Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ



ЗАМЕЧАНИЕ 2 Сразу стоит отметить, что для византийского права образованы соответствующие правовые и уголовные институты, которые зафиксированы в таком акте, как Прохирон. Отдельное и чрезвычайно важное место в системе норм византийского права занимают совершенные преступления, система их наказания, а также череда судебных процессов. Совершенные преступления могут классифицироваться на основании определенной схемы, которая была утверждена верховными главнокомандующими и соответствующими источниками византийского права: Преступления государственного значения. Как правило, здесь важно говорить о государственной измене и государственных заговорах. Такие преступления карались исключительно смертной казнью. Преступления, которые совершено против религии и веры. За такие преступления могла наступать не только смертная казнь, но и отсечение языка и иных частей тела. Преступления имущественного характера. За кражу, разбой или грабеж могли быть установлены различные телесные наказания. Преступления, которые совершены против семьи и определенной нравственности. Например, это могли быть кровосмешение или насильственный брак. Такие преступления характеризовались отсечением носа или смертной казнью.


Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата


В истории Арабского халифата принято различать два периода:

  • — дамасский или период правления династии Омейядов (661—750 гг.);

  • — багдадский или период правления династии Аббассидов (750— 1258 гг.). Общественный строй. Государство в соответствии с шариатом[1] представляет собой необходимый институт для охраны ислама. Поэтому его характеристика отличалась от стран Западной Европы. Основой экономического строя была не частная, а государственная собственность на землю с широким использованием рабского труда.

Главенствующее значение придавалось религиозно-государственной регламентации всех сфер общественной жизни. Поэтому статус человека полностью зависел от его вероисповедания и по объему прав и обязанностей различались мусульмане и знммии, исповедующие иные религии. На первом этапе становления исламского государства неправоверным разрешалось иметь самоуправление и судебные органы, разговаривать на родном языке. По мере развития империи их статус менялся. Так, им запрещалось заключать браки с мусульманами, носить одинаковую одежду с правоверными, они обязывались платить поземельный налог и подушную подать, содержать армию государства.

Государственный строй. В дамасский период формой правления Арабского халифата была теократическая монархия, когда в руках главы государства {халифа) сосредотачивалась духовная (имамат) и светская {эмират) власть. После смерти пророка первые правоверные (праведные) халифы[2] избирались мусульманской знатью, но при последнем из четырех праведных халифов — халифе Али ибн Абу Талибе (559—661 гг.) — власть стала передаваться по наследству по завещательному распоряжению.

Главным советником и высшим должностным лицом в государстве был визирь, который вначале только исполнял приказания халифа, а позднее получил широкие полномочия. В источниках упоминаются такие чиновники как начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник, обязанностью которого были надзорные функции за деятельностью должностных лиц.

Центральное управление осуществлялось через систему 
диванов {правительственных канцелярий), делопроизводство в которых велось на арабском языке. Функции диванов зависели от цели их создания. Так, функциями дивана военных дел было: снабжение армии вооружением и провиантом; ведение списка состоящих на государственной службе мусульман с обязательным указанием размера их денежного содержания или земельного пожалования за военную службу. Диван внутренних дел был обязан контролировать финансовые органы, для чего проводил перепись населения для учета поступающих налогов и сборов. Диван почтовой службы отвечал за сообщение в стране, поэтому доставка почты и государственных грузов, строительство и ремонт дорог, караван-сараев и колодцев входили в перечень направлений его работы. Кроме того, он фактически являлся тайной полицией страны.

Помимо центрального управления в халифате была хорошо организована система местных органов государственного управления. Первоначально существовала двойная система местной власти, когда на присоединенных территориях сохранялся прежний аппарат, однако позже вся местная администрация была организована но персидскому образцу: территория разделялась на провинции во главе с военными наместниками {эмирами), подчинявшимися только халифу. В провинциях были собственные вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Особая роль принадлежала помощникам эмиров — наибам.

В состав провинций входили города и селения, управляемые либо должностными лицами, назначаемыми из центра, либо старостами местных мусульманских религиозных общин — шейхами.

В отличие от стран Западной Европы, суд в халифате был независим, и никто не мог вмешиваться в осуществление правосудия. В связи с тем, что Арабский халифат был абсолютной монархией, верховную судебную власть осуществлял халиф. Однако в действительности судебная власть находилась в руках коллегии наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. Они от имени халифа назначили местных судей {кади) из числа духовных лиц, а также специальных уполномоченных, главной задачей которых был контроль за деятельностью кади.

Кади имел право: рассматривать все судебные дела, наблюдать за исполнением судебных решений, осуществлять надзор за тюрьмами
, заверять завещания, участвовать в дележе наследства, проверять законность права собственности на земельные участки, распоряжаться вакуфным[3] имуществом. Кади обязан был руководствоваться в своей деятельности Кораном и Сунной, основываясь на его собственном толковании.

При династии Аббассидов произошли большие изменения в управлении страной:

  • — власть халифа из абсолютной превратилась в ограниченную. При осуществлении светской власти халиф руководствовался советами великого визиря, который впоследствии превратился в фактического правителя империи и получил право назначать высших государственных чиновников без согласования их кандидатуры с халифом. Духовная власть была разделена между халифом и кади, в ведении которого находились суды и система образования;

  • — на местах должность наместника стала передаваться по наследству. Эмиры получили право иметь собственное войско, вводить местные налоги и сборы, самостоятельно подавлять волнения на вверенных им территориях;

  • — единая территория Арабского халифата была разделена на эмираты и султанаты, представлявшие собой независимые государства: Кордовский эмират на территории Испании с XVIII в., с IX в. — государства на территории Египта, Центральной Азии, Ирана и Афганистана. В XI в. всеми территориями халифата завладели Сельджуки. В силу этих исторических событий, Багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к X в. контролировал лишь часть Персии и столичную территорию Мекки. В XVI в. восточный халифат был завоеван монголами и упразднен.

Эти явления стали причинами ослабления роли халифа и завоевания Персии (восточного халифата) в X и XI вв. различными кочевыми племенами, что привело к полному его упразднению в XIII в. Западный халифат просуществовал до начата XVI в., после чего вошел в состав Османской империи.

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.


Важнейшими источниками шариата являются Коран и Сунна – священные книги ислама, база, на которой основывается все вероучение ислама в целом, мировоззрение и поведение мусульман.

Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 гг. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.

Составление окончательной редакции Корана произошло при халифе Османе (644-656гг.). Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник"1.

Коран состоит из 114 глав (сур), разделенных на 6204-6236 (по разным вариантам счета) стихов (аятов). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей2.

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того. какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях 3.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман-суннитов источником права была Сунна (Священное Предание), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IХ веке, когда были составлены шесть ортодоксальных сборников, которые как раз и составили Сунну . Из Сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы Сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Здесь также уместно упомянуть и о возможности изменять некоторые хадисы (истислах). Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) представляет собой свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев,