Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ


Война за независимость и образование латиноамериканских государств

Испанская и Португальская колониальные империи в Америке

Процесс становления колониальных систем Испании и Португалии в Америке начался еще в конце XV – начале XVI в. Хотя завоевание "Индий", как официально именовались испанские колонии, рассматривалось как цивилизаторская миссия, как обращение в христианство язычников-индейцев, оно осуществлялось в основном военно-феодальными методами.

Традиционная индейская государственность, там, где она существовала (майя, инки, ацтеки и т.д.), была уничтожена конкистадорами. Земля в колониях официально считалась собственностью короны, но с XVI в. фактически перешла в руки колонизаторов и католической церкви. Широкое распространение получила система энкомиенды, своеобразной разновидности полукрепостнического, полурабского труда индейцев.

Юридически считалось, что индейские общины, находившиеся на захваченных территориях, передавались под "опеку" латифундистам-энкомендеро. Лишь в XVIII в. под влиянием зарождающегося капиталистического уклада на смену энкомиенде приходит пеонаж (долговая кабала), построенная на полуфеодальных арендных отношениях.

Колониальная администрация исторически формировалась по ходу самой территориальной экспансии Испании и Португалии в Латинской Америке.

За 300 лет господства Испании в Америке сложилась колониальная империя с чрезвычайно сложной социальной и этнической структурой, с единой католической верой и с централизованной системой управления. На вершине властной пирамиды стоял испанский король. Практически же общее руководство политикой Испании в колониях осуществляли Торговая палата, а затем с 1524 г. – созданный при короле Совет по делам Индий, первый в мировой истории специализированный центральный орган колониальной администрации. Этот Совет издавал колониальные законы, назначал высших чиновников, был верховной апелляционной инстанцией для колониальных судов.

Систему непосредственного управления в самой Америке возглавляли вице-короли, которые не просто представляли, но как бы олицетворяли собой испанскую корону. В колониях им оказывали все почести, которые причитались самому испанскому королю.

К концу XVIII в. в Латинской Америке было создано четыре вице-королевства: Новая Испания (столица Мехико), Новая Гранада (Богота), Перу (Лима), Рио-де-ла-Плата (Буэнос-Айрес).


Вице-короли командовали вооруженными силами, издавали местные законы, руководили администрацией, закрепляли земли и индейские общины за испанскими переселенцами, контролировали сбор налогов. Их полномочия действительно были как у монарха, а потому даже в официальной доктрине Испании вице-королевства рассматривались как находящиеся в федеративном союзе с Испанским королевством (королевства Леона и Кастильи).

В менее значимые для испанской короны колонии назначались генерал-капитаны, которые номинально подчинялись вице- королям, но практически пользовались административной самостоятельностью и получали указания непосредственно от Совета по делам Индий.

К концу XIX в. были образованы генерал-капитанства в Гватемале, Венесуэле, Чили и на Кубе. Впоследствии эти искусственно сложившиеся границы между вице-королевствами и генерал-капитанствами стали основой пограничной демаркации для самостоятельных латиноамериканских государств. Важную роль в колониальном управлении играли создаваемые при вице-королях или генерал-капитанах особые судебно-административные органы – аудиенции.

В провинциях, на которые делились колонии, руководство администрацией, судом, церковью осуществляли губернаторы, которым, в свою очередь, были подчинены коррехидоры, старшие алькальды. В XVIII в. для большей централизации системы управления в провинции назначались интенданты и субделегаты.

Все высшие должности в колониальной администрации в Латинской Америке замещались исключительно выходцами из числа испанской феодальной знати, присылаемой в колонию на ограниченный срок (обычно па 3–6 лет), так как считалось, что длительное пребывание испанцев в колониях, внебрачные связи ведут к "порче крови".

Единственным звеном колониальной администрации, доступным местному дворянству из потомков испанских поселенцев (креолам), уже утративших "чистоту крови", было городское управление. Здесь сохранялись некоторые традиции и формы, заимствованные из муниципального самоуправления Испании. Имущая верхушка составляла муниципальную корпорацию – кабильдо. Управление городами осуществляли советники (рехидоры) и избираемый ими алькальд.

Огромную роль в колониальном управлении Латинской Америкой играла католическая церковь. Папская булла в 1493 г. дала испанским королям право патронажа над церковью в колониях, в частности право назначать на церковные должности. В результате церковь стала органической частью колониального аппарата, хотя и использовала при этом свои специфические духовные средства воздействия па население колоний. Инквизиционные трибуналы сурово карали не только за отход от католической веры, но и за высказывание крамольных политических идей.
Церковь была крупным землевладельцем, сосредоточившим в своих руках греть всей пахотной земли колоний.

Экономическая мощь церкви позволяла ей претендовать на самостоятельность в политической жизни. В Парагвае, например, орден иезуитов организовал подобие автономного, закрытого для внешнего мира и для официальных властей государства, основанного на принудительном труде индейцев в церковных владениях (редукциях). Это своеобразное политическое образование иезуитов просуществовало более столетия.

Многоступенчатый и сложный аппарат колониального управления в Латинской Америке отличался чудовищным бюрократизмом, неэффективностью и коррупцией. Строжайшая централизация нс мешала чиновникам всех рангов, начиная от вице-королей и кончая городскими рехидорами, пользоваться большой отдаленностью от Испании, проявлять самовластие, осуществлять правотворчество, допускать любые беззакония.

К концу XVIII в. вице-королевства и генерал-капитанства в связи с ростом противоречий между метрополией и колониями превратились в своеобразные квази государства, постепенно начинавшие самостоятельное политическое существование. Чиновники в колониях по отношению к властям метрополии часто руководствовались правилом: "повинуюсь, но не выполняю".

Испанская администрация стремилась тщательно регламентировать все стороны жизни населения в колониях, разработала для них огромную массу законодательных актов. В 1680 г. был издан официальный сборник колониального права – Свод законов королевства Индий, который включал девять книг и 6377 законов.

Колониальное законодательство закрепляло систему феодальной поземельной собственности (энкомиенды, асьенды, латифундии) и сословное деление общества. Это деление проявилось не только в предоставлении урожденным испанцам и креолам типично феодальных привилегий (дворянские титулы), но и в установлении неполноправности индейцев, негров и лиц смешанного происхождения (метисов, мулатов). Характерным для колониального права было также то, что креолы, составлявшие основную часть феодальной знати в Латинской Америке (идальго, кабальеро), по своему правовому положению все же стояли ниже, чем лица, родившиеся в Испании.

Схожей была система управления в Бразилии, являвшейся колонией Португалии. С XVII в. колониальную администрацию возглавил вице-король, при котором были созданы военное и налоговое ведомства. Ему подчинялся местный аппарат управления. Однако колониальная система в Бразилии была менее централизованной, поскольку португальской короне не удалось полностью преодолеть местный сепаратизм, опиравшийся на феодальные права фазендейро – плантаторов, эксплуатировавших преимущественно труд негров-рабов.


Вопрос 119. Изменения в источниках права, отраслях законодательства, национальных системах права в Новейшее время. Изменение в источниках и системе права

Существенные изменения в формах и содержании права Новейшего времени, в основных источниках и системе тесным образом связаны и, в конечном счете, обусловлены теми глобальными изменениями, которые произошли в XX в., особенно в его второй половине.

Это связано с вступлением развитых государств в постиндустриальную фазу развития, с ускоряющейся научно-технической революцией, усложнением экономических процессов, обострением социальных противоречий.

Важнейшее предназначение права, правовой системы, законодательства в современных условиях состоит не столько в охране существующей политической и экономической системы, государственного и общественного строя, а главным образом, в сохранении общедемократических устоев и традиций, адаптации к новым потребностям человечества.

Сегодня на первый план выходят общесоциальные, общерегулятивные функции права. Действующее право, законодательство призвано быть «высшим арбитром» в разрешении многочисленных проблем, стоящих на повестке дня.



Здесь и отношения, связанные с новыми формами общественного производства и собственности, отношения, связанные с необходимостью охраны окружающей среды, борьбы с болезнями и преступностью и т.д.

Право является средством и инструментом сильной социальной политики, особенно в сфере отношений собственности и регулирования рыночной экономики.

Процесс развитие права в одних странах характеризуется определенной преемственностью, в других государствах — крупными реформами в сфере законодательства.

В Новейшее время в ведущих государствах происходит отход от некоторых основополагающих правовых принципов и черт, свойственных законодательству XVII—XX вв., которые казались естественными и незыблемыми. Это относится, например, к принципу «абсолютной» частной собственности, принципу равенства сторон в договоре, стабильности условий договора и т.д. Важные изменения в XX столетии претерпели источники и системы права
, а также основные, важнейшие институты и отрасли права.

В источниках права происходит замена кодифицированного материала. На смену ранее действующим приходят новые кодексы. Так, во Франции принимается новый Уголовно-процессуальный кодекс 1958 г. вместо УПК 1807 г. и Уголовный кодекс 1994 г. вместо УК 1810 г., в Перу вместо Гражданского кодекса 1936 г. вводится ГК 1984 г., в Мексике вместо ГК 1884 г. вводится ГК 1932 г. и др.

Проводятся крупные работы по кодификации и консолидации законодательства. Во Франции с 1951 по 1956 гг. в действие вводятся 19 кодексов: трудовой, аграрный, избирательный, пенсионный и т.д. В связи с этим в Англии принимается «Акт о процедуре консолидации законодательства» 1949 г. В США в 1926 г. принят Федеральный Свод Законов. В странах с англосаксонской системой права в нашем столетии принимаются своды нормативных правовых актов, которые периодически переиздаются.

Рост и значение актов исполнительных органов государственной власти становится общей тенденцией Новейшего времени. Это проявляется в общем падении роли представительных учреждений, в издании большого количества декретов, приказов, регламентов министерств, ведомств в связи с делегированным законодательством.

Особенно наглядно рост и значение актов исполнительных органов власти и управления проявилась в фашистских государствах (Германии, Италии и др.), где при авторитарном режиме правительства открыто узурпировали законные полномочия парламентов.

В ряду других источников права возрастает роль и значение судебной практики и прецедентного права в целом.

В ряде стран (США, Англии) роль прецедентов падает, с другой стороны, определенное влияние приобретают конституционные доктрины (Верховный Суд США), которые ведут к изменению отдельных отраслей права, становятся одним из важнейших источников государственного права.

Создание конституционных судов (Италия, ФРГ) способствует усилению роли судебной практики.

Однако считается, что в США, например, прецедент по-прежнему остается основным источником права и что он все еще предпочтительнее «застывших законодательных кодексов».

В период резкого обострения экономико-политической обстановки, социальных проблем зарубежные государства идут на принятие чрезвычайного законодательства, которое имеет положительные и отрицательные моменты.

Именно такой исключительный характер имели мероприятия зарубежных государств по стабилизации экономики после окончания первой мировой войны, антикризисные программы в начале 1930-х гг. , законодательство США периода «Нового курса» («Акт о восстановлении национальной промышленности» 1933 г., «Акт о регулировании сельского хозяйства» 1933 г. и др.).