Файл: Учебное пособие Киров 2010 удк 311(075. 8) Ббк 60. 60я73 К91.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7. Вариация признаков – это:
а) те индивидуальные особенности и различия, которые различают единицы совокупности, обладающие общим признаком;
б) результат измерения величины признака;
в) это свойства, характерные черты или другие особенности единиц и объектов, по которым можно судить о состоянии данного явления.
8. По способу измерения признаки бывают:
а) первичные; в) индивидуальные;
б) относительные; г) количественные.
9. Статистическая закономерность – это:
а) форма статистического наблюдения;
б) это общий (сводный) существенный признак какого-либо массового явления в его качественной и количественной определенности, в конкретных условиях места и времени;
в) это статистическая категория.
10. Первый этап любого статистического исследования – это:
а) контроль статистических данных; в) расчет аналитических показателей;
б) статистическая сводка материалов; г) статистическое наблюдение.
11. Статистическое наблюдение – это:
а) сбор первичных данных о массовых явлениях и процессах;
б) обобщающая характеристика явлений;
в) перепись;
г) анализ совокупности.
12. Программно-методическая часть плана статистического наблюдения включает определение:
а) места, времени, формы, вида, способа наблюдения;
б) цели, объекта, единицы, программы и формуляра наблюдения;
в) организационных вопросов статистического наблюдения;
г) все ответы верные.
13. Отчетной единицей статистического наблюдения является:
а) единица наблюдения;
б) единица совокупности;
в) субъект, предоставляющий данные;
г) субъект, отвечающий за достоверность сведений, полученных в процессе наблюдения.
14. Статистическая отчетность – это:
а) вид статистического наблюдения; б) способ статистического наблюдения;
в) форма статистического наблюдения; г) результат статистического наблюдения.
15. Способы статистического наблюдения:
а) отчетность предприятий и организаций;
б) опрос;
в) периодическое наблюдение;
г) документированное наблюдение;
д) регистровый.
16. По систематичности наблюдения выделяют следующие виды наблюдения:
а) опрос; г) отчетность предприятий и организаций;
б) периодическое; д) непрерывное;
в) сплошное.
17. К способам статистического наблюдения не относится:
а) сплошное наблюдение; в) документальный учет;
б) непосредственное наблюдение; г) опрос.
18. Опрос предполагает использование в качестве источника информации:
а) различные документы; в) слова респондентов;
б) штат добровольных корреспондентов; г) все ответы верные.
19. Критическим моментом в статистическом наблюдении считается:
а) период времени, в течение которого проводится наблюдение;
б) момент времени, по состоянию на который проводится наблюдение;
в) дата окончания сбора сведений по каждой единице статистической совокупности.
20. Срок статистического наблюдения – это время, в течение которого:
а) заполняются статистические формуляры;
б) подбираются и обучаются специалисты для проведения наблюдения;
в) обрабатывается полученный материал в ходе наблюдения;
г) все ответы верные.
21. Объектом статистического наблюдения является:
а) единица наблюдения; в) единица статистической совокупности;
б) статистическая совокупность; г) совокупность признаков изучаемого явления.
22. Расхождение между расчетными и действительными значениями изучаемых величин называется:
а) ошибкой наблюдения; в) ошибкой регистрации;
б) ошибкой репрезентативности; г) случайной ошибкой репрезентативности.
23. Ошибки репрезентативности свойственны:
а) сплошному наблюдению; в) выборочному наблюдению;
б) документированному наблюдению; г) нет верного ответа.
24. Под выборочным наблюдением понимают:
а) обследование наиболее крупных единиц изучаемой совокупности;
б) несплошное наблюдение части единиц совокупности, отобранных случайным способом;
в) наблюдение части единиц совокупности;
г) сплошное наблюдение всех единиц совокупности.
Тема 2
Статистическая сводка и группировка
-
Понятие о статистической сводке. -
Статистические группировки, их виды. Определение числа групп и величины интервала группировки. -
Статистические ряды распределения.
1. Понятие о статистической сводке
После того как первичный статистический материал собран и проконтролирован, переходят ко второму этапу статистического исследования – сводке материалов наблюдения.
Сводка
– комплекс последовательных операций по обобщению конкретных единичных фактов, образующих совокупность для выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом.
По глубине обработки материала сводка бывает простая и сложная.
Простая сводка – операция по подсчету общих итогов по совокупности единиц наблюдения.
Сложная сводка – это комплекс операций, включающих:
-
группировку единиц наблюдения; -
подсчет итогов по каждой группе и по всей совокупности в целом; -
представление результатов сводки и группировки в виде статистических таблиц.
По форме обработки материала сводка бывает децентрализованная и централизованная.
