Файл: Курсовая работа по философии Психоаналитические предпосылки сюрреализма Исполнитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава II. Сюрреализм как феномен современного искусства на основе теории З. Фрейда

§ 1. История сюрреализма

Сюрреализм (от французского surrealisme – буквально сверхреализм) – одно из направлений в современном европейском авангардном искусстве в ХХ веке. Источником данного направления является сфера подсознания, к которой относятся инстинкты, сновидения, галлюцинации. Методом же является замена логических связей на субъективные ассоциации.15

Одной из предпосылок возникновения сюрреализма является дадаизм. Это литературно-художественное течение, возникшее в эпоху первой мировой войны в 1916 году. Оно отразило разочарование художников перед лицом катастроф: мировых войн и революций. Это протест деятелей искусства, который принял антиобщественную форму. 16

Дадаизм в принципе отвергал эстетику, его программой являлось разрушение любого стиля, любого вида эстетики посредством безумия. Главным видом деятельности дадаистов стало абсурдизированное зрелище, воинствующая "антихудожественность", которая, в частности, выразилась в использовании предметов фабричного производства в художественных композициях.

Художники - дадаисты были первыми, кто положился на «случай» как на главный рабочий инструмент. Деятели данного направления стали бросать краски на холст, предоставляя красочному веществу и силе броска самим образовывать иррациональные конфигурации. Сам творец рассматривался при этом как орудие, марионетка каких-то мистических мировых сил. Направление дадаизма просуществовало до 1922 года и стало базой для искусства сюрреалистов.

Сюрреализм возник в Париже в 20-х годах XX века17. Основателем и идеологом данного направления был французский писатель и поэт Андре Бретон, взявший за основу своего творчества процесс высвобождения фантазий, подсознательных страхов, сновидений, а также разрушение сложившихся канонов и полный уход от рационального осмысления предметов и явлений.  Глядя на то, с какой страстью и энергией его современники раскрывают свой творческий потенциал, Бретону в голову пришла идея сконцентрироваться на «бессознательном» и найти сподвижников. Его единомышленники – художники Жан Арп, Макс Эрнст, литераторы и поэты – Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо, не просто создавали новый стиль в искусстве и литературе, они, в первую очередь, стремились переделать мир и изменить жизнь. Художники были уверены в том, что именно бессознательное олицетворяет высшую истину, которая должна быть утверждена на земле
18. "Сны наяву" или Sommeils – так назвали свои собрания творцы современной живописи, что означает желание постичь неизведанные миры человеческого подсознания посредством искусства. Сюрреалисты занимались довольно странными вещами– игрой, целью которой была тренировка сознания и логических связей. Таким образом, из бездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы.19

В результате последующего объединений сюрреалистической группы А.Бретона с группой художника А. Массона, который стремился создавать картины и рисунки, освобожденные от контроля сознания, в 1924 году в Париже появился "Первый манифест сюрреализма", написанный Андре Бретоном и переведенный на все европейские языки. С этого времени сюрреализм стал действительно межнациональным движением, которое проявилось в живописи, скульптуре, литературе, театре, киноискусстве20. Десятилетие с 1925 г. (первая общая выставка сюрреалистов) по 1936 г. ("Интернациональная сюрреалистическая выставка" в Лондоне, экспозиция "Фантастическое искусство, дада и сюрреализм" в Нью-Йорке и другие) ознаменовалось триумфальным шествием сюрреализма по мировым столицам.

Касаемо приемов сюрреалистов можно сказать, что художники предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready- made». Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на эстетику путем использования фантасмагорических форм, а также при помощи алкоголя, наркотиков, голода, дабы достичь глубины своего подсознания. Художники работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия.

