Файл: Тема 1 Статистическая совокупность. Статистические величины.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Находим моду (Мо): с наибольшей частотой встречается варианта, равная 18 и 19 дням, следовательно, ряд имеет две моды Мо = 18 и Мо = 19. Находим порядковый номер медианы (Ме) по формуле Me = n : 2 = 44 : 2 = 22, следовательно, 22-я по счету варианта является медианой. В нашем примере такой вариантой является 19, т.е. Ме = Мо = 19 дням.
3. Вычисляем взвешенную среднюю арифметическую (М) по формуле (2.3):
M = ∑vp : n = (11*2 + 12 + 13 + 14*2 + 15*2 + 16*3 + 17*3 + 18*6 + 19*6 + 20*4 + 21*3 + 22*3 + 23*3 + 24*2 + 25 + 26 + 50) : 44 = 853 : 44 = 19,4 дня.
ЗАДАНИЕ 3. СОСТАВЛЕНИЕ СГРУППИРОВАННОГО ВАРИАЦИОННОГО РЯДА И ВЫЧИСЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ (М) ПО СПОСОБУ МОМЕНТОВ
На основе данных, приведенных в задании 2, требуется:
1) составить сгруппированный вариационный ряд;
2) вычислить среднюю арифметическую (М) по способу моментов.
Задание
Используем данные типового задания 2 о длительности пребывания в стационаре 44 клиентов психолога.
Выполнение задания
1. Строим сгруппированный вариационный ряд:
1) определяем число групп (поскольку n = 44, число групп берем равным 6 (см. табл. 1));
2) находим интервал (i) по формуле (2.1):
i = (Vmax – Vmin) : число групп = (50 – 11) : 6 = 39 : 6 = 7;
3) определяем границы и середину каждой группы; например, первая группа вариант при i = 11 будет 11 – 18 дней, середина группы – 14,5 дня, следующая – 18 – 25 дней, середина – 21,5 дней и т.д.;
4) распределяем изучаемую совокупность по группам, указывая соответствующие им частоты (р):
Длительность лечения в днях | Середина группы вариант | Число клиентов (р) |
11-18 | 14,5 | 20 |
18-25 | 21,5 | 22 |
25-32 | 28,5 | 1 |
32-39 | 35,5 | 0 |
39-46 | 42,5 | 0 |
46-52 | 49,5 | 1 |
n = 44;
5) строим графическое изображение вариационного ряда (по серединам групп) (см. рис. 9).
Рис. 1. Распределение клиентов психолога по длительности пребывания в стационаре
Вычисляем среднюю арифметическую (М) по способу моментов по формуле (2.4). Порядок вычисления представлен в таблице 10 (за условную среднюю принимаем Мо = 21,5 дням, I = 2).
Таблица 10
Определение средней арифметической по способу моментов
Длительность пребывания в днях (V) | Середина группы | Частота (Р) | Условное отклонение (а) в интервалах | Произведение условного отклонения на частоту (ар) | а2р |
11-18 | 14,5 | 20 | -2 | -40 | 80 |
18-25 | 21,5 | 22 | -1 | -22 | 22 |
25-32 | 28,5 | 1 | 0 | 0 | 0 |
32-39 | 35,5 | 0 | +1 | 0 | 0 |
39-46 | 42,5 | 0 | +2 | 0 | 0 |
46-52 | 49,5 | 1 | +3 | +3 | 9 |
| | n = 44 | | ∑ap = -59 | |
Подставляем полученные значения в формулу:
Определяем момент первого порядка: M = -59 : 44 = -1,3.
Среднее значение признака равно:
ЗАДАНИЕ 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕГО КВАДРАТИЧЕСКОГО ОТКЛОНЕНИЯ (σ) ПРИ МАЛОМ ЧИСЛЕ НАБЛЮДЕНИЙ
Для простого вариационного ряда, который был составлен при выполнении задания 1 темы 2, требуется определить среднее квадратическое отклонение (σ).
Задание
Используем совокупность, приведенную в типовом задании 1 темы 2.
Численность пожилых людей (количество человек) на 5 территориальных участках комитетов социальной защиты населения, где работают психологи: 2100, 2350, 2120, 2600, 2150.
Выполнение задания
Среднее квадратическое отклонение (σ) при n ≤ 30 определяем по формуле (2.7), где d = v – М.
Средняя арифметическая (M), полученная при обработке вариационного ряда, приведенного в типовом задании 1 темы 2, равна 2264 пожилых человека.
v | d | d2 |
2100 | -2 | 4 |
2120 | -1 | 1 |
2150 | 0 | 0 |
2350 | +2 | 4 |
2600 | +1 | 1 |
∑d2 = 10.
Определяем σ: пожилых человека на 5 территориальных участках комитетов социальной защиты населения, где работают психологи.
ЗАДАНИЕ 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕГО КВАДРАТИЧЕСКОГО ОТКЛОНЕНИЯ (σ) ПРИ БОЛЬШОМ ЧИСЛЕ НАБЛЮДЕНИЙ
Для сгруппированного вариационного ряда, который был составлен и обработан по способу моментов при выполнении задания 3 темы 2, требуется определить среднее квадратическое отклонение (σ). Для этого следует вычислить а2р и заполнить оставшуюся пустой соответствующую графу таблицы 10.
Задание
Используем данные, приведенные в типовом задании 3 темы 2.
Выполнение задания
Среднее квадратическое отклонение (σ) в данном случае определяем по способу моментов по формуле (2.8). При этом первый момент средней нам известен, он равен -1,3:
Для определения второго момента средней необходимо заполнить построчно графу а2р в таблице 10: 80, 22, 0, 0, 0, 9.
∑ a2p = 111.
Получаем второй момент средней:.
