует полученные при пробуждении картины сна словно «неведомые» знаки, для которых нужно найти перевод на понятный язык. Выделяется два содержания сна:
а) Содержание явное. Его толкование предполагает представить сон, каким он видится спящему после пробуждения в виде рассказа до всякой попытки интерпретации;
б) Содержание скрытое, представлено двумя частями. Первая – сознательная часть представлена сознательным и предсознательным. Это дневные впечатления, которые человек днём, в бодрствующем состоянии, полностью осознаёт, когда они актуально переживаются, или актуально не осознаёт, но может свободно вспомнить. Вторая часть представлена бессознательным, содержание которого человек не может осознать по своему желанию. Днем бессознательные желания вытесняются, не допускаются Сверх-Я. Ночью же бессознательные желания получают «лазейку» (человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, ослабление деятельности Сверх-Я), через которую они могут проникнуть в сознание, то есть в сновидение.13
Для проявления скрытых сновидений в сознании необходима их обработка, которую Фрейд назвал «работой сновидения» Работа сновидения состоит из четырёх компонентов:
1) Превращение мыслей в зрительные образы. Данная операция требует изображения абстрактных отношений, содержащихся в мыслях;
2) Цензура сновидения. Её функция – не пускать днем скрытые желания в сознание;
3) Смещение. Выражается в замене скрытого сновидения, важные элементы которого оказываются незаметными в явном сновидении.
З.Фрейд выделял следующие методы анализа сновидений: символический, расшифрования
Фундаментом является метод свободных ассоциаций, согласно которому человек, видевший сон, должен сообщить первое, что ему придет в голову. Далее предлагается разбить сон на отдельные элементы и исследовать каждый по отдельности. Каждый элемент является заместителем чего-то другого, о чем видевший сон знает, но ему не доступно знание. Этот метод вызывает к элементам другие замещающие представления, из которых можно узнать скрытое.
Согласно символическому методу, содержание сновидения рассматривается как нечто целое и предпринимается попытка заменить его другим, понятным и в некоторых отношениях аналогичным содержанием. Успех зависит от остроумия, интуиции, связан с особым талантом. Индивидуальная работа данного метода может не дать положительных результатов. По словам Фрейда, символическое толкование дает ценные результаты лишь в сочетании с ассоциативной техникой.14
Метод шифрования анализирует сон как шифр, в котором каждый знак может быть заменен другим знаком общественного значения. Существенным моментом в этом методе является то, что работа по толкованию направлена не на сновидение в целом, а на каждую часть его содержания в отдельности, словно сновидение — это конгломерат, в котором каждый кусочек породы требует специального определения. Несомненно, что поводом к созданию этого метода расшифровки послужили запутанные сновидения.
Следовательно, из вышеизложенного можно заключить, что теория сновидений Фрейда – большой прорыв в области психологии. Были разные точки зрения на создание трудов австрийского психоаналитика: некоторые ее приняли и стали последователями Фрейда (Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм); другие были противниками (К. Юнг, А. Адлер, В. Райх). В целом труды Фрейда стали копилкой не только для психологии, но и для искусства, особенно живописи. Примером является появление направления авангардизма, которое колоссально изменило представление о классическом искусстве.
Спустя некоторое время З.Фрейд выделяет три уровня психики человека:
-
Бессознательное – совокупность психических процессов и явлений, в отношении которых контроль сознания отсутствует. Это сфера, насыщенная энергией либидо, основой только является принцип удовольствия. -
Сознательное – это мысли и чувства, приходящие из внешнего мира, удовольствия и неудовольствия, формирующиеся внутри психического аппарата.
-
Предсознательное – информация, которая была воспринята человеком, но не дошла до сознания. Для того, чтобы эта информация была осознанна, необходимы определенные условия.
