ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Власова Наталия Александровна (1899—1989)
Логопед-дефектолог, кандидат педагогических наук, профессор. Окончила 2-й МГУ (ныне МПГУ). В 1929 г. с профессором В. А. Гиляровским организовала в больнице им. Соловьева детскую площадку, где оказывалась логоте-рапевтическая помощь заикающимся детям.
Впервые на детской площадке при больнице Соловьева Н. А. Власовой вместе с профессором В. А. Гринер была внедрена логопедическая ритмика.
В 1964 г. Н. А. Власова была приглашена на работу в НИИ психиатрии им. Сербского в лабораторию патологии речи. Автор многочисленных научных и практических трудов. Она долгие годы сотрудничала с факультетом реабилитации Берлинского университета им. Гумбольдтов, совместно с профессором К. П. Беккером ею была написана монография «Заикание»; переведен и отредактирован учебник «Логопедия» К. П. Беккера и М. Совака.
Имя Н. А. Власовой достойно стоит среди тех, кто внес большой вклад в развитие отечественной логопедии.
Основные труды
Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М., 1955.
Доброгаев Сергей Мартьянович (1873, дата кончины неизвестна)
Врач-невропатолог, профессор. Работал зав. кафедрой физиологии, патофизиологии речи, логотерапии и логопедии с 1932 по 1935 гг. в Ленинграде. Большая часть его работы связана с ЛГПИ им. А. И. Герцена. Лекции, экспериментальные научные исследования посвящены вопросам физиологии, патофизиологии и терапии речи. По проблемам речи опубликованы научные работы в области сурдопедагогики и логопедии.
Основные труды
Физиологический и социальный элементы в учении о речи человека / РАНИОН НИИ сравнит., истории лит. и яз. Запада и Востока. Л., 1929.
Звукопроизносительная речь нормально слышащих и кинетическая речевая коммуникация глухонемых // Язык и мышление: Сб. ст. / АН СССР. Ин-т языка и мышления. Л., 1934.
Конспект курсов физиологии речи, патофизиологии речи и логотерапии / ЛГПИ. Л., 1934.
Ипполитова Анастасия Гавриловна (1902—1986)
Трудовая деятельность началась в детском доме для глухонемых детей, затем она поступила на дефектологический факультет 2-го МГУ, по окончании которого получила специальность сурдопедагога и логопеда. Работала в различных специальных учреждениях Москвы, а с 1946 года — в Центральном невропсихиатрическом диспансере для детей и подростков, сочетая практическую работу логопеда с научной в НИИ дефектологии АПН РСФСР и пеДагогичес-кой — в МГПИ им. В. И. Ленина. В это же время стала главным методистом Москвы.
Осуществленная ею теоретическая и практическая разработка системы методических приемов постановки звукопро-изношения у детей с псевдобульбарной дизартрией и ринола-лией явилась ценным вкладом в дефектологическую науку.
Основные труды
Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде. М., 1963.
Открытая ринолалия. М., 1983.
Левина Роза Евгеньевна (1908—1989)
В 1927 году поступила во 2-й МГУ. В 1933 г. возглавила медико-педагогическую группу, сформированную при ЭДИ для работы с детьми-алаликами. В 1951 г. опубликовала книгу «Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)», где впервые в логопедии были последовательно изложены принципы системного анализа речевой и психической недостаточности алаликов. Основные положения и выводы этой работы имеют и до настоящего времени первостепенное дифференциально-диагностическое значение для теории и практики логопедии.
Наиболее значительной научной заслугой профессора Левиной по праву считается построение концепции общего недоразвития речи. В 1961 г. завершила обширное исследование, результаты которого были изложены в ее докторской диссертации «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи». Впервые был осуществлен анализ различных компонентов речевой деятельности, влияющих на природу нарушений письма: описаны индивидуальные особенности компенсации в соответствии с различной структурой дефекта письма. Итогом значительного периода научной деятельности Р. Е. Левиной явилась широко известная логопедам книга «Основы теории и практики логопедии» (1968 г.), написанная коллективом сотрудников под ее непосредственным руководством. Значительным вкладом в развитие организации логопедической помощи в системе образовательных учреждений явилась разработанная ею психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.
Выдающийся ученый в области логопедии, Р. Е. Левина всегда являлась высочайшим авторитетом для ученых, учителей, организаторов корррекционного обучения — всех, кто был занят проблемой преодоления речевых нарушений у детей.
Основные труды
Опыт изучения неговорящих детей. М., 1954. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961.
Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
Ляпидевский Сергей Семенович (1903—1975)
Свою трудовую деятельность начал с работы в детских трудовых колониях и детских домах для аномальных детей в качестве педагога-воспитателя. После окончания педагогического факультета 2-го МГУ в 1925 году был направлен на работу в Казань и поступил на медицинский факультет Казанского университета. В 30-е гг. вместе с А. И. Дьячю-вым организовал Московский областной и городской дефектологический кабинет, а в 1932 году — дефектологический факультет и кафедру дефектологии в Московском городском педагогическом институте.
В годы Великой Отечественной войны служил в рядах Советской армии. С 1946 по 1965 год работал в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН РСФСР. В 1955 году был избран на должность заведующего кафедрой
психопатологии и логопедии МШИ им. В. И. Ленива, в 1962 году ему было присвоено звание профессора.
Сочетание двух профессий — педагога и врача — способствовало формированию С. С. Ляпидевского как разностороннего ученого с широким кругом интересов. Он является автором и редактором учебников для высшей школы, монографий, сборников статей. С 1946 по 1955 г. был экспертом ЮНЕСКО по дефектологии, способствовал установлению научных связей с дефектологами ряда стран. Его работы изданы в Румынии и Югославии.
