Файл: История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, связь с другими науками, методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предметисториигосударстваиправазарубежныхстран:

Вопрс 43. .Ленная (сеньориальная) монархия во Франции. Реформы Людовика іх Святого.

Вопрос 48. Уголовное право и судебный процесс в средневековой Франции.

Вопрос 50. .Политическая раздробленность Германии. «Золотая булла» 1356 г.: основные положения и значение.

Вопрос 52. .Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Баварии и Пруссии.

Вопрос 53. 53.Источники, особенности и памятники средневекового права Германии.

Вопрос 54. 54.Общая характеристика права средневековой Германии. «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало»: основные положения и значение.

Вопрос 66.Государственный и общественный строй Византии.

Вопрос 68 Общественный и государственный строй Арабского халифата

Вопрос 69 Источники и основные черты мусульманского права.

Вопрос 70 Английская революция середины хvіі в.: общая характеристика

Вопрос 75.  Развитие английской юстиции и права в ХVІІІ – ХІХ вв.

Вопрос 117. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Вопрос 118. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ



Традиционной формой правления в странах Арабского Востока была монархия, причем монархии чаще всего имели абсолютно-теократический характер. Абсолютные монархии сохранились и после завоевания независимости в королевстве Саудовская Аравия, в княжествах Аравийского полуострова (Оман, входящие в ОАЭ эмираты). В других арабских странах после освобождения образовались конституционные монархии. В некоторых других странах (Марокко, Ливия, Иордания и др.) действуют правовые нормы мусульманского фундаментализма, основным источником права считается Коран.

Одной из важнейших политических проблем на Арабском Востоке стал после второй мировой войны вопрос о создании самостоятельного Палестинского государства.

На протяжении XX - начала XXI вв. Ближний Восток остается одним из самых нестабильных и взрывоопасных регионов мира. С одной стороны, здесь усиливаются стремления к интеграции, которые уже выразились в создании региональных межарабских организаций. С другой стороны, острые противоречия в арабском мире уже неоднократно приводили к вооруженным региональным конфликтам. По-прежнему далека от разрешения палестинская проблема.

Накануне завоевания независимости в колониях Тропической Африки господствовали докапиталистические, а зачастую и дофеодальные формы общественного развития. Основные формационные процессы не получили здесь своего завершения, характеризовались переходным состоянием. В последние годы перед освобождением этих стран метрополии стимулировали здесь развитие капитализма зависимого, неоколониального типа.

Как правило, независимость стран Тропической Африки провозглашалась в результате мирных форм борьбы за национальное освобождение, власть из рук колониальных чиновников переходила непосредственно в руки местной верхушки. Первые конституции независимых государств Африки были составлены и «дарованы» метрополиями; они нередко закрепляли некоторые привилегии племенных вождей. При этом бывшие английские колонии были вынуждены принять «Вестминстерскую модель» государственных органов. Страны, входящие прежде во французскую колониальную империю, принимали свои конституции самостоятельно, но и в этом случае они восприняли политические образцы Пятой республики. Однако все эти государственные формы совершенно не соответствовали социально-экономическим условиям развития африканских обществ, и в середине 60-х гг. стал явственно обнаруживаться их кризис.


Отказ от западного конституционализма в африканских странах капиталистической ориентации характеризовался установлением авторитарных методов правления. В 60 – 70-х гг. в целом ряде таких государств были установлены военные режимы, отменившие или приостановившие действие конституций. Однако военное руководство оказалось также не в состоянии решить коренные проблемы развития молодых государств. В связи с этим в некоторых странах с конца 70-х гг. обозначился поворот к демократизации, конституционным методам правления. Были ликвидированы террористические режимы в Уганде, Центральной Африканской Республике, Экваториальной Гвинее; в 80-х гг. к гражданскому правлению возвратились Судан, Руанда. Впоследствии в некоторых из них неоднократно чередовались военные и гражданские режимы (Нигерия, Судан и др.).

+В условиях переходных африканских обществ особенно ярко проявилась высокая активность государства не только в политической системе, но и в его влиянии на экономические отношения. Наиболее значительная роль была отведена государству как средству насаждения и утверждения соответствующих общественных отношений в тех странах, которые провозгласили «социалистическую ориентацию» развития. В 1960 г. на этот путь вступили три государства (Гана, Гвинея, Мали), в 1970 г. их число удвоилось, а в середине 80-х гг. утроилось (Ангола, Бенин, Конго, Танзания, Эфиопия и др.). Впоследствии многие из них в результате военных переворотов или изменения прежних концепций развития отказались от этого курса; окончательно «социалистическая ориентация» по моделям тоталитарных социалистических государств была отвергнута в 1980-90-х гг.

