Файл: Учебное пособие Киров 2010 удк 311(075. 8) Ббк 60. 60я73 К91.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. Вариация признаков – это:

а) те индивидуальные особенности и различия, которые различают единицы совокупности, обладающие общим признаком;

б) результат измерения величины признака;

в) это свойства, характерные черты или другие особенности единиц и объектов, по которым можно судить о состоянии данного явления.

8. По способу измерения признаки бывают:

а) первичные; в) индивидуальные;

б) относительные; г) количественные.

9. Статистическая закономерность – это:

а) форма статистического наблюдения;

б) это общий (сводный) существенный признак какого-либо массового явления в его качественной и количественной определенности, в конкретных условиях места и времени;

в) это статистическая категория.
10. Первый этап любого статистического исследования – это:

а) контроль статистических данных; в) расчет аналитических показателей;

б) статистическая сводка материалов; г) статистическое наблюдение.

11. Статистическое наблюдение – это:

а) сбор первичных данных о массовых явлениях и процессах;

б) обобщающая характеристика явлений;

в) перепись;

г) анализ совокупности.

12. Программно-методическая часть плана статистического наблюдения включает определение:

а) места, времени, формы, вида, способа наблюдения;

б) цели, объекта, единицы, программы и формуляра наблюдения;

в) организационных вопросов статистического наблюдения;

г) все ответы верные.

13. Отчетной единицей статистического наблюдения является:

а) единица наблюдения;

б) единица совокупности;

в) субъект, предоставляющий данные;

г) субъект, отвечающий за достоверность сведений, полученных в процессе наблюдения.

14. Статистическая отчетность – это:

а) вид статистического наблюдения; б) способ статистического наблюдения;

в) форма статистического наблюдения; г) результат статистического наблюдения.

15. Способы статистического наблюдения:

а) отчетность предприятий и организаций;

б) опрос;

в) периодическое наблюдение;

г) документированное наблюдение;

д) регистровый.

16. По систематичности наблюдения выделяют следующие виды наблюдения:

а) опрос; г) отчетность предприятий и организаций;

б) периодическое; д) непрерывное;

в) сплошное.

17. К способам статистического наблюдения не относится:


а) сплошное наблюдение; в) документальный учет;

б) непосредственное наблюдение; г) опрос.

18. Опрос предполагает использование в качестве источника информации:

а) различные документы; в) слова респондентов;

б) штат добровольных корреспондентов; г) все ответы верные.

19. Критическим моментом в статистическом наблюдении считается:

а) период времени, в течение которого проводится наблюдение;

б) момент времени, по состоянию на который проводится наблюдение;

в) дата окончания сбора сведений по каждой единице статистической совокупности.

20. Срок статистического наблюдения – это время, в течение которого:

а) заполняются статистические формуляры;

б) подбираются и обучаются специалисты для проведения наблюдения;

в) обрабатывается полученный материал в ходе наблюдения;

г) все ответы верные.

21. Объектом статистического наблюдения является:

а) единица наблюдения; в) единица статистической совокупности;

б) статистическая совокупность; г) совокупность признаков изучаемого явления.

22. Расхождение между расчетными и действительными значениями изучаемых величин называется:

а) ошибкой наблюдения; в) ошибкой регистрации;

б) ошибкой репрезентативности; г) случайной ошибкой репрезентативности.

23. Ошибки репрезентативности свойственны:

а) сплошному наблюдению; в) выборочному наблюдению;

б) документированному наблюдению; г) нет верного ответа.

24. Под выборочным наблюдением понимают:

а) обследование наиболее крупных единиц изучаемой совокупности;

б) несплошное наблюдение части единиц совокупности, отобранных случайным способом;

в) наблюдение части единиц совокупности;

г) сплошное наблюдение всех единиц совокупности.

Тема 2

Статистическая сводка и группировка

  1. Понятие о статистической сводке.

  2. Статистические группировки, их виды. Определение числа групп и величины интервала группировки.

  3. Статистические ряды распределения.

1. Понятие о статистической сводке

После того как первичный статистический материал собран и проконтролирован, переходят ко второму этапу статистического исследования – сводке материалов наблюдения.

Сводка
– комплекс последовательных операций по обобщению конкретных единичных фактов, образующих совокупность для выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом.

По глубине обработки материала сводка бывает простая и сложная.

Простая сводка – операция по подсчету общих итогов по совокупности единиц наблюдения.

Сложная сводка – это комплекс операций, включающих:

    1. группировку единиц наблюдения;

    2. подсчет итогов по каждой группе и по всей совокупности в целом;

    3. представление результатов сводки и группировки в виде статистических таблиц.

По форме обработки материала сводка бывает децентрализованная и централизованная.

При децентрализованной сводке (она используется, как правило, при обработке статистической отчетности) разработка материала производится последовательными этапами. Так, отчеты предприятий сводятся статистическими органами субъектов РФ, а уже итоги по региону поступают в Росстат и там определяют показатели в целом по народному хозяйству страны.

При централизованной сводке весь первичный материал поступает в одну организацию, где и подвергается обработке от начала и до конца. Централизованная сводка обычно используется для обработки материалов единовременных статистических обследований (перепись населения).

Проведению сводки предшествует разработка ее программы, которая состоит из следующих этапов:

  1. выбор группировочных признаков;

  2. определение порядка формирования групп;

  3. разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом;

  4. разработка системы макетов статистических таблиц, в которых должны быть представлены результаты сводки.

2. Статистические группировки, их виды. Определение числа групп и величины интервала группировки

Группировка – один из этапов сложной сводки.

Группировкой называется распределение единиц изучаемой совокупности на группы по определенным существенным для них признакам, в соответствии со следующим принципом: отличие между единицами одной группы должно быть меньше, чем различия между единицами, попадающими в разные группы.

Важнейший вопрос процесса группировки – это выбор группировочного признака и выделение групп. Группировочным признаком называется признак, по которому поизводится разбивка единиц совокупности на отдельные группы. Его часто называют основанием группировки. Группировочный признак должен быть наиболее существенным из всего их множества. В основу группировки может быть положен как количественный, так и качественный признак. В качестве группировочных могут быть выбраны признаки, являющиеся результатом деятельности или факторами производства (последним отдается предпочтение).


Задачи, которые решаются с помощью метода группировки:

  1. выделение социально-экономических типов явлений;

  2. изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;

  3. выявление связи и зависимости между явлениями.

Виды статистических группировок.

I. Типологическая группировка – это разделение разнородной совокупности на отдельные качественно однородные группы и выявление на этой основе экономических типов явлений.

Пример типологической группировки:


Таблица 2.1

Группировка промышленных предприятий одного из регионов России

по формам собственности (данные условные)

№ п/п

Группы предприятий по форме собственности

Число предприятий

Всего, ед.
В % к итогу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Государственная

Муниципальная

Частная

Потребительской кооперации

Общественных и религиозных организаций

Благотворительных организаций

Политических общественных объединений

Профессиональных союзов

Общественных объединений

Религиозных объединений

Смешанная российская собственность

1509

3891

34246

123

4

63

12

1327

654

202

574

3,5

9,1

80,4

0,3

0,0

0,1

0,0

3,1

1,5

0,5

1,3




Итого российская собственность

42605

100,0


II. Структурная группировка – разделение однородной совокупности по какому-либо варьирующему признаку на группы, характеризующие ее структуру.

Пример структурной группировки:

Таблица 2.2

Распределение работников строительной фирмы по уровню доходов (данные условные)

№ п/п

Группы работников по уровню доходов, руб.

Число работников, чел.

Удельный вес числа работников, % к итогу

1

2

3

4

12500–15000

15000–17500

17500–20000

20000–22500

60

30

15

10

52,2

26,1

13,0

8,7




Итого

115

100,0


Структурная группировка применяется при изучении состава населения по полу, возрасту, месту проживания, уровню доходов; состава предприятий по численности занятых, стоимости основных производственных фондов и т. д.

III. Аналитическая группировка – выявляет взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками.

Пример аналитической группировки:

Таблица 2.3

Группировка коммерческих банков России по сумме активов баланса (данные условные)

№ п/п

Группы банков по сумме активов баланса, млн руб.

Количество банков, ед.

В среднем на один банк

Численность занятых, чел.

Чистая прибыль, млрд руб.

1

2

3

4

5

До 20000

20000–30000

30000–40000

40000–50000

50000 и более

19

8

7

9

7

184

313

374

468

516

22,5

31,6

36,0

69,2

205,6




Итого

50

323

60,0

Особенности аналитической группировки:

  1. в основу группировки ставится факторный признак;

  2. каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака;

  3. с ростом факторного признака возрастает или убывает среднее значение результативного признака.

Группировка бывает простая и сложная.

Простая группировка – группы образованы по одному признаку.

Сложная группировка – группы образованы по двум и более признакам.

Аналитические группировки, построенные по одному признаку, и сложные группировки позволяют установить связь и определить ее направление между результативным и одним – тремя факторными признаками. Но часто этого бывает недостаточно, т.к. в действительности на изменение величины результативного признака оказывает влияние множество факторов, действующих в разных направлениях. Для исследования многофакторных связей используются многомерные группировки. Целью таких группировок является расчленение совокупности социально-экономических явлений на качественно однородные группы по большому числу признаков одновременно и определение на их основе связи и влияния факторных признаков на результативный.

Наряду с группировками, проведенными на основе первичного статистического материала, применяют группировки на основе сгруппированного материала, или