Файл: Освобождение от психологического насилия Стивен Хассен.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
первоначальные намерения, когда ты впервые увлекся этой группой? "
Следующий шаг заключается в том, чтобы привлечь его внимание к применяемым методам. Если доктрина группы говорит, что существует только один способ медитации - монотонная декламация в течение трех часов дважды в день, предложите альтернативы вроде дыхательной медитации, визуальной медитации или медитации в виде пешеходной прогулки. Применение методов - следующий момент, требующий вашего вмешательства: "Как насчет того, чтобы каждый раз медитировать на несколько минут меньше? Ориентируйся на свое самочувствие". Неконструктивно требовать полного прекращения медитативной практики. Постепенный подход позволит близкому человеку постепенно менять поведение, не испытывая при этом вины из-за того, что он не подчиняется культовым правилам.
Обоснованность метода проявляется в последствиях его применения. Приносит ли оно положительные результаты в жизнь близкого человека? Спросите его: "Что происходит, когда ты говоришь лидеру, что у тебя болит голова или донимают мышечные судороги? ". Вероятнее всего, те реагируют однозначно: "Делай, что тебе приказано! ", "Следуй инструкциям! ". Ответ лидера может быть также отвлекающим: "Ты просто сбрасываешь давление", "Ты высвобождаешь проблемы, таившиеся в твоем теле. Продолжай медитировать! ". По мере того как адепт подчиняется, болезненные симптомы усиливаются. Подвергните проверке на реальность объяснения лидера и предложите альтернативу:
ѕ Возможно, ты слишком долго медитируешь.
ѕ Этот вид медитации, вероятно, вреден для твоего организма. Возможно, тебе нужен другой метод.
ѕ "сколько еще ты будешь продолжать пользоваться этим методом с теми же результатами, прежде чем поймешь, что пера что-то менять?
ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБРАЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ (ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ И МЕТАФОРЫ)
Аллегории, метафоры и всяческие истории входят в число наиболее действенных средств передачи информации и изменения аттитюдов и моделей поведения. Они особенно сильны в том, что касается возможности обойти практикуемые в культах методы блокировки мышления. Один из наиболее эффективных терапевтических сюжетов - история про то, как человек попадает в некую переделку, но не осознает этого. После ряда событий он начинает отдавать себе отчет в наличии проблемы и ищет способы ее решения (нужных людей, информацию). Эти ресурсы, в свою очередь, обеспечивают новые перспективы, ведущие к правильному поведению. В конце герой не только освобождается от проблемы, но и ведет более счастливую, более здоровую жизнь.
Подобную структуру рассказа могут использовать различные члены команды, рассказывающие свои истории. Например, кто-то, только что бросивший курить, мог бы начать свою историю с того, что знал о вреде курения, но чувствовал, что совершенно привык, и ощущал безнадежность. Далее можно описать, как он нашел ресурсы - никотиновый пластырь, курс гипноза или психотерапии, увидел новые перспективы и наконец сумел найти здоровую замену курению в виде, скажем, терапевтических дыхательных техник. Наконец он может рассказать близкому человеку, насколько лучше он теперь чувствует себя и насколько счастлив, что вновь контролирует свою жизнь.
Другой подход состоит в использовании актуальных метафор и сравнений с целью провести параллели между культами и другими деструкгивными ситуациями. Особенно мощной является в этом смысле тема насильственных отношений, причем насилие может быть как психологическим, так и физическим, а также тем и другим одновременно. К сожалению, почти каждый из нас может найти в своем прошлом пример нездоровых отношений и использовать его здесь во благо, рассказав о них так, чтобы помочь члену культа обнаружить связь с его собственной ситуацией. Если вы не можете рассуждать о личном примере, опишите знакомого человека, например женщину, страдавшую от систематических избиений. Скажите о том, как люди предупреждали ее о характере будущего мужа; как она была неспособна видеть его недостатки; как он запугивал и шантажировал ее, эксплуатировал ее чувство вины; как он изолировал ее от семьи и друзей и сделал ее зависимой. Главным в вашем рассказе должно быть то, что она в конце концов получила помощь и избавилась от этих отношений.
Вопросы для проверки реальности
ѕ Как бы ты оценил моральные качества вашего лидера по десятибалльной шкале? Каков он в сравнении с такими религиозными фигурами, как Иисус и Будда?
ѕ Как бы ты оценил свою преданность группе по десятибалльной шкале, когда только вступил в нее? Как ты оценил бы ее теперь? Приблизительно через пять лет?
ѕ Каков твой взгляд на людей, не являющихся членами вашей группы? Каков твой взгляд на мир, находящийся за пределами вашей группы?
ѕ Как ты относишься к родителям?
ѕ Как ты относишься к братьям и сестрам?
ѕ Как ты относишься к другим родственникам?
ѕ Как ты относишься к старым друзьям?
ѕ Что ты думаешь о людях, помогающих другим выбираться из культовых ситуаций? Почему именно так?
ѕ Ты говорил когда-нибудь с кем-то, кому помогли выйти из культа? Ты готов к этому? Если нет, то почему?
ѕ Каково твое отношение к уходу из группы?
Напомни, каково твое отношение к бывшим адептам. Почему ты готов огульно отвергнуть так много людей, не приложив усилий к тому, чтобы сначала их узнать?
Другие истории могут выглядеть не имеющими отношения к делу, но если их правильно рассказать, они оказываются весьма эффективными. Например, можно рассказать, как вы заблудились в лесу во время пешего похода с друзьями. Опишите, как вы поняли, что потерялись, и как забрались на дерево, чтобы лучше сориентироваться, где находитесь. Можно также описать, как вы разожгли костер и положили в него сырые листья, чтобы подавать дымовой сигнал, который и был обнаружен. Смысл вашей истории может заключаться в следующем: "Иногда человеку нужна помощь, чтобы выбраться из неприятного положения. Просить о помощи - нормально". Еще одно сильнодействующее средство - фильмы. Два моих самых любимых фильма - "Шоу Трумэна" (The Truman Show) с Джимом Кэрри и старый фильм с Уолтером Мэтью и Робином Уильямсом "Специалисты по выживанию" (The Survivors). В финале "Шоу Трумэна" герой Джима Кэрри предпочитает иллюзорной жизни личную свободу. В "Специалистах по выживанию" герой Робина Уильямса попадает в культ, обучающий выживанию, и в конце понимает, что лидер - шарлатан, стремящийся делать деньги и потому провоцирующий страх.
213 СМЕНА РОЛЕЙ
Эта техника - невероятно мощный способ открыть новые перспективы, улучшить общение и создать более близкие отношения. В отличие от ролевой игры, где вы становитесь на место культиста с целью запланировать и отрепетировать мини-взаимодействия,
здесь вы просите его встать на ваше место, чтобы он смотрел с вашей точки зрения. Один из способов добиться этого состоит в том, чтобы отвечать на вопрос близкого человека другим вопросом:
Член культа: Как ты относишься к тому, что я вступил в эту группу? Отчим: А что бы ты почувствовал на моем месте?
Эта техника смены ролей может заставить культиста принять точку зрения отчима. Само собой, вы должны быть готовы ответить взаимностью. Иногда можно и открыто попросить близкого человека поменяться с вами ролями. Могли бы вы защищать его позицию по конкретному вопросу (например, его любовь к лидеру), как свою собственную? Членам команды, которые чувствуют свою неспособность принять точку зрения члена культа, следует проводить с ним больше времени, чтобы лучше его понять. Задавайте больше вопросов и узнавайте его мир.
Можно попробовать применить эту сильнодействующую технику в общении с другим членом команды. В данном ниже упражнении я встал на позицию матери, а мать выступила с точки зрения дочери, готовясь к предстоящему реальному обмену ролями.
СХ (в роли матери): Знаешь, Кристи, я просто изумляюсь, до какой степени ты готова позволять вашему гуру решать, можешь ли ты к нам приехать. Ты всегда получала массу удовольствия, выражая по любому поводу собственное мнение и восставая против авторитетов.
Мать (в роли дочери): Она сказала бы: "Гуру объяснил, что мое бунтарство было всего лишь попыткой контролировать то, что мне неподвластно. Мама, когда ты наконец расслабишься и примиришься с тем, что есть? "
СХ (вроли матери): Я постараюсь принять все, как есть, но ты также должна встать на мое место. Как бы ты себя чувствовала, если бы твоя красивая энергичная дочь, которую ты любишь и чье общество доставляло тебе всегда столько удовольствия, должна была спрашивать у кого-то, можно ли ей просто увидеться с тобой?
Ваша цель при постановке подобного вопроса заключается не только в выявлении подлинной личности, но также и в том, чтобы побудить дочь соприкоснуться с собственными чувствами и понять ваши переживания. Вы получите, скорее всего, разные ответы в зависимости от того, находится ли она в культовом или аутентичном состоянии.
Культовая личность: Я просто смирилась бы с этим. Подлинная личность: Хм, это тяжело.
Мать (в качестве самой себя, Стиву): Ну и что я должна была бы сказать?
СХ: Попробуйте так. (Переключается на роль матери). "Мне нужно, чтобы ты знала, насколько я тебя уважаю, и я надеюсь, что ты меня тоже уважаешь. Если лидер вашей групцы - тот, за кого он себя выдает, и если учение группы обоснованно, я тоже достигну просветления. Поделись со мной и научи меня; я хочу понять тебя и твою группу! Если
лидер окажется не заслуживающим доверия, мы постараемся усвоить то, чему научились, и двинемся дальше". Когда она отвечает, покажите, что вы внимательно слушаете. Скажите: "Итак, насколько я услышала, ты сказала", после чего повторите сказанное своими словами. Будьте искренни, неподдельно заинтересованы. Пусть она расскажет о себе. Пусть она скажет, что ее привлекает в группе. Помните: обе личности, как культовая, так и подлинная, нуждаются в любви и одобрении с вашей стороны.
214 ЭЛИТАРНОЕ СОЗНАНИЕ И ПРОВЕРКА
Культистам внушают, что внешний мир враждебен, полон ненависти и опасен. Другие люди часто обращаются с ними как с неудачниками или просто глупыми людьми. Когда я был мунистом, люди на улицах плевали в мою сторону, а иногда даже били. Пьяные гуляки выплескивали на меня пиво. Естественно, эти нападки только подкрепляли мое культовое мировоззрение. Моя преданность группе усиливалась от осознания того, что я подвергаюсь "преследованиям".
Однажды в жаркий день, когда я продавал цветы на углу улицы в Нью-Йорке, один человек выразил мне сострадание и захотел купить мне прохладительный напиток. Моему культовому менталитету был брошен вызов. Я буду всегда помнить доброту, проявленную ко мне этим, казалось бы, посторонним человеком. Откажитесь от обычной манеры поведения, чтобы доказать близкому человеку: люди во внешнем мире добрые и любящие. Обращайтесь с людьми вежливо и сочувственно и будьте особенно тактичны с другими членами группы. Они - тоже чьи-то дети, братья, сестры или родители.
Лидеры некоторых культов говорят адептам, что семья настроена против них или пытается их контролировать. Эту уверенность можно эффективно оспорить, показывая, что вам нужно обратное, а именно, чтобы близкий человек думал независимо и принимал самостоятельные решения. Найдите способ сообщить, что вы восхищаетесь намерениями и устремлениями этого человека, тогда как ваша озабоченность связана с поведением лидера или с тем, какие требования накладывает доктрина на своих приверженцев. Поддерживая позитивные намерения, вы получаете в союзники истинное "я" близкого человека. Оно получает сообщение: "Папа хочет, чтобы я сам руководил своими действиями. Он не пытается контролировать меня и не хочет, чтобы меня контролировал кто-то другой".
Если член культа воображает, будто попадет в плен к депрограммистам, следует заверить его, что этого никогда не случится. Здесь можно спросить: "Что нужно сделать, чтобы ты поверил, что мы защитим тебя и будем отстаивать твое право быть личностью? Чтобы ты понял, что мы будем отстаивать твое право делать то, что ты считаешь наилучшим для себя? " Не допускайте негативных намеков, говоря:
Следующий шаг заключается в том, чтобы привлечь его внимание к применяемым методам. Если доктрина группы говорит, что существует только один способ медитации - монотонная декламация в течение трех часов дважды в день, предложите альтернативы вроде дыхательной медитации, визуальной медитации или медитации в виде пешеходной прогулки. Применение методов - следующий момент, требующий вашего вмешательства: "Как насчет того, чтобы каждый раз медитировать на несколько минут меньше? Ориентируйся на свое самочувствие". Неконструктивно требовать полного прекращения медитативной практики. Постепенный подход позволит близкому человеку постепенно менять поведение, не испытывая при этом вины из-за того, что он не подчиняется культовым правилам.
Обоснованность метода проявляется в последствиях его применения. Приносит ли оно положительные результаты в жизнь близкого человека? Спросите его: "Что происходит, когда ты говоришь лидеру, что у тебя болит голова или донимают мышечные судороги? ". Вероятнее всего, те реагируют однозначно: "Делай, что тебе приказано! ", "Следуй инструкциям! ". Ответ лидера может быть также отвлекающим: "Ты просто сбрасываешь давление", "Ты высвобождаешь проблемы, таившиеся в твоем теле. Продолжай медитировать! ". По мере того как адепт подчиняется, болезненные симптомы усиливаются. Подвергните проверке на реальность объяснения лидера и предложите альтернативу:
ѕ Возможно, ты слишком долго медитируешь.
ѕ Этот вид медитации, вероятно, вреден для твоего организма. Возможно, тебе нужен другой метод.
ѕ "сколько еще ты будешь продолжать пользоваться этим методом с теми же результатами, прежде чем поймешь, что пера что-то менять?
ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБРАЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ (ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ И МЕТАФОРЫ)
Аллегории, метафоры и всяческие истории входят в число наиболее действенных средств передачи информации и изменения аттитюдов и моделей поведения. Они особенно сильны в том, что касается возможности обойти практикуемые в культах методы блокировки мышления. Один из наиболее эффективных терапевтических сюжетов - история про то, как человек попадает в некую переделку, но не осознает этого. После ряда событий он начинает отдавать себе отчет в наличии проблемы и ищет способы ее решения (нужных людей, информацию). Эти ресурсы, в свою очередь, обеспечивают новые перспективы, ведущие к правильному поведению. В конце герой не только освобождается от проблемы, но и ведет более счастливую, более здоровую жизнь.
Подобную структуру рассказа могут использовать различные члены команды, рассказывающие свои истории. Например, кто-то, только что бросивший курить, мог бы начать свою историю с того, что знал о вреде курения, но чувствовал, что совершенно привык, и ощущал безнадежность. Далее можно описать, как он нашел ресурсы - никотиновый пластырь, курс гипноза или психотерапии, увидел новые перспективы и наконец сумел найти здоровую замену курению в виде, скажем, терапевтических дыхательных техник. Наконец он может рассказать близкому человеку, насколько лучше он теперь чувствует себя и насколько счастлив, что вновь контролирует свою жизнь.
Другой подход состоит в использовании актуальных метафор и сравнений с целью провести параллели между культами и другими деструкгивными ситуациями. Особенно мощной является в этом смысле тема насильственных отношений, причем насилие может быть как психологическим, так и физическим, а также тем и другим одновременно. К сожалению, почти каждый из нас может найти в своем прошлом пример нездоровых отношений и использовать его здесь во благо, рассказав о них так, чтобы помочь члену культа обнаружить связь с его собственной ситуацией. Если вы не можете рассуждать о личном примере, опишите знакомого человека, например женщину, страдавшую от систематических избиений. Скажите о том, как люди предупреждали ее о характере будущего мужа; как она была неспособна видеть его недостатки; как он запугивал и шантажировал ее, эксплуатировал ее чувство вины; как он изолировал ее от семьи и друзей и сделал ее зависимой. Главным в вашем рассказе должно быть то, что она в конце концов получила помощь и избавилась от этих отношений.
Вопросы для проверки реальности
ѕ Как бы ты оценил моральные качества вашего лидера по десятибалльной шкале? Каков он в сравнении с такими религиозными фигурами, как Иисус и Будда?
ѕ Как бы ты оценил свою преданность группе по десятибалльной шкале, когда только вступил в нее? Как ты оценил бы ее теперь? Приблизительно через пять лет?
ѕ Каков твой взгляд на людей, не являющихся членами вашей группы? Каков твой взгляд на мир, находящийся за пределами вашей группы?
ѕ Как ты относишься к родителям?
ѕ Как ты относишься к братьям и сестрам?
ѕ Как ты относишься к другим родственникам?
ѕ Как ты относишься к старым друзьям?
ѕ Что ты думаешь о людях, помогающих другим выбираться из культовых ситуаций? Почему именно так?
ѕ Ты говорил когда-нибудь с кем-то, кому помогли выйти из культа? Ты готов к этому? Если нет, то почему?
ѕ Каково твое отношение к уходу из группы?
Напомни, каково твое отношение к бывшим адептам. Почему ты готов огульно отвергнуть так много людей, не приложив усилий к тому, чтобы сначала их узнать?
Другие истории могут выглядеть не имеющими отношения к делу, но если их правильно рассказать, они оказываются весьма эффективными. Например, можно рассказать, как вы заблудились в лесу во время пешего похода с друзьями. Опишите, как вы поняли, что потерялись, и как забрались на дерево, чтобы лучше сориентироваться, где находитесь. Можно также описать, как вы разожгли костер и положили в него сырые листья, чтобы подавать дымовой сигнал, который и был обнаружен. Смысл вашей истории может заключаться в следующем: "Иногда человеку нужна помощь, чтобы выбраться из неприятного положения. Просить о помощи - нормально". Еще одно сильнодействующее средство - фильмы. Два моих самых любимых фильма - "Шоу Трумэна" (The Truman Show) с Джимом Кэрри и старый фильм с Уолтером Мэтью и Робином Уильямсом "Специалисты по выживанию" (The Survivors). В финале "Шоу Трумэна" герой Джима Кэрри предпочитает иллюзорной жизни личную свободу. В "Специалистах по выживанию" герой Робина Уильямса попадает в культ, обучающий выживанию, и в конце понимает, что лидер - шарлатан, стремящийся делать деньги и потому провоцирующий страх.
213 СМЕНА РОЛЕЙ
Эта техника - невероятно мощный способ открыть новые перспективы, улучшить общение и создать более близкие отношения. В отличие от ролевой игры, где вы становитесь на место культиста с целью запланировать и отрепетировать мини-взаимодействия,
здесь вы просите его встать на ваше место, чтобы он смотрел с вашей точки зрения. Один из способов добиться этого состоит в том, чтобы отвечать на вопрос близкого человека другим вопросом:
Член культа: Как ты относишься к тому, что я вступил в эту группу? Отчим: А что бы ты почувствовал на моем месте?
Эта техника смены ролей может заставить культиста принять точку зрения отчима. Само собой, вы должны быть готовы ответить взаимностью. Иногда можно и открыто попросить близкого человека поменяться с вами ролями. Могли бы вы защищать его позицию по конкретному вопросу (например, его любовь к лидеру), как свою собственную? Членам команды, которые чувствуют свою неспособность принять точку зрения члена культа, следует проводить с ним больше времени, чтобы лучше его понять. Задавайте больше вопросов и узнавайте его мир.
Можно попробовать применить эту сильнодействующую технику в общении с другим членом команды. В данном ниже упражнении я встал на позицию матери, а мать выступила с точки зрения дочери, готовясь к предстоящему реальному обмену ролями.
СХ (в роли матери): Знаешь, Кристи, я просто изумляюсь, до какой степени ты готова позволять вашему гуру решать, можешь ли ты к нам приехать. Ты всегда получала массу удовольствия, выражая по любому поводу собственное мнение и восставая против авторитетов.
Мать (в роли дочери): Она сказала бы: "Гуру объяснил, что мое бунтарство было всего лишь попыткой контролировать то, что мне неподвластно. Мама, когда ты наконец расслабишься и примиришься с тем, что есть? "
СХ (вроли матери): Я постараюсь принять все, как есть, но ты также должна встать на мое место. Как бы ты себя чувствовала, если бы твоя красивая энергичная дочь, которую ты любишь и чье общество доставляло тебе всегда столько удовольствия, должна была спрашивать у кого-то, можно ли ей просто увидеться с тобой?
Ваша цель при постановке подобного вопроса заключается не только в выявлении подлинной личности, но также и в том, чтобы побудить дочь соприкоснуться с собственными чувствами и понять ваши переживания. Вы получите, скорее всего, разные ответы в зависимости от того, находится ли она в культовом или аутентичном состоянии.
Культовая личность: Я просто смирилась бы с этим. Подлинная личность: Хм, это тяжело.
Мать (в качестве самой себя, Стиву): Ну и что я должна была бы сказать?
СХ: Попробуйте так. (Переключается на роль матери). "Мне нужно, чтобы ты знала, насколько я тебя уважаю, и я надеюсь, что ты меня тоже уважаешь. Если лидер вашей групцы - тот, за кого он себя выдает, и если учение группы обоснованно, я тоже достигну просветления. Поделись со мной и научи меня; я хочу понять тебя и твою группу! Если
лидер окажется не заслуживающим доверия, мы постараемся усвоить то, чему научились, и двинемся дальше". Когда она отвечает, покажите, что вы внимательно слушаете. Скажите: "Итак, насколько я услышала, ты сказала", после чего повторите сказанное своими словами. Будьте искренни, неподдельно заинтересованы. Пусть она расскажет о себе. Пусть она скажет, что ее привлекает в группе. Помните: обе личности, как культовая, так и подлинная, нуждаются в любви и одобрении с вашей стороны.
214 ЭЛИТАРНОЕ СОЗНАНИЕ И ПРОВЕРКА
Культистам внушают, что внешний мир враждебен, полон ненависти и опасен. Другие люди часто обращаются с ними как с неудачниками или просто глупыми людьми. Когда я был мунистом, люди на улицах плевали в мою сторону, а иногда даже били. Пьяные гуляки выплескивали на меня пиво. Естественно, эти нападки только подкрепляли мое культовое мировоззрение. Моя преданность группе усиливалась от осознания того, что я подвергаюсь "преследованиям".
Однажды в жаркий день, когда я продавал цветы на углу улицы в Нью-Йорке, один человек выразил мне сострадание и захотел купить мне прохладительный напиток. Моему культовому менталитету был брошен вызов. Я буду всегда помнить доброту, проявленную ко мне этим, казалось бы, посторонним человеком. Откажитесь от обычной манеры поведения, чтобы доказать близкому человеку: люди во внешнем мире добрые и любящие. Обращайтесь с людьми вежливо и сочувственно и будьте особенно тактичны с другими членами группы. Они - тоже чьи-то дети, братья, сестры или родители.
Лидеры некоторых культов говорят адептам, что семья настроена против них или пытается их контролировать. Эту уверенность можно эффективно оспорить, показывая, что вам нужно обратное, а именно, чтобы близкий человек думал независимо и принимал самостоятельные решения. Найдите способ сообщить, что вы восхищаетесь намерениями и устремлениями этого человека, тогда как ваша озабоченность связана с поведением лидера или с тем, какие требования накладывает доктрина на своих приверженцев. Поддерживая позитивные намерения, вы получаете в союзники истинное "я" близкого человека. Оно получает сообщение: "Папа хочет, чтобы я сам руководил своими действиями. Он не пытается контролировать меня и не хочет, чтобы меня контролировал кто-то другой".
Если член культа воображает, будто попадет в плен к депрограммистам, следует заверить его, что этого никогда не случится. Здесь можно спросить: "Что нужно сделать, чтобы ты поверил, что мы защитим тебя и будем отстаивать твое право быть личностью? Чтобы ты понял, что мы будем отстаивать твое право делать то, что ты считаешь наилучшим для себя? " Не допускайте негативных намеков, говоря: