Файл: Курсовая работа по философии Психоаналитические предпосылки сюрреализма Исполнитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В последующих работах сюрреалиста можно сказать, что художник рисовал образы, знакомые разуму. Это были и люди, и животные, и здания, а также пейзажи. Дали позволял этим образам соединяться под диктовку сознания. Например, конечности превращались в рыб, а туловища женщин - в лошадей. Это походило на сюрреалистический автоматизм письма, где слова были знакомыми, но выстраивались в ряд свободно и без ограничений, чтобы выразить свободные идеи. Впоследствии Дали назовет свой с уникальный подход «спонтанным методом иррационального познания26», который основан на критических ассоциациях и бредовых интерпретациях, где оставлен немалый отпечаток Фрейда. Художник утверждал, что он освобождается от подсознательных образов, словно как сумасшедший. Однако он им не был.

Благодаря дружбе с каталонским художником и сюрреалистом Хоаном Миро он влился в новое движение, которое начало все больше влиять на художественные и литературные круги Европы.   При поддержке Миро, Дали был принят в ряды сюрреалистов в 1929 году, сразу же после его приезда в Париж. Вступив в группу, объединившуюся вокруг Андре Бретона, он начал создавать свои первые сюрреалистические работы: «Светлые радости», 1929.

В 1929 году Сальвадор влюбляется в Елену Дьяконову – или Галу, которая стала впоследствии всю жизнь его женой, музой и вдохновением.

Дали был поклонником Фрейда, книги психолога повлияли на творчество художника, что отражается в его картинах, неизменными темами которых были смерть, тление разрушение, а также мир сексуальных переживаний человека («Великий мастурбатор»,1929).

Одной из известных картин, которая принесла Сальвадору Дали огромную популярность, является произведение «Постоянство памяти» (См. Рис.3. Приложение 1), известное также, как «Мягкие часы». Стекаемость и размягченность часов является образом, выражающим уход от понимания времени. На картине также присутствует и сам Дали в виде спящей головы. Перед созданием картины художник размышлял о природе сыра «Карамбер», способствовавший к развитию ассоциаций, которые возникали у Дали. Колоссальным является и тот факт, что картина была написана всего за 2 часа. Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет.

В 1933 году Дали пишет
картину «Загадка Вильгельма Телля» (См. Рис.4. Приложение 1), где изображает швейцарского фольклорного героя в образе Ленина. В картине отражены личные воспоминания художника, порвавшего со своим отцом. Для сюрреалистов Ленин воспринимался духовным, идейным отцом, в картине же изображено недовольство властным родителем. Художники приняли картину за карикатуру Ленина, некоторые даже пытались ее уничтожить. Впоследствии за свои поступки и конфликты по вопросам политики Сальвадор Дали был исключен из группы художников под предводительством Бреттона в 1936 году.

Несмотря на то, что Дали выгнали из группы сюрреалистов, он все равно оставался и остается по сегодняшний день одним из самых популярных художников прошлого века.

Сальвадор Дали скончался 23 января 1989 года, на 85-м году жизни. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали было замуровано в пол в одной из комнат театра-музея в городе. Все свои работы он завещал Испании.

Сюрреалист на протяжении всей своей жизни прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека его времени. В сюрреалистические образы превращалось все, что он делал или говорил. Таким образом, выражение Дали: «Сюрреализм – это Я» является оправданным. Это, действительно, гений навсегда.27

§4. Встреча С. Дали и З. Фрейда


Говоря об отношении Фрейда к искусству, можно сказать, что он был приверженцем классики. Психоаналитик благоговел пе­ред памятниками античного искусства и ис­кусства Возрождения. Кумирами австрийского врача являлись те, кому он «наиболее обязан»: Гомер, Софокл, Шекспир, Сервантес, Гёте, Гейне и Мильон.

К современному искусству XX века Фрейд относился настороженно, он даже был не особо знаком и увлечен им. Художников-сюрреалистов он назвал «лунатиками или обыкновенными алкоголиками». Но после личной встречи с одним из представителей данного направления он кардинально изменил своё мнение о современном искусстве, особенно о сюрреализме.

В 1938 году в Лондоне состоялась встреча З.Фрейда и С. Дали. Художник-сюрреалист трижды приезжал в Вену, чтобы встретиться с австрийским психоаналитиком, но каждый раз безрезультатно.

Встреча состоялась благодаря писателю, драматургу и журналисту С. Цвейгу, который написал Фрейду письмо, где он отрекомендовал Дали, как короля сюрреализма, гения в своем роде. Говорили они мало, Фрейд получил представление о работах Дали, которые оставили его неравнодушным, художник усилил впечатление. Психоаналитику даже хотелось оценить происхождение данной живописи с точки зрения психоанализа.



Дали рассказывал после встречи: «Фрейд сидел, не меняя ни позы, ни выражения лица, и невольно голос мой становился все более резким, интонация — все напористей. И тогда, продолжая вглядываться в меня с такой настойчивостью, что на нее, кажется, нужны были все его старческие силы, Фрейд возопил, обращаясь к Стефану Цвейгу: «Никогда еще мне не попадался настолько типичный экземпляр испанца. Какой фанатик!».

