Файл: Освобождение от психологического насилия Стивен Хассен.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Команда, избравшая подход стратегического взаимодействия, - это сеть поддержки не только для члена культовой группы, но и для каждого, кому небезразлична его судьба. Команда собирается затем, чтобы вступать в контакт с культистом, способствовать организации мини-взаимодействий и воздействий на эмоциональном и других уровнях и в конечном счете помочь исцелению адепта от последствий контроля сознания. Каждый случай - это уникальный комплекс проблем, и каждый человек, участвующий в процессе стратегического взаимодействия, вносит свой существенный вклад в процесс исцеления. При наличии у членов семьи гибкости и хорошего воображения самые неожиданные и удивительные события могут работать на благо. Работая вместе и поддерживая друг друга, члены команды получают возможность перестроить семейную систему так, чтобы сделать жизнь каждого человека лучше.
88 СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО
Я часто удивляюсь, насколько быстро команда ПСВ, будучи приведенной в движение, может осуществлять в своем роде уникальную и полезную деятельность. Несколько лет назад, после лекции в центре "Нью Эйдж", расположенном в одном из районов Бостона, ко мне подошла женщина лет двадцати с небольшим и спросила, что я думаю о некоей группе, возглавляемой женщиной-гуру. (Черты, позволяющие установить личность в этой истории, были изменены, чтобы защитить частную жизнь клиента.) Я ответил, что серьезно озабочен данной группой, и рассказал о странице в Интернете, созданной бывшим членом группы с семнадцатилетним стажем. Моя собеседница со своей стороны рассказала, как десять лет назад ребенком была введена в эту группу собственной матерью. Она даже провела пару лет в Индии, где испытала множество разочарований, в связи с чем приняла решение оставить группу. Помимо собственных проблем, она также переживала внутренний конфликт из-за матери, которая пользовалась авторитетом как один из лидеров американской ветви организации. Рассказав это, молодая женщина взяла мой номер телефона и позже позвонила с просьбой о консультации. Мы приступили к консультированию, после чего она попросила, чтобы я поработал с ее матерью.
Поскольку они с матерью всегда были очень близки, она чувствовала, что взаимопонимания хватит, чтобы прямо обратиться к матери и предложить трехдневную встречу. В ходе подготовки к воздействию она осведомилась, следует ли ей вступать в контакт с братом. Конечно, я предложил с ним связаться, тем более, что, по ее сведениям, он всегда был критически настроен в отношении их участия в группе. Они с братом отдалились друг от друга, им было труднее ладить, чем прежде. Я сказал ей: "Ваша мать все еще в этой группе, и мы знаем, что вашему брату это не нравилось. Сообщите ему, что вы замышляете, и посмотрите, готов ли он участвовать в запланированном нами воздействии". К счастью, он оказался более чем готов.
Спустя несколько дней после этого воздействия ее брат позвонил мне. Он казался смущенным и потрясенным, говорил, запинаясь и заикаясь на каждом слове. После длительного молчания я спросил, о чем же он хотел поговорить. Он принялся рассказывать, как испытал настоящий шок, вдруг обнаружив, что группа, в которой он состоял Уже несколько лет, является в высшей степени закрытым культом, применяющим контроль сознания. Он просил меня ничего не говорить сестре или матери, - что я, разумеется, пообещал. Как он рассказал, его группа малочисленна, насчитывает приблизительно сто мужчин и женщин, и никто из посторонних не знает о ее существовании. Даже его невеста, уже несколько лет жившая с ним, находилась в полном неведении. Когда она спрашивала о частых собраниях, он говорил, что ходит на специальные занятия по актерскому мастерству и что ему совсем не хочется их обсуждать. Как оказалось, его причастность к культу была главным источником трений в их отношениях, так как женщина чувствовала, что часть личности любимого человека остается для нее недоступной.
