Файл: Программа Уголовноправовой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Недостатки в организации изучения личности осуждённых-поселенцев, прибывших в колонии поселений для отбывания наказания из зала суда. Мероприятия по профилактике их противоправных намерений не совсем соответствуют складывающейся оперативной обстановке. Руководители Исправительных учреждений как правило, ссылаясь на производственную необходимость, допускают трудоиспользование недостаточно изученных осуждённых на отдельных объектах без обеспечения должного надзора. Следствием этого, как раз и выступают совершаемые побеги.

  2. Увеличению побегов из мест лишения свободы и уклонений от отбывания наказаний в виде лишения свободы способствует отсутствие оперативной информации о готовящихся преступлениях и намерениях осуждённых совершить побег. Информация, получаемая сотрудниками оперативных подразделений, в основном, касается нарушений режима содержания, хотя спецаппарат, в первую очередь, должен быть нацелен на предотвращение и раскрытие преступлений, а также на установление местонахождения лиц, находящихся в розыске.

5. В ряде территориальных органов ФСИН России существует практика искажения в предоставляемых отчётах сведений о совершённых побегах. Информация об отсутствии осуждённых в колониях поселений, ввиду нарушение требований актуального законодательства. Обычно, в дежурную службу Федеральной службы исполнения наказаний России направляется либо с большим опозданием, либо не направляется вообще.

К причинам и условиям побегов также относятся:

- недобросовестное отношение администрации исправительных учреждениях к выполнению служебных обязанностей;

- слабое владение оперативной обстановкой;

- отсутствие должного надзора за осуждёнными, пользующимися
правом бесконвойного передвижения;

- ненадлежащее проведение обысковой работы и изъятие запрещённых
предметов у осуждённых;

- недостаточная работа с лицами, склонными к совершению
рассматриваемых преступлений;

  • ослабление режима содержания;

  • неудовлетворительное несение службы часовыми;

- недобросовестная ежечасная проверка осуждённых, «склонных к
побегу» с рабочих мест и в жилой зоне;

- слабая проверка автотранспорта при въезде и выезде на охраняемые объекты;

- халатное отношение инженерно-технического персонала к

выполнению своих обязанностей и др.

И последнюю группу специальных криминогенных детерминант образуют факторы организационно-технического характера, к которым можно отнести различного рода несовершенства ИТСО, таких как:

  • использование устаревших охранных систем;

  • недостаточная прочность оконных решёток;

  • отсутствие должной противотаранной системы;

- длительное отключение охранной сигнализации при
профилактических работах и др.

Указанные причины обусловлены сложным положением в материально-техническом и финансовом обеспечении учреждений УИС, а также незнанием младшими инспекторами службы безопасности и другими представителями администрации признаков, свидетельствующих о подготовке осуждённых к совершению преступлений, нарушающих порядок исполнения наказания и процессуального принуждения в виде изоляции от общества.

Материальная база исправительных учреждений системы исполнения наказаний давно требует выполнения капитальных работ. Срок эксплуатации ряда сооружений истёк, а ремонтные мероприятия проводятся очень медленно, что даёт больше возможности совершения осуждёнными преступных нарушений. Проблема материального обеспечения касается не только отбывания, но и исполнения наказаний, то есть реализации всей уголовно-исполнительной функции в целом. Указанная проблема не может быть решена сиюминутно, однако над её разрешением необходима постоянная работа.

С учётом изложенного необходимо сделать выводы, отражающие особенности детерминации преступлений, нарушающих порядок исполнения наказания и процессуального принуждения в виде изоляции от общества.

1. В комплексе факторов, порождающих выявленные проблемы и существующий преступлений можно в целом выделить два уровня причин. Среди основных причин, побуждающих людей к совершению анализируемого вида преступления— побега, можно выделить два основных уровня причин, относящихся к преступной деятельности. К уровню следует относить общие причины, побуждающие лицо к совершению побега, а второму внешние причины.

Общие причины относятся в целом ко всей преступной деятельности, а внутренние причины являются чисто специфическими для функционирования специальных учреждений, которые обеспечивают изоляцию виновных и осужденных лиц от общества в целом.

По своему содержанию специальные факторы обычно можно разделить на отдельные подвиды, среди которых следует выделять как социально психологические и так и социально экономические, организационно-управленческие и организационно-технические факторы. В рамках проведенного исследования следует отметить, что в настоящее время доминирует роль наибольшей степени социально-психологических и организационно управленческих факторов.


Рассматривая психологическую квалификацию виновных в совершении преступлений лиц, следует отметить, что совершение побегов преимущественно характерно для представителей криминальная активных лиц.

Предполагается, что наиболее эффективно можно бороться с побегами из мест лишения свободы, из-под ареста, либо из-под стражи, как с вариантом нарушениями порядка можно за счет использования различных мер социального экономического правового и иных, исключительно в комплексе, то есть в сочетании.

Рассмотрим наиболее приоритетные профилактические мероприятия, связанные с профилактикой рассматриваемого вида преступлений. Профилактические мероприятия должны быть преимущественно направлены на предупреждение преступлений с предварительным анализом. а профилактические мероприятия могут быть разделены на две основных группы. Первые из них могут быть связаны с повышением эффективности работ специальных учреждений, созданных для изоляции виновных лиц от общества. Вторая группа мероприятий в свою очередь должна быть направлена на черты индивидуального характера виновных лиц, целью которых является устранение отвечающие за совершение преступления отрицательных личностей и осужденного, формирующих установку на нарушения порядка исполнения наказания за совершенные преступления.

