Файл: М. А. Ермохина Протокол от 29. 08. 2018 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интегрированные занятия по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников
Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном возрасте. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции,на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга; формируются образные представления, развивается мышление, воображение. Все это вызывает у детей стремление передать воспринимаемую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые понравились, поделиться своими переживаниями со своими близкими; у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Одним из наиболее эффективных средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, представляются интегрированные занятия.

Интегрированное – занятие соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.

Цель интегрированных занятий дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Рассмотрим задачи интегрированных занятий:

- формирование эстетического восприятия окружающего мира;

- приобщение к миру искусства;

- развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;

- развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности

Отличительные особенности интегрированных занятий:

-четкость, компактность, большая информативность учебного материала (конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах).

- логическая взаимообусловленность (обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей).

- смена динамических поз и видов деятельности.

В интеграции не все компоненты включаются в процесс художественноготворчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли своеобразного стержня. Именно вокруг этого стержня объединяются другие аспекты и виды деятельности, которые должны помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень эмоционального восприятия детьми.


В работе по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста, в качестве стержневых содержаний выступают музыка, художественная литература, изобразительное искусство.

Рассмотрим основные дидактические методы обучения,используемые в работе:

- инфрмационно-рецептивный метод (организация и обеспечение восприятия, запоминания дошкольниками готовой информации).

- репродуктивный метод (закрепление, углубление знаний, способов).

- эвристический метод (операционное и поэтапное обучение элементам и процедурам творческой деятельности (сравнительный анализ, решение проблемных вопросов).

- исследовательский (самостоятельное решение целостных задач).

- игровой (повышение интереса детей к занятиям, воспитаниечувства уверенности в своих силах: игровые приемы, ситуации, дидактические игры).

Интеграция в системе образовательной деятельности актуальна, в связи с введением ФГОС,так как она:

- способствует формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;

- развивает эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;

- способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;

- воспитывает понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними.

При подготовке к интегрированным занятиям большое значение имеет предварительная работа,связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры.

При сочетании разных видов деятельности включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышения качества продуктивного результата (рисунка, поделки).

Давайте рассмотрим пример интегрированного занятия по теме: «Зимующие птицы».

Ход занятия:

1. Занятие начинается с сюрпризного момента. В группе появляется кукла Даша, это персонаж, который позволяет педагогу уйти с позиции учителя. От лица Маши, воспитатель может задать любые вопросы, ведь Машу всему нужно научить.

Даша:

- Гуляла я по лесу ребята, гуляла, прислушивалась, да так и не услышала пения соловья., Хотела расспросить ласточку про соловья, узнать лесные новости и её в лесу не нашла. Тихо в лесу, снежно. Куда все подевались-то?



Дети отвечают, что с наступлением холодов соловей, ласточка и другие птицы улетели в теплые края.

Даша: А почему они улетели? Даже не попрощались. Так что же в лесу не осталось совсем никого?

Ответы детей.

Даша: Ой, птиц вы много назвали, так ведь они тоже может быть улетели или скоро улетят?

Ответы детей.

Даша: А вы можете мне о них рассказать?

Детям предлагается составить рассказы о зимующих птицах, используя карты-схемы.

В беседе с Машей может возникнуть ситуация, позволяющая обратиться к личному опыту ребенка, например, вспомнить и рассказать стихи или загадать загадки и др. о птицах.

Даша: Рассказы ваши были все интересные, я много узнала про птиц, все поняла или не поняла… Пока доберусь до дома точно все забуду (Даша мотивирует детей к переходу на следующий этап занятия).

Воспитатель: Ребята как мы можем Маше помочь запомнить названия птиц, как они выглядят? (ответы детей).

Воспитательсоздает условия для решения проблемной ситуации: нарисовать, сделать аппликацию птиц (предлагаются образцы).

Дети приступают к творчеству. Воспитатель оказывает необходимую помощь.

Готовые работы дети рассматривают с Машей и дарят ей.

Педагогическая ценность интегрированных занятий заключается в том, что они побуждают детей активно и творчески мыслить. Интегрированные занятия обеспечивают своевременную смену различных видов деятельности, что поддерживают интерес к занятиям

Наибольший эффект эти занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а системность.



Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми на 2 недели по художественному чтению с беседами

Тема недели: «Неделя детской книги».

Цель: Формировать устойчивый интерес детей к книге как к источнику знаний. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Отчётное мероприятие: Экскурсия в детскую библиотеку. Выставка книг.

3 октября, понедельник Утро Приём детей.

Беседа с детьми на тему«Для чего нам книги».

Цель: дополнить и расширить знания детей о книгах, воспитывать бережное отношение к книгам.

Утренняя гимнастика. Ин-ные поручения для Амила, Назара – дежурство по столовой.Цель: воспитывать аккуратность. Игровое упражнение «Что, где?»

Цель: развивать внимание. Работе в уголке книги: рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Цель: воспитывать интерес к книгам. Выпуск буклета «Польза сказок в развитии ребёнка».

ООД 1. Познавательное развитие (ознакомление с миром природы/ПСЦ)«Путешествие в прошлое книги». П/З: познакомить детей с историей создания и изготовления книги; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам. (О. В. Дыбина, Ознакомление с предметным социальным окружением с. 35)

2. Рисование. «Мой любимый сказочный герой». П/З: учить детей передавать в рисунке образы сказок, характерные черты полюбившегося персонажа. Закреплять умение рисовать акварельными красками. Воспитывать интерес к творческой деятельности. (Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в д/с, с. 92)

3. Музыка. П/З: учить различать ритмичную, энергичную музыку, радостную, весёлую, грустную, нежную, задушевную; отрабатывать навыки совместной игры в ансамбле; развивать умение выразительно передавать в танце эмоционально-образное содержание.

Прогулка Наблюдение в природе: небо.Цель: развивать познавательный интерес, наблюдательность.

П/И «Ловишки».Цель: развивать ловкость.

П/И «Выше ноги от земли».Цель: развивать быстроту реакции.

П/И «Птички в гнёздах».Цель: продолжать учить детей чётко реагировать на сигнал. Ин-ная работа по ФЭМП с Максимом, Тагиром.


Цель: продолжать учить правильно называть геометрические фигуры. Ситуативный разговор «Мой товарищ».

Цель: осудить с детьми, что такое дружба. Помочь организовать с/р игру «Библиотека».Цель: продолжать учить детей использовать в игре информацию, полученную из разных источников.

2-ая половина дня

Прогулка Постепенный подъём детей. Гимнастика после сна. Хождение по массажным коврикам.

Чтение: В. Драгунский «Заколдованная буква».Цель: продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию произведения.

П/И «Краски».

Цель: упражнять детей в умении выполнять игровые действия в соответствии с текстом. Индивидуальная работа по развитию речи с Амилом, Ромой.

Цель: продолжать учить составлять рассказ по картинке. Пальчиковая гимнастика «Семья»«Цветок».

Цель: развивать мелкую моторику рук. Предложить детям организовать с/р игру «Детский сад».

Цель: продолжать учить самостоятельно организовывать знакомые игры.

4 октября, вторник Утро Приём детей.

Д/и «Четвёртый лишний».

Цель: развивать внимание, логическое мышление.

Д/и «Наоборот».

Цель: продолжать учить детей подбирать антонимы к словам.

Утренняя гимнастика. Ин-ные трудовые поручения для Алины, Ромы – дежурство в уголке природы (протирание листочков).Цель: вос-ть трудолюбие.КГН: закреплять умение правильно сидеть за столом во время приёма пищи. Подготовка к с/р игре «Магазин». Сюжет «Книжный магазин».

Цель: продолжать учить детей подготавливать необходимые атрибуты. Предложить родителям поиграть с детьми по пути домой в игру «Далеко на лугу пасутся ко…»

ООД 1ФЭМП. Занятие №9. Состав числа. П/З: познакомить с составом числа 3; учить составлять число три из двух меньших чисел; упражнять в счёте по осязанию; воспитывать усидчивость. (Новикова В. П., Математика в д/с, с. 25)

2. Физическая культура. П/З: Закреплять навыки ходьбы и бега между предметами; упражнять в сохранении равновесия на повышенной опоре и прыжках; развивать ловкость в упражнении с мячом. (ООД 13-15 Л. И. Пензулаева «Физ. культура в д/с. подготовит. группа» стр. 20-22).

3. Развитие речи. Чтение А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

П/З: продолжать формировать целостное восприятие художественного произведения; побуждать давать оценку поступкам и действиям героев; воспитывать интерес к познавательной деятельности.