Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ



Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.



Революции XVII в. и строй последующей конституционной монархии в Англии в целом сохранили исторический уклад английского права и юстиции:

- необычайная сложность и многозвенность судебной системы, различие между уголовной и гражданской юстицией по самим принципам разбирательства, наличие внутри общей юстиции деления на «общее право» и «право справедливости», ориентирование правоприменения на прецеденты и только потом на законодательство, важность ссылок на правовые обычаи (восходящие как минимум к 1189г.).

Одним из первых важных шагов к совершенствованию традиционной судебно-правовой системы в духе возрастания законодательной её регламентации стало издание специального парламентского «Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями» (26 мая 1679 г.). Этим актом были установлены прочные правовые гарантии неприкосновенности личности – едва ли не самого важного элемента взаимоотношений гражданина государства с его юстицией и администрацией. По первым словам судебного приказа*, который регламентировался в законе, он получил историческое наименование Habeas corpus Act.

^ Habeas Carpus Ad Judicierandum, т. е. «доставить тело для предания суду». Словами Habeas Corpus начинались и многие другие судебные приказы: доставить заключенного, передать высшему суду.

Принятие Акта было связано с обстоятельствами политической борьбы первого вигского парламента периода Реставрации (см. § 52) и практической необходимостью победившей партии обезопасить себя от политических преследований под формой уголовных обвинений. Однако сама идея законодательного регулирования неприкосновенности личности на основании процедуры habeas corpus (доставка обвинённого в суд для решения об освобождении или о предании суду присяжных), известной в английском праве с XVI в., обсуждалась ещё в период борьбы с абсолютизмом. Впервые требование сделать безусловным быстрейшее предание арестованного суду прозвучало в Петиции о праве 1628 г. Ещё раз и более основательно предложение о видоизменении практики превентивных и несудебных арестов было внесено в парламент в 1668 г.


Согласно Акту, любой арестованный «за уголовные или считаемые уголовными деяния» теперь мог потребовать на основании приказа habeas corpus доставки в суд, выдавший данный приказ, где будут «удостоверены истинные причины задержания или заключения». Судебная проверка обоснованности ареста вводилась, во-первых, для предотвращения вообще неправовых и необоснованных арестов по произволу администрации, во-вторых – чтобы «подданные короля к их большому убытку и обиде не были длительно задержаны в тюрьме в таких случаях, когда по закону они могут быть взяты на поруки».

После установления обоснованности или необоснованности ареста в судебном порядке (т. е. подразумевалось, что решение можно законно обжаловать), судья или отпускал арестованного, или брал с него обязательство явиться в суд королевской скамьи в ближайшую сессию. В качестве гарантии явки устанавливался залог-поручительство «в сумме по своему усмотрению сообразно состоянию заключённого и роду его преступления». Важной гарантией положения арестованного было и то, что ходатайствовать о всех таких судебных действиях могли его родственники и вообще любые лица, заинтересованные в деле.

Выполнение приказа habeas corpus было обставлено важными административными гарантиями: неподчинившихся приказам суда шерифов, тюремщиков, иных администраторов ожидали крупные денежные штрафы, а в случае вторичного проступка – и отстранение от должности.

Гарантии, установленные Актом, распространялись только на аресты по уголовным обвинениям и не касались возможного задержания несостоятельных должников.

Процедура освобождения под поручительство (залог) не распространялась первоначально на тяжкие уголовные преступления и на обвинения в государственной измене. Однако и для таких обвиняемых вводилось более строгое правило о том, чтобы их дело было рассмотрено судами в ближайшую судебную сессию. Если этого сделано не было, то арестованных следовало безусловно отпускать, и они не могли быть более никогда снова арестованы за то же преступление иначе, как по формально выполненному судебному приказу. В первой половине XIX в. ограничения, касавшиеся тяжких обвинений и государственной измены, были сняты.

Акт 1679 г. не создавал абсолютных гарантий неприкосновенности личности. Во-первых, по материальному смыслу требуемого поручительства: очевидно, что только собственники могли рассчитывать на денежное поручительство родных, соседей и т. п. Никаких общественных институтов для поручительства, например за «бедных» (целое сословие, специально образованное английскими законами XVI-XVIII вв.), не предполагалось. Во-вторых, юридически за парламентом сохранялось право в любой момент приостанавливать действие Акта и гарантий (на непродолжительное время, но все же). Причем в случае такой приостановки парламент просто призывал судебные власти использовать превентивные аресты для предотвращения широкой волны преступности либо политически нежелательных общественных действий. Так, например, в 1816 г. при народных волнениях процедура habeas corpus была приостановлена парламентом, и даже мировым судьям было предоставлено право арестовывать без суда «авторов и продавцов революционных или богохульных сочинений» (что в обычных условиях было недопустимо вообще).


