Файл: Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация Многопрофильная Академия непрерывного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

Современная ситуация в российском дошкольном образовании показывает, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждения России гендерные особенности не учитываются. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек. Кроме того, мальчик в ходе типичного для наших дней феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать – воспитательница – учительница). Педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении, со взрослыми и сверстниками.

Следует отметить, что современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь. Но так как для дошкольника главный вид деятельности игра, то вся работа построена на игре.

Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе. В своей работе я использовала русский народный фольклор с учетом на гендер мальчик или девочка. С детьми рассматривали иллюстрации одежды мальчиков и девочек, любимые игрушки каждого пола. Рассматривание собственной одежды и обуви, нахождение в ней сходства и различия, вызывало огромный интерес у девочек и мальчиков.

Cемья для ребенка - это целый мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятия добра и зла.

Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности. И этому подтверждением послужила проведенная мной методика «Кто я?». Автор методики: А.И. Захаров. Целью было – выявление представлений детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Проводя беседы с детьми, я смогла увидеть, что девочки и мальчики понимают к какому полу они принадлежат. Но вот отвечая на вопрос: «Какие мальчики (девочки) тебе нравятся? - дети обращали внимание на внешний вид, говоря: «Аня красивая» и не могли назвать качества личности.


Детей отвечающих на вопросы о роли папы и мамы, можно поделить на три группы.

В первой группе детей четко сформированы представления о семейных отношениях, обязанностях.

Во второй группе детей имеются представления о роли отца и матери в семье.

Но у детей нет четких представлений об обязанностях членов семьи.

А третья группа детей характеризуется тем, что представления детей о роли отца и матери расплывчаты, сводятся к материальным ценностям. Они не имеют представления об обязанностях членов семьи.

Я смогла сделать вывод: роль гендерного воспитания очень важна в наше время. Изучать этот вопрос должны педагоги, а также родители. И все кто окружает детей, должны понимать - мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Нужно постараться понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от родителей и воспитателей.

  1. Раскройте понятия «Мужественность и женственность»

Мужественность и женственность

Мужественность

Многие письма, приходящие ко мне на почту, содержат просьбы мужчин помочь им разобраться в тех особенностях поведения и восприятия мира, которые отличают их от женщин.

Одно из таких понятий – мужественность.

Мужественностью с некоторых пор стали заражаться женщины. Поэтому не удивительно, что настоящие мужчины хотят разобраться в том, что же по праву принадлежит им.

Обратимся к нескольким толковым словарям (Д. Ушакова, С. Ожегова, Н. Шведовой). Вот что можно найти там:

? Мужество – это одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха.

? Мужество зачастую выступает как способность переносить страдания, включая физическую боль. Храбрость, присутствие духа в опасности.

Два слова тесно сопряжены друг с другом:

Мужчина – мужественность.

С понятием мужественный связаны явно выраженные физические и психосексуальные качества мужчины:

Сила, душевная стойкость и смелость, присутствие духа в беде и в опасности, храбрость. Обладающий мужеством человек, выражающий мужество. Безбоязненность, бесстрашие, бесстрашность, бестрепетность, бравость, героизм, дерзостность, дерзость, мужество, непоколебимость, непреклонность, несгибаемость, неустрашимость, отвага, решительность, смелость, стоицизм, стойкость, твердость.


Иногда говорят: иметь мужество говорить правду в глаза.

В старину говорили – храбрый.

Что означало:

Мужественный, смелый, отважный, неустрашимый среди боя, доблестный в воинстве. Отважный, доблестный, молодецкий, отчаянный, прыткий, неустрашимый, удалой, ухарский, бравый.

Все это мужские качества.

Женственность

Точного определения этого термина в науке на данный момент не существует. Внешний вид барышни имеет огромное значение, но облик — это не первостепенный признак женственности.

В социуме это определение иллюстрируется наличием у женщины ряда качеств, среди которых наиболее важные: хрупкость; эмоциональность; нежность; верность; искренность; скромность.

Когда в женщине с перечисленными чертами характера гармонично сочетается спокойствие, уравновешенность, мягкость, то вокруг нее образуется не зримая притягательная аура, которую называют женственностью.

Женственность выражается не только во внешнем виде. Важны также: манера разговора (отсутствие агрессии и резких интонаций); улыбчивость, мечтательность; доброжелательность; умение вызвать на откровенность собеседника и выслушать его. зримая притягательная аура, которую называют женственностью.

В противоположность мужественности, которая включает в себя понятия твердости, агрессивности, стойкости и т. д., женственность связана с такими понятиями, как эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, верность, что вызывает в мужчине желание оберегать и защищать женщину.

Понятие женственности включает в себя как чисто биологические, так и социальные и культурные аспекты и не связано напрямую с женским биологическим полом.

3. Дайте характеристику эффективных форм взаимодействия с родителями по данной теме

Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.

Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.


Поэтому, важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольника педагоги нашего ДОУ считают вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей, т.к. именно период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

Поэтому в своей работе по гендерному воспитанию дошкольников мы стараемся решить следующие задачи:

- Формирование полоролевых знаний, развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.

- Формирование представлений дошкольников о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре.

- Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.)

- Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия

Так, например, приходя утром в детский сад, детки нашей группы переодеваются и вешают одежду в шкафчики со своим именем в уменьшительно-ласкательной форме.

- Формирование дружеского, толерантного отношения к противоположному полу.

Решать данные задачи мы стараемся через:

- расширение знаний о развитии ребенка;

- возможность понимания своего ребенка;

-совместную деятельность родителей и ребенка.

Исходя из вышесказанного, в работе с семьей мы используем следующие методы:

- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями; плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка (консультации «Роль родителей в половой идентификации ребенка» «Детские игры - дело серьёзное», «Особенности игр мальчиков и девочек», «Дети и средства массовой информации», «Осторожно, игрушка» и т.д.);

- просмотр родителями различных видов деятельности (занятия, прогулки, беседы, развлечения, утренники);

- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее). Так , например, доброй традицией в нашем детском саду стало проведение спортивного праздника, посвященного Дню защитника Отечества, в котором принимают участие не только сами дети, но и их отцы, дедушки, старшие братья.


- привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликация, лепка, работа в индивидуальных тетрадях и прочее);

- проведение опросов, анкетирование с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.

- Участие в совместных проектах. Например, выпуск стенгазеты «Я и моя семья»

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.

Поэтому необходимо объяснить родителям, что игрушка - это не просто забава?

Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом. А потому, совсем немаловажно, в какие игры играют наши дети!

Работа с родителями в нашем детском саду ведется систематически, их активно приобщают к педагогическому процессу; подготавливаются информационные материалы, выставки детского творчества, выставки семейных работ, проектов, игр и многое другое. Вся работа строится на добровольном сотрудничестве и расширении поля позитивного общения в семье, реализуются планы по организации совместных дел для родителей и детей.

Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.