Научно-педагогическая и общественная деятельность С. С. Ляпидевского получила высокую оценку. Он был награжден орденом Красной Звезды, медалями, Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР. За большие заслуги в педагогической деятельности и в развитии специальной педагогики был удостоен медали им. К. Д. Ушинского.
Основные труды
Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1963. Вып. I, II, III.
Расстройства речи у детей и подростков // Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969.
Анатомо-физиологические механизмы речи (в соавторстве). М., 1969.
Орфинская Вера Константиновна (1899—1971)
Училась в Петрограде на этнолого-лингвистическом отделении университета. Ее учителями и руководителями первых научных работ были ученые с мировым именем, профессора-лингвисты М. Г. Долобкс и Л. В. Щерба. В течение нескольких лет занималась и на биологическом факультете, где серьезно изучила курсы анатомии, гистологии, а также физиологии под руководством А. А. Ухтомского.
Еще в довоенные годы занялась изучением дисграфии у учащихся младших классов массовой школы. В 1928 г. продолжила свои исследования в Отофонетическом институте, где обследовались, воспитывались и обучались дети с различными видами патологии: глухие, слепоглухонемые, заикающиеся, алалики и др.
В 1934 г. стала заведующей фонолого-логопедической лаборатории института.
Ее исследовательская деятельность начиная с военных лет сосредоточилась в основном на проблеме алалии и афазии.
Впервые в истории логопедии В. К. Орфинской было проведено сравнительное лингвистическое исследование таких сложных речевых расстройств, как афазия и алалия. В разработанной ею лингвистической классификации представлены не только ведущие расстройства, но и характер неполноценности языковых систем, их соотношение с гностико-практическими расстройствами, подробно описаны симптомы языковых расстройств, проявления нарушений фонематической, морфологической, синтаксической систем языка.
Результаты сравнительного лингвистического изучения алалии и афазии были обобщены В. К. Орфинской в ее докторской диссертации, которую она защитила в 1960 году в ЛГПИ им. А. И. Герцена на дефектологическом факультете.
Основные труды
Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи. Л., 1959.
Принципы построения дифференциальной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии. Л., 1963.
Методика работы по подготовке к обучению грамоте де-тей-алаликов и анартриков. Л., 1963.
Правдина Ольга Владимировна (1894—1977)
Окончила в 1917 г. физико-математический факультет Московских высших женских курсов. В 1920—21 уч. г. поее просьбе была командирована на годичные курсы по детской дефективности, а через год начала работать в медико-педагогической клинике Наркомпроса в качестве логопеда. Ее идейными руководителями стали широко известные ученые Ф. A. Pay и Ю. А. Флоренская.
С 1933 по 1936 г. О. В. Правдина работала в логопедической поликлинике при объединении им. Н. А. Семашко. С 1936 стала работать логопедом в Научно-практическом институте (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).
В период Великой Отечественной войны защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Тяжелая детская дизартрия в логопедической практике». С 10 сентября 1952 г. начала работать на кафедре психопатологии и логопедии МШИ им. В. И. Ленина под руководством С. С. Ляпидевского.
В 1969 г. вышел ее учебник «Логопедия» для дефектологических и дошкольных факультетов, а также для логопедов-практиков и для учащихся педагогических училищ.
В настоящее время в области логопедии активно работает ряд известных методистов — учеников Ольги Владимировны Правдиной, которые продолжают дело подготовки логопедических кадров для Российской Федерации.
Основные труды
Альбом по коррекции речевых расстройств при афазии (опыт работы в госпитале). М., 1945—49. Логопедия. М., 1973.
Pay Федор Андреевич (1868—1957)
Советский дефектолог, член-корр. АПН РСФСР, д-р пед. наук, профессор. Разрабатывал вопросы теории и практики в бурдопедагогике и логопедии. В течение мн'огих лет возглавлял Арнольдо-Третьяковское училище глухонемых (позднее Московский институт глухонемых).
Инициатор первых мероприятий по организации логопедической помощи в стране. Большое внимание уделял подготовке сурдопедагогов и логопедов, он является одним из организаторов высшего дефектологического образования.
В течение многих лет возглавлял кафедру сурдопедагогики и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина. Он автор и редактор большого числа печатных трудов (монографий, статей, учебников, методических пособий) по сурдопедагогике и логопедии. Награжден орденом Ленина.
Основные работы
Букварь для школ глухонемых (совм. с Н. A. Pay). M., 1940.
Методика обучения глухонемых произношению (совм. с Ф. Ф. Pay). M., 1959.
Методические указания к книге М. Г. Генинг и А. Ко-пейкиной «Учись правильно говорить». М., 1931.
Pay Елена Федоровна (1889—1969)
Имя Е. Ф. Pay известно дефектологам всех поколений. Кандидат пед. наук, доцент. Она (как и Ф. A. Pay и Н. A. Pay) стояла у истоков развития отечественной сурдопедагогики и логопедии, работая с глухими и неговорящими дошкольниками. При Московском институте педиатрии ею был открыт стационар для глухих детей от 2—3 месяцев и до 2 лет, а также слухоречевой кабинет для детей с недостатками слуха и речи. В 1935 г. по ее инициативе были открыты первые ясли для детей раннего и преддошкольного возраста, имеющих недостатки слуха и речи. В1954—56 гг. она совмещала работу в здравотделе Москвы с преподавательской деятельностью на дошкольном отделении дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина. С 1956 по 1969 г. Е. Ф. Pay — доцент кафедры дефектологии МГЗПИ, автор многих известных научных работ.