Файл: Программа Уголовноправовой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Объективная сторона этих преступлений является одним из основных элементов состава преступления, которые их отличают. Любой вариант объективной стороны побега сводится к самовольному незаконному оставлению лицом места содержания под стражей или места лишения свободы. Объективная сторона уклонения от отбывания лишения свободы заключается в том, что осужденный на законных основаниях оставляет место лишения свободы, но незаконно не возвращается в срок, определенный администрацией учреждения, в место лишения свободы.

Анализируемые преступления также отличаются по моменту их окончания. Побег должен считаться оконченным с момента преодоления осужденным или лицом, заключенным под стражу, линии охраны, либо других мест, определенных администрацией. В отношении момента окончания уклонения от отбывания лишения свободы вопрос остается дискуссионным.

Согласно статье 97 УИК РФ осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию могут быть разрешены как краткосрочные выезды до" семи суток в связи с исключительными личными обстоятельствами, так и длительные выезды на время ежегодного оплачиваемого отпуска. Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до 15 суток, а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, — один краткосрочный выезд в год для свидания с ними. Разрешение на выезд за пределы исправительного учреждения дается в течение суток.

В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, затрудняющих обратный выезд осужденного в установленный срок, по постановлению начальника органа внутренних дел по месту пребывания осужденного срок возвращения в исправительное учреждение может быть продлен до пяти суток с обязательным срочным уведомлением об этом администрации исправительного учреждения.

При уклонении осужденного от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение он подлежит задержанию с санкции прокурора на срок не более 30 суток для решения вопроса о направлении его к месту отбывания наказания под конвоем или привлечению к уголовной ответственности.

Анализ этих законодательных положений показывает, что по прибытии осужденный должен зарегистрироваться по месту пребывания в органе внутренних дел. Там же он должен сняться с учета перед убытием к месту отбывания наказания. Некоторые авторы считают оконченным это преступление со дня неявки осужденного в орган внутренних дел для регистрации убытия. Другая точка зрения сводится к тому, что моментом окончания преступления необходимо считать неявку осужденного в исправительное учреждение в срок, указанный администрацией в разрешении.


Нам представляется вторая точка зрения более верной. При неявке осужденного для регистрации убытия не причиняется вред охраняемому объекту, и такое бездействие не образует общественно опасное деяние. Очевидно, что осужденный может не прибыть на регистрацию, но вовремя явиться в место лишения свободы. Сама неявка для регистрации может расцениваться лишь как дисциплинарный проступок.

К непредвиденным обстоятельствам, затрудняющим обратный выезд осужденного, могут быть отнесены его болезнь, перебои в работе транспорта и другие обстоятельства, подтвержденные органом внутренних дел по месту их возникновения.

Различие преступных деяний по объективной стороне связано с местом совершения преступления. Преступление, определенное в статье 313 УК РФ, может осуществляться как в местах лишения свободы, так и в местах предварительного заключения. Уклонение от отбывания наказания возможно в любом месте.

По времени совершения рассматриваемые преступные деяния также отличаются. Побег может быть осуществлен как во время содержания под стражей в местах предварительного заключения, так и во время отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях. Уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы возможно только во время исполнения этого наказания.

Эти преступления различны и по форме деяния: при побеге возможно только действие, при уклонении от отбывания наказания, наоборот, - только бездействие.

Преступления, предусмотренные статьями 313 и 314 УК РФ, отличаются по субъективной стороне. Форма вины в обоих преступлениях может быть выражена только прямым умыслом, но его содержание будет разным. При побеге лицо осознает противоправность и преступность своих действий и желает совершить их. При уклонении от отбывания наказания осужденный осознает преступность уклонения и желает следовать этому бездействию. Мотив и в том, и в другом преступлении может быть самым различным. Цель также будет отличать эти преступления. Если цель побега не является обязательным признаком и может быть любой, то цель при уклонении от отбывания наказания прямо вытекает из смысла закона.

Анализируемые преступления различны и по субъекту. Субъектом побега может быть как лицо, к которому в установленном законом порядке применена мера пресечения в виде заключения под стражу, так и осужденный к лишению свободы. Субъектом уклонения от отбывания наказания может быть только осужденный к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы места лишения свободы либо которому предоставлена отсрочка исполнения приговора суда или отбывания наказания.


Таким образом, преступления, предусмотренные статьями 313 и 314 УК РФ, отличаются по непосредственному объекту, признакам объективной стороны, содержанию умысла и субъекту преступления.

ГЛАВА 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОБЕГОВ ИЗ МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, ИЗ-ПОД АРЕСТА ИЛИ ИЗ-ПОД СТРАЖИ

3.1. Криминологическая характеристика побегов из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи

Определение стратегии борьбы с преступностью и путей её реализации раскрывает содержание уголовной политики. Оно проявляется в развитии и совершенствовании уголовного законодательства, практической деятельности правоохранительных органов.

Проанализированные нами данные о побегах показывают, что побеги по видам учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, выглядят следующим образом:

1) из колоний- поселений - 52,7 %; из-под охраны - 21,9 %;

  1. осуждёнными, пользующимися правом передвижения без конвоя, — 2%;

  2. из воспитательных колоний — 13,8 %;

  3. из-под стражи - 9,5 %.

Приведённые данные позволяют сделать вывод, что основной проблемой являются побеги, совершённые из колоний-поселений. Это означает, что условия отбывания наказания в данном виде учреждений не реализуют задачу изоляции осужденных от общества.

Удельный вес побегов, совершаемых несовершеннолетними, — не значителен и составляет около 13,8 % от всей численности. Однако в общей структуре преступности в воспитательных колониях (ВК) их доля колеблется от 30 до 45 %;

Качественная сторона состояния побегов определяется и степенью их общественной опасности, наличием или отсутствием в действиях виновного квалифицирующих обстоятельств, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 313 УК РФ, а также местом, временем, криминологической характеристикой личности бежавшего, причинённым ущербом и другими обстоятельствами криминогенного характера. Важную роль здесь играют мотивы и цель побега.

По степени общественной опасности побеги можно разделить на простые и квалифицированные. Проанализированные данные по Москве и области области за тот же период (2002-2021г.) показывают, что преступления, предусмотренные:

  • частью 1 статьи 313 УК РФ, составляют 75,5 %;

  • частью 2 статьи 313 УК РФ - 24,2%;

  • частью 3 статьи 313 УК РФ - 0,3 %.


Таким образом, три из четырёх совершённых побегов - это преступления, предусмотренные частью 1 статьи 313 УК РФ.

Простой побег (часть 1 статья 313 УК РФ) совершается как открыто, так и тайно, но без обстоятельств, предусмотренных частью 2 этой же статьи. Такие побеги, в основном, осуществляются в одиночку и характерны в большей степени для осуждённых-поселенцев и расконвоированных осуждённых. Особую озабоченность руководства ГУ ФСИН Минюста РФ вызывают побеги расконвоированных осуждённых. На их долю приходится более одной пятой части.

Наиболее опасными являются побеги, совершённые с применением насилия, сопряжённые с нападением на персонал учреждения, личный состав конвоя с целью захвата или убийства заложников и завладения оружием. В таких случаях бежавшие при задержании оказывают вооружённое сопротивление. Оружие, которым они завладевают, используется для совершения новых преступлений.

Высокой общественной опасностью обладают и групповые побеги. Почти в каждом учреждении существуют неформальные группы отрицательной направленности, требующие непрерывного контроля и надзора со стороны администрации. Особая опасность этих групп заключается в том, что их участники организуют и совершают большую часть групповых побегов, сопровождающихся, порой, тяжкими преступлениями (захват заложников, групповые неповиновения, массовые беспорядки, нападения на представителей администрации и т.п.).

Обычно побеги совершаются группой из двух-трёх человек, но наиболее сложными способами, требующими длительной подготовки или огромных физических усилий (подкоп, разбор стен, нападение на часовых, конвоиров и т.п.), они могут осуществляться и более многочисленными группами. По данным нашего исследования, групповые побеги из общего объема изученного материала составили 24,5 %, что свидетельствует об их высоком удельном весе.

Велик удельный вес групповых побегов из воспитательных колоний (ВК) - 37,3 %. Для несовершеннолетних объединение в группы является характерным вообще, в том числе и для совершения преступления.

Групповой побег обеспечивает несовершеннолетним осуждённым психологическое единство, взаимную поддержку, даёт возможность принять оптимальное решение, добыть средства к существованию, наладить связь с товарищами, оставшимися на свободе, найти укрытие. Им свойственно неподготовленное, импульсивное решение. Об этом свидетельствуют и способы совершения побегов подростками. Чаще всего, это простое преодоление основного ограждения. При совершении побегов 28,2 % подростков не применяли никаких предметов для облегчения его реализации; 6,3 % использовали то, что находилось «под рукой»; и только 7,2 % подростков специально готовились к совершению преступления.