Файл: Освобождение от психологического насилия Стивен Хассен.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Ошибочное представление No 2 "ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЯВЛЯЕТСЯ КОНТРОЛЕМ СОЗНАНИЯ"
Ход мысли здесь следующий: контроль сознания существует повсюду - например, в психотерапии, рекламе, образовании и в армии, - поэтому без него не обойтись. Когда мы допускаем подобные обобщения, любые различия утрачиваются. Мы не достигаем никакой ясности. Более продуктивна модель, в соответствии с которой проявления контроля сознания и отношения к нему распределяются в некоем пространстве, на одном полюсе которого будет влияние квалифицированное, тактичное, ценящее индивидуальность и способствующее личностному росту; а на другом - исповедующее негативные ценности, такие, как конформизм адепта, его рабская зависимость от группы, полное подчинение авторитарному лидеру.
Деструктивным контролем сознания может пользоваться практически любой социальный институт и организация, а также любой человек. Институты (организации) и систематические социальные программы влияния следует оценивать каждый раз конкретно. Некоторые из них вполне позитивны; другие - более или менее безопасны; третьи - пагубны. Хотя процессы влияния существуют во всех областях человеческой деятельности, культовый контроль сознания - это особый феномен, однозначно относящийся к деструктивному полюсу.
Психотерапия
Профессиональные психотерапевты используют полученные сведения о сознании, чтобы влиять на клиентов в процессе личностного роста и связанных с этим изменений. Локус контроля в ходе лечения должен оставаться у клиента, а не у тераписта. Верно, что многие люди, находящиеся под воздействием психической болезни, нуждаются в авторитетной помощи в принятии решений. Другие, возможно, так и не достигли уровня зрелой личности в своем развитии; иными словами, они все еще действуют как дети, а не как взрослые. Если человек сильно страдает от психического заболевания или какой-то значительной психологической проблемы, ему, возможно, бывает необходима зависимость от авторитета до тех пор, пока он сам не станет сильным. Конечно, встречаются и плохо подготовленные, а также неэтичные тераписты, способствующие развитию зависимости по корыстным причинам.
Реклама
Реклама оказывает глубокое экономическое, культурное и социальное воздействие на нашу жизнь. Специалисты по рекламе применяют изощренные психологические методы для манипулирования нашими желаниями, мыслями и поведением. Цель нередко заключается в том, чтобы создать потребность на пустом месте или же искусственно усилить ее, стремясь превратить всех без исключения людей в потенциальных покупателей. Как стало ясно на примере рекламной тактики табачных компаний, некоторые формы рекламы приносят вред и вводят в заблуждение. Это не отменяет
существования хороших рекламных объявлений, предназначенных информировать и убеждать людей, мотивируя развитие ответственности за собственную жизнь и жизнь сограждан. Наиболее эффективные способы свести к минимуму отрицательные последствия рекламы - осознание ее власти и следующая за этим смена канала или же полное отключение телевизора или радио.
Образование
Без сомнения, некоторые образовательные системы предназначены скорее для индоктринации, чем для обучения. Они требуют конформизма и повиновения. На их фоне существуют другие образовательные системы, поощряющие самостоятельное мышление учащихся, творческий подход к делу, уважение к себе и другим. Образовательные системы, манипулирующие чувствами страха и вины, - в том числе и те, что сосредоточиваются на воспитании конкуренции и конформизма, -порождают готовых кандидатов в деструктивные культы. Учащихся следует обучать навыкам критического мышления и поощрять их стремление противостоять слепому конформизму. Образование должно также развивать умение учащихся думать с различных точек зрения в целях более глубокого понимания жизни.
Армия
Армия - пример жестко структурированной пирамидообразной организации. Здесь главенствует строгий иерархический принцип. Солдатам присваиваются номера, предписывается ношение униформы и определенной прически, их учат особым способам речи, ходьбы, маршировки и борьбы.
Специфика военной карьеры заключается в большей ограниченности личного выбора по сравнению с обществом в целом. В ходе обучения в лагерях для новобранцев, особенно в морской пехоте, в SEAL ( SEAL - буквально "тюлень", обозначение диверсионно-разведывательных спецотрядов американских ВМС. (Прим. перев.)) и других специальных видах вооруженных сил, использование методов контроля сознания считается необходимым для создания личности элитного солдата. (Это тот пункт, в котором я не согласен с Маргарет Сингер и другими. Согласно моей модели, военные применяют многие компоненты контроля сознания. Чего военные не делают, так это не обманывают рекрутов (некоторые ветераны спорили со мной об этом и говорили, что их вербовщик им лгал). Структурная взаимозависимость и взаимоограничение, действующие в военной среде, обеспечивают определенную защиту подлинного "я" человека.)
Но в противоположность деструктивным культам, военные признаны и ценятся обществом. При демократии военачальники несут ответственность перед другими ветвями власти, в не меньшей, если не в большей степени руководствуясь этическим кодексом и принципами внутриструктурной взаимозависимости и взаимоограничения. Люди становятся
военными на заранее оговоренный период времени, за что получают зарплату и социальные привилегии. В идеале военные не применяют обман при вербовке. Становясь военными, люди, как правило, знают, что их ожидает. Солдат поощряют поддерживать контакт с семьями и друзьями, им ежегодно предоставляется отпускное время.
Когда люди выдерживают суровую подготовку в медицинских, юридических, военных учебных заведениях или в семинариях, они делают сознательный выбор, стремясь стать врачами, адвокатами, солдатами или священниками.
Это обучение повышает чувство их самоидентичности, предлагает знание и навыки и предоставляет множество преимуществ. Когда же человека обманом вербуют в деструктивный культ, лидеры немедленно начинают процесс разрушения и перепрограммирования подлинной идентичности человека с целью дальнейшего отказа от нее. Человек утрачивает свободную волю. Он не получает никаких личных преимуществ. В его распоряжении нет узаконенного способа уйти с честью.
Ошибочное представление No3 "ПОЧЕМУ Я ДОЛЖЕН ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ? ОН ГОВОРИТ, ЧТО СЧАСТЛИВ! "
Члены культа Врат Небес по очереди записывали на видеомагнитофон прощальные заявления, объяснявшие причину, по которой они решили покинуть свои "оболочки" и совершить самоубийство. Все они утверждали, что действуют по доброй воле и счастливы принять это радикальное решение.
Принимать за чистую монету убеждение культиста в том, что он "счастлив", - значит принимать желаемое за действительное. В культе счастье нередко переоценивается как жертва или страдание. Счастье в группе Врата Небес определялось как преодоление "индивидуальности" и "человечности", а самоубийство трактовалось как переход на следующий уровень существования. Проглатывание роковых пилюль, запиваемых яблочным соком и водкой, и натягивание полиэтиленовых пакетов на головы рассматривалось как необходимая стадия метаморфозы. Культовая личность была "счастлива" умереть. Для членов Врат Небес отказ умирать считался подлинным самоубийством, поскольку означал отказ от перехода на более высокий уровень.
Но, как мы знаем, культовая идентичность создается изощренными методами контроля сознания. Она не тождественна личности в целом. Тем, кого обманула культовая личность, можно предложить заглянуть за улыбающуюся маску. Помните, что культистов учат подавлять отрицательные мысли и эмоции личного характера. Они натренированы говорить о своем участии в культе только положительно. Когда адепт заявляет, что "счастлив", за него говорит культовая личность. Культовое "я" делает то, чему было обучено.
В свою бытность адептом культа я заявлял всем, что был счастливее, чем когда-либо ранее в моей жизни. Среди мунистов пребывание рядом с Богом приносит "счастье", а Бог определяется как страдающий родитель. Следовательно, чем сильнее вы способны ощутить страдающее сердце и жертву Бога, тем счастливее вы будете. По этой логике, напоминающей сюжеты Дж. Оруэлла, счастье есть страдание. Как мунистов, нас учили подавлять все отрицательные чувства и мысли, так что мы обязаны были чувствовать себя счастливыми. Нам не разрешалось чувствовать себя как-то иначе. Если же иные чувства все-таки украдкой проникали нам в душу, нас наказывали и отправляли на переподготовку.
Заявления культиста нельзя принимать без исследования более глубоких вопросов. Тут приходит время для проверки реальности. Если у потенциальных членов команды имеются сомнения на том основании, что член культа заверяет всех в том, что счастлив, необходимо предложить им задавать членам культа следующие дополнительные вопросы.
- Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что счастлив? - Если бы ты был несчастным, смог бы ты в этом признаться самому себе?
- Сказал бы ты нам о своем несчастье?
- Что должно случиться с тобой, чтобы заставить почувствовать себя достаточно несчастным для добровольного ухода из группы?
Ошибочное представление No 4 "ОН - ВЗРОСЛЫЙ. МЫ НЕ ИМЕЕМ НИКАКОГО ПРАВА ВМЕШИВАТЬСЯ"
Сопротивляться вмешательству в жизнь взрослых родственников или друзей - нормальное явление. В самом деле, закон утверждает, что, как только люди достигают совершеннолетия (обычно восемнадцати лет, но в некоторых странах - двадцати одного года), они сами отвечают за свои действия. Однако культовый контроль сознания ослабляет способность человека к принятию зрелых решений. Члены семьи и друзья осознают, что что-то неправильно, особенно на начальной стадии вовлечения. Но они часто отступают, когда взрослый участник культа говорит: "Не указывайте, что мне делать. Я - взрослый человек. Не пытайтесь контролировать мою жизнь". Люди не понимают, что это - тактика, нацеленная на нейтрализацию возражений и стимулирующая пассивное принятие сложившегося положения вещей. Культисты часто угрожают отказаться от любых контактов, если с ними не будут "обращаться как со взрослыми".
Тот факт, что человек достиг совершеннолетия, еще не означает, что он действует с присущей взрослому человеку ответственностью. Например, под гипнозом человека можно вернуть в детство. Он думает, чувствует и действует как ребенок. Это становится его "реальностью". Лидерам множества культов свойственно требовать от своих адептов, чтобы они стали подобными "детьми Бога". В самом деле, существенный аспект культовой идентичности заключается именно в обретении наивности. Преклонение ребенка перед фигурой родителя - это как раз то, что необходимо лидеру культа, стремящегося полностью контролировать ситуацию. Эксплуатируя миф о детской невинности, культовый контроль сознания подрывает нормальные ресурсы зрелого рассудка.