Теория психоанализа Фрейда, вышедшая в свет, поначалу не получила широкого признания. В классическом варианте теории стимулы, стоящие за бессознательными влечениями, практически всегда были связаны с сексом или агрессией. Однако дальнейшее развитие психоаналитического движения показало, что число сторонников психоанализа действительно продолжало расти, а психоаналитическое видение человека, его бессознательных мотивов мышления и поведения, защитных механизмов и невротических расстройств заняло важное место в культуре ХХ столетия. 8
Таким образом, в развитии теории психоанализа можно выделить несколько этапов:
-
Клинический (1896 – 1905). На этом этапе была разработана концепция и представления бессознательного, изложены идеи и методика психоанализа, развита психоаналитическая концепция неврозов, исследована связь сексуальности с психической жизнью людей, разработаны концепции неосознаваемой психической деятельности -
Психологический (1905–1913). В данный период психоанализ трансформировался в общее психологическое учение о человеке, развивались представления о психоанализе и его возможностях, формулировались идеи об основных принципах психической жизни, развивались представления о природе и роли комплексов, механизмах творческой деятельности. -
Метафизический (1913– 1939). На этой ступени психоанализ обрел статус философско-социологического учения о человеке, культуре и обществе. В работах З.Фрейда этого периода завершалась разработка представлений о психоанализе как целостной системе, развивались концепции о структуре личности, механизмы ее защиты, исследовались проблемы морали, конфликта личности и культуры, развития религии, человека и общества.
Новая психология Фрейда привлекла к себе много внимания. Она представила современный взгляд на человека на его религию, историю, культуру. Обновленная психология доказала, что бурная, активная, во многом определяющая поведение жизнь является бессознательной. Она развивается по законам, не имеющим ничего общего с моралью, вечными ценностями, Фрейдизм пришел к выводу, что разум, в отличие от проповедника, который равнодушен заповедям морали, мешает лучшему мыслителю.
§ 2. Концепции бессознательного
Термин «бессознательное» имеет множество определений. С одной стороны — это автоматические рефлекторно совершаемые действия, причина которых не дошла до сознания. Такие действия могут происходить во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения и др. С другой стороны – это психические активные процессы, не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, неосознаваемые в данный момент.
Фрейд представлял бессознательное в виде могущественной силы, противоположной деятельности сознания. Он создал несколько концепций бессознательного, каждая из которых имеет свои особенности
Первой и ранней концепцией бессознательного З.Фрейд не дает физиологической теории и даже не пытается сделать это. По его словам, бессознательное – это забытые переживания, вызывающие симптомы истерии. Бессознательное представляется чужеродным телом, которое проникло в психику. В нормальной жизни к нему близко мечтание, которое тоже более свободно, чем переживания реальной жизни, от тесных ассоциациативных связей, пронизывающих психику человека.9
Следующая концепция связана со вторым периодом развития классической теории психоанализа. Бессознательное на данном этапе превращается в источник психических сил и энергии для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. Согласно данной концепции, процесс образования бессознательного, названный З.Фрейдом вытеснением, совершается от момента рождения и идет до конца жизни. На данном периоде бессознательное представляет собой группу переживаний, основу которых составляют влечения. Фрейд делит влечения на две группы:
-
сексуальные влечения, целью которых является продолжение рода. Они присущи ребенку с самого рождения; -
личные влечения, направленные на сохранение рода.
«Оно» - слой бессознательных влечений, основанный на принципе
удовольствия вопреки социальной реальности.
И наконец, третья концепция, согласно которой бессознательное расширяется в своем составе. Теория влечений подверглась существенным изменениям. Появилось новое деление влечений на сексуальные влечения – эрос и влечения смерти – танатос, задачей которого является возврат живых организмов в безжизненное состояние неорганической материи, стремление прочь от беспокойства жизни и эроса.10
Фрейд приходит к заключению, что значительная область «Я» также оказывается бессознательной. Высшую бессознательную область в «Я» Фрейд называет «Super ego» или «Идеал – Я». Super ego – внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности".11
Таким образом, бессознательное изменялось и совершенствовалось на протяжении нескольких периодов путем перехода от одной концепции к другой.
§ 3. Толкование сновидений
«Толкование сновидений» – первая крупная монографическая работа Зигмунда Фрейда. В книге Фрейд описал, каким образом сновидения помогают психике защищать себя и достигать чувства удовлетворения. «Сновидение – это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания без пробуждения физического тела». Данная книга, по сравнению с другими работами, которые Фрейд постоянно углублял, является законченной. По мнению психоаналитика, в сновидениях содержатся зачатки всей психологии неврозов. «Ключ к пониманию истерии действительно находится в сновидениях»12, – говорил З.Фрейд. Главный принцип исследования сновидений – видеть за очевидной бессмысленностью скрытый смысл.
Основные положения теории сновидений гласят:
-
Сон – ребус. Это последовательность картин и образов, которые
не связаны между собой на первый взгляд. Сон как внутреннее явление,
не поддается рациональному толкованию. Великому психологу и врачу удалось вернуть сновидения с помощью рационалистических методов, которые до сих пор служат для обесценивания и принижения роли снов. Сновидение, акцентирует Фрейд – это наложение друг на друга форм, которые не имеют ни начала, ни конца. Значимой ошибкой является попытка интерпретировать сон как рисунок. Фрейд использует полученные при пробуждении картины сна словно «неведомые» знаки, для которых нужно найти перевод на понятный язык. Выделяется два содержания сна:
а) Содержание явное. Его толкование предполагает представить сон, каким он видится спящему после пробуждения в виде рассказа до всякой попытки интерпретации;
б) Содержание скрытое, представлено двумя частями. Первая – сознательная часть представлена сознательным и предсознательным. Это дневные впечатления, которые человек днём, в бодрствующем состоянии, полностью осознаёт, когда они актуально переживаются, или актуально не осознаёт, но может свободно вспомнить. Вторая часть представлена бессознательным, содержание которого человек не может осознать по своему желанию. Днем бессознательные желания вытесняются, не допускаются Сверх-Я. Ночью же бессознательные желания получают «лазейку» (человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, ослабление деятельности Сверх-Я), через которую они могут проникнуть в сознание, то есть в сновидение.13
Для проявления скрытых сновидений в сознании необходима их обработка, которую Фрейд назвал «работой сновидения» Работа сновидения состоит из четырёх компонентов:
1) Превращение мыслей в зрительные образы. Данная операция требует изображения абстрактных отношений, содержащихся в мыслях;
2) Цензура сновидения. Её функция – не пускать днем скрытые желания в сознание;
3) Смещение. Выражается в замене скрытого сновидения, важные элементы которого оказываются незаметными в явном сновидении.
-
Сновидение охраняет сон. У спящего человека существует мере одно главное желание – спать. Согласно Фрейду, первой функцией сновидения является помеха внешним и внутренним факторам прервать сон и пробуждение -
Сновидение охраняет сон, а не нарушает его. Представляя конечной целью сновидения защиту сна, Фрейд описывает сон как благородную и жизненную функцию, сновидения же является следствием. Во сне и сновидении можно выделить две взаимосвязанных функции, которые поддерживают друг друга: сон охраняет сновидение, а сновидение – соответственно сон. На долю сновидения поставлена более сложная психологическая работа, чем простая восстановительная функция, выполняемая сном.
З.Фрейд выделял следующие методы анализа сновидений: символический, расшифрования
Фундаментом является метод свободных ассоциаций, согласно которому человек, видевший сон, должен сообщить первое, что ему придет в голову. Далее предлагается разбить сон на отдельные элементы и исследовать каждый по отдельности. Каждый элемент является заместителем чего-то другого, о чем видевший сон знает, но ему не доступно знание. Этот метод вызывает к элементам другие замещающие представления, из которых можно узнать скрытое.
Согласно символическому методу, содержание сновидения рассматривается как нечто целое и предпринимается попытка заменить его другим, понятным и в некоторых отношениях аналогичным содержанием. Успех зависит от остроумия, интуиции, связан с особым талантом. Индивидуальная работа данного метода может не дать положительных результатов. По словам Фрейда, символическое толкование дает ценные результаты лишь в сочетании с ассоциативной техникой.14
Метод шифрования анализирует сон как шифр, в котором каждый знак может быть заменен другим знаком общественного значения. Существенным моментом в этом методе является то, что работа по толкованию направлена не на сновидение в целом, а на каждую часть его содержания в отдельности, словно сновидение — это конгломерат, в котором каждый кусочек породы требует специального определения. Несомненно, что поводом к созданию этого метода расшифровки послужили запутанные сновидения.
Следовательно, из вышеизложенного можно заключить, что теория сновидений Фрейда – большой прорыв в области психологии. Были разные точки зрения на создание трудов австрийского психоаналитика: некоторые ее приняли и стали последователями Фрейда (Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм); другие были противниками (К. Юнг, А. Адлер, В. Райх). В целом труды Фрейда стали копилкой не только для психологии, но и для искусства, особенно живописи. Примером является появление направления авангардизма, которое колоссально изменило представление о классическом искусстве.