Вопрос 113.Проблемы модернизации традиционных обществ: государственно-правовой аспект.

Вопрос 114..Основные этапы образования КНР. Специфика политической системы КНР на рубеже ХХ – ХХІ вв

вопрос Основные этапы образования КНР. Специфика политической системы КНР на рубеже ХХ – ХХІ вв. Со времени провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 правящей партией является Коммунистическая партия Китая

В 1949—1956 при помощи СССР созданы базовые отрасли промышленности, проведена национализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства, развёрнуто массированное социалистическое строительство.

Пленум ЦК КПК 11 созыва (декабрь 1978) провозгласил курс на социалистическую рыночную экономику при сочетании двух систем: планово-распределительной и рыночной.


После образования КНР в декабре 1949 года были приняты четыре Конституции (в 1954, 1975, 1978 и 1982 годах). В соответствии с Конституцией Китайской Народной Республики (декабрь 1982), КНР — социалистическое государство демократической диктатуры народа. Высший орган государственной власти — однопалатное Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), состоящее из 2979 депутатов, избираемых региональными собраниями народных представителей сроком на 5 лет К выборам допускаются только депутаты от Коммунистической партии Китая и восьми так называемых демократических партий, входящих в Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК).

К концу затяжной войны китайского народа против агрессии военно-империалистичес¬кой Японии (1937—1945 гг.) сложились благоприятные условия для завершения и конституционного оформления результатов освобо¬дительного движения, направленного также против колониальных притязаний европейских держав и США. В 1943 г. союзники Китая (США, Англия, Франция и др.) отменили неравноправные догово¬ры с этой страной, а позже, Китаю было предоставлено одно из пяти постоянных представительств в Совете Безопасности (наряду с Англией, Францией, США и СССР). Однако внутри страны продолжало существовать военно-политическое противостояние двух лагерей — Гоминьдана (национальная партия с лидером Чан Кайши) и Коммунистической партии Китая (КПК) (лидер Мао Цзэдун). К концу войны под контролем компартии проживало около четверти населения страны.

В области совершенствования политической системы внимание обращено на разграничение функций партийных и правительствен¬ных органов, расширение прав низовых организаций, на развитие демократии и гласности, перестройку избирательной системы. В 1982 г. была принята новая конституция, впоследствии снабжен¬ная поправками и уточнениями. С 1982 г. вводится автономия для национальных районов.

Структура руководящей поли¬тической партии параллельна и совместима со структурой государ-ственных органов — от низших административных единиц и от¬дельных предприятий и учреждений до учреждений общенацио¬нального уровня.

Партийную иерархию венчает генеральный секретарь Цент¬рального комитета партии, который одновременно является Пред¬седателем Китайской Народной Республики и Председателем Цен-трального Военного совета КНР. Особую роль с недавних пор стали выполнять организации, входящие в состав Политического консультативного совета. Здесь вместе с КПК сотрудничают некоммунистические партии, объеди-няемые общим названием "демократические партии". Часть из них (возникла еще до создания КНР, в начале 40-х гг.


В партийных постановлениях важность воспитания и отбора кадров связывается с необходимостью практически руководить строительством социализма с китайской спецификой в его модер-низированном виде и быть, таким образом, готовыми "взять на себя огромную ответственность за переход страны в следующий век". Главной стратегической задачей КНР и КПК, зафиксирован¬ной в конституции и Уставе партии, является превращение стра¬ны к середине будущего столетия в "могучее, демократическое и модернизированное социалистическое государство". Задача эта должна решаться путем "коренного преобразования экономичес¬кой системы при сохранении основ социалистического строя об¬щества".

Одна из надвигающихся проблем нового периода истории — это опасность "регионализма". Экономический рост отнюдь не уменьшает неравенства в экономическом и политическом развитии отдельных регионов. Промышленный потенциал отдельных провин¬ций может превышать потенциал других в 3—4 раза, и в этом коренится опасный дестабилизирующий фактор. Сохраняет свою остроту и проблема воссоединения Тайваня с континентальной ча¬стью страны. Правящая и процветающая на Тайване партия Го¬миньдана признает необходимость такого объединения, но только после проведения там рыночных реформ.

Вопрос 116.




Государственный строй Индии по Конституции 1950 г.