При децентрализованной сводке (она используется, как правило, при обработке статистической отчетности) разработка материала производится последовательными этапами. Так, отчеты предприятий сводятся статистическими органами субъектов РФ, а уже итоги по региону поступают в Росстат и там определяют показатели в целом по народному хозяйству страны.
При централизованной сводке весь первичный материал поступает в одну организацию, где и подвергается обработке от начала и до конца. Централизованная сводка обычно используется для обработки материалов единовременных статистических обследований (перепись населения).
Проведению сводки предшествует разработка ее программы, которая состоит из следующих этапов:
-
выбор группировочных признаков; -
определение порядка формирования групп; -
разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом; -
разработка системы макетов статистических таблиц, в которых должны быть представлены результаты сводки.
2. Статистические группировки, их виды. Определение числа групп и величины интервала группировки
Группировка – один из этапов сложной сводки.
Группировкой называется распределение единиц изучаемой совокупности на группы по определенным существенным для них признакам, в соответствии со следующим принципом: отличие между единицами одной группы должно быть меньше, чем различия между единицами, попадающими в разные группы.
Важнейший вопрос процесса группировки – это выбор группировочного признака и выделение групп. Группировочным признаком называется признак, по которому поизводится разбивка единиц совокупности на отдельные группы. Его часто называют основанием группировки. Группировочный признак должен быть наиболее существенным из всего их множества. В основу группировки может быть положен как количественный, так и качественный признак. В качестве группировочных могут быть выбраны признаки, являющиеся результатом деятельности или факторами производства (последним отдается предпочтение).
Задачи, которые решаются с помощью метода группировки:
-
выделение социально-экономических типов явлений; -
изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем; -
выявление связи и зависимости между явлениями.
Виды статистических группировок.
I. Типологическая группировка – это разделение разнородной совокупности на отдельные качественно однородные группы и выявление на этой основе экономических типов явлений.
Пример типологической группировки:
Таблица 2.1
Группировка промышленных предприятий одного из регионов России
по формам собственности (данные условные)
№ п/п | Группы предприятий по форме собственности | Число предприятий | |
Всего, ед. | В % к итогу | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | Государственная Муниципальная Частная Потребительской кооперации Общественных и религиозных организаций Благотворительных организаций Политических общественных объединений Профессиональных союзов Общественных объединений Религиозных объединений Смешанная российская собственность | 1509 3891 34246 123 4 63 12 1327 654 202 574 | 3,5 9,1 80,4 0,3 0,0 0,1 0,0 3,1 1,5 0,5 1,3 |
| Итого российская собственность | 42605 | 100,0 |
II. Структурная группировка – разделение однородной совокупности по какому-либо варьирующему признаку на группы, характеризующие ее структуру.
Пример структурной группировки:
Таблица 2.2
Распределение работников строительной фирмы по уровню доходов (данные условные)
№ п/п | Группы работников по уровню доходов, руб. | Число работников, чел. | Удельный вес числа работников, % к итогу |
1 2 3 4 | 12500–15000 15000–17500 17500–20000 20000–22500 | 60 30 15 10 | 52,2 26,1 13,0 8,7 |
| Итого | 115 | 100,0 |
Структурная группировка применяется при изучении состава населения по полу, возрасту, месту проживания, уровню доходов; состава предприятий по численности занятых, стоимости основных производственных фондов и т. д.
III. Аналитическая группировка – выявляет взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками.
Пример аналитической группировки:
Таблица 2.3
Группировка коммерческих банков России по сумме активов баланса (данные условные)
№ п/п | Группы банков по сумме активов баланса, млн руб. | Количество банков, ед. | В среднем на один банк | |
Численность занятых, чел. | Чистая прибыль, млрд руб. | |||
1 2 3 4 5 | До 20000 20000–30000 30000–40000 40000–50000 50000 и более | 19 8 7 9 7 | 184 313 374 468 516 | 22,5 31,6 36,0 69,2 205,6 |
| Итого | 50 | 323 | 60,0 |
Особенности аналитической группировки:
-
в основу группировки ставится факторный признак; -
каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака; -
с ростом факторного признака возрастает или убывает среднее значение результативного признака.
Группировка бывает простая и сложная.
Простая группировка – группы образованы по одному признаку.
Сложная группировка – группы образованы по двум и более признакам.
Аналитические группировки, построенные по одному признаку, и сложные группировки позволяют установить связь и определить ее направление между результативным и одним – тремя факторными признаками. Но часто этого бывает недостаточно, т.к. в действительности на изменение величины результативного признака оказывает влияние множество факторов, действующих в разных направлениях. Для исследования многофакторных связей используются многомерные группировки. Целью таких группировок является расчленение совокупности социально-экономических явлений на качественно однородные группы по большому числу признаков одновременно и определение на их основе связи и влияния факторных признаков на результативный.
Наряду с группировками, проведенными на основе первичного статистического материала, применяют группировки на основе сгруппированного материала, или