Файл: Антикоррупционная политика понятие, содержание, виды Краткое описание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Всего с 2000 года в Китае были расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10-20 лет заключения

И конечно, нельзя оставить без особого внимания, одну из основных мер по противодействию коррупции – смертную казнь. Начиная с 1982 года, в соответствии с Уголовным Кодексом, взяточничество являлось преступлением и каралось либо пожизненным заключением, либо казнью. Со временем изменилась только технология самой казни – вместо расстрелов ввелись более «гуманные» смертные инъекции – а само существование казни осталось.

Но несмотря на столь сильную решимость правительства в борьбе с коррупцией, по оценкам китайских экспертов, экономика КНР ежегодно теряет 13-17% ВВП и 20% государственных финансов попадает в руки нечестных чиновников. Да и цифры, обсуждаемые народом Китая, никого не оставят равнодушными:

На январь 2010 года по данным дисциплинарной комиссии компартии Китая за границу сбежало более 4 тыс. партийных чиновников, которые прихватили с собой 7,1 млрд. $ (50 млрд юаней).

В 2011 г. в рейтинге стран занимает 75 место.

42. Опыт противодействия коррупции в Сингапуре

К моменту обретения независимости в 1965 году Сингапур оказался в ситуации, чем-то напоминавшей картину постсоветской России. Страна находилось в крайне тяжелом экономическом положении и была насквозь пронизана беззаконием. Законодательство было импортировано британскими колонизаторами из далекой Англии, правоохранительные органы оказались не в состоянии противостоять организованной преступности, а большинство чиновников участвовало в коррупционных схемах. Население имело низкий уровень образования и не умело отстаивать свои права.

В 1960 г. в Сингапуре был принят Акт о предотвращении коррупции (РОСА), преследовавший две цели: нейтрализовать коррупционно емкие статьи национального законодательства и ужесточить наказание за взяточничество. В документе четко определялись все виды коррупции (взяточники не могли больше увиливать, получая ”благодарность” в форме подарков и прячась за размытыми формулировками); тюремные сроки за взятки были увеличены. Однако Акт о предотвращении коррупции только декларировал борьбу с коррупцией. Нужны были действенные меры по его реализации.

Положение стало исправляться, когда пришедший к власти Ли Куан Ю создал независимый орган для борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти - Агентство по борьбе с коррупцией (АБК), директор которого подчинялся непосредственно главе правительства. АБК было наделено серьезными полномочиями: оно получило право задерживать потенциальных взяточников,
проводить обыск в их домах и на работе, проверять банковские счета и т.д. Расследования инициировались даже против близких родственников премьера. Ряд министров, уличенных в коррупции, были приговорены к различным срокам заключения, кто-то покончил жизнь самоубийством, кто-то бежал из страны.

Позднее сингапурское антикоррупционное законодательство несколько раз дополнялось. Так, в 1989 г. была введена норма о конфискации имущества. Жесткий контроль дал неплохие результаты, поэтому власти перешли ко второму этапу борьбы со взяточничеством - ”мягкому”.

Антикоррупционная политика стала более результативной после резкого повышения зарплат. Правительство решило: и полицейский, и клерк должны иметь такую оплату труда, которая бы исключала соблазн брать взятки. Сегодня чиновники получают до 20-25 тыс. долл. в месяц (от 600 тыс. до 750 тыс. руб.), министры - до 100 тыс. долл. в месяц (3 млн. руб.). Зато и охрана, и автомобиль с водителем, и содержание жилища - только за личные деньги.

Для повышения независимости судей, их социального статуса были не только приняты соответствующие законодательные акты, но и увеличены жалования. Перед этим почти весь коррумпированный судейский корпус был заменен на лучших юристов страны, среди которых преобладали частные адвокаты. Зарплата сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год (в 90-е годы - свыше 1 млн долл.), что в 10 раз выше министерских окладов.

Антикоррупционная политика, проводимая в Сингапуре, основывается на 12 принципах.

1. Меры предпринимаются по отношению к обеим сторонам - и к тем, кто дает взятки, и к тем, кто их берет.

2. Случаи коррупции наказываются в административном или уголовном порядке, причем общественное порицание - неотъемлемая часть процесса наказания.

3. Государственные обязанности и личные интересы четко разграничиваются.

4. Главенство закона.

5. Установление ясных и четких методов работы и принятия решений.

6. Лидеры должны подавать личный пример безупречного поведения на самом высоком уровне, чтобы поддерживать свой моральный авторитет, необходимый для борьбы с коррупцией. То есть для политических лидеров ключевой критерий - неподкупность.

7. Признание личных и профессиональных заслуг, а не родственные связи или политическое покровительство - определяющий фактор при назначении должностных лиц.


8. Увольнение запятнавших свою репутацию чиновников.

9. Достойная оплата труда государственных служащих.

10. Защита информаторов, сообщающих о случаях коррупции.

11. Минимизация количества подписей, необходимых для признания правильности документа.

12. Распространение действия законов на должностных лиц с целью выяснения источников их доходов.

Те, у кого продолжали вымогать деньги, могли обратиться за поддержкой в Бюро по расследованию коррупции. Его ”горячая линия” работает круглосуточно. Охотно принимаются и анонимные жалобы. Волокита в учреждениях Сингапура сведена на нет с помощью реального электронного правительства. Запросы в министерства и ведомства сингапурцы шлют по Интернету в электронном формате. Суды работают четко и быстро. Есть, например, Суд малых жалоб (Small Claims Court), который занимается делами туристов, если их вдруг обманули при покупке. Заседание суда назначают уже на следующий день: нет волокиты, значит, отпадает и повод дать взятку за ускорение процесса.

Закон о коррупции 1989 года (Конфискация выгод) наделил суд правом конфисковать собственность и денежные средства, происхождение которых лицо, уличенное в коррупции, не может внятно объяснить. В случае смерти ответчика, суд вправе принять решение о конфискации его имущества. В настоящее время Сингапур, жёсткое авторитарное государство, занимает лидирующие места в мировых рейтингах по отсутствию коррупции, экономической свободе и уровню развития.

В 2011 г. в рейтинге стран занимает 5 место.

43. Генеральная прокуратура РФ: задачи, функции и роль в противодействии коррупции

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории.

К компетенции прокуратуры и ее структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.

В состав управления входят отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства и отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, а также организационно-методическая группа.


Основные направления деятельности этих подразделений можно разбить на следующие группы:

• выявление коррупционных проявлений и проведение по ним соответствующих проверок;

• надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по делам коррупционной направленности;

• осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;

• поддержание государственного обвинения в стадии судебного производства по таким уголовным делам;

• участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными и иными структурами других стран;

• мониторинг и анализ исполнения законодательства о борьбе с коррупцией и выработка предложений по его совершенствованию.

Учитывая комплексный характер коррупции, проявления которой могут наблюдаться в сфере исполнения законодательства различных видов (бюджетного, антимонопольного, законодательства об использовании государственного имущества, о государственных закупках, о противодействии легализации преступных доходов и т.д.) управление правомочно осуществлять необходимые мероприятия по противодействию коррупции в сфере исполнения соответствующего законодательства во взаимодействии с иными профильными надзорными подразделениями Генеральной прокуратуры РФ.

Создающиеся подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур в оперативном отношении находятся в подчинении соответствующих прокуроров, но организационно их деятельность по указанным направлениям координируется специальным управлением центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Такое построение призвано обеспечить самостоятельную централизованную структуру в рамках единой прокуратуры Российской Федерации.

Основные цели и задачи Управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции:

• Деятельность Управления направлена на укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства посредством реализации комплекса мер, обеспечивающих эффективное противодействие коррупции и ее проявлениям, представляющим повышенную общественную опасность.


В этих целях Управление выполняет следующие основные задачи по обеспечению:

• организации и осуществления эффективного прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, а также за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью, направленной на выявление, пресечение и расследование коррупционных преступлений, представляющих повышенную общественную опасность;

• привлечения к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении преступлений и иных правонарушений коррупционной направленности;

• защиты и восстановления нарушенных в результате коррупционных проявлений прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уголовном, гражданском и арбитражном процессах в пределах полномочий, предоставленных законодательством, а также возмещения причиненного вреда;

• своевременного предупреждения средствами прокурорского надзора коррупционных правонарушений, выявления и устранения их причин и условий.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность по борьбе с коррупцией (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений) органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенной органов Российской Федерации и других правоохранительных органов и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Для повышения гарантий независимости при выполнении возложенных обязанностей и предупреждения фактов неправомерного служебного поведения работников специализированных подразделений установлена не только особая процедура их назначения на должность и освобождения их от должности, но и специальный порядок привлечения таких прокурорских работников к дисциплинарной ответственности. Назначение на должности проводится только после тщательного изучения личности кандидата, который должен обладать безупречным послужным списком и соответствующей репутацией. Отбор кандидатур как в территориальные подразделения в субъектах Российской Федерации и приравненные к ним специализированные прокуратуры, так и в управление происходит на специальной комиссии. Состав комиссии в Генеральной прокуратуре Российской Федерации утвержден приказом Генерального прокурора России, возглавляет её Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. На региональном уровне такие комиссии возглавляют прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур.