Файл: Тема 1 Статистическая совокупность. Статистические величины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Находим моду (Мо): с наибольшей частотой встречается варианта, равная 18 и 19 дням, следовательно, ряд имеет две моды Мо = 18 и Мо = 19. Находим порядковый номер медианы (Ме) по формуле Me = n : 2 = 44 : 2 = 22, следовательно, 22-я по счету варианта является медианой. В нашем примере такой вариантой является 19, т.е. Ме = Мо = 19 дням.

3. Вычисляем взвешенную среднюю арифметическую (М) по формуле (2.3):

M = ∑vp : n = (11*2 + 12 + 13 + 14*2 + 15*2 + 16*3 + 17*3 + 18*6 + 19*6 + 20*4 + 21*3 + 22*3 + 23*3 + 24*2 + 25 + 26 + 50) : 44 = 853 : 44 = 19,4 дня.


ЗАДАНИЕ 3. СОСТАВЛЕНИЕ СГРУППИРОВАННОГО ВАРИАЦИОННОГО РЯДА И ВЫЧИСЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ (М) ПО СПОСОБУ МОМЕНТОВ

На основе данных, приведенных в задании 2, требуется:

1) составить сгруппированный вариационный ряд;

2) вычислить среднюю арифметическую (М) по способу моментов.

Задание

Используем данные типового задания 2 о длительности пребывания в стационаре 44 клиентов психолога.

Выполнение задания

1. Строим сгруппированный вариационный ряд:

1) определяем число групп (поскольку n = 44, число групп берем равным 6 (см. табл. 1));

2) находим интервал (i) по формуле (2.1):

i = (Vmax – Vmin) : число групп = (50 – 11) : 6 = 39 : 6 = 7;

3) определяем границы и середину каждой группы; например, первая группа вариант при i = 11 будет 11 – 18 дней, середина группы – 14,5 дня, следующая – 18 – 25 дней, середина – 21,5 дней и т.д.;

4) распределяем изучаемую совокупность по группам, указывая соответствующие им частоты (р):

Длительность лечения в днях

Середина группы вариант

Число клиентов (р)

11-18

14,5

20

18-25

21,5

22

25-32

28,5

1

32-39

35,5

0

39-46

42,5

0

46-52

49,5

1


n = 44;

5) строим графическое изображение вариационного ряда (по серединам групп) (см. рис. 9).




Рис. 1. Распределение клиентов психолога по длительности пребывания в стационаре

Вычисляем среднюю арифметическую (М) по способу моментов по формуле (2.4). Порядок вычисления представлен в таблице 10 (за условную среднюю принимаем Мо = 21,5 дням, I = 2).

Таблица 10

Определение средней арифметической по способу моментов

Длительность пребывания в днях (V)

Середина группы

Частота (Р)

Условное отклонение (а) в интервалах

Произведение условного отклонения на частоту (ар)

а2р

11-18

14,5

20

-2

-40

80

18-25

21,5

22

-1

-22

22

25-32

28,5

1

0

0

0

32-39

35,5

0

+1

0

0

39-46

42,5

0

+2

0

0

46-52

49,5

1

+3

+3

9







n = 44




∑ap = -59





Подставляем полученные значения в формулу:

Определяем момент первого порядка: M = -59 : 44 = -1,3.

Среднее значение признака равно:

ЗАДАНИЕ 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕГО КВАДРАТИЧЕСКОГО ОТКЛОНЕНИЯ (σ) ПРИ МАЛОМ ЧИСЛЕ НАБЛЮДЕНИЙ

Для простого вариационного ряда, который был составлен при выполнении задания 1 темы 2, требуется определить среднее квадратическое отклонение (σ).

Задание

Используем совокупность, приведенную в типовом задании 1 темы 2.

Численность пожилых людей (количество человек) на 5 территориальных участках комитетов социальной защиты населения, где работают психологи: 2100, 2350, 2120, 2600, 2150.

Выполнение задания

Среднее квадратическое отклонение (σ) при n ≤ 30 определяем по формуле (2.7), где d = v – М.

Средняя арифметическая (M), полученная при обработке вариационного ряда, приведенного в типовом задании 1 темы 2, равна 2264 пожилых человека.


v

d

d2

2100

-2

4

2120

-1

1

2150

0

0

2350

+2

4

2600

+1

1


∑d2 = 10.

Определяем σ: пожилых человека на 5 территориальных участках комитетов социальной защиты населения, где работают психологи.

ЗАДАНИЕ 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕГО КВАДРАТИЧЕСКОГО ОТКЛОНЕНИЯ (σ) ПРИ БОЛЬШОМ ЧИСЛЕ НАБЛЮДЕНИЙ

Для сгруппированного вариационного ряда, который был составлен и обработан по способу моментов при выполнении задания 3 темы 2, требуется определить среднее квадратическое отклонение (σ). Для этого следует вычислить а2р и заполнить оставшуюся пустой соответствующую графу таблицы 10.

Задание

Используем данные, приведенные в типовом задании 3 темы 2.

Выполнение задания

Среднее квадратическое отклонение (σ) в данном случае определяем по способу моментов по формуле (2.8). При этом первый момент средней нам известен, он равен -1,3:



Для определения второго момента средней необходимо заполнить построчно графу а2р в таблице 10: 80, 22, 0, 0, 0, 9.

∑ a2p = 111.

Получаем второй момент средней:.

Подставляем полученные данные в формулу (2.8) и получаем


Тема 3

Оценка достоверности результатов исследования

ЗАДАНИЕ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОШИБКИ (ти) И ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ГРАНИЦ СРЕДНЕЙ ПРИ МАЛОМ ЧИСЛЕ НАБЛЮДЕНИЙ

Используя среднюю величину (М) простого вариационного ряда, полученную при выполнении задания 1 темы 2, и среднее квадратическое отклонение (σ), полученное при выполнении задания 4 темы 2, вычислить ошибку (тм) и определить доверительные границы средней (М) при р = 95% и р = 99%.

Задание

Используем среднюю величину посещения кружка детского подросткового клуба, полученную в типовом задании 1 темы 2.


В результате выполнения этого задания известно, что M = 2264 пожилого человека, число наблюдений (n) равно 5. По заданию 4 темы 2 среднее квадратическое отклонение σ = 2 пожилых человека на 5 территориальных участках комитетов социальной защиты населения, где работают психологи.

Выполнение задания

  1. Поскольку в данном случае n < 30, ошибка средней определяется по формуле (3.1):



2. Доверительный интервал (tm = ∆) средней величины (М) определяем путем нахождения доверительного коэффициента t по таблице Стьюдента (таблица 1 приложения 3):

а) при р = 95% и при n = 5 t = 2,7, следовательно,

tm (∆) = 2,7 × 1 = 3 пожилых человека.

M = 2264 ± 3 пожилых человека,

т.е. в генеральной совокупности при р = 95% средняя численность пожилых людей составляет от 2261 до 2267;

б) при р = 99% t = 4,6,

tm (∆) = 4,6 × 1 = 5 пожилых человек;

M = 2264 ± 5 пожилых человек,

т.е. в генеральной совокупности при р = 99% средняя численность пожилых людей будет находиться в пределах от 2259 до 2269.
ЗАДАНИЕ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОШИБКИ (тм) И ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ГРАНИЦ СРЕДНЕЙ ПРИ БОЛЬШОМ ЧИСЛЕ НАБЛЮДЕНИЙ

Используя среднюю величину (М), полученную при выполнении задания 3 темы 2, и среднее квадратическое отклонение (σ), полученное при выполнении задания 5 темы 2, требуется вычислить ошибку (тM) и определить доверительные границы средней (М) при р = 95% и при р = 99%.

Задание

Используем данные о средней длительности лечения, полученные при выполнении типового задания 3 темы 2. В результате выполнения этого задания известно, что М = 19,4 дня, число наблюдений (n) равно 44. Среднее квадратическое отклонение (σ), полученное по заданию 5, равно 0,89 дня.

Выполнение задания

  1. Поскольку в данной совокупности n > 30, средняя ошибка определяется по формуле (3.3):

mM = 0,89 : √44 = 0,1 дня.

  1. Доверительный интервал (tm = ∆) находим следующим образом:

как известно, при n > 30 и при р = 95% t = 2,

при n > 30 и при р = 99% t = 3,

следовательно, ∆ соответственно будут

2 x 0,1 = 0,2 дня и 3 x 0,1 = 0,3 дня.

Таким образом, при р = 95% M = 19,4 + 0,2 дня.

Это означает, что в генеральной совокупности средняя длительность пребывания в стационаре колеблется от 19,2 до 19,6 дня.

При р = 99% М = 19,4 + 0,3 дня, т.е. в генеральной совокупности средняя длительность пребывания в стационаре будет находиться в пределах от 19,1 до 19,7 дня.

ЗАДАНИЕ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ РАЗНОСТИ МЕЖДУ СРЕДНИМИ И ОТНОСИТЕЛЬНЫМИ ВЕЛИЧИНАМИ

Требуется оценить достоверность разности между двумя средними величинами (M1 и M2) или между двумя относительными величинами (Р1 или Р2).

Задание

При изучении успеваемости студентов, не работающих и сочетающих учебу с работой, были получены следующие данные: у неработающих средний балл (М1) = 4,1 (тМ1 = ± 0,09), у сочетающих учебу с работой М2 = 3,65 (тМ2 = + 0,05).

Выполнение задания

Достоверность разности между средними величинами определяется по формуле (3.4):



Поскольку t > 2, можно с вероятностью безошибочного прогноза р > 95% утверждать, что успеваемость студентов приближены к относительной норме.


Тема 4

Измерение связи между явлениями или признаками.

Корреляция

ЗАДАНИЕ 1. ВЫЧИСЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА КОРРЕЛЯЦИИ РАНГОВ И ОЦЕНКА ЕГО ДОСТОВЕРНОСТИ

На основе приведенных данных требуется:

1) вычислить коэффициент корреляции рангов;

2) определить характер и силу связи между соответствующими признаками;

3) определить достоверность коэффициента корреляции.

Задание

При проведении оценки нуждаемости в психологической помощи у лиц разных возрастов в городе N число нуждающихся (на 1000 опрошенных данного возраста) составило:



Возраст, годы

Число нуждающихся

Возраст, годы

Число нуждающихся

0-4

748,6

30-39

1679,6

5-9

903,8

40-49

1944,8

10-14

982,4

50-59

2635,8

15-19

1010,6

60-69

3564,7

20-24

1281,6

70-79

4071,8

25-29

1340,9

Старше 80 лет

1116,7


Выполнение задания

  1. Рангами (порядковыми номерами) обозначаем места показателей в рядах х и у, затем находим разность между рангами (d) и возводим ее в квадрат (d2). При обозначении места показателей рангами начинают с меньшего (или с большего) показателя в обоих рядах (табл. 11).