Конституция 1950 г. учредила в Индии парламентскую республику, которая испытала заметное влияние парламентского строя Великобритании. Государственный строй парламентской республики основан на принципах народного суверенитета, разделения властей, верховенства прав и свобод личности, федерализме. Правда, формы реализации провозглашенных принципов государственного строя в Индии имеют свою специфику, обусловленную национальными, языковыми, религиозными, кастовыми различиями. Так, например, состав высших органов государственной власти – это в основном представители высших каст.

Законодательная власть принадлежит парламенту, который, подобно британскому, состоит из трех институций: президента Индии – главы государства; верхней палаты – Совета штатов, выражающей интересы субъектов индийской федерации; нижней палаты – Народной палаты, представляющей интересы всего индийского общества. Статус палат неодинаков, большими полномочиями наделена Народная палата, которая избирается на основе прямых выборов сроком на пять лет. Общее число – 547 депутатов, из них 525 избирается в штатах, 20 – в союзных территориях, а два назначаются президентом и представляют интересы англо-индийской общины (это лица от смешанных браков англичан и индийцев, их насчитывается порядка 150 тыс. человек). Из общего числа депутатов за наиболее отсталыми слоями населения – племенами и кастами, зарегистрированными в списках, резервируются 38 мест (за племенами) и 37 мест (за кастами). Народная палата может быть досрочно распущена президентом по "совету" премьера. Руководит работой Народной палаты спикер, наделенный широкими полномочиями: имеет решающее слово при формировании постоянных комиссий, определяет регламент, обладает правом наложения дисциплинарных взысканий на депутатов, ведет заседание и т.д. Он избирается из состава Палаты и на время руководства выходит из состава партии, чтобы быть беспристрастным. Депутаты не обладают иммунитетом, но пользуются индемнитетом, в частности получают небольшое жалование (2,5 тыс. рупий в месяц). Они группируются по партийным фракциям, во главе каждой стоит лидер ("кнут"). В зависимости от партийного представительства распределяются посты председателей постоянных комиссий.

Верхняя палата – Совет штатов – имеет сравнительно небольшие полномочия. Наиболее значимое – право отлагательного вето на законопроекты нижней палаты на срок до б месяцев, кроме финансовых законов. Правда, Совет штатов не может быть досрочно распущен. Его работой руководит вице-президент. 232 члена Совета штатов из 244 избираются путем косвенных выборов коллегией выборщиков, т.е. выборными членами законодательных собраний штатов и союзных территорий на шесть лет, остальные 12 – назначаются президентом из числа выдающихся общественных деятелей, людей науки, искусства. Представительство от штатов и союзных территорий колеблется от одного до 34 членов и не является ни равным, ни пропорциональным. Каждые два года треть состава Совета штатов обновляется. Члены Совета штатов также организованы по партийным фракциям.

Среди полномочий парламента наиболее значимыми являются: 1) законодательная функция: внесение и принятие законов (преимущественно частных биллей), поскольку публичные билли вносятся правительством в трех чтениях; 2) контроль над деятельностью правительства.

По Конституции президент Индии является главой государства и главой исполнительной власти, а также высшим должностным лицом, возглавляющим весь госаппарат. Как глава государства он представляет республику внутри страны и на международной арене, назначает дипломатических представителей, является главнокомандующим, созывает сессии парламента для совместного заседания с целью устранения разногласий по законопроекту, назначает премьер-министра, вводит президентское правление в отдельных штатах, чрезвычайное положение в стране и т.д. Президент обладает правом законодательной инициативы: отлагательного вето на законопроекты парламента, издает указы, обладающие силой закона (правда, они должны быть одобрены парламентом в течение 6 месяцев). Президент назначает губернаторов штатов, главного судью и других членов Верховного Суда и Высших судов штатов, Генерального прокурора, Генерального аудитора и других высших государственных служащих. Он обладает правом помилования. Президент избирается на пять лет по системе "единственного передаваемого голоса" особой коллегией выборщиков, в состав которой входят, примерно поровну, выборные члены обеих палат парламента и выборные члены легислатур штатов. Президентом может быть избран гражданин Индии, достигший 35 лет, ранее не судимый, не состоящий на платной государственной службе, одно и то же лицо может переизбираться неоднократно. Президент несет ответственность в форме импичмента за обвинение в совершении тяжкого преступления. Его инициирует четвертая часть депутатов любой палаты, а отстраняется президент от должности резолюцией, поддержанной квалифицированным большинством (две трети) любой палаты. Вице-президент избирается на пять лет на совместном заседании обеих палат парламента. Он председательствует в Совете штатов, помогает президенту и замещает его в случае временной или постоянной неспособности исполнять свои полномочия. Однако обширные конституционные полномочия президент осуществляет только по указаниям правительства. Конституция устанавливает несамостоятельную роль президента, полномочия которого осуществляет правительство.