В целом Акт 1679 г. существенно изменил положение обвиняемого в уголовном суде и характер самой уголовной юстиции.

Вопрос 76. Становление североамериканской государственности. «Декларация независимости США» 1776 г. и «Статьи конфедерации»: основные положения и значение


В начале 17 (XVII) века в северной Америке была основана первая английская колония (на атлантическом побережье). В период 17-18 (XVII-XVIII) в Америке было создано еще 12 английских колоний. Переселение людей в колонию было стимулировано английской революцией (1640-1655) и последующая реставрация монархии.

В середине 18-го (XVIII) века конфликт между метрополией и колонией обострился, начинаются массовые антиправительственные выступления американцев. В 1774 г. в Филадельфии собрался первый континентальный конгресс представителей колонии. В этом конгрессе была утверждена декларация прав. В декларации был выражен протест против таможенной и налоговой политики метрополии, а так же высказана идея о собственном государственном определении. В ответ английское правительство открыло военные действия. Началась война за независимость (1775-1783). Военные действия шли с переменным успехом. Важным событием войны за независимость стал Второй Континентальный конгресс. Его работа продолжалась с 1775-1789. На конгресс съехались представители всех 13 штатов и приняли определенные решения.

Решение конгресса:

1) создание американской армии

2) главнокомандующим армии стал Дж. Вашингтон

Второй континентальный конгресс на протяжении выполнял ряд функций законодательного органа власти: он принимал важнейшие политические решения, руководил армией, назначал деловых лиц. Важнейшим программным документом в борьбе за независимость стала декларация о независимости США (была принята 4 июля 1776 г.) с этого документа началось оформление североамериканской государственности. Принципы, закрепленные в декларации стали основополагающими элементами нового государственно-правового плана. Для составления декларации была сформирована специальная комиссия, возглавил которую Томас Джефферсон. Декларация независимости США подразделяется как бы на две основные части. В первой содержится философско-правовое обоснование права колонистов на обособленное и самостоятельное существование, а во второй — практическая аргументация в пользу необходимости и оправданности использования права народа на выбор формы правления, которая наилучшим образом обеспе­чит ему безопасность и счастье.


В первой части приводились следующие аргументы в пользу смены формы правления:

• является самоочевидной истиной, что все люди созданы равными и что они наделены творцом прирожденными и неотъем­лемыми правами, к числу которых относится "право на жизнь, свободу и на стремление к счастью";

• для обеспечения этих прав люди создают правительства, на­деленные социальной принудительной властью с согласия тех, кем они управляют;

Во второй части Декларации независимости США говорилось о том, что нынешний король Англии является узурпатором, что он облагает колонистов налогами без их согласия и пытается вместе с парламентом подчинить колонистов такой юрисдикции, которая была чужда их конституции и не признавалась их законами.


Основные принципы и идеи декларации независимости:

1) принцип народного суверенитета. Полновластие нации, которые обладает правом отделения и образования самостоятельного государства.

2) идея общественного договора. Государство - это результат общественного договора (люди договорились собрать государство и если правительство не соответствует их желаниям народ не только может, но и обязан свергнут правительство). Государство создается для охраны и соблюдения естественных неотчуждаемых прав людей.


4 июля 1776 года декларация независимости была выбрана конгрессом, и этот день стал официальным началом североамериканской государственность (4 июля государственный праздник США). В 1783 году был подписан договор, в котором признавалась полная независимость США.


^ Статьиоконфедерацииивечномсоюзе 1781 г. (Articles of Confederation and Permanent Union). К началу 80-ых годов 18 (XVIII) века сложились необходимые предпосылки для государственной консолидации штатов: в частности существовал объединенный орган власти (конгресс), существовала единая армия, а так же штаты совместно осуществляли внешнюю политику. Однако процесс создания централизованного государства затянулся. Были дискуссии по поводу объединения. Южные штаты выступали за конфедерацию, представители северных штатов - за более тесное единство. На основе компромисса был составлен проект Соединенных Штатов. Его автором был Бенджамин Франклин. Данный документ был одобрен всеми 13 штатами. 1 марта 1781 год (3 года работали над созданием с 1778) - Первый конституционный документ "Статьи конфедерации ".