Файл: Антикоррупционная политика понятие, содержание, виды Краткое описание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Противозаконный лоббизм в законодательных органах труднее всего поддается контролю и уголовному преследованию, прежде всего из-за гипертрофированной депутатской неприкосновенности.

«Захват государства» (state capture). Этим термином обозначают корпоративные и индивидуальные стратегии поведения бизнеса, направленные на установления теневого контроля за принятием властных решений, имея в виду и разные ветви власти, и разные уровни власти (центральный, региональный и т.п.). К ней относится теневой лоббизм в органах власти, покупка президентских указов или постановлений правительства, установление коррупционного контроля над политиками и партиями и т.п.

15. Потери и выгоды от коррупции. Исследование Р. Мертона

Функциональная теория коррупции (исследование Мертона (1968)) о скрытых функциях политического механизма) утверждает, что продажа и покупка политических услуг имеет несколько политических и экономических «выгод». Одна из таких выгод – это та, что взяточничество «смазывает бюрократические колеса», снижая бюрократизм, и тем самым повышая эффективность. Согласно этой точке зрения для экономического роста хуже, чем общество с негибкой, сверхцентрализованной нечестной бюрократией, может быть только общество с негибкой сверхцентрализованной честной бюрократией. Утверждается также, что коррупционные действия являются мощным средством интегрирования людей в экономическую и политическую жизнь. Однако последний тезис отнюдь не очевиден, так ряд исследователей подвергает сомнению такого рода утверждения, указывая, что коррупция обладает значительным дезинтегрирующим свойством для экономической и политической жизни общества.

Утверждение, что коррупция повышает эффективность, основывается на предположении, что экономические затраты государственного контроля могут быть снижены или аннулированы за счет взяточничества. Используя данные опросов о коррупции на уровне фирм, ряд экономистов постарались выяснить, существует ли взаимосвязь между фактом уплаты взятки, потерей времени менеджерами на преодоление бюрократических препонов и затратами капитала. В противоречие с эффективной теорией «смазки», они обнаружили, что фирмы, которые платят больше взяток, теряют времени, как правило, больше, а не меньше на бюрократические переговоры, и им приходится сталкиваться с более высокими, а не более низкими, затратами капитала в процессе ведения бизнеса. Это объясняется тем, что коррумпированные бюрократы стараются искусственно затягивать переговоры, устанавливают дополнительные препятствия на пути, например, регистрации документов, с тем, чтобы показать менеджерам фирм целесообразность «смазывания» бюрократов. Такого рода факторы, объясняемые рациональным поведением бюрократов, перевешивают положительный эффект от «смазки». Следует подчеркнуть, что лишь детальные исследования отдельных, а потом и всеобъемлющих сторон экономической жизни помогут установить, в каких именно случаях выгоды от коррупции компенсируют ущерб от нее.


В настоящее время главенствует точка зрения, что вред от коррупции значительно превышает позитивные моменты.

16. Коррупция и инвестиции. Исследование П. Моро

Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции в экономику являются одним из важнейших факторов успешного развития страны, и их доля служит одним из важных индикаторов качества роста. Одно из важных эмпирических исследований взаимосвязи коррупции и инвестиций – это исследование Моро (1995).

Он поставил своей целью «определить каналы, через которые коррупция и другие институциональные факторы влияют на экономический рост и измерить величину этих воздействий». Для этого использовались различные показатели, разработанные Business International. Всего использовалось 56 факторов инвестиционных рисков для 68 стран. Респонденты оценивали факторы риска по шкале от 1 до 10. Одним из 56 факторов была коррупция, определенная как «уровень вовлечения коррупционных или сомнительных платежей в деловые операции». Использовались также индикаторы коррупции, в частности «качество судебной системы» и «степень бюрократической волокиты».

Исследование показало, что коррупция оказывает отрицательное воздействие на соотношение инвестиций и ВВП, т.е. уменьшение коррумпированности бюрократов приводит к увеличению инвестиций.

Вместе с тем, воздействие коррупции на инвестиционные потоки определяется не только величиной коррупции, но и ее формами. В странах, где правительственная элита вовлечена в коррупцию, коррупция может значительно подорвать и рост, и качество развития страны, в частности, увеличить уровень бедности. Более того, в случаях, когда правительственная власть применяется для такого «искажения» экономической системы, чтобы в ней появились ренты для правящей элиты, коррупция приводит к структурной неэффективности всей экономической системы, что подрывает долгосрочное развитие страны.

Интересной особенностью коррупции является степень ее «прогнозируемости», а именно: если коррупция и объем взяток, который нужно платить, заведомо известен, то коррупцию можно воспринимать как своеобразное налогообложение. Если же коррупция «непрогнозируемая», т.е. неизвестно, надо ли платить, сколько платить, и будет ли выполнено то, за что дана взятка, то инвесторы будут предпочитать не вкладывать деньги в такой мало прогнозируемой ситуации. Именно этим можно объяснить кажущийся парадокс, состоящий в том, что, несмотря на высокий уровень коррупции, инвестиции в страны Юго-Восточной Азии весьма велики. Как показали детальные исследования влияния коррупции на иностранные инвестиции, учитывавшие не только объем коррупции, но и ее «прогнозируемость», последнее играет значительную роль для стимулирования инвесторов. Однако следует заметить, что контракты, заключенные с помощью взяток, не дают законного права на обращение в суд при нарушении условий контракта. Поэтому инвестор-коррупционер чувствует себя незащищенным даже если коррупция «предсказуема», и, следовательно, предпочитает налоги взяткам.


17. Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности в России

Механизм борьбы с коррупцией является процессом целенаправленного воздействия на организационные отношения, возникающие в процессе совместной деятельности различных государственных и общественных органов и структур, обеспечивающим эффективное функционирование и развитие как системы борьбы с коррупцией, так и всего государства в целом. Система управления организацией борьбы с коррупцией включает в себя управляемую подсистему, или объект управления, управляющую подсистему, или субъект управления, и соответственно - сам организационно-управленческий механизм, обеспечивающий взаимодействие управляемой и управляющей подсистем.

Организационно-управленческий механизм борьбы с коррупцией представляет собой, кроме названных субъектов управления данным процессом, - систему их взаимодействия по поводу предупреждения и профилактики коррупции во всех сферах жизнедеятельности российского общества: средствах массовой информации, российском бизнесе, гражданском обществе и его институтах, всех ветвях российских властей.

К таким механизмам можно отнести:

1. деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

Основные задачи совета:

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

- контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

2. Национальный антикоррупционный совет (НАС) — некоммерческая организация созданная 3 сентября 2004 года для организации научных исследований и реализации прикладных исследовательских проектов направленных на преодоление коррупции в Российской Федерации. 19 апреля 2005 года НАС организовал дочернюю некоммерческую организацию «Агентство по борьбе с коррупцией в Российской Федерации», которая пользуется полной автономией.


3. Национальный антикоррупционный комитет (НАК) — российская общественная организация, созданная 29 сентября 1999 года группой из 35 известных российских общественных и политических деятелей. Многие из них ранее были членами правительства или занимали должности в государственном аппарате. Первым председателем Комитета был избран С. В. Степашин.

Основная задача Комитета — способствовать устранению условий, порождающих коррупцию в России. Комитет не имеет официального сайта в интернете и не имеет удостоверений членов комитета. Это меры предосторожности против мошенников.

4. Национальный план противодействия коррупции — документ программного характера, утверждённый Президентом РФ Д. А. Медведевым 31 июля 2008 г. План состоит из четырёх разделов и перечня первоочередных законодательных актов, которые необходимо разработать и принять для успешной реализации плана.

5. Разработка принципов и механизмов государственной кадровой политики. В целях обеспечения антикоррупционной устойчивости власти и создания действенного механизма ее формирования следует разработать и утвердить Указом Президента России «Основы и приоритеты государственной кадровой политики в Российской Федерации» — базовый документ, в котором четко изложить принципы подбора кадров на высшие государственные должности в том числе на должности руководителей субъектов Российской Федерации, процедуры изучения и «прохождения» кандидатур, критерии и основные качественные характеристики, требуемые для занятия этих должностей. «Основы и приоритеты» должны положить конец импровизациям в кадровых решениях, зависящих от субъективных интересов того или иного руководителя особенно в высших эшелонах власти, определить принципиальные рамки кадровой политики с учетом реального положения дел в кадровой сфере, масштабов коррупции в системе государственной службы и настоятельной потребности притока новых сил в систему управления.

18. Государственная антикоррупционная политика: определение и содержание

Антикоррупционная политика – это разработка и постоянное осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества в рамках принятых данным государством основ конституционного строя с целью устранения (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.

Антикоррупционная политика - системная, профилактическая по целям и средствам, идеологически и научно обоснованная деятельность государственных органов всех ветвей власти и уровней, а также общественных институтов, заключающаяся в последовательном осуществлении мер социального и правового контроля за общезначимыми (публичными) сферами жизнедеятельности государства, в целях минимизации коррупционных проявлений, являясь одним из направлений криминологической политики предупреждения преступности


Целью государственной антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции посредством: - реализации интересов личности, общества и государства на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина; - предупреждения коррупционных правонарушений, обеспечения ответственности за коррупционные проявления во всех случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами; - мониторинга коррупционных факторов и эффективности реализуемых мер антикоррупционной политики; - формирования антикоррупционного общественного мнения; - обеспечения прав граждан на доступ к информации о фактах коррупции, создания механизма против подкупа граждан при проведении референдумов и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления; - формирования условий для замещения должностей государственной и муниципальной служб лицами с высокими моральными устоями.

По длительности антикоррупционная политика делится на разовые и постоянные меры.

К разовым мерам в современной России можно отнести, например, принятие закона о лоббировании в целях создания прозрачной системы отстаивания интересов в законодательных органах или введение кодифицированной системы процедур подготовки и принятия административных решений.

Постоянные меры включают в себя: a) разработку на определенный период самой антикоррупционной программы, т.е. документа, содержащего основные направления политики на данный период; b) разработку на определенный период планов по противодействию коррупции, т.е. документов, конкретизирующих и структурирующих антикоррупционную программу; c) контроль за реализацией антикоррупционной программы и планов с внесением в них необходимых корректив и оценка степени их реализованности; d) деятельность специализированного антикоррупционного органа по противодействию коррупции (если таковой создан); e) деятельность правоохранительных органов по выявлению, пресечению и расследованию фактов коррупции; f) судебную практику в части применения ответственности за коррупционные деяния; g) деятельность контролирующих инстанций (контрольно- ревизионных, парламентские расследования и др.); h) мониторинг состояния коррупции (в территориальном, отраслевом и функциональном разрезах), в том числе посредством статистических, социологических и иных методов; i) мониторинг системы институтов власти с точки зрения их эффективности в противодействии коррупции; j) антикоррупционное просвещение и воспитание.

Стадии антикоррупционной политики: a) разработка антикоррупционных программ, b) планирование антикоррупционных мероприятий; c) прогнозирование и анализ состояния коррупции и тенденций в ее развитии; d) разработка специальных антикоррупционных законопроектов и проектов подзаконных актов; e) экспертиза законопроектов и проектов подзаконных актов; f) мониторинг реализации антикоррупционной политики и состояния коррупции; g) отчетность государственных органов в целях оценки эффективности их антикоррупционной деятельности.