Подставляем полученные данные в формулу (2.8) и получаем
Тема 3
Оценка достоверности результатов исследования
ЗАДАНИЕ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОШИБКИ (ти) И ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ГРАНИЦ СРЕДНЕЙ ПРИ МАЛОМ ЧИСЛЕ НАБЛЮДЕНИЙ
Используя среднюю величину (М) простого вариационного ряда, полученную при выполнении задания 1 темы 2, и среднее квадратическое отклонение (σ), полученное при выполнении задания 4 темы 2, вычислить ошибку (тм) и определить доверительные границы средней (М) при р = 95% и р = 99%.
Задание
Используем среднюю величину посещения кружка детского подросткового клуба, полученную в типовом задании 1 темы 2.
В результате выполнения этого задания известно, что M = 2264 пожилого человека, число наблюдений (n) равно 5. По заданию 4 темы 2 среднее квадратическое отклонение σ = 2 пожилых человека на 5 территориальных участках комитетов социальной защиты населения, где работают психологи.
Выполнение задания
-
Поскольку в данном случае n < 30, ошибка средней определяется по формуле (3.1):
2. Доверительный интервал (tm = ∆) средней величины (М) определяем путем нахождения доверительного коэффициента t по таблице Стьюдента (таблица 1 приложения 3):
а) при р = 95% и при n = 5 t = 2,7, следовательно,
tm (∆) = 2,7 × 1 = 3 пожилых человека.
M = 2264 ± 3 пожилых человека,
т.е. в генеральной совокупности при р = 95% средняя численность пожилых людей составляет от 2261 до 2267;
б) при р = 99% t = 4,6,
tm (∆) = 4,6 × 1 = 5 пожилых человек;
M = 2264 ± 5 пожилых человек,
т.е. в генеральной совокупности при р = 99% средняя численность пожилых людей будет находиться в пределах от 2259 до 2269.
ЗАДАНИЕ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОШИБКИ (тм) И ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ГРАНИЦ СРЕДНЕЙ ПРИ БОЛЬШОМ ЧИСЛЕ НАБЛЮДЕНИЙ
Используя среднюю величину (М), полученную при выполнении задания 3 темы 2, и среднее квадратическое отклонение (σ), полученное при выполнении задания 5 темы 2, требуется вычислить ошибку (тM) и определить доверительные границы средней (М) при р = 95% и при р = 99%.
Задание
Используем данные о средней длительности лечения, полученные при выполнении типового задания 3 темы 2. В результате выполнения этого задания известно, что М = 19,4 дня, число наблюдений (n) равно 44. Среднее квадратическое отклонение (σ), полученное по заданию 5, равно 0,89 дня.
Выполнение задания
-
Поскольку в данной совокупности n > 30, средняя ошибка определяется по формуле (3.3):
mM = 0,89 : √44 = 0,1 дня.
-
Доверительный интервал (tm = ∆) находим следующим образом:
как известно, при n > 30 и при р = 95% t = 2,
при n > 30 и при р = 99% t = 3,
следовательно, ∆ соответственно будут
2 x 0,1 = 0,2 дня и 3 x 0,1 = 0,3 дня.
Таким образом, при р = 95% M = 19,4 + 0,2 дня.
Это означает, что в генеральной совокупности средняя длительность пребывания в стационаре колеблется от 19,2 до 19,6 дня.
При р = 99% М = 19,4 + 0,3 дня, т.е. в генеральной совокупности средняя длительность пребывания в стационаре будет находиться в пределах от 19,1 до 19,7 дня.
ЗАДАНИЕ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ РАЗНОСТИ МЕЖДУ СРЕДНИМИ И ОТНОСИТЕЛЬНЫМИ ВЕЛИЧИНАМИ
Требуется оценить достоверность разности между двумя средними величинами (M1 и M2) или между двумя относительными величинами (Р1 или Р2).
Задание
При изучении успеваемости студентов, не работающих и сочетающих учебу с работой, были получены следующие данные: у неработающих средний балл (М1) = 4,1 (тМ1 = ± 0,09), у сочетающих учебу с работой М2 = 3,65 (тМ2 = + 0,05).
Выполнение задания
Достоверность разности между средними величинами определяется по формуле (3.4):
Поскольку t > 2, можно с вероятностью безошибочного прогноза р > 95% утверждать, что успеваемость студентов приближены к относительной норме.
Тема 4
Измерение связи между явлениями или признаками.
Корреляция
ЗАДАНИЕ 1. ВЫЧИСЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА КОРРЕЛЯЦИИ РАНГОВ И ОЦЕНКА ЕГО ДОСТОВЕРНОСТИ
На основе приведенных данных требуется:
1) вычислить коэффициент корреляции рангов;
2) определить характер и силу связи между соответствующими признаками;
3) определить достоверность коэффициента корреляции.
Задание
При проведении оценки нуждаемости в психологической помощи у лиц разных возрастов в городе N число нуждающихся (на 1000 опрошенных данного возраста) составило:
Возраст, годы | Число нуждающихся | Возраст, годы | Число нуждающихся |
0-4 | 748,6 | 30-39 | 1679,6 |
5-9 | 903,8 | 40-49 | 1944,8 |
10-14 | 982,4 | 50-59 | 2635,8 |
15-19 | 1010,6 | 60-69 | 3564,7 |
20-24 | 1281,6 | 70-79 | 4071,8 |
25-29 | 1340,9 | Старше 80 лет | 1116,7 |
Выполнение задания
-
Рангами (порядковыми номерами) обозначаем места показателей в рядах х и у, затем находим разность между рангами (d) и возводим ее в квадрат (d2). При обозначении места показателей рангами начинают с меньшего (или с большего) показателя в обоих рядах (табл. 11).