Файл: Освобождение от психологического насилия Стивен Хассен.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
потребовалось некоторое время, чтобы понять: "Я могу покинуть группу и не потерять связи с Богом". Если близкий человек сумеет идентифицировать свой случай с тем, что он услышал от бывшего адепта, то он увидит, что выход есть.
В какой-то момент близкий человек может уйти в глухую оборону и заявить: "Я не хочу покидать группу! ". Напомните ему, что спрашиваете только гипотетически: "Если бы это случилось с тобой, ушел бы ты из группы? Существует ли какая-нибудь законная причина оста-. вить группу - любую группу? Студенческое братство, например? ". Расширяйте круг обсуждаемых групп, включая в него политические, психотерапевтические, военные, коммерческие, криминальные. - "Что, если ты оказался в банде, которая собирается грабить банк? Это - оправданная причина уйти? А если ты боишься, что банда будет на тебя давить или преследовать тебя? Это была бы обоснованная причина? "
- "Допустим, ты состоишь в терапевтической группе, которая просит тебя раскрыть интимные секреты, доверенные тебе другим членом группы. Будет ли это законной причиной, чтобы уйти? "
Используйте слово "законная" без колебаний. Вместе с тем можно поинтересоваться у члена культа: "Кто для тебя определяет "законность?". Для группы, применяющей контроль сознания, не бывает оправданных причин для ухода. Как правило, это трактуется так, что вы предаете Бога, одержимы Сатаной; может быть выдвинуто любое другое абсурдное утверждение. Избегайте говорить прямо о группе, в которой состоит близкий человек, представляйте свой пример абстрактно, задавайте гипотетические вопросы. Это поможет адепту создать новую систему взглядов, позволяющую ему задуматься о собственном культе.
202 КОГДА ИМЕЕШЬ ДЕЛО С НЕЗНАКОМЫМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ ВЕРОВАНИЯМИ
Умение задавать творческие вопросы - ключ к успеху ПСВ. Пользоваться этим ключом, как и оценивать ответы, весьма сложно, если вы плохо разбираетесь в верованиях группы. Если адепт последует какому-либо культу, основанному на восточной религии, вам необходимо разбираться в ее истории, верованиях и методах, по крайней мере на элементарном уровне, будь это индуизм, буддизм, даосизм или что-то еще. Многие восточные культы возникли в результате раскола традиционных господствующих религий, некоторые из них представляют собой мешанину из этих религий. Ваше знание известных религиозных доктрин может оказать неоценимую помощь в деле разоблачения той группы
, к которой принадлежит близкий вам человек.
Когда дело касается библейских культов, а близкие адепта чужды религии, им следует изучить основы христианства по книгам и беседам с хорошо осведомленными людьми. Я - не христианин и не считаю себя специалистом по Библии, хотя имею значительный опыт в оказании помощи людям, вовлеченным в библейские культы. Выше я упоминал, что близко подружился со священником Бобом Пардоном и его коллегой Джуди Барбой из Института религиозных исследований в Новой Англии (New England Institute of Religious Research). Они способны поделиться своими глубокими познаниями и личной верой со мной, командой стратегического взаимодействия и, наконец, с членом культа. Некоторым культистам легче говорить с такими людьми, как Боб или Джуди, прежде чем встречаться со мной. Другим, которые запрограммированы бояться "христиан", легче, вероятно, сначала обратиться ко мне.
Если семья религиозна, но придерживается иной веры, нежели член культа, было бы мудро с ее стороны основательно обдумать привлечением священника той церкви, к которой она себя причисляет. Например, если человек, воспитанный католиком, ушел в экстремистский культ библейских фундаменталистов, было бы нецелесообразно просить римско-католического священника вмешиваться на ранних стадиях стратегического взаимодействия, - если только сам культист не попросит поговорить с ним.
