Файл: Освобождение от психологического насилия Стивен Хассен.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
"Мы обещаем, что никому не позволим похищать или мучить тебя". Вместо этого поддерживайте ростки позитивного настроя: "Мы на твоей стороне и защитим тебя от любого, кто попытается заставить тебя делать что-либо против твоего желания".
Если культист уверен, что люди оставляют группу, потому что они слабы, одержимы дьяволом, греховны или подверглись промыванию мозгов, наилучшим лротивоядием будет встреча со счастливыми, хорошо устроившимися в жизни бывшими адептами. Как бывший член культа, я сказал бы этому человеку: "Я ушел из группы, потому что решил быть честным перед собой и перед другими - я не мог продолжать обманывать и обманываться. Теперь я счастлив и чувствую себя ближе к Богу, чем тогда, когда был в той организации. Я и Библию понимаю лучше, чем тогда, когда был в группе". Встреча со счастливым и удовлетворенным, реализовавшим свои возможности экс-культистом действует почти безотказно. Она существенно ослабляет внедренные в сознание фобии.
215 КРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИТЯЗАНИЙ КУЛЬТОВ
Культы склонны выдвигать экстраординарные претензии: "Только мы знаем истину! У нас величайший Мессия из всех когда-либо живших". Подобные утверждения требуют доказательств, бремя которых ложится на них, и только на них. Мы не обязаны опровергать эти утверждения.
Отец: Он уверен, что лидер - величайшая фигура в человеческой истории, имеет ответы на все вопросы и знает решение всех проблем и ситуаций.
Наиболее эффективная реакция заключается в том, чтобы обратить внимание на существование сотен, возможно тысяч людей, утверждающих, будто они являются Мессиями, Совершенными Учителями и Аватарами. Нужно несколько отстраниться и проанализировать эти притязания. Если они окажутся истинными (по меньшей мере, внутренне непротиворечивыми), группа останется самой собой завтра, на следующей неделе, в следующем месяце, в следующем году. Зачем спешить?
Этические системы, основанные на абсолютных принципах, неизбежно достигают той точки, где некоторые из принципов противоречат друг другу. Любая культовая доктрина основана на абсолютных принципах. Будет поучительно обнаружить свойственные ей противоречия. В деле установления взаимопонимания и доверия с культо
вой личностью продуктивная стратегия заключается в том, чтобы при проверке реальности использовать культовую идеологию группы и культивируемые ею способы поведения, чтобы установить, на самом ли деле группа практикует собственные идеалы.
Например, доктрина сайентологии содержит отдельные догматы, которые могут ориентировать адептов в позитивном направлении. В одной из своих особо разрекламированных лекций Хаббард описывает свое детище как "Путь к Истине" и говорит, что в поисках истины всегда следует предпринимать лишь истинные шаги. Джон Этак, автор книги "Кусочек голубого неба", рассказывал мне, что, оказывая помощь членам культа при переоценке их участия в этой группе, он обычно брал с собой аудиозапись этой лекции. (Джон Этак был сайентологом с девятилетним стажем и достиг 24-го из 27 возможных уровней сайентологического Моста (ОТ5). Его книга "Кусочек голубого неба" (A Piece of Blue Sky) является лучшей из всего, что написано об этой группе. Он блестящий, многосторонне одаренный человек, которого я счастлив назвать своим другом.) Как только член культа соглашался, что этот догмат существенно важен, Этак обращал внимание на обман и повсеместно допускавшиеся лидером культа противоречия. Таким образом, позитивный культовый догмат можно применять, чтобы помочь члену культа вернуться к независимому мышлению.
Культы в основном говорят одно, после чего делают нечто совершенно другое. Они никогда не выполняют своих обещаний. Исследуйте утверждения и обещания группы. Если они обещают, что, применяя их методы, адепты могут повысить коэффициент умственного развития, требуйте научного доказательства. Если они обещают, что люди смогут двигать объекты с помощью мысли, заставьте их это продемонстрировать. Рассматривайте реальные факты и требуйте дать оценку.
216 ПАРАДОКС
Парадокс - это способ воздействия, с помощью которого вы поощряете члена культа делать нечто такое, что он уже делает. Пользоваться этим надо умеренно и осторожно, иначе вы рискуете утратить взаимопонимание и можете даже создать впечатление, что одобряете его членство в культе. Недавно я прибегнул к парадоксу, предложив клиенту переехать в штаб-квартиру, чтобы быть поближе к гуру и видеть, что происходит в самом сердце группы. Это предложение может произвести на члена культа и его семью шокирующее впечатление. Однако я обнаружил, что некоторым людям необходимо втянуться еще глубже. Когда они столкнутся на этом пути с культовым насилием (а это неизбежно), им будет легче принять решение об уходе. Кроме того, когда эксперт или консультант серьезно рекомендует сблизиться с группой и ее лидерами, культовая личность вынуждена остановиться и задуматься.
Иногда близкий человек должен на личном опыте испытать несоответствие между собственными идеалистическими верованиями и реальностью. Использование парадокса позволит ему проверить реальность и, надо надеяться, переоценить свое участие в культе. Не все случаи нуждаются в использовании парадокса, более того, некоторым подобная методика может причинить ущерб. По этой причине будьте крайне осторожны, когда вы ее применяете.