Художник был поражен схожестью черепа Зигмунда с головой улитки. Сразу после встречи он делает наброски его портрета, каждый раз меняя очертания его черепа (См. Рис.5 Приложение 1). «Похоже, даже сам об этом не подозревая, я в карандашном портрете, сделанном за год до смерти Фрейда, в точности обрисовал его земную смерть. Моим основным намерением было сделать чисто морфологический рисунок гения психоанализа, а вовсе не пытаться изобразить тривиальный портрет психолога», – говорил Дали.28

Один из набросков художник просит Цвейга передать З. Фрейду. Цвейг считал, что портрет столь поразительным образом предвещал близкую смерть Фрейда, он не желал причинять ему ненужных волнений, в результате писатель солгал Дали.

Глава III. Психологический тест: «Несуществующее животное»

§ 1. Значение и инструкция

Среди множества психологических методик исследования личности особое место занимает проективная методика «Несуществующее животное», создателем которой является М.З. Дукаревич. Сущность методики объясняется тем, что ее интерпретация дает обширную информацию о личности при затрате минимального количества времени на выполнение задания. Тест не только простой, но и очень интересный, доступен как взрослым, так и детям.

Главной целью методики является исследования личностных характеристик человека путем изображения участником рисунка на бумаге. Все линии, фигуры, структуры, нажим карандаша– это отражение бессознательного человека.

Изображая несуществующее животное, испытуемый выражает себя, свой образ. Соответственно дается характеристика человеку. Обычно рисунок оставляет одно из трех впечатлений: либо человек - агрессор, либо - обижен и ему угрожают, либо - нейтрален.

Отношение площади, которую занимает рисунок, к общей площади листа отражает степень распространенности личности в социуме с точки зрения обследуемого.

Участникам теста выдается лист белый лист бумаги А4. Им предлагается карандашом изобразить животное, которого нет и никогда не было в природе и назвать его несуществующим именем.

Тест оценивается по следующим критериям:

  1. Расположение на бумаге

  2. Размер рисунка.

  3. Смещение (вправо или влево) изображения.

  4. Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

  5. Контуры и линии.

  6. Нижняя часть фигуры

  7. Дополнительные приспособления

  8. Название.

Общая оценка построения рисунка.

Самый примитивный вид выполнения задания — изображение уже существующего в природе животного. Такой рисунок противоречит данной инструкции и говорит о низкой обучаемости, а также очень плохо развитом воображении. В отдельных случаях у испытуемого, неспособного изобразить несуществующее животное, диагностируют задержку психического развития. Однако стоить заметить
, что данный вид выполнения задания не вызывает тревоги, если его выполнил ребенок дошкольного возраста. Задание, выполненное с нарушением инструкции, но все же находящееся на более высоком уровне  — изображение животного из сказочного или мифологического мира. Обычное изображение для детей 8-9 лет, для детей старшего возраста говорит о низком общекультурном уровне и плохо развитом воображении. Стандартное и наиболее часто встречающееся выполнение задания — изображение несуществующего животного из частей реально существующих.29 Это скорее об исполнительском характере личности, чем творческой направленности. Авторы таких рисунков обычно имеют рациональный подход к выполнению задач. Изображение человекообразного животного говорит о дефиците общения у испытуемого. Также может свидетельствовать об инфантильности. Животные, не имеющие органов чувств, обычно свидетельствуют о шизоидной направленности личности. Слишком вычурные изображения — признак демонстративной личности.

§ 2. Анализ полученных результатов.

Рис. 1 (См. Приложение 2)

Участник– У.

Пол – женский

  1. Рисунок расположен горизонтально в центре листа– это говорит об удовлетворительной самооценке.

  2. Рисунок довольно большого размера, следовательно, характеризует тревожное состояние личности.

  3. Смещение рисунка вправо является признаком того, что личность живет надеждами на будущее.

  4. Центральная часть фигуры (голова) среднего размера, повернута влево– тенденция к рефлексии, размышлениям. Это говорит о боязни перед активным действием и нерешительности. Органы чувств на голове:

– уши отсутствуют– данная личность не заинтересована в информации, низкая значимость мнения окружающих о себе.

– рот­ зачерченной формы говорит о тревожности человека.

– глаза слабо заштрихованы, отсутствие тревожности и боязни.

  1. Контуры фигуры. Хорошо выделенные шипы животного сверху характеризуют о защите против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей.

  2. Нижняя часть фигуры. Хорошо прорисованные конечности говорят об уверенности, продуманности решений данной личности. Убедительные суждения человека отражены в плотном соединении нижних конечностей с туловищем. Человек, нарисовавший данный рисунок­ – конформист (одинаковая форма нижних конечностей). Творческие решения однотипны.

  3. Дополнительные приспособления. Изображенный поднятый вверх хвост демонстрирует гордость, предчувствие будущих побед.

  4. Имя, придуманное участником, состоит из двух смысловых частей показывает рациональность, четкое следование поставленной задаче, стремление соблюдать нормы.