Таким образом, сюрреалисты провозглашали важнейшей ценностью свободу и иррациональность. Целью же являлось духовное возвышение и отделение духа от материального. Можно сказать, что без З. Фрейда, который обновил психологию, авангардного искусства не было бы как такового, и сюрреализма в том числе.
§ 2. Сюрреализм и фрейдизм

Психоаналитические взгляды З. Фрейда настолько были усвоены многими лидерами сюрреализма, что превратились в их способ мышления. Художники не обращали внимания и даже не вспоминали о том, из какой основы был взят тот или иной подход. Созерцая прихотливой и иррациональной формы предметы, известный художник прошлого века Макс Эрнст развивал свое зрительное воображение. Он использовал советы Леонардо да Винчи, однако они были усвоены через призму Фрейда, который по-своему трактовал данную склонность к лицезрению разводов на старой стене или причудливых скал, возбуждающих неожиданные образы и комбинации в воображении.

21

Также "фрейдистским" методом пользовался и Дали, который рисовал картины в еще не совсем проснувшемся состоянии, пребывая хотя бы частично во власти сновидения, о чем уже говорилось раньше.

Преклонение и доверие к иррациональному как перед источником творчества было абсолютным у Дали, оно не допускало компромиссов: "Все мои притязания в области живописи состоят в том, чтобы материализовать с самой воинственной повелительностью и точностью деталей образы конкретной иррациональности".22

Без сомнения можно сказать, это, по сути дела, клятва верности фрейдизму. Считается и не без оснований, что именно Сальвадор Дали был чуть ли не главным проводником фрейдистских взглядов в искусстве ХХ века. По признанию Дали, для него мир идей Фрейда – мир Священного Писания, который означал для художников средневековья мир античной мифологии.

Дали часто цитирует, перефразирует, пересказывает мысли Фрейда в своем "Дневнике". К примеру, Дали пишет: "Ошибки всегда имеют в себе нечто священное. Никогда не пытайтесь исправлять их. Наоборот: их следует рационализировать и обобщать. После того станет возможным сублимировать их". Это является одной из публичных идей фрейдизма, согласно которой искажения, оговорки, напряженность – неконтролируемые выбросы бродящей и кипящей материи подсознания, которая таким образом прободает застывшую корку "Эго". Даже дневник известного французского сюрреалиста начинается с цитаты З. Фрейда. Дали относился к Фрейду как к духовному отцу. Сын (Дали) по сути дела оказался послушным, он безоговорочно почитал только его, никогда не усомнился ни в одном слове, не критиковал отца.

Дали позволял себе быть непочтительным к кому угодно, он доходил до пределов сюрреалистической раскованности, апеллируя в своей живописи или словесных высказываниях к каким угодно "властителям дум".

Можно привести и другие примеры поклонения великому австрийскому психоаналитику другими сюрреалистами. Идеи Фрейда имели очень большое значение для представителей современного искусства, поскольку фрейдизм, по мнению художников, являлся для них жизненно важным и был, возможно, одним из главных фактором подъема и успеха их доктрины. Однако неправильно говорить, что сюрреалисты работали по шаблону Фрейда или демонстрировали его идеи. Теория психоанализа помогала им в ином плане.

Концепции сюрреалистов образовались не только со стороны психоанализа, но и при помощи других открытий Фрейда. Они получали перед собой и перед другими значимые подтверждения безошибочности своих устремлений. Художники не могли поначалу заметить, что методы раннего сюрреализма, как, например, фроттаж, согласовались с фрейдовской методикой «свободных ассоциаций», которая применялась для исследования внутреннего мира. Спустя некоторое время, когда в современном искусстве Дали и остальных художников укореняется принцип «запечатления бессознательного», можно обратить внимание, что психоанализ создал прием "документального реконструирования " сновидений.
23

Сюрреалисты обращали внимание на определенные состояния души: сновидения, расстройства психики, первобытная психика, цивилизация без запретов и ограничений – на все это обращал внимание и психоанализ.

Огромный опыт Фрейда, как сильного союзника искусства, его проницаемость, глубокое познание человеческой природы озаряли движение сюрреалистов

Авангардистов привлекала бессознательная жизнь со всеми своими особыми законами до появления понятий о добре и зле, исключение Фрейдом морали и разума, основ жизнедеятельности человека.

Фрейдизм проложил путь для появления современного искусства. Благодаря трудам врача, которого поначалу не столь положительно приняли в обществе, сюрреализм получил возможность настаивать на том, что он не беспочвенная фантазия, не выдумка анархистов, а новое слово в понимании человека, искусства, истории, мысли. Это была такая солидная опора, что уже не приходится удивляться влиятельности и распространенности сюрреализма, его всеохватности до середины ХХ века. 

Таким образом, нельзя не признать параллельности интересов, точек зрения, методов и выводов сюрреализма и фрейдизма.

§3. Сальвадор Дали и его творческий путь

11 мая 1904 года в Испании в городе Фигерасе, в семье зажиточного нотариуса родился мальчик, которому было суждено стать в будущем одним из величайших гениев эпохи сюрреализма. Звали его  Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали. Оба родителя любили Сальвадора и его младшую сестру Анну-Марию и обеспечили им самое лучшее для того времени образование, которое было доступно им. Детство Дали прошло в Каталонии, на севере – востоке Испании. 24

Говоря о личности Дали, можно заметить, что уже в раннем детстве по поведению и пристрастиям маленького ребенка отмечается его неудержимая энергия и эксцентричность характера. Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым мальчиком.

Уже в раннем возрасте у Сальвадора начал проявляться природный талант к живописи. В четыре года юный художник с удовольствием для столь маленького ребёнка пытался рисовать. В шестилетнем возрасте Дали привлёк образ Наполеона, и как бы отождествляя себя с ним, он почувствовал в себе потребность в некой власти. Его талант развивал Рамон Пихо
, местный художник импрессионист – пуантилист и друг семьи Дали.

В возрасте 10 лет была нарисована первая картина Сальвадора Дали. Она представляла собой написанный масляными красками на деревянной доске небольшой пейзаж. Маленький гений каждый день рисовал картины, просиживая в небольшой, специально выделенной ему комнате. В Фигерасе Дали брал уроки рисунка у профессора Жоана Нуньеса. Можно сказать, что под опытным руководством профессора талант юного Сальвадора Дали принял свои реальные формы. Уже в 14 лет нельзя было усомниться в способности Дали к рисованию.

В 1921 году у Сальвадора умирает мать, что становится трагедией для всей семьи. В том же году юный художник поступает в Академию Сан-Франциско. Во время экзамена им был нарисован пейзаж, который не оценил экзаменатор, так как изображение казалось маленьким смотрителю. Когда Дали исправил ошибки рисунка, который стал еще меньше, для отца это стало ударом. Однако преподаватели по праву оценили высочайшее мастерство Дали и сделали для него исключение.

Благодаря своим успехам Сальвадор Дали переезжает в Мадрид и учится в художественном заведении для одаренных молодых людей. В 20-х годах Дали был очарован работами современных художников, которые визуально передавали движение. Но ему хотелось создать что-то новое, новый стиль в живописи. В результате он решается поиграть с историей и изображает свой автопортрет с шеей Рафаэля(1921)(См. Рис.. Приложение1). В это время будущего сюрреалиста появились новые друзья, среди которых были такие выдающиеся и талантливые люди, как поэт Федерико Гарсиа Лорка, кинорежиссер Луис Бануэль. Также необходимо добавить, что Дали с увлечением начинает читать работы Фрейда, обращается к трудам в стиле кубизма Пабло Пикассо и Хуана Гриса, о чем свидетельствует, например, разложение на многочисленные грани фигур в картине "Молодые девушки" (1923).25

В работах Дали постепенно начались проявляться сюрреалистические качества. На картине "Фигура женщины у окна" (См. Рис. 2. Приложение 2), написанной в 1925 году, художник изобразил свою сестру Анну-Марию, смотрящую из окна на залив в Кадакесе. Рассматривая картину, можно заметить, что она пропитана духом нереальности сна, хотя полотно написано в стиле реализма.

В 1926 году Дали исключают из академии за высокомерное отношение к преподавателям. Однако в этом же году будущий сюрреалист отправляется в Париж, где знакомиться с Пабло Пикассо. В поисках стиля Дали пробует создавать свои работы под влиянием французского художника.