Я попросил рассказать подробнее об этой группе. Ее лидеры утверждали, что следуют учениям Гурджиева и Успенского. (Гурджиев был довольно-таки противоречивой личностью, вызывающей разногласия в оценках. Оба эти человека писали книги, посвященные мистическому "учению" о совершенствовании души. Я уверен, что существуют и другие "школы" Гурджиева и Успенского, не применяющие обман и деструктивный контроль сознания.) Предварительно я поговорил с людьми, участвовавшими в другой культовой группе, предположительно основанной на той же самой философии. Молодой человек попросил провести с ним несколько сессий, в результате которых ему удалось разобраться со своим опытом. (Позднее он женился на своей невесте, и теперь у них двое прекрасных детей.)
Таким образом, в ходе воздействия на мать обратившейся ко мне женщины мы выяснили, что ее брат был связан с другой деструктивной группой. Я порекомендовал ему раскрыть сестре и матери, а также отцу, уважаемому буддистскому учителю, свое участие в культе. Мать в итоге предпочла оставить группу, и семья сплотилась как никогда. Духовный путь членов семьи тем не менее продолжался: например, мать начала помогать другим людям, попавшим в сходную беду. Она даже помогла мне консультировать женщину из Аум Синрике, так называемого буддистского культа, на котором лежит ответственность за преступления с использованием нервно-паралитического газа зарина в Японии в 1994 и 1995 годах.
Примерно через год мне позвонила женщина, увидевшая мое имя в статье, посвященной сайентологии и Интернету, в газете "Бостон глоб". (2 Я упоминал об этом случае в главе 1.) Ее жених только что разорвал помолвку, потому что отказался говорить о своих секретных собраниях. Она думала, что у него роман или что он уже был ранее женат, но по прочтении статьи она точно услышала щелчок и связалась со мной. Все это в значительной мере напомнило мне о прежней истории. Я позвонил молодому человеку, брату моей клиентки, и выяснилось, что он знает жениха обратившейся ко мне женщины, поскольку состоял с ним в одной организации. Я проинструктировал ее, и двое мужчин поговорили друг с другом по телефону. Вместе с ней мы вскоре встретились с ее женихом и провели совместное консультирование. Он также предпочел оставить группу, и они сейчас вместе.
Культы хорошо скоординированы как системы влияния. Они добиваются успеха потому, что организуют адептов с целью оказывать давление на новичков и ловят их в западню всеобъемлющего контроля. Но согласованный униформизм культа является также и одной из его слабостей, так как делает его стратегию и тактику в высшей степени предсказуемой. Команда ПСВ, с другой стороны, может быть творческой, гибкой и непредсказуемой. Чем больше вы найдете людей, желающих участвовать в команде, тем большим числом вариантов вы будете располагать.
Когда вы начнете искать подход к потенциальным членам команды, некоторые из них могут отказаться участвовать или даже будут возражать против применения ПСВ как такового. Часть людей полностью отрицает существование данной проблемы. Отрицание проблемы защищает семью и друзей культиста от неприятной необходимости что-нибудь делать. Психологический механизм отрицания может действовать и при других серьезных проблемах типа алкоголизма, наркотической зависимости или болезненного влечения к азартным играм. Начать работу с отрицанием следует со сбора информации. Поговорите с бывшими членами культов, экспертами, другими семьями, оказавшимися в сходной ситуации, а также с членами семьи и друзьями, обеспокоенными данной проблемой.
Спросите человека, занимающего позицию отрицания: "Какие тебе нужны доказательства, чтобы убедиться в существовании проблемы? " Как только критерии будут сформулированы, вы сможете предпринять необходимые шаги, чтобы предоставить требуемую информацию или поделиться опытом.
Многие потенциальные члены команды, когда вы начнете подходить к ним, обнаружат недостаточные знания о деструктивных культах или вовсе их отсутствие. Может статься так, что члены семьи и друзья не пожелают занять конструктивную позицию, а продемонстрируют ошибочные убеждения, блокирующие путь к какому бы то ни было содержательному диалогу или плодотворному действию. Некоторых Из друзей близкого вам человека, возможно, оттолкнула его культовая личность. Одни родственники начнут говорить, что "не хотят вмешиваться", другие - что не верят в реальность контроля сознания. Но эти трудности разрешимы. При соответствующем обучении и поддержке многие из этих людей станут эффективными членами команды.
89 ОПРОВЕРЖЕНИЕ ОШИБОЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Вам понадобится направить свои силы на опровержение неправильных представлений окружающих. В конечном счете вы должны будете ясно сформулировать эти проблемы и для самого адепта. Чтобы облегчить этот процесс, я выделил десять наиболее типичных ошибок, касающихся культов, в которых применяется контроль сознания.
Ошибочное представление No 1 "НИКАКОГО КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ"
Люди, с порога отвергающие существование контроля сознания, обычно имеют искаженное представление o нем. "Никто не может стереть вашу личность и превратить вас в зомби с промытыми мозгами" - таково обычное убеждение. Однако, как мы уже могли убедиться, контроль сознания не стирает подлинное "я" человека, а формирует доминанту в виде культового "я", подавляющего свободную волю. В разговоре с человеком, подвергающим сомнению контроль сознания, можно обсудить, как культовая личность не допускает возможности думать, чувствовать или вести себя вразрез с доктриной культа. Понимание культового контроля сознания зависит от проведения этого решающего различия между двумя личностями одного и того же человека - культовой и подлинной.
Изучив вторую главу настоящей книга, вы вооружаетесь тремя действенными моделями объяснения того, что подразумевается под термином "контроль сознания". Также полезно сослаться на пособие к лекциям, написанное профессором Стэнфордского университета Филипом Зимбардо и озаглавленное "Психология контроля сознания". Как упоминалось ранее, диагностический справочник Американской психиатрической ассоциации включает в себя категорию "Нетипичное диссоциативное расстройство 300.15", где используются такие слова, как "культы" и "промывание мозгов".
Справедливо также и то, что контроль сознания не всегда действует с равной силой на всех людей. Те, кто участвует в одном и том же культе, могут испытывать на себе совершенно разные уровни контроля сознания. Некоторые адепты будут похожи на зомби с безжизненным взглядом, однако это крайние случаи, нередко являющиеся результатом недостатка сна или недоедания. Намного чаще культовая личность хоть и выглядит хорошо развитой, но на самом деле вбирает в себя таланты и навыки подлинного "я". В итоге для нетренированного взгляда культисты могут казаться вполне нормальными. Единственный способ оценить степень контроля сознания заключается в задавании вопросов, помогающих проверить мышление и свободную волю человека. (Эти вопросы будут освещены в последующих главах, особенно в главе 11.)
Некоторые утверждают, что раз люди могут расстаться с культами, значит, контроля сознания не существует. Но, как правило, истина заключается в том, что они заболели, разочаровались или их изгнали. Тот факт, что люди сами уходят из культов, не означает, что контроля сознания не существует, - он означает только, что контроль сознания не абсолютен. Поскольку контроль сознания не стирает подлинное "я" человека или его душу, возможность побега и освобождения остается всегда.
Зачастую контроль сознания понимается неправильно из-за того, что относительно немного людей имели опыт непосредственного общения с культами, хотя большинство из нас так или иначе сталкивались с ситуациями контроля сознания. Если потенциальному члену команды трудно понять сущность контроля сознания, нижеследующие наводящие вопросы помогут определить, с какими другими аналогичными процессами ему доводилось сталкиваться. - Выражал ли ты когда-либо доверие и любовь тому, кто лгал, манипулировал тобой и эксплуатировал тебя?
- Поддерживал ли ты когда-либо с кем-либо такие отношения, при которых чувствовал, что тебя контролируют, пренебрегая твоей волей?
- Гипнотизировали ли тебя когда-нибудь? Был ли ты когда-нибудь свидетелем гипноза, направленного на других людей?
- Делал ли ты когда-нибудь то, чего не хотел делать, вследствие внешнего давления (отдавал деньга, занимался сексом, курил, употреблял наркотики)?
- Покупал ли ты когда-нибудь продукт, в котором не нуждался, после чего осознавал, сколько рекламы этого предмета тебе пришлось увидеть и услышать?
Задавая некоторые из этих вопросов, можно побудить человека сравнить подобный опыт с проблемой контроля сознания в культе. Так как процессы влияния можно рассматривать как изменяющиеся по степени воздействия, будет легче увидеть, как чрезвычайные условия, задаваемые культами, способны порождать самые удивительные результаты.