Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:
Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.
Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.
Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.
Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.
Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.
Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата
Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.
Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика
Вопрос 75. Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.
Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.
Вопрос 49.Становление германской государственности
С распадом империи Каролингов (середина IX в.) на исторических территориях германских племен образовалось самостоятельное Восточно-Франкское государство. В королевство вошли земли преимущественно с германским населением. Такая этническая сплоченность была редкой для средневековья. Королевство не обладало, однако, государственно-политическим единством. К началу Х в. Германия представляла совокупность герцогств, крупнейшими из которых были Франкония, Швабия, Бавария, Тюрингия, Саксония.
Герцогства не были реально взаимосвязаны друг с другом, они существенно различались даже по социальному укладу. В западных областях прочно утвердился вотчинно-ленный феодализм, почти не осталось свободного крестьянства, возникали новые социально-экономические центры — города. В восточных областях феодализация общества была слабой, социальный уклад был сориентирован на общинные связи, сохранялись значительные территории с догосударственным бытом варварских времен; там только появлялись позднейшие из варварских правдЕдинство государства окрепло с утверждением на королевском престоле Саксонской династии (919 — 1024). Были временно преодолены междуусобные распри, несколькими удачными внешними войнами в основном определены территории, принадлежащие королевству, установлено особое политическое место короля в феодальной иерархии — король Оттон I был коронован (в условном центре государства — Аахене). Формирование единой государственной организации королевства было своеобразным в силу большой зависимости королевской власти от племенных герцогств. Становление государственности в Германии шло в опоре на церковь как единственную носительницу государственного начала.
Единственными органами государственного управления в королевстве были церковные институты: монастыри, аббатства, епископства. Только они реально и были заинтересованы в создании более централизованного государства: Римская церковь надеялась найти в новом государстве воспреемницу идеи Христианской Империи. Чтобы прочнее привязать церковь к королевской власти, германские монархи стали практиковать большие земельные пожалования духовенству. Пожалования сопровождались передачей церкви юрисдикции и даже политических прав в отношении населения этих областей, включая и феодалов. В начале XI в. началась
даже передача в руки церкви целых графств, а графов ставили епископами. Епископам и аббатам предоставлялось право королевского бана в отношении подвластной территории (совокупность военных, административных и судебных полномочий).
Назначение на высшие церковные должности производилось королем. Тем самым церковная администрация превращалась, по сути, в государственную, учитывая, что священнический стаж большинства высших иерархов начинался только с назначением. Церковные сановники привлекались к несению дипломатической, военной службы, выполнению политических дел. Вассалы епископов и аббатов составляли большую часть армии, нередко сами епископы и возглавляли полки. Это была особая имперская церковь (Reichskirche).
Такая церковная государственность несла в себе предпосылки очень неоднозначных политических следствий. Во-первых, к XIII в. многие епископства превратились в обособленные и политически замкнутые территории, лишь номинально подчиненные в ленной иерархии королю. Во-вторых, активная процерковная политика германских королей неизбежно вовлекла Германию в вековую внешнеполитическую авантюру: борьбу за доминирование над Римом и папством, за подчинение Италии. Эта борьба дополнялась стремлением обогатиться за счет цветущих городов Северной Италии.
Война за Италию и возобладание над папством поначалу принесли огромные политические выгоды. В 962 г. Отгон I был коронован в Риме императорской короной. Образовалась Священная Римская империя, куда, помимо Германии, включились Италия, часть Южной Франции и территории Центральной и Восточной Европы. Однако исторически образование империи, несомненно, воспрепятствовало германскому национально-политическому единству В-третьих, переплетение королевской и церковной власти в империи вызвало уже в XI в. длительную борьбу за инвеституру с папами, т. е. за право назначать в церковные должности. С избранием папой Григория VII стремление императоров диктовать свои условия потерпело крушение: Генрих IV был даже вынужден пройти унизительную процедуру своего «прощения» папой в замке Каносcа (тем и прославившемся). Борьба империи и папства в итоге завершилась подписанием Вормского конкордата (1122)
. Согласно нему, выборы епископов в империи впредь должны были проводиться различно: в Германии — под надзором императора, в других частях — без участия имперской власти. После избрания император вручал епископу светскую инвеституру (власть), папа — символы духовной. Примирение имело не только церковные последствия. Оно в значительной степени выводило из-под политической подчиненности королей епископов, которым ранее передали государственные права. Центральная власть начала ослабевать.
Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.
Территория Германии в VI - VIII вв. входила в состав Франкского государства. С распадом империи Каролингов территория Германии стала частью Восточно-Франкского королевства, что положило начало государственному обособлению германских областей. Первоначально Германия включала четыре племенных герцогства (Саксонию, Франконию, Швабию, Аллеманию) и Баварию; позднее были присоединены Лотарингия и Фризия (Фрисландия- французские, итальянские и славянские земли).
Особенностями сословной структуры Германии были дробность и отсутствие единства в масштабе всей страны. Существовали:
• имперские сословия- имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов;
• земские сословия - дворяне и духовенство княжеств и
горожане княжеских городов.
Духовенство разделилось на:
• высшее - епископы, аббаты;
• низшее - сельские и городские священники.
В германских городах имущественная дифференциация привела к образованию трех различных групп:
• патрициата - городской верхушки, которая держала в своих руках всегородские должности;
• бюргерства, которое состояло из средней части населения городов, полноправных мастеров и находилось в оппозиции к патрициату;
• городского плебса, также занимавшего оппозицию по отношению к патрициату; к нему относились подмастерья, поденщики, неимущие горожане.
Золотая булла закрепила исторически сложившуюся практику, прик-й управление Германией фактически сосредотачивалось в руках 7 курфюрств: 3 архиепископа и самые главные герцоги. Булла подробно регламентировала процедуру выбора императора курфюрстами. Булла создала коллегию курфюрств как органа гос.управления, к-я созывалась раз в месяц. Коллегия имела право судить императора и смещать его со своего поста.
Высшая власть в Германии признавалась за коллегией курфюрстов, которые избирали императора и решали важнейшие общегосударственные дела.
Общегерманским законодательным органом был рейхстаг
, состоявший, из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов;Рейхстаг созывался императором два раза в год. Дела подлежали обсуждению по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага включала в себя следующее: установление мира между княжествами, организацию общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира и т.д.
+В княжествах сложились свои местные соеловно-представительные учреждения - ландтаги, собрания местных чинов, состоявшие из трех палати представлявшие духовенство, дворянство и горожан.
Вопрос 51.Государственная система Германской империи в хіv – хv вв.
Высшая власть в Германии признавалась за коллегией курфюрстов, которые избирали императора и решали важнейшие общегосударственные дела.
Общегерманским законодательным органом был рейхстаг, состоявший, из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов;Рейхстаг созывался императором два раза в год. Дела подлежали обсуждению по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага включала в себя следующее: установление мира между княжествами, организацию общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира и т.д.
+В княжествах сложились свои местные соеловно-представительные учреждения - ландтаги, собрания местных чинов, состоявшие из трех палати представлявшие духовенство, дворянство и горожан. Значительную роль в жизни Германии играли города. Правовой статус города определял объем его самостоятельности. Германские города были трех видов: имперские - непосредственные вассалы короля; вольные - пользовавшиеся полным самоуправлением;княжеские - подчинявшиеся тому князю, в княжестве которого они находились. Законодательная власть в городах осуществлялась советом, состоявшим из комиссий по отраслям городского хозяйства. Исполнительная властьмагистратомво главе с одним или несколькими бургомистрами.