ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Межличностные отношения в семье представлены отношениями между родителями, между родителями и детьми и между детьми, характеризующимися избирательностью, эмоциональными переживаниями, нравственными оценками личностных, характерологических, поведенческих аспектов личности и эмоционального отношения членов семьи друг к другу. К особенностям межличностных отношений в семье, оказывающим влияние на развитие личности, эмоциональные переживания подростка, реализацию его потребностей, и, тем самым, его адаптацию в социуме можно отнести удовлетворенность отношениями вследствие общих потребностей, интересов, стремлений или неудовлетворенность отношениями, возникающая в результате противоречивых потребностей, интересов или стремлений, приводящая к семейным конфликтам; отношения в системе «родитель-ребенок», опосредованные установками, ориентациями, ценностями, ожиданиями и стереотипами, представленные в различных стилях семейного воспитания; отношения в системе «ребенок-ребенок», опосредованные отношением родителей к детям.
2. Между уровнем социально-психологической адаптации личности подростка и характером межличностных отношений в семье существует прямая зависимость. Высокий уровень социально-психологической адаптации личности подростка, как правило, соотносится с благоприятными межличностными отношениями в семье. Низкий уровень социально-психологической адаптации личности чаще преобладает у подростков из семей, где межличностные отношения нарушены.
3. Семья выступает в качестве фактора, способствующего дезадаптации подростка: через формирование неспособности противостоять психической травме, через воздействие на психическую сопротивляемость, через формирование представления индивида о патогенной ситуации и ее оценке. Устойчивый дисбаланс в системе межличностных отношений, обусловленный семейными конфликтами, нарушением семейного воспитания или избирательным отношением родителей к детям способствует возникновению дезадаптации личности подростков.
4. Снижение уровня социально-психологической адаптации личности подростков опосредовано в большей степени характером межличностных отношений в семье, в частности избирательным отношением родителей к детям, нежели последовательностью их рождения.
Базой диссертационного исследования явилось Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Астраханский государственный колледж профессиональных технологий». В исследовании приняли участие 125 подростков 15 лет и их родителей.
Этапы исследования. В соответствии с поставленными задачами исследование было проведено в четыре этапа:
Первый этап (ноябрь 1999 - ноябрь 2002гг.) носил подготовительный характер.
Целью данного этапа являлась разработка плана диссертации, обоснование актуальности исследования, определение предмета и объекта исследования, постановка целей и задач предстоящей работы.
На втором этапе (ноябрь 2003- май 2004гг.) осуществлялось исследование поискового характера.
Цель данного этапа: теоретическое осмысление и определение значимости проблемы межличностных отношений и межличностных отношений подростка в семье в частности. Были проанализированы основные подходы к изучению вопроса о детерминации, структуре межличностных отношений и определению роли различных факторов, оказывающих воздействие на их развитие, а также выявлению характера этого воздействия. Кроме того, в соответствии с поставленной задачей, изучалось состояние методической и методологической базы различных аспектов проблемы межличностных отношений, а именно: структуры межличностных отношений, особенности структуры межличностных отношений подростка, особенности межличностных отношений в семье, а также влияние межличностных отношений на адаптацию личности подростка.
На втором этапе исследования анализировалась степень изученности проблемы социально-психологической адаптации, особенностей ее протекания у подростков, связь уровня социально-психологической адаптации личности с особешюстями межличностных отношений подростка в семье. С этой целью нами проводился научный анализ соответствующей психологической, медицинской, философской и педагогической литературы.
Этап завершился разработкой методологического аппарата исследования, определением доминант исследования, разработкой пакета диагностических методик, определяющих характер межличностных отношений в семье и особенностей протекания социально-психологической адаптации личности подростков.
Целью третьего этапа (сентябрь 2004-май 2005гг.) являлось дальнейшее теоретическое осмысление проблемы, а также проведение диагностики особенностей межличностных отношений в семье.
В связи с этим в качестве гипотезы первого уровня выступило предположение, в соответствии, с которым выделенные особенности межличностных отношений в семье выступают в качестве определяющих моментов в процессе практической реализации отмечаемых в структуре социально-психологической адаптации компонентов.
Проведенные диагностические исследования и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социально-психологической адаптации личности позволил выделить основные компоненты, составляющие структуру понятия «социально-психологическая адаптация».
В диагностическом исследовании приняли участие 125 подростков, студентов первого курса Астраханского государственного колледжа профессиональных технологий.
Полученные в ходе исследования данные и дальнейшая их интерпретация позволили реально подтвердить гипотетически выделенные ранее уровни социально-психологической адаптации личности подростка и уточнить степень воздействия на них характера межличностных отношений в семье.
Заключительный четвертый этап (июнь 2005-ноябрь 2005гг.) -завершение эмпирической работы, качественный, количественный анализ и окончательная интерпретация данных, обобщение полученных результатов, их проверка, формулировка выводов.
Итогом четвертого этапа стало упорядочение исследовательских материалов и техническое оформление диссертационного исследования.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 185 источников (173 - на русском и 12 - на иностранных языках) и 6 приложений. В тексте диссертации
Похожие диссертационные работыпо специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК
-
Депривация в семье как фактор делинквентного поведения подростков2007 год, кандидат психологических наук Федорова, Наталья Владимировна -
Социально-психологические детерминанты и особенности подростковой безнадзорности2005 год, кандидат психологических наук Прялухина, Алла Вадимовна -
Клинико-психологические детерминанты алкоголизации в подростковом возрасте2013 год, кандидат психологических наук Локтева, Анна Владимировна -
Фактор значимых (внутрисемейных) жизненных ситуаций в структуре и стратегии дезадаптивного поведения подростков2002 год, кандидат психологических наук Корнилова, Ольга Алексеевна -
Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения2005 год, кандидат психологических наук Дубровин, Дмитрий Николаевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИпо теме «Психология развития, акмеология», Рахманина, Ирина Николаевна
Заключение.
Рассматривая особенности межличностных отношений подростков, мы определили, что потребность в положительной оценке взрослых, в общении со сверстниками, стремление занять благоприятное положение в системе межличностных отношений являются базовыми, ведущими для подростка. Неудачные попытки их удовлетворения создают психотравмирующую ситуацию, которая при отсутствии своевременной и адекватной психологической помощи переходит в ситуацию затруднения в удовлетворении жизненно важных социальных потребностей.
Выделенные в диссертационном исследовании варианты нарушений межличностных отношений в семье приводит к своеобразным искажениям в самом ходе психического развития подростков, характеризующимся дисгармоничным, конфликтным характером, связанным с фиксацией негативной фазы критического периода подросткового развития. Все это не только вызывает специфические искажения в деятельности и поведении подростков, но и определяет изменение его места и роли в системе семейных отношений. При наличии сибса такой подросток, не оправдывающий ожидания родителей, вытесняется из семейной целостности и вместе с тем остается повышенно зависимым и непосредственно эмоционально связанным с родителями. В этом случае происходит закрепление зависимой и «закрытой» позиции ребенка в системе семейных отношений.
Достаточно длительное, в течение ряда лет, действие подобных психологических факторов вызывает возникновение и закрепление дезадаптированного поведения личности. И, наконец, заострение выше описанных тенденций вызывает острый внутрисемейный кризис, выражающийся в сфере эмоционального реагирования взрослых и детей повышенной тревожностью, а в сфере личностного самосознания родителей происходит осознание самих себя как несостоявшихся в своих родительских ролях, что еще больше дезадаптирует подростков, вызывая их девиантное поведение.
В диссертационном исследовании установлено, что все семейные отношения связаны по принципу круговой причинности, и все перечисленные выше факторы, вызывающие повышенную готовность к проявлению дезадаптации, связаны по принципу негативной обратной связи. Дезадаптированное поведение подростков усиливает дисгармонию в родительском отношении, и это немедленно сказывается на общей конфликтогенности и напряженности межличностных отношений в семье.
Таким образом, полученные в диссертационной работе результаты подтверждают выдвинутые в процессе диссертационного исследования гипотезы.
IIa основании результатов диссертационного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Под межличностными отношениями в семье необходимо понимать отношения между родителями, между родителями и детьми и между детьми, характеризующиеся избирательностью, эмоциональными переживаниями, нравственными оценками личностных, характерологических, поведенческих аспектов личности и эмоционального отношения членов семьи друг к другу.
2. Особенности межличностных отношений в семье обусловлены удовлетворенностью или неудовлетворенностью отношениями вследствие общих или противоречивых потребностей, интересов, стремлений; установками, ориентациями, ценностями, ожиданиями и стереотипами, представленными в различных стилях семейного воспитания; отношением родителей к детям.
3. Межличностные отношения в семье являются одной из важнейших детерминант социально-психологической адаптации личности. Благоприятные межличностные отношения в семье способствуют повышению уровня социально-психологической адаптации личности детей подросткового возраста, неблагоприятные - обуславливают снижение уровня социально-психологической адаптации личности и, в случае их устойчивого сохранения, приводят к дезадаптации личности подростка.