Файл: Отчет по производственной практике (научноисследовательская работа) Место прохождения практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализ учреждения МБУК ЦД «Нефтяник» сделан на основе информации, полученной с официального сайта, изучения Устава учреждения и личных наблюдений, полученных при прохождении практики.

Здание муниципального бюджетного учреждения культуры «Центр досуга «Нефтяник» было введено в эксплуатацию в 1987 году и состояло на балансе НГДУ «Холмогорнефть». В 1998 году здание ЦД «Нефтяник» было передано управлению культуры Администрации г. Ноябрьска и согласно Постановлению Главы Администрации №23 от 18.01.1999 г. «Об упорядочении структуры учреждений культуры», было передано в оперативное управление ЦД «Лира». Приказом № 29-д от 10.03.1999 г. управления культуры Администрации МО г. Ноябрьск «Центр досуга «Лира» был переименован в «Центр досуга «Нефтяник» с 01.03.1999 года. С 24.01.2017 г. в состав учреждения вошел ЦД «Магистраль», с 01.02.2017 – «Центр национальных культур». На сегодняшний день Центр досуга «Нефтяник» является учреждением клубного типа, подведомственным управлению культуры Администрации г. Ноябрьска, в оперативном управлении которого находятся два здания: по ул. Ленина 12 и по ул. Транспортная 8 в поселке Железнодорожников, мощностью 450 и 230 посадочных мест.

Среди сотрудников МБУК ЦД «Нефтяник» трое имеют высокое звание Заслуженный работник культуры Российской Федерации: это директор Елена Зубко, руководитель Народного ансамбля танца «Огни Сибири» Сергей Строкин и руководитель фольклорного коллектива «Белые росы» Татьяна Некрасова; Игорь Дроздов, руководитель Народного женского вокального ансамбля «Зарянка», удостоен звания Заслуженного работника культуры Ямало-Ненецкого автономного округа.

По итогам работы в 2011, 2014, 2015 и 2016 годах МБУК «Центр досуга «Нефтяник» был включен в Национальный реестр «Ведущие учреждения культуры России». В марте 2016 года завершился окружной мониторинг уровня удовлетворенности потребителей услуг, и анализ данных показал, что МБУК ЦД «Нефтяник» занимает лидирующую позицию среди учреждений культурно-досугового типа Ямала. За 2017 год в рамках муниципального задания проведено 103 мероприятия, которые посетили более 142 000 человек, реализовано 179 платных мероприятий, которые посетили более 17 500 человек. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что Центр досуга «Нефтяник» – это стабильно развивающееся учреждение, которое имеет свой стиль, почерк, узнаваемый жителями города. [13]
2.2. Диагностика уровня художественного вкуса участников детского хореографического коллектива «Павушки»


Диагностика была произведена с помощью анкетирования участников коллектива. На основе полученных ответов был сделан анализ и выявлен уровень художественного вкуса опрошенных.

Респондентами стали участники детского хореографического коллектива «Павушки». Коллектив создан в 1999г. с целью воспитания интеллигентной, творчески развитой личности, приобщение детей к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер. Детский хореографический коллектив принимает участие и занимает призовые места в различных конкурсах и фестивалях, радует яркими номерами зрителей. Руководитель – Матусенко Наталья Николаевна.

При написании данного параграфа использовалась такая литература как Шиллер.Ф. «Письма об эстетическом воспитании человека», «Возрастная и педагогическая психология: Детство, оҭҏᴏчество, юность» и другие.
2.3. Разработка проект-программы «Азбука танца».

В данном параграфе отображена проект-программа «Азбука танца», которая направленна на формирование художественного вкуса у участников любительского хореографического коллектива. Проект-программа включает в себя: пояснительную записку, описание методов, описание основных разделов, ожидаемые результаты программы, содержание программы, учебно-тематический план.

Программа рассчитана на один учебный год, включает в себя 72 академических часа, имеет три раздела.

Цели и задачи программы

Цель данной программы – формирование художественного вкуса учащихся средствами хореографического искусства.

Основными задачами педагогической деятельности данной программы являются:

  1. Образовательные:

  • сформировать практические умения и навыки;

  • дать определенные теоретические знания;

  • научить лучше прочувствовать собственное тело, как в физических аспектах, так и духовных его проявлениях;

  • научить самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями.

  1. Воспитательные:

  • воспитать человека, способного существовать в современном мире с максимальной пользой;

  • воспитать стремление к здоровому образу жизни;

  • создать дружный коллектив и воспитать чувство коллективизма, единства;

  • сформировать нравственную культуру;

  • выработать у учащихся чувство энергетической наполненности, помогающей им преодолевать сложные жизненные ситуации.


  1. Развивающие:

  • приобщить детей к танцевальному искусству;

  • развить координацию, путем слияния движения в комбинации;

  • развить чувство ритма, эмоциональность, образное мышление, память;

  • развить творческий потенциал и актерское мастерство, раскрепощенность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
Заключение

Темой выпускной квалификационной работы были особенности формирования художественного вкуса у участников любительского хореографического коллектива.

На первом этапе исследования была изучена сущность понятия художественный вкус. После чего проанализированы особенности деятельности хореографических коллективов и установлены педагогические основы формирования художественного вкуса участников хореографического коллектива.

Итак, проблема формирования художественного вкуса у участников любительских хореографических коллективов довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам произвести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы:

Результативность процесса формирования нравственно-эстетической культуры зависит от выполнения ряда требований:

1. Учета возрастных особенностей детей, определяющих характер их досуговых запросов и предпочтений.

2. Использования эффективных приемов, форм, методов, при организации процесса формирования нравственных, эстетических качеств.

3. Опоры на общепедагогические и специфические условия формирования эстетической культуры детей в процессе коллективной творческой деятельности.

4. Организации системы формирования умений и навыков самоорганизации участников коллектива.


Учреждения культуры являются важнейшим звеном в воспитании чувств и требований подрастающего поколения. На базе исследования МБУК ЦД «Нефтяник» была проведена диагностика уровня художественного вкуса участников детского хореографического коллектива «Павушки».

Опираясь на результаты диагностики были установлены методы, средства и формы хореографического искусства, необходимые для формирования художественного вкуса участников коллектива, и разработана проект-программа «Азбука танца». В следствии чего было доказано, что формирование художественного вкуса невозможно вне любительского хореографического коллектива, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Список использованной литературы

  1. Алексеева, Л.Я. Воспитательная роль самодеятельного искусства/ Л.Я. Алексеева, Н.С. Бялосинская – М.: Профиздат, 1965.

  2. Боголюбская, М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных коллективах. Учебно-методическое пособие/ М.С. Боголюбская. – М., 1982.

  3. Бондаренко, Л.А. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях/ Л.А. Бондаренко. – Киев., 1985.

  4. Буров, А.И. Эстетическая сущность искусства/ А.И. Буров – М., 1956. – 292 с.

  5. Возрастная и педагогическая психология: Детство, оҭҏᴏчество, юность - М.: Академия, - 2000г. - 624с

  6. Грибанова, М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста (На материале изобразительного искусства)/ М.В. Грибанова - Пермь, 2006. – 246 с.

  7. Громов, Е.С. Начала эстетических знаний/ Е.С. Громов − М, 1993.− 126 с.

  8. Дремов, А.К. Основы эстетического воспитания/ А.К. Дремов – М., 1975.

  9. Запорожец, А.В. Психологические проблемы эстетического воспитания/ А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1969. - №11. – С. 46.

  10. Изобразительное искусство и художественный труд: Кн. Для учителя/ Б.М.Ненецкий, Н.Н.Фоимна и др. М.: Просвещение. – 1992. – 192 с.

  11. Квятковская, М. Эстетические вкусы и переживания ребенка/ М. Квятковская // Дошкольное воспитание. – 1989. №6. – 26 с.

  12. Кузнецов, А. Учебно-воспитательная работа в самодеятельных танцевальных коллективах/ А. Кузнецов. – М.: Профиздат, 1951.

  13. Официальный сайт МБУК ЦД «Нефтяник» [Электронный ресурс], Режим доступа: https://xn----gtbemkpb3brp9h.xn--p1ai/about/history/

  14. Шиллер, Ф. Письма об эстетическом воспитании человека / Ф. Шиллер // Искусствоведение Культурология Педагогика, 1795

  15. Яковлев, Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики/ Е.Г. Яковлев – М.: Знание, 1986. – 64 с.

  16. Выготский, Л. С. Психология искусства. Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л. С. Выготского и В. В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 573 с.

  17. Егорова, Э.Н. Эстетические аспекты становления хореографического восприятия. /Э.Н. Егорова – Авт. Дис. Канд. Искусств.: М., 1996. – 24 с.

  18. Андрусенко, Л.С. Становление системы руководства коллективами детского самодеятельного хореографического творчества/ Л.С. Андрусенко //Дополнительное образование и воспитание. 2008. № 6.

  19. Богданов, Г.Ф. Формы совершенствования организационной и воспитательной деятельности в самодеятельных хореографических коллективах/ Г.Ф. Богданов. – М., 2002.

  20. Боттомер, П. Танец современный и классический. Большая иллюстрированная энциклопедия/П. Боттомер. – М.: Эксмо, 2006

  21. 8. Бурцева, Г.В. Развитие творческого мышления специалистахореографа: Монография/Г.В. Бурцева. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001



Приложение № 2

Задание № 3. Подготовка статьи и/или доклада (сообщения) к научной студенческой конференции

ОК – 7, ОПК – 1, ПК – 1, ПК – 2, ПК – 3
В рамках данного задания нами была подготовлена статья «Методы эстетического воспитания на уроках хореографии».
Аннотация. В статье рассматриваются традиционные и инновационные педагогические методы, которые используются для формирования художественного вкуса и эстетического воспитания участников танцевального коллектива на уроках хореографии. Автор использует в качестве примера метод проектов, как наиболее эффективный метод формирования эстетически развитой личности.

Ключевые слова. Эстетическое воспитание, художественный вкус, традиционные и инновационные педагогические методы, метод проектирования, хореографический коллектив, хореографическая деятельность.
На сегодняшний день система дополнительного образования в частности и педагогическая наука в целом направлены на поиски оптимальных средств и методов воспитания, позволяющих обеспечить целенаправленное, всестороннее развитие личности обучающегося. Среди актуальных воспитательных систем особое место занимает развитие художественного вкуса или эстетическое воспитание. Оно подразумевает под собой воспитание чувственного отношения к окружающей действительности, формирование представлений о красоте, креативный подход к искусству.

Хореографическое искусство по своей природе так же является эстетической деятельностью. Занятия хореографией позволяют развить не только физические навыки танцора, его чувство ритма и выносливость, но и решают более глобальные задачи такие как формирование норм поведения, патриотическое воспитание, развитие музыкальности и художественного вкуса.

Хореографическая деятельность имеет ряд особенностей, отличающих ее от других видов деятельности человека. В числе этих особенностей:

  • Необходимые физические способности и данные личности, для успешного развития и реализации в области хореографического творчества;

  • Неразрывная связь хореографии с музыкой. Практически ни один танец не исполняется без музыкального сопровождения. Однако, ограничений в жанре или типе музыкального произведения нет;

  • Информативно-коммуникативная и регулятивная функции, отвечающие за развитие эмпатии и ассоциативных связей. Это говорит об коллективном характере хореографической деятельности.

В системе дополнительного образования хореографическая деятельность занимает одно из лидирующих мест. Количество любительских танцевальных коллективов с каждым годом только растет. Однако, в погоне за количеством, неумолимо страдает качество. И главная цель всего педагогического процесса – воспитание творческой личности, зачастую не реализуется. Уделяя время развитию практических навыков, упускается формирование вкуса, способности оценивать, понимать красоту и творить прекрасное. Таким образом, без ориентации на художественные ценности, развитие личности становится неполноценным.