Исполнительная власть принадлежит правительству – Совету министров, состоящему из премьер-министра, министров. Он играет ведущую роль в осуществлении политической власти. В соответствии с Конституцией президент обязан назначить премьер-министром лидера партии, победившей на парламентских выборах. Правительство опирается в этом случае на поддержку парламентскою большинства. Министры должны быть членами палат парламента. На практике сложилось различие между Советом министров, куда входит до 60 министров, и Кабинетом – узкой коллегией наиболее важных административных руководителей – 15–17 человек. Компетенция правительства в Конституции не определена, однако, в ней сказано, что этот орган учреждается для оказания помощи и дачи советов президенту при выполнении им своих функций. Па практике именно правительство осуществляет функции, формально принадлежащие президенту.

В Индийской республике существует самостоятельная судебная власть. Причем судебная система не единая, а двухуровневая, централизованная, несмотря на федеративную форму государственного устройства. Подобная централизация призвана служить единообразному толкованию и применению права на всей территории страны, укреплять ее целостность. Судьи назначаются президентом после консультации с председателем Верховного Суда. Самой низшей ступенью судебной системы являются суды панчаятов, действующие в деревнях. Они рассматривают незначительные уголовные и гражданские дела. Аналогичные суды в городах называются народными. Более сложные дела – гражданские дела с суммой иска от 1 тыс. до 5 тыс. рупий рассматривают суды мунсифов (мунсиф – судья-индус; название, сохранившееся с колониальных времен). Гражданские дела с неограниченной суммой иска и апелляции на решения мунсифов находятся в ведении дополнительных судов. Более высокой судебной инстанцией являются окружные суды: они рассматривают апелляции на решения дополнительных судей и являются судами первой инстанции по гражданским и уголовным делам. Высшей судебной инстанцией штата является Высший суд. Он осуществляет руководство всеми судами на территории штата, издает судебные приказы об устранении нарушения прав по всем вопросам, реализует функцию конституционного контроля. Судьями Высшего суда могут быть лица, достигшие возраста 62 лет. Наконец, возглавляет судебную систему Индии Верховный Суд, состоящий из председателя и 17 членов, назначаемых президентом. Он является высшим органом конституционного контроля, с высшей апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам, разрешает споры между правительствами федерации и штатов.

По форме государственного устройства Индия – федерация с высокой степенью централизации. Первоначально индийская федерация была основана на территориальном принципе, включала 28 штатов, которые не учитывали национально-лингвистические особенности населения. В 1956 г. был принят Закон о реорганизации штатов, в соответствии с ним индийская федерация была перестроена по национально-лингвистическому признаку. Были созданы 26 штатов и 6 союзных территорий, не обладающих статусом штата. Был ликвидирован институт правителей штатов из феодальных князей.

Существуют три группы предметов ведения федерации и штатов: 1) исключительная компетенция федерации (около 100 предметов ведения: оборона, транспорт, международные дела, денежное обращение, банки и т.д.); 2) конкурирующая компетенция федерации и штатов. В совместном ведении оказалось 50 вопросов (уголовное, гражданское, трудовое, семейное право и т.д.); 3) исключительную компетенцию штатов составляют 66 вопросов: охрана общественного порядка, полиция, тюрьмы, здравоохранение, культура, образование и т.д. В штатах отсутствуют собственное гражданство и собственная конституция, кроме штата Джамму и Кашмир на границе с Пакистаном.

Конституция Индии предусматривает единообразную структуру органов штатов, в основе которой лежат принципы парламентской республики. Законодательные органы – двухпалатный парламент, формирующий правительство штата (6–12 человек). Гарантом интересов Федерации в штатах является губернатор, назначаемый президентом и наделенный значительными полномочиями. Экономическая, культурная и религиозная неоднородность Индии, сепаратизм отдельных штатов обусловливают достаточно разнообразные формы федерального вмешательства в дела штатов. Среди них можно выделить институт чрезвычайного положения, а также президентское правление, предполагающее переход функций но управлению штата к центральным органам (оно применялось почти 100 раз). Наряду с этим используется и бюджетный федерализм: финансовая помощь штатам, причем 70% этой помощи в форме займов с процентами и лишь 30% – в качестве безвозмездных дотаций. Это "привязывает" штаты к федерации значительно крепче.