Файл: Развитие творческого воображения средствами изобразительного искусства в декоративноприкладном отделе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нетрадиционные техники рисования позволяют полнее раскрыть индивидуальные возможности детей, развивают творчество и фантазию воспитанников.

Ум ребенка на кончиках его пальцев, то есть интеллектуальное развитие детей напрямую зависит, от того насколько рано и успешно они начали заниматься ручным и творческим трудом.

В душе любого ребенка живет тяга к красоте. Он видит эту красоту в произведениях живописи, графики и в различных техниках декоративно-прикладного искусства.

На своих занятиях педагоги Петренко Л.В., Сухарева М.В., Мухаметьянова Г.Ф., используют нетрадиционные техники рисования такие как:

  • «Тычок»

  • «Монотипия»

  • «Печатание»

  • «Коллаж из цветной бумаги»

  • «Коллаж из журналов»

  • «Напыление зубной щеткой» и т.д.

Такой способ рисования, как метод «тычок» различными предметами (поролоновыми тампонами, спичками с ватой, обратная сторона карандаша) широко знаком всем.

Работа в этой технике доставляет детям множество положительных эмоций, дарит неожиданные открытия, раскрывает новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов.

Дети, увлеченные необычным способом рисования, самостоятельно находят и предлагают взрослым различные печатки (крышечки от фломастеров, всевозможные пробки, мелкие детали от ломаных игрушек).

Выбор подходящего материала предпочтительнее оставить за ребенком, дав ему возможность последовательно испытать предложенные формы на черновом листе бумаги. Возникшие при, этом ассоциациативные образы удивят своей оригинальностью и непредсказуемостью.

На бумаге красиво расположите несколько засушенных или только что сорванных листьев. Обмакните кисть в какую-нибудь краску и нанесите ее на щетку. Стряхните лишнюю воду, чтобы не было клякс. Чем гуще краска, тем лучше. Теперь проведите карандашом по щетинкам. Естественно, полетят брызги. Постарайтесь направить брызги на бумажный лист и ровно закрасить ими всю картину. А теперь аккуратно уберите листья, и вы увидите, что на листе осталась четкая тень. Сдвиньте листочек и продолжайте брызгать. Посмотрите, что у вас получилось. Затем, когда ребенок поймет, что происходит, можно передать инициативу в его руки.

Художники давно применяют напыление красок как технический прием в рисовании. Правда, для этого они придумали специальный прибор – аэрограф. Нанося краску разными способами, художники добиваются различных эффектов
, например, в тех случаях, когда нужно передать легкость предмета, его пушистую или, наоборот, колючую поверхность, когда возникает потребность создать плавный переход от одного оттенка цвета к другому или передать на бумаге сложные состояния природы: дождь, снег. Эти и другие задачи легко решаются при помощи напыления («набрызгивания») краски.

Второй необычный способ – рисование с использованием парафина (воска, стеарина). Для наших занятий мы воспользуемся обыкновенной свечкой. Эта техника рисования также дает широкий набор средств для обогащения колорита, создания фантастических фактур и для передачи сложных явлений природы. Применение парафина особенно эффектно смотрится в рисунках, выполненных линией с использованием цветовых пятен. Недаром этот способ рисования так любят дети.

Оба эти приема часто помогают «спасти» работу, которая не получилась или выглядит не интересно. Например, можно создать контурную обводку предметов рисунка и «наложить» сверху необычную фактуру. Работа сразу преображается.

Каждый из этих приемов может быть использован как отдельно, так и вместе. Их можно объединить с любой другой техникой рисования. Области применения необычного рисования также разнообразны – его можно использовать при создании поздравительных открыток, елочных и других украшений, паспарту и прочих поделок.

Список литературы:

  1. Е.В.Шикунова. Развитие воображения у детей на занятиях декоративно-прикладного творчества // Дополнительное образование № 3, 2008г.- стр. 28.

  2. Г.Г. Хабибуллина. Творческое развитие детей посредством репродуктивной деятельности // Дополнительное образование № 8, 2004г.- стр.40.

  3. Е.М.Алексеева Учить детей творчеству // Дополнительное образование № 7, 2003г.- стр.23.

  4. Художник Ольга Соловьева. Необыкновенное рисование. Рабочая тетрадь по основам декоративно – прикладного искусства // Издательство Мозаика – Синтез.



Повышение методической грамотности педагогов дополнительного образования.
Начав работать заведующим отдела, я столкнулась с такой проблемой, как методическая неграмотность и неопытность педагогов. Ёе причиной является следующая ситуация: в УДО приходят работать большое количество «молодых» педагогов, не имеющих опыт работы и педагогического образования, не умеющих грамотно оформлять документацию. Кроме того, приходят педагогами люди, часто вышедшие на пенсию, работавшие на производстве, настоящие мастера своих ремесел, но опять же не сталкивавшиеся с педагогикой, как с наукой или профессией.


Во – первых, возникает проблема с оформлением документации педагога. Во – вторых, нарушается или отсутствует вообще структура занятий, что мешает детям усвоить учебный материал в полной мере. В – третьих, незнание возрастных психологических и физических особенностей детей ведет к завышенным или заниженным требованиям педагога. В первом случае задания для ребенка кажутся слишком сложными, они не справляются с их выполнением и теряют всякий интерес и желание к занятиям. В другом случае задания для детей кажутся слишком легкими, они быстро справляются ничего нового на занятиях, не узнают, кроме того, у ребенка складывается мнение, что данный предмет они знают в совершенстве их развитие, не движется вперед и так же теряется интерес к предмету.

По вышеизложенным причинам учебно-воспитательный процесс может оказаться безрезультатным, то есть не качественным.

Для избежания такой ситуации я как заведующая отделом использую следующие пути решения:

- папка молодого педагога. Для педагогов ведется папка, куда собираются образцы и консультации по оформлению педагогической документации, проведению диагностических мероприятий, а так же приложен инструктаж по ведению журнала учета рабочего времени.

- групповые консультации на оперативных совещаниях отдела.

Все групповые консультации и рекомендации подготавливаются, и проводится с учетом специфики отдела (в данном случае изобразительное и декоративно – прикладное искусство).

- взаимопосещения занятий. Эта форма имеет характер пассивной педагогической практики, то есть молодые педагоги посещают занятия более опытных педагогов, где наглядно видят структуру занятия, «берут» для себя какие – либо интересные моменты (игры, физкультминутки, приемы, формы, методы проведения занятий). Взаимопосещение может быть и обратным, то есть опытный педагог просматривает занятие «молодого» педагога, затем идет обсуждение, отмечается сильные и слабые моменты занятия, подсказываются пути исправления допущенных ошибок.

- индивидуальные консультация с педагогами. Проводятся в течении всего года, тематика определяется индивидуально, точный график не составляется, временные рамки не ограничивается. Исходя из опыта работы, наиболее часто бывают востребованы следующие темы: «Календарно – тематический план», «План конспект открытого занятия», «Разработка образовательной программы», «Методическое сопровождение программы».


- разработка рекомендаций и консультаций для педагогов. Разработки ведутся как заведующим отделами, так и методическим отделом, с учетом специфики дополнительного образования. (Примеры см. Приложение).

- самообразование педагогов. Является не маловажным фактором для повышения квалификации.

- курсы повышения квалификации. Проводятся при БИРО и ГУНО.

Результаты работы наиболее ясно видны в ходе следующих мероприятий:

- проверка документации педагогов. В начале года это проверка учебно-воспитательных планов. С момента начала занятий с детьми начинается проверка журнала учета рабочего времени, наличие документации (программы, учебно-воспитательного плана).

Проверка документации дает нам ясное представление о творческих знаниях педагогов, их умение вести документацию, умение планировать работу объединения, то есть мы имеем возможность, отслеживать рост методической грамотности педагогов.

- посещение занятий педагогов с целью оказания им методической помощи начинаются с октября месяца. Эту работу ведут заведующий отделом и методический отдел.

В течение учебного года каждый педагог проводит два открытых занятия: по итогам первого полугодия и по итогам учебного года. Этот вид контроля дает возможность наблюдать практическую деятельность педагогов, видеть их профессиональный рост.

- результативность работы педагога. Документально отражаются в отчетах о работе объединения за полугодие и за учебный год. Где педагоги в текстовой форме указывают: какая учебно-воспитательная работа велась в объединении в течение учебного года, какие были получены результаты; какие методы и формы работы педагог использовал для достижения лучших результатов; в каких местных, районных, городских мероприятиях участвовали воспитанники объединения каков результат их участия; делается вывод о результатах работы и описывается перспективы на следующий учебный год. (см. таблицу достижении)

Анализируя отчет педагога о работе объединения, мы можем оценить степень активности самого педагога, и увидеть достижения его воспитанников по количеству и качеству полученных ими поощрений, почетных грамот, дипломов.

Педагог Сюзева Надежда Григорьевна ведет объединение «Юный флорист». Человек увлеченный своим, настоящий мастер своего дела. Самостоятельно разработала образовательную программу объединения «Юный флорист», показала очень высокие результаты работы: почетные грамоты за призовые места в городских выставках и конкурсах. (см. таблицу достижении).


Петренко Любовь Вячеславовна ведет объединение «Изо – студия», является ярким талантливым педагогом. На занятиях по изо – деятельности осуществляется знакомство с видами изобразительного искусства, с творчеством русского и башкирского народов, обучение изобразительным ЗУН. Важным моментом в работе Любовь Вячеславовны является воспитание эмоциональной отзывчивости к природе, к красивым предметам и материалам. Использование на занятиях нетрадиционных техник и технологий, оригинальность учебного материала, все это отличает работу Петренко Л.В.

Петренко Л.В. ведет объединение «ИЗО». На занятиях осуществляется знакомство с видами изобразительного искусства, с творчеством русского и башкирского народов, овладение изобразительными навыками и умениями. Ключевым моментом в работе Любови Вячеславовны является воспитание эмоциональной отзывчивости к красоте природы и окружающего мира. Педагогом используются как традиционные, так и нетрадиционные изобразительные способы (примакивание, монотипия, набрызг и др.), которые повышают качество творческих работ воспитанников и делают обучение интересным и привлекательным.

Педагог Бедрина Ольга Владимировна ведет объединение «Мастерилка».

Педагог Шаяхметова Алия Анваровна ведет объединение «Художественный труд»

Педагог Мухаметьянова Гульназ Фагитовна ведет объединение «Золотая кисточка». Эстетичность, высокое качество, яркость и изящность – вот основные характеристики работ педагога и воспитанников объединения «Золотая кисточка». Занятия росписью по дереву развивают не только творческие способности, но и внимание, глазомер, усидчивость, трудолюбие. Выполненные детьми работы занимали призовые места на конкурсах и выставках разного уровня.

Работа с детьми с ограниченными возможностями (ЗПР) проводится в основном педагогам Деева Елена Александровна ведет объединение «Сюрприз».

Работа с детьми с ограниченными возможностями ведется 1раз в неделю. В этих группах занятия проводятся по специально разработанным, упрощённым учебным планам (с учетом возраста и возможностей детей). Форма организации занятий – групповые занятия. Занятий в основном проводится в школе – интернат.

Педагог Иванова Гульнара Фатхинуровна ведет объединение «Калейдоскоп»

Педагог Сухарева Марина Владимировна ведет объединение «Ирис»


Таким образом, мы видим, что педагоги декоративно – прикладного отдела постоянно повышают свой профессиональный рост. Количество успешно проходящих аттестацию педагогов и присвоенным им квалификационные категории, только подтверждают хорошее качество работы, направленной на повышение методической грамотности и рост профессионального мастерства педагогов. Поэтому вышеизложенная система работы с педагогическим коллективом является достаточно эффективной, и будет использоваться и совершенствоваться в дальнейшей работе декоративно – прикладного отдела.