Как уже было отмечено, по своей психологической квалификации принято выделять три группы преступников, которые обычно нарушают порядок исполнения наказания и наиболее часто совершают побеги. Первая группа – криминально активных лиц, устойчиво ориентированных на совершение преступлений; ко второй группе относятся неустойчивые преступники, которые не имеют постоянной установки на совершение преступлений; и наконец к третьей группе принято относить лиц, случайно увлеченных в совершение преступлений. Совершение побегов наибольшей степени характерна для первой из вышеназванных групп.

3.3. Система мер противодействия побегам из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи: ее эффективность и совершенствование

Определение комплекса причин и условий побегов из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи позволяет нам сформулировать систему предложений по предупреждению и профилактике данных преступлений. Это взаимная обусловленность комплекса детерминант и системы мер профилактики в криминологии не вызывает сомнений. Термины «предупреждение» и «профилактика» до сих пор в научной литературе не разграничены.


Профилактику преступлений как «закономерно сложившуюся на конкретном историческом этапе общественной жизни, сложную, объективно обусловленную систему социально управляемой деятельности, обеспечивающей научно-теоретическую разработку и практическую реализацию мер, направленных на предупреждение преступлений и преступности», а предупреждение преступлений как «криминологическую категорию, обозначающую исторически сложившуюся систему объективных и субъективных предпосылок ликвидации преступности, а также комплекс государственных и общественных мероприятий, направленных на искоренение этого социального явления, причин и условий его порождающих»125.

«Профилактика — это мера по недопущению "созревания", предотвращение — недопущение реализации принятого субъектом решения о совершении преступления, пресечение же -прекращение начатого преступного действия. Весь этот триединый процесс и составляет предупреждение преступлении»126.

Думается, что предупреждение, профилактика и предотвращение преступлений используется большинством авторов как взаимозаменяемые термины с одной дефиницией. Анализ мер общесоциального предупреждения пенитенциарной преступности не входит в задачу диссертационного исследования. И всё же позволим себе ряд небольших замечаний. В научной и учебной литературе по криминологии, на наш взгляд, не принято говорить о самом важном факторе. Среди государственных органов, согласно действующему законодательству, есть один, который отвечает за результаты предупреждения преступности в целом в РФ - это Совет Безопасности РФ. Вся его работа строится на основе комплексной ежегодной программы по борьбе и предупреждению преступности. В отличие от времён Б.Н. Ельцина, такая программа принимается ежегодно, но практически она не действует. Назовём только одну основную причину: отсутствие серьёзных расчётов и финансирования. В деятельности Президента и Правительства РФ обозначено несколько приоритетных направлений, но вопросы предупреждения преступности, в том числе по отдельным ее видам, к таковым не относятся. В этом вопросе роль законодателя и Совета Безопасности РФ переоценить невозможно. К субъектам общесоциального и специального предупреждения преступности, в первую очередь, будут относиться именно эти органы. Эффективность любой деятельности на 99 % зависит от её финансирования.


Меры специального предупреждения прямо нацелены на устранение или нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с нарушением порядка исполнения наказания и процессуального принуждения в виде изоляции от общества. В связи с этим первостепенное значение имеют меры, направленные на проведение экономических реформ, улучшение нравственно-психологического климата в исправительных учреждений, проведение предупредительно-профилактических мероприятий на общесоциальном уровне.

Таричко, И. Ю, например, считает, можно предупреждать преступления ее за счёт правильной организации труда мы исправительных учреждениях писал о предупреждении преступлений правильной организацией труда: «Государство не должно рассчитывать на нравственное перерождение преступника путём моральных внушений, пиитических упражнений и т.п., ибо такое перерождение было бы утопией, а оно должно стремиться прчить преступника обуздывать свои страсти, должно стараться посредством постоянного труда и порядка развивать в нём такие привычки, которые бы делали его не хуже других, предохранять его от будущих преступлений, дав ему возможность зарабатывать средства существования»127.

К основным видом мероприятий, которые могут повлиять на нейтрализацию социально экономических факторов, побуждающих лиц к совершению преступлений следует отнести мероприятия, представленные на рисунке ниже.


  1. совершенствование коммунально-бытового обеспечения, повышение качества медицинского обслуживания;

  2. качественное и своевременное приготовление пищи;

  3. обеспечение осуждённых необходимой одеждой и инвентарём;

  4. применение различных форм наглядного учёта, контроля и оценки результатов работы осуждённых;

  5. широкое использование моральных и материальных стимулов;

  6. оснащение современным оборудованием производственной базы,
    обеспечение производства необходимыми материально-техническими
    ресурсами;

7) предоставление осуждённым больших возможностей
самостоятельного удовлетворения своих материальных потребностей.

Совокупность мероприятий, направленных на нейтрализацию социально психологических детерминант, должна включать:

  • улучшение воспитательной работы с осуждёнными;

  • правильное применение дисциплинарных мер;

  • организацию досуга осуждённых с учётом требований нормативных актов, а также опыта работы других исправительных учреждений;