Файл: Развитие творческого воображения средствами изобразительного искусства в декоративноприкладном отделе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие творческого воображения средствами

изобразительного искусства

в декоративно-прикладном отделе.
В каждом ребенке заложен большой интеллектуальный и творческий потенциал, который наиболее полно реализуется в таком процессе обучения, где преобладает личностно-ориентированный педагогический подход.

Для занятия декоративно-прикладным творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приемами того или иного народного промысла, но и знание основ композиции и умение фантазировать. Только сочетание теоретических знаний и уверенное владение техническими приемами в совокупности с собственными эстетическими представлениями позволит выработать индивидуальный авторский стиль, подняться на высокий художественный уровень.

Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество - сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром.

Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полноценного результата.

Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего школьного возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т.д. творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Поэтому так важно развивать воображение ребенка, особенно занимающегося творческой деятельностью.

Воображение, фантазия является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в основной заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Этот период наиболее благоприятен для развития образного мышления и воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.


Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. С помощью воображения формируется образ никогда не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Младшие школьники большую часть активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой также является воображение. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Для выполнения этой задачи педагогам необходимо помогать ребенку, использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного самопознания.

Образовательные программы и учебно-воспитательные планы объединений предусматривают большое количество уроков и заданий, направленных на развитие творческого воображения учащихся. При проведении уроков творческой работы наибольшей популярностью пользуются следующие методы.

Методы организации занятий в объединении:

  • словесный, наглядный, практический;

  • объяснительно – иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • проблемный;

  • метод – наблюдений;

  • игровой.

Словесный метод обучения: лекция, объяснение; рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация

Метод игры:

  • дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т.д.;

  • игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;

  • игра – конкурс, игра – путешествие, ролевая игра, деловая игра.

Наглядный метод обучения:

  • с использованием наглядных материалов: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики;

Метод мозгового штурма:

Был предложен А. Осборном в 1957году. Он относится к методам коллективного решения какой-либо проблемы и имеет в своей основе гипотезу, что среди большого количества идей всегда найдется несколько хороших.

При использовании этого метода можно руководствоваться следующими правилами:

  1. стимулирование как можно большего числа вариантов решений.

  2. недопустимость отрицательной критики.

  3. систематизация ответов (разные стопки с однотипными идеями)

  4. поощрение детей придумавших новый тип решений.


Метод комбинирования:

Этот метод заключается в комбинировании уже высказанных альтернатив (идей) для создания новых и часто используются как дополнительный при работе с методом «мозгового штурма». Одним из вариантов методов комбинирования является «Бином фантазии», когда в результате объединения двух различных предметов, явлений, ситуаций получается объект, наделенный свойствами обоих исходных объектов. При использовании этого метода мы обращаем внимание детей на объединение того, как в одном объекте могут сочетаться разнородные и даже противоположные признаки исходных элементов.

Метод случайных ассоциаций:

Предложен Г.Я.Бушем в 1972году. Суть этого метода заключается в использовании различного вида аналогий (ассоциаций) для повышения эффективности творческого мышления. Путем построения ассоциативных связок дети учатся видеть за новой, непривычной проблемой, нечто знакомое, простое и непонятное. Дети младшего возраста осваивают опыт ассоциативного мышления по данному условию с помощью игр типа «Что бывает похожим?» (по форме, размеру, на ощупь, по функциям и т.д.)

Метод организующих понятий.

Перложен Ф.Ханзеном в 1953году. Суть метода заключается в замене свойств какого-то хорошо известного детям предмета, который наделяется другими свойствами и употребляется другим способом. При использовании этого метода педагог «включает» воображение детей и формирует умение преодоления стереотипов в мышлении. Работа с этим методом предполагает следующие ситуации:

  1. Ребенок должен поставить себя на место какого-либо персонажа или предмета;

  2. Ребенок должен рассказать известную сказку от лица какого-либо персонажа и т.д.


Работая с детьми, можно заметить значительный интерес к декоративно-прикладному творчеству. Сегодня детям все больше и больше нравиться творить, развивать, быть активными в обществе.

В дополнительном образовании виден потенциал, резерв для творческого развития, подрастающего поколения. Каждый из видов деятельности в объединениях изначально ориентирован на творчество. Здесь не только существенно расширяются знания ребенка, но и обеспечивается возможность успеха в избранной сфере деятельности, что способствует развитию качеств личности.

Когда воспитанники включаются в решение творческих задач, показ отдельных способов и приемов работы используется в качестве элемента.


В практической жизни не существует таких видов репродуктивного труда, в которых не встречались бы элементы творчества.

Творческие (продуктивные) элементы - это оригинальные действия, впервые подобранные для решения практической задачи, ведущие к изменению реальности и преобразованию прошлого опыта.

Творческая деятельность рассматривается в такой последовательности: открытие чего-либо для ребенка неизвестного; умение видеть проблему; самостоятельность поиска ее решения; создание в процессе движения к цели нового продукта. Педагогу следует обращать внимание на образование разнообразных, глубоких и прочных систем знаний на максимальную стимуляцию самостоятельной деятельности воспитанников, на формирование устойчивых творческих интересов, настойчивости в решении творческих задач. Если работа задается извне, то она, как правильно, лишена внутреннего импульса и относится к деятельности нетворческой.

Особенностью дополнительного образования является разновозрастной характер. Конечно, какие-то возрастные рамки для занятия определенными видами деятельности существуют, но в принципе главным критерием при наборе в объединение является только желание ребенка. И здесь огромную роль играет важнейший принцип всей системы дополнительного образования – «нет детей неспособных, каждый ребенок потенциальный творец», то есть дополнительное образование реально создает «равно-разные» возможности для каждого ребенка. «Равные»- потому что все дети абсолютно равны в своей возможности, стать активным участником той или иной деятельности. А «разные», так как каждый ребенок осуществляет свой выбор, исходя из своих собственных интересов и потребностей.

Педагоги дополнительного образования направляют учебно-практическую деятельность воспитанников на развитие творческих способностей. В целях обеспечения эффективности на всех занятиях соблюдаются дидактические условия: перед воспитанниками ставятся конкретные цели заданий, осуществляется организация и подготовка детей к выполнению этого задания и решению задач. Каждое занятие проводится с учетом следующих дидактических требований: называется цель занятия, объясняются задачи; каждому ученику назначаются рабочее место с учетом особенностей его предстоящей работы; дети обеспечиваются необходимыми материалом и инструментами; каждый воспитанник привлекается к самостоятельному выполнению задания по изготовлению конкретного изделия по замыслу; определяется примерное время для выполнения задания; анализируется результаты труда каждого воспитанника. Анализ задания осуществляется с опорой на образец изделия и его изображение в виде художественного рисунка. При этом каждому воспитаннику предлагается самостоятельно анализировать образец создаваемого изделия.


Одно из главных условий успеха в обучении воспитанников и развитии их творчества – индивидуальный подход к каждому ребенку. Важно отметить: что характерно для каждого, что удается, а что нет, какие трудности возникают в процессе работы.

Индивидуальный подход требует изучения внутреннего мира воспитанников, анализа его опыта, условий, в которых происходило формирование их личности.

Важен, несомненно, и принцип воспитания и обучения воспитанников в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Детское изобразительное творчество может успешно развиваться при целенаправленном руководстве со стороны педагога и на задания, направленные на развитие творческого воображения воспитанников.

1. Нарисуй слово.

Образцы творческого воображения создаются способом акцентирования (выпячивания некоторых характерных черт, свойств, качеств предмета, явления). Задание направлено на развитие логического мышления, воссоздающего воображения и расширение словарного запаса воспитанников.

Педагог предлагает воспитанникам «нарисовать» слова, то есть нарисовать слово таким шрифтом, который отражал бы смысл этого слова. При взгляде на картину, слово должно «узнаваться» раньше, чем читаться.

Для выполнения этого задания подходят слова: казус, грязь, вдребезги, боль, слизь, Кама, крем, каприз, босс, тьма, дым и т.д.

Это задание рекомендуется для кружков и объединений, занимающихся изобразительным искусством и дизайном.

  1. Ниткография.

Образцы творческого воображения создаются способом ассоциации (нахождение общих характерных черт в предметах явлениях). При выполнении задания развиваются: наблюдательность, образное мышление, умение сконцентрироваться на одном объекте и отвлечься от других.

Задание рекомендуется для всех объединений занимающихся изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Выполнятся в технике «ниткографии».

Для выполнения работы нужны материалы: художественная тушь, швейные нитки, бумага, перо, тонкая кисть.

Педагог предлагает воспитанникам создать рисунки не карандашом и красками, а обыкновенными швейными нитками. И объясняет, как это сделать.

Картинки выполняются маленького размера, поэтому альбомный лист разделяется на 4 части. Нитка, длинной 3-40см намачивается тушью и произвольно укладывается на приготовленный листочек, затем накладывается другим листочком, крепко прижимается ладонью и выдергивается произвольным движением. На двух листочках получаются почти одинаковые отпечатки. Задача воспитанников состоит в том, чтобы разглядеть на этих отпечатках знакомые образы (предметы, животные, люди и т.д.) и дорисовать не достающие детали для большей узнаваемости. Из двух одинаковых отпечатков нельзя делать одну и ту же картину. Задание может выполняться как индивидуально, так и группами.