Общение с новообращенным, который занят вербовкой, может оказаться довольно тяжелым испытанием, особенно если это близкий вам человек. Обращение в свою веру - мощный метод подкрепления собственных верований и черт поведения. По этой причине новым культистам велят энергично заниматься вербовкой. Они могут попытаться завербовать членов команды стратегического взаимодействия. Семья и друзья часто не знают, как конструктивно реагировать на заявление адепта о том, что они следуют в ад. У них может возникнуть искушение парировать в том же духе и заявить, что он сам одержим Сатаной. Напротив, желательно применить возвышенный тон. Попробуйте сказать: "Я думал, что Библия учит любви, а не страху; прощению, а не обличению; набожному принятию, а не осуждению". Проясните для себя собственные религиозные верования и научитесь эффективно их излагать. Готовьтесь. Не спорьте о Библии, даже если вы - убежденный христианин. Это приведет лишь к ситуации типа "победил-проиграл", а отношения в итоге пострадают. Подчеркивайте общие позитивные моменты обеих систем, о которых идет речь.
Если вы не верите в Бога, не лгите. Можно сказать: "Если бы я верил в Бога, это был бы Бог Истины и свободной воли. Ему было бы нужно, чтобы мы жили с любовью и состраданием". Если вы до сих пор не обсуждали такую возможность, близкий человек останется уверен, что положительные изменения
происходят только благодаря Богу и решит, что "Он помогает исцелять эту семью". Питайте эту веру, но поощряйте и мысль о том, что Бог выходит за рамки верований конкретной группы. Вы получите больше средств для достижения цели в ходе будущих дискуссий о духовных вопросах, просто допуская существование некоей высшей силы.
Если вы не знаете, во что верите, я настоятельно рекомендую задать себе этот вопрос. Начните с Золотого правила или Десяти заповедей. Определите для себя, во что вы верите и почему. Если вы - законченный скептик в духовном отношении, будьте готовы к обсуждению причин вашего скептицизма. Демонстрируйте непредубежденность и готовность рассмотреть альтернативные точки зрения. Говорите с культистом уважительно, тогда и он выразит уважение к вам.
203 КАК ПОБУДИТЬ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ПРИНЯТЬ ВО ВНИМАНИЕ ПРОШЛЫЕ И ВЕРОЯТНЫЕ БУДУЩИЕ СОБЫТИЯ
Внимание культиста обычно сосредоточено на непосредственной задаче текущего момента или на будущих проектах. Воспоминания о прежней жизни - особенно положительные впечатления детства - подавлены, а иногда и искажены. Цель осуществляемых вами мини-взаимодействий будет состоять в том, чтобы ослабить влияние культа, помогая близкому человеку свободно перемещаться во времени как назад, так и вперед, и способствовать устранению искаженных представлений, чтобы человек смог яснее увидеть свое прошлое и будущее.
Семейные истории, пение песен, знакомых с детства; приготовление любимых блюд, просмотр старых фотографий, вызывающих положительные воспоминания, - все это может (как мы видели в главе 8) вызвать к жизни подлинную личность близкого человека. Кроме того, попытайтесь добиться того, чтобы он больше размышлял о том времени, когда его культовое "я" только формировалось.
ѕ Вернись ненадолго в то время, когда ты только что услышал группе, - думал ли ты, что посвятишь ей свою жизнь? Каковы были твои первые впечатления, когда ты увидел лидера или встретился с ним? Думал ли ты о своем будущем, когда только вступил в эту организацию? Что, по твоему тогдашнему мнению, должно было бы произойти через год? Через два, три года? Если бы ты знал тогда то, что знаешь теперь, пошел бы ты на первое собрание несмотря ни на что?
Ключевой замысел состоит в том, чтобы заставить его вообразить обстоятельства, при которых он мог бы оставить культ. Попросите его подумать о возможности заглянуть в будущее:
ѕ Что, если через два года пять женщин по отдельности расскажут тебе
, что лидер их изнасиловал, и в глубине души ты будешь знать, что они говорят правду? Решишь ли ты уйти из группы?
ѕ Что, если лидер объявил: "Завтра мы будем пить фруктовый пунш с добавлением цианида". Посчитаешь ли ты это законной причиной для ухода?
Член культа обычно протестует: "Этого никогда не случится! " Спросите в свою очередь: "Но что, если все-таки это произойдет? ",
Если вам удается побудить человека признать обоснованность ухода, следовательно, он начинает размышлять о будущих альтернативах.
Следующим шагом может быть предложение поразмышлять о жизни после культа. Например:
ѕ Представь, что прошло три года, как ты не работаешь в группе. Ты чувствуешь тем не менее удовлетворение жизнью. Как ты думаешь, чем ты занят?
Будьте готовы к длительному обдумыванию ответа. Типичная ошибка семей заключается в том, что они не дают близкому человеку достаточно времени, чтобы остановиться и подумать. Будьте терпеливы. Если нужно, задайте этот вопрос два или три раза. Дожидаясь реакции, вы показываете близкому человеку, что задали серьезный вопрос, что ответ для вас небезразличен и что вы считаете этот ответ не только возможным, но и необходимым.
204 КАК УСИЛИТЬ СОМНЕНИЕ
Библейские культы часто приводят отрывки из Библии и греческие цитаты вне контекста, часто делая неточные переводы. В этой связи можно задать следующие вопросы:
ѕ Что, если бы ты обнаружил, что лидеры группы, к которой ты примыкаешь, неточно переводят ключевые фрагменты Библии? Если бы ты понял, что смысл Библии отличается от интерпретации группы, - это заставило бы тебя уйти?
Если близкий человек допускает некоторые сомнения, можно сказать: "Я был бы рад познакомить тебя с людьми, которые помогут ответить на твои вопросы о Библии. Конечно, от тебя требуется только захотеть узнать эти ответы. Хочешь ли ты их узнать? "
Члены команды стратегического взаимодействия могут также воззвать к чувству ответственности и личному этическому кодексу члена культа. Здесь можно сказать:
ѕ Что, если бы оказалось, что ты принадлежишь к группе, лидер которой причиняет людям вред и оскорбляет их? Как бы ты себя чувствовал? Ты ощущал бы ответственность за тех людей, которые вступили в группу под твоим влиянием?
Не обвиняйте, не угрожайте и не осуждайте близкого человека; попробуйте помочь ему увидеть, что на карту поставлено слишком многое. Для начала допустите лишь возможность того, что он впус
тую тратил время и деньги и ставил под угрозу свою честность, вербуя невинных людей и собирая средства для деструктивной организации.
Помните: лучше предпочесть гипотетические вопросы, чем спрашивать напрямую, собирается он уходить из группы или нет. Если человек говорит "Нет", вы тем самым только укрепите его преданность. Подходите к делу творчески. Например, можно сказать: "Если однажды лидер встанет и скажет: "Соратники! Последние пятнадцать лет я говорил вам, что я - помазанник Божий. Но это не так. Я осознал, что был одержим одной лишь жаждой власти, и раскаиваюсь в этом. Я распускаю группу". Что бы ты стал делать? Поверил бы ты ему или решил, что он вас проверяет, чтобы узнать масштабы вашей преданности? " Подобный вопрос способен подтолкнуть члена культа к тому, чтобы начать подвергать сомнению честность собственного лидера.
205 ПРИМЕНЯЙТЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
206 МЫСЛИТЕЛИ, ЭМОЦИОНАЛЫ, ДЕЯТЕЛИ, ВЕРУЮЩИЕ
Решающий путь к успеху вашего предприятия будет лежать через умение направлять вопросы и комментарии таким образом, чтобы подлинная личность близкого человека услышала их с наибольшей степенью вероятности. Для этого нужно знать, кем он является по своему психологическому профилю: Мыслителем, Эмоционалом, Деятелем или Верующим. (Впервые я познакомился с моделью Мыслителя, Эмоционала, Деятеля и Верующего еще в 1974 году, т. е. в свою бытность мунистом. Я обнаружил, что
В какой-то момент близкий человек может уйти в глухую оборону и заявить: "Я не хочу покидать группу! ". Напомните ему, что спрашиваете только гипотетически: "Если бы это случилось с тобой, ушел бы ты из группы? Существует ли какая-нибудь законная причина оста-. вить группу - любую группу? Студенческое братство, например? ". Расширяйте круг обсуждаемых групп, включая в него политические, психотерапевтические, военные, коммерческие, криминальные. - "Что, если ты оказался в банде, которая собирается грабить банк? Это - оправданная причина уйти? А если ты боишься, что банда будет на тебя давить или преследовать тебя? Это была бы обоснованная причина? "
- "Допустим, ты состоишь в терапевтической группе, которая просит тебя раскрыть интимные секреты, доверенные тебе другим членом группы. Будет ли это законной причиной, чтобы уйти? "
Используйте слово "законная" без колебаний. Вместе с тем можно поинтересоваться у члена культа: "Кто для тебя определяет "законность?". Для группы, применяющей контроль сознания, не бывает оправданных причин для ухода. Как правило, это трактуется так, что вы предаете Бога, одержимы Сатаной; может быть выдвинуто любое другое абсурдное утверждение. Избегайте говорить прямо о группе, в которой состоит близкий человек, представляйте свой пример абстрактно, задавайте гипотетические вопросы. Это поможет адепту создать новую систему взглядов, позволяющую ему задуматься о собственном культе.
202 КОГДА ИМЕЕШЬ ДЕЛО С НЕЗНАКОМЫМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ ВЕРОВАНИЯМИ
Умение задавать творческие вопросы - ключ к успеху ПСВ. Пользоваться этим ключом, как и оценивать ответы, весьма сложно, если вы плохо разбираетесь в верованиях группы. Если адепт последует какому-либо культу, основанному на восточной религии, вам необходимо разбираться в ее истории, верованиях и методах, по крайней мере на элементарном уровне, будь это индуизм, буддизм, даосизм или что-то еще. Многие восточные культы возникли в результате раскола традиционных господствующих религий, некоторые из них представляют собой мешанину из этих религий. Ваше знание известных религиозных доктрин может оказать неоценимую помощь в деле разоблачения той группы
, к которой принадлежит близкий вам человек.
Когда дело касается библейских культов, а близкие адепта чужды религии, им следует изучить основы христианства по книгам и беседам с хорошо осведомленными людьми. Я - не христианин и не считаю себя специалистом по Библии, хотя имею значительный опыт в оказании помощи людям, вовлеченным в библейские культы. Выше я упоминал, что близко подружился со священником Бобом Пардоном и его коллегой Джуди Барбой из Института религиозных исследований в Новой Англии (New England Institute of Religious Research). Они способны поделиться своими глубокими познаниями и личной верой со мной, командой стратегического взаимодействия и, наконец, с членом культа. Некоторым культистам легче говорить с такими людьми, как Боб или Джуди, прежде чем встречаться со мной. Другим, которые запрограммированы бояться "христиан", легче, вероятно, сначала обратиться ко мне.
Если семья религиозна, но придерживается иной веры, нежели член культа, было бы мудро с ее стороны основательно обдумать привлечением священника той церкви, к которой она себя причисляет. Например, если человек, воспитанный католиком, ушел в экстремистский культ библейских фундаменталистов, было бы нецелесообразно просить римско-католического священника вмешиваться на ранних стадиях стратегического взаимодействия, - если только сам культист не попросит поговорить с ним.
Общение с новообращенным, который занят вербовкой, может оказаться довольно тяжелым испытанием, особенно если это близкий вам человек. Обращение в свою веру - мощный метод подкрепления собственных верований и черт поведения. По этой причине новым культистам велят энергично заниматься вербовкой. Они могут попытаться завербовать членов команды стратегического взаимодействия. Семья и друзья часто не знают, как конструктивно реагировать на заявление адепта о том, что они следуют в ад. У них может возникнуть искушение парировать в том же духе и заявить, что он сам одержим Сатаной. Напротив, желательно применить возвышенный тон. Попробуйте сказать: "Я думал, что Библия учит любви, а не страху; прощению, а не обличению; набожному принятию, а не осуждению". Проясните для себя собственные религиозные верования и научитесь эффективно их излагать. Готовьтесь. Не спорьте о Библии, даже если вы - убежденный христианин. Это приведет лишь к ситуации типа "победил-проиграл", а отношения в итоге пострадают. Подчеркивайте общие позитивные моменты обеих систем, о которых идет речь.
Если вы не верите в Бога, не лгите. Можно сказать: "Если бы я верил в Бога, это был бы Бог Истины и свободной воли. Ему было бы нужно, чтобы мы жили с любовью и состраданием". Если вы до сих пор не обсуждали такую возможность, близкий человек останется уверен, что положительные изменения
происходят только благодаря Богу и решит, что "Он помогает исцелять эту семью". Питайте эту веру, но поощряйте и мысль о том, что Бог выходит за рамки верований конкретной группы. Вы получите больше средств для достижения цели в ходе будущих дискуссий о духовных вопросах, просто допуская существование некоей высшей силы.
Если вы не знаете, во что верите, я настоятельно рекомендую задать себе этот вопрос. Начните с Золотого правила или Десяти заповедей. Определите для себя, во что вы верите и почему. Если вы - законченный скептик в духовном отношении, будьте готовы к обсуждению причин вашего скептицизма. Демонстрируйте непредубежденность и готовность рассмотреть альтернативные точки зрения. Говорите с культистом уважительно, тогда и он выразит уважение к вам.
203 КАК ПОБУДИТЬ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА ПРИНЯТЬ ВО ВНИМАНИЕ ПРОШЛЫЕ И ВЕРОЯТНЫЕ БУДУЩИЕ СОБЫТИЯ
Внимание культиста обычно сосредоточено на непосредственной задаче текущего момента или на будущих проектах. Воспоминания о прежней жизни - особенно положительные впечатления детства - подавлены, а иногда и искажены. Цель осуществляемых вами мини-взаимодействий будет состоять в том, чтобы ослабить влияние культа, помогая близкому человеку свободно перемещаться во времени как назад, так и вперед, и способствовать устранению искаженных представлений, чтобы человек смог яснее увидеть свое прошлое и будущее.
Семейные истории, пение песен, знакомых с детства; приготовление любимых блюд, просмотр старых фотографий, вызывающих положительные воспоминания, - все это может (как мы видели в главе 8) вызвать к жизни подлинную личность близкого человека. Кроме того, попытайтесь добиться того, чтобы он больше размышлял о том времени, когда его культовое "я" только формировалось.
ѕ Вернись ненадолго в то время, когда ты только что услышал группе, - думал ли ты, что посвятишь ей свою жизнь? Каковы были твои первые впечатления, когда ты увидел лидера или встретился с ним? Думал ли ты о своем будущем, когда только вступил в эту организацию? Что, по твоему тогдашнему мнению, должно было бы произойти через год? Через два, три года? Если бы ты знал тогда то, что знаешь теперь, пошел бы ты на первое собрание несмотря ни на что?
Ключевой замысел состоит в том, чтобы заставить его вообразить обстоятельства, при которых он мог бы оставить культ. Попросите его подумать о возможности заглянуть в будущее:
ѕ Что, если через два года пять женщин по отдельности расскажут тебе
, что лидер их изнасиловал, и в глубине души ты будешь знать, что они говорят правду? Решишь ли ты уйти из группы?
ѕ Что, если лидер объявил: "Завтра мы будем пить фруктовый пунш с добавлением цианида". Посчитаешь ли ты это законной причиной для ухода?
Член культа обычно протестует: "Этого никогда не случится! " Спросите в свою очередь: "Но что, если все-таки это произойдет? ",
Если вам удается побудить человека признать обоснованность ухода, следовательно, он начинает размышлять о будущих альтернативах.
Следующим шагом может быть предложение поразмышлять о жизни после культа. Например:
ѕ Представь, что прошло три года, как ты не работаешь в группе. Ты чувствуешь тем не менее удовлетворение жизнью. Как ты думаешь, чем ты занят?
Будьте готовы к длительному обдумыванию ответа. Типичная ошибка семей заключается в том, что они не дают близкому человеку достаточно времени, чтобы остановиться и подумать. Будьте терпеливы. Если нужно, задайте этот вопрос два или три раза. Дожидаясь реакции, вы показываете близкому человеку, что задали серьезный вопрос, что ответ для вас небезразличен и что вы считаете этот ответ не только возможным, но и необходимым.
204 КАК УСИЛИТЬ СОМНЕНИЕ
Библейские культы часто приводят отрывки из Библии и греческие цитаты вне контекста, часто делая неточные переводы. В этой связи можно задать следующие вопросы:
ѕ Что, если бы ты обнаружил, что лидеры группы, к которой ты примыкаешь, неточно переводят ключевые фрагменты Библии? Если бы ты понял, что смысл Библии отличается от интерпретации группы, - это заставило бы тебя уйти?
Если близкий человек допускает некоторые сомнения, можно сказать: "Я был бы рад познакомить тебя с людьми, которые помогут ответить на твои вопросы о Библии. Конечно, от тебя требуется только захотеть узнать эти ответы. Хочешь ли ты их узнать? "
Члены команды стратегического взаимодействия могут также воззвать к чувству ответственности и личному этическому кодексу члена культа. Здесь можно сказать:
ѕ Что, если бы оказалось, что ты принадлежишь к группе, лидер которой причиняет людям вред и оскорбляет их? Как бы ты себя чувствовал? Ты ощущал бы ответственность за тех людей, которые вступили в группу под твоим влиянием?
Не обвиняйте, не угрожайте и не осуждайте близкого человека; попробуйте помочь ему увидеть, что на карту поставлено слишком многое. Для начала допустите лишь возможность того, что он впус
тую тратил время и деньги и ставил под угрозу свою честность, вербуя невинных людей и собирая средства для деструктивной организации.
Помните: лучше предпочесть гипотетические вопросы, чем спрашивать напрямую, собирается он уходить из группы или нет. Если человек говорит "Нет", вы тем самым только укрепите его преданность. Подходите к делу творчески. Например, можно сказать: "Если однажды лидер встанет и скажет: "Соратники! Последние пятнадцать лет я говорил вам, что я - помазанник Божий. Но это не так. Я осознал, что был одержим одной лишь жаждой власти, и раскаиваюсь в этом. Я распускаю группу". Что бы ты стал делать? Поверил бы ты ему или решил, что он вас проверяет, чтобы узнать масштабы вашей преданности? " Подобный вопрос способен подтолкнуть члена культа к тому, чтобы начать подвергать сомнению честность собственного лидера.
205 ПРИМЕНЯЙТЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
206 МЫСЛИТЕЛИ, ЭМОЦИОНАЛЫ, ДЕЯТЕЛИ, ВЕРУЮЩИЕ
Решающий путь к успеху вашего предприятия будет лежать через умение направлять вопросы и комментарии таким образом, чтобы подлинная личность близкого человека услышала их с наибольшей степенью вероятности. Для этого нужно знать, кем он является по своему психологическому профилю: Мыслителем, Эмоционалом, Деятелем или Верующим. (Впервые я познакомился с моделью Мыслителя, Эмоционала, Деятеля и Верующего еще в 1974 году, т. е. в свою бытность мунистом. Я обнаружил, что