Подход стратегического взаимодействия предназначен содействовать постепенному, саморегулирующемуся, позитивному изменению в ходе последовательных актов мини-взаимодействия в течение определенного времени. Семья и друзья работают вместе, чтобы помочь близкому человеку наименее навязчивым способом. Иногда член культа принимает решение об уходе всего лишь после нескольких мини-взаимодействий, но так происходит далеко не всегда. Ваша упорная работа не будет напрасной ни при каких обстоятельствах. С самого начала члены команды ПСВ работают на будущее. В ходе основного воздействия они воспользуются результатами своих прежних усилий, что и принесет им столь желанные плоды.
217 Глава 12
218 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Средоточие подхода стратегического взаимодействия - в том, чтобы создать для семьи и других членов команды возможность успешно осуществлять мини-взаимодействия, которые в конечном счете побудят культиста к действию: он начнет общаться с бывшими членами культов, обратится к Интернету или приедет в Бостон для встречи со мной или другими консультантами. Если все будет протекать благополучно, то после ряда успешных мини-взаимодействий он будет готов иначе оценить деятельность группы, что вполне может привести к уходу из нее, в результате чего формальное воздействие может не понадобиться.
Иногда решение об уходе возникает весьма спонтанно. Не так давно я помогал родителям, чья дочь увлеклась мунистами. Я порекомендовал ее сестре посетить мунистскую лекцию. Я дал ей необходимые сведения о группе, рассказал об обвинениях в сексуальной распущенности и наркомании, выдвинутых в адрес сына Муна, и предложил задать несколько наводящих вопросов. Выслушав сестру, молодая женщина незамедлительно разочаровалась в группе и вышла из нее. (1 Hong Nansook. In the Shadow of the Moons. NY: Little Brown, 1999.) Позже она выразила готовность встретиться со мной, изучить дополнительную информацию о группе, просмотреть видеозаписи и пройти консультирование.
В основном культистам требуется гораздо больше времени и опыта по проверке реальности, прежде чем они примут решение оставить группу. Однажды меня попросили поговорить с женщиной, готовившейся к переезду на юго-запад США, чтобы войти в состав руководства необычной группы, якобы передающей сообщения от НЛО, лидеры которой утверждали, что пришли из восьмого измерения. Друг этой женщины обратился ко мне за разъяснениями касательно вербовочной видеозаписи. Как и следовало ожидать, она содержала много элементов внушения. Я встретился с этой женщиной, будучи представлен ей как приятель ее знакомого. Я потратил около полутора часов, делясь с ней собственным опытом и применяя некоторые из описанных в предыдущей главе методов ПСВ. После того как эта женщина все-таки отправилась на юго-запад, я пришел к выводу, что наша беседа не возымела желаемого результата, однако примерно два месяца спустя до меня дошли сведения, что участница культа пересмотрела свое отношение к проблеме и вернулась к нормальной жизни.
Некоторых адептов могут отлучить от культа за какую-нибудь провинность: например, из-за того, что они задают слишком много лишних вопросов или же начинают восприниматься как лишняя обуза. Я имел дело с подобными случаями. Так, адепт культа Трансцендентальной Медитации (ТМ), живший в ашраме группы, был по просьбе родственников, проконсультировавшихся со мною, отправлен на медицинское обследование после того, как в его поведении и физическом облике произошли заметные негативные изменения. Мы также попросили его друзей посещать ашрам, приглашать его на прогулки беседовать о прошлом, чтобы создать почву для дальнейшего воздействия и лечения фобий. Тем временем оказалось, что врач, который проводил обследование молодого человека, был крайне встревожен его состоянием здоровья. Поскольку группа боялась дурной славы связанных с ней неудобств, молодому человеку велели переселиться из ашрама домой до выздоровления. Когда меня пригласили провести семейное консультирование, я смог заняться культовыми проблемами непосредственно с ним самим и попросил его встретиться с одним из бывших лидеров группы, к которой он принадлежал. Джон М. Кнапп, "Правитель Эпохи Просветления" (солидная карьера в культе ТМ), поделился с молодым человеком личным опытом и некоторой конфиденциальной информацией, позволившей тому переоценить свое участие в группе. (Настоящее имя использовано с разрешения Джона М. Кнаппа. В настоящее время Джон М. Кнапп работает над докторской диссертацией по социальной психологии и является основателем сайта www.trancenet.oig.)
Даже после того, как культисты уходят из групп, нужно проделать еще массу работы. Они могут полностью порвать с группой, но при этом остаются под влиянием остаточного контроля сознания. Если у них есть доступ к компьютеру, следует обратиться к ресурсам Интернета и связаться с другими людьми, которым эта проблема небезразлична. Нередко они нуждаются в консультировании, помогающем нейтрализовать последствия контроля сознания и справиться с другими психологическими и социальными проблемами. Если они живут поблизости от известного эксперта по культам или реабилитационного центра, то могут пройти длительный курс терапии. Если нет, можно обратиться к местному профессиональному консультанту, знакомому с культовыми проблемами. При отсутствии обеих вышеуказанных возможностей остается регулярное консультирование по